Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 18:04, курсовая работа
Анализ себестоимости продукции, работ и услуг является важным инструментом в системе управления затратами. Он позволяет изучить тенденции изменения ее уровня, установить отклонение фактических затрат от нормативных и их причины, выявить резервы снижения себестоимости продукции и выработать мероприятия по их освоению.
Снижение себестоимости продукции имеет большое значение для предприятия, так как является одним из решающих источников увеличения накоплений для целей расширения производства и повышения благосостояния персонала.
Введение………………………………………………………………………..….3
Глава I. Теоретические аспекты анализа себестоимости продукции
на предприятии.
1.1. Этапы и содержание анализа себестоимости продукции……………….…5
1.2. Анализ безубыточности производства и понятие операционного
рычага………………………………………………………………………….....10
Глава II. Анализ финансово-хозяйственной деятельности и себестоимости предприятия.
2.1. Основные финансово-экономические показатели работы предприятия
и их оценка……………………………………………………………………….13
2.2. Анализ себестоимости продукции предприятия………………………….22
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы……………………………...……………31
Приложение ……………………………………………………………………...32
Курсовая
работа
по дисциплине:
«Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности»
на тему:
«Анализ себестоимости продукции»
Москва-2011
Введение…………………………………………………………
1.1. Этапы и содержание анализа себестоимости продукции……………….…5
1.2. Анализ безубыточности производства и понятие операционного
рычага………………………………………………………………
Глава II. Анализ финансово-хозяйственной деятельности и себестоимости предприятия.
2.1. Основные
финансово-экономические
и их оценка………………………………………………………………
2.2. Анализ себестоимости
продукции предприятия………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы……………………………...……………
Приложение …………………………………………………
Ориентация экономики на рыночные отношения коренным образом меняет подходы к решению многих экономических проблем и прежде всего тех, которые связаны с управлением себестоимостью продукции. Поэтому понятно внимание, уделяемое концепции управления, в центре которой находится себестоимость продукции. В соответствии с ней все системы управления нацелены на более полное использование возможностей категории себестоимости в процессе производства, что является основой эффективной деятельности предприятия. В этой связи становится актуальным динамический мониторинг затрат на производство и реализацию продукции, позволяющий принимать оперативные управленческие решения и проводить необходимую корректировку планов при изменении внешних условий. Для этого требуется использование оценок себестоимости, полученных нормативным методом и оперативно пересчитываемых при изменении цен ресурсов или при переходе к альтернативным производственным спецификациям.
Анализ себестоимости продукции, работ и услуг является важным инструментом в системе управления затратами. Он позволяет изучить тенденции изменения ее уровня, установить отклонение фактических затрат от нормативных и их причины, выявить резервы снижения себестоимости продукции и выработать мероприятия по их освоению.
Снижение себестоимости продукции имеет большое значение для предприятия, так как является одним из решающих источников увеличения накоплений для целей расширения производства и повышения благосостояния персонала.
Рост
собственного производства при возмещении
всех производственных затрат требует
раскрытия в более глубоком методическом
плане вопросов перспективного и
стратегического развития и управления
производством. Наступает этап децентрализации
по принятию управленческих решений в
условиях самоокупаемости и полной самостоятельности
предприятий. Отсюда и проблемные вопросы,
вскрывающие суть методических подходов
к управлению затратами, являются своевременными
для «микроэкономик» любого предприятия.
Этим обусловлен выбор темы исследования
и ее актуальность.
Под себестоимостью продукции (работ и услуг) понимаются выраженные в денежной форме суммарные затраты всех видов ресурсов: основных фондов, природного и промышленного сырья, материалов, топлива, энергии, труда, используемых непосредственно в процессе изготовления продукции и выполнения работ, а также для сохранения и улучшения условий производства и его совершенствования. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, определяется государственным стандартом, а методы калькулирования – самими организациями (предприятиями).
Схема формирования себестоимости приведена на рисунке 1.
