Анализ себестоимости продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

Анализ себестоимости продукции, работ и услуг является важным инструментом в системе управления затратами. Он позволяет изучить тенденции изменения ее уровня, установить отклонение фактических затрат от нормативных и их причины, выявить резервы снижения себестоимости продукции и выработать мероприятия по их освоению.
Снижение себестоимости продукции имеет большое значение для предприятия, так как является одним из решающих источников увеличения накоплений для целей расширения производства и повышения благосостояния персонала.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3
Глава I. Теоретические аспекты