Как
экономическая категория
– служит основой для учета и контроля за уровнем затрат на выпуск и реализацию продукции;
– является базой для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения на этой основе прибыли и рентабельности;
– представляет неотъемлемый элемент экономического обоснования любых управленческих и инвестиционных решений предприятия;
– отражает эффективность использования ресурсов, результаты внедрения новой техники и технологии, совершенствования системы организации и управления производством.
При
формировании показателей и проведении
анализа себестоимости
– цеховую себестоимость, представляющую затраты цеха, связанные с производством продукции;
– производственную себестоимость, которая, помимо затрат цехов, включает общепроизводственные расходы;
– полную себестоимость, отражающую все затраты на производство и реализацию продукции. Она слагается из производственной; себестоимости, коммерческих и управленческих расходов.
Целью анализа затрат на производство и себестоимость отдельных видов и всей совокупности продукции является оценка их фактической величины за отчетный период по сравнению с их плановыми показателями и в динамике, выявление резервов экономии издержек и уменьшения себестоимости. В расчете на единицу основного вида продукции и определение конкретных мер по использованию этих резервов в текущей деятельности и перспективе.
В процессе анализа затрат на производство и себестоимость выпускаемой продукции промышленное предприятие:
– изучает величину совокупных затрат за отчетный период и темпы ее изменения по сравнению с плановыми данными, в динамике и с темпами изменения объема продаж продукции;
– оценивает структуру затрат, удельного веса каждой статьи в их совокупной величине и темпы изменения величины затрат по статьям по сравнению с плановыми данными и в динамике;
– сравнивает фактическую производственную и полную себестоимость по основным видам продукции и по их совокупности с плановыми показателями и в динамике, рассчитывает влияние основных факторов на отклонение указанных показателей;
– исследует постоянные и переменные затраты, устанавливает точки безубыточности по основным видам продукции и в целом по предприятию;
– изучает показатели вклада на покрытие, запаса финансовой прочности и операционного рычага;
– оценивает себестоимость продукции по структурным подразделениям, сопоставляет прямые затраты с их плановой величиной в увязке с объемом выпуска продукции, а общепроизводственные и общехозяйственные затраты, с плановой сметой;
– определяет долю непроизводственных затрат и тенденций ее изменения по сравнению с данными прошлого периода;
– устанавливает обоснованность выбора базы распределения различных видов затрат (общепроизводственных, общехозяйственных и т.д.).
Основными
источниками информации для проведения
анализа себестоимости
Эффективность системы управления затратами во многом зависит от организации их анализа, которая в свою очередь определяется следующими факторами:
– формой и методами учета затрат, применяемыми на предприятии;
– степенью автоматизации учетно-аналитического процесса на предприятии;
– состоянием планирования и нормирования уровня операционных затрат;
– наличием соответствующих видов ежедневной, еженедельной и ежемесячной внутренней отчетности об операционных затратах, позволяющих оперативно выявлять отклонения, их причины и своевременно принимать корректирующие меры по их устранению;
– наличием специалистов, умеющих грамотно анализировать и управлять процессом формирования затрат.
Объектами
анализа себестоимости
– абсолютная сумма операционных затрат в целом и по элементам;
– издержкоемкость продукции;
– себестоимость отдельных изделий;
– отдельные статьи затрат;
– затраты по центрам ответственности.
Анализ
себестоимости продукции
– структурно-динамический анализ себестоимости продукции;
– анализ затрат на рубль продукции;
– анализ себестоимости по экономическим элементам и статьям расхода;
– анализ себестоимости конкретных видов продукции;
– факторный анализ себестоимости продукции.
Рассмотрим
сжато отдельные положения
В процессе анализа изучают совокупные затраты на весь объем произведенной и реализованной продукции и их средней размер на один рубль указанных видов продукции, их изменения по сравнению с планом и в динамике. Отдельно изучаются изменения себестоимости по основным видам и всей продукции. Для этого просчитывают фактическую себестоимость товарной, реализованной продукции и основных ее видов, оценивают их изменения по сравнению с планом и в динамике и какие факторы оказали влияние на эти изменения (пересмотр цен, тарифов, изменения объема и структуры товарной и реализованной продукции, величины запасов готовой продукции на начало и конец анализируемого периода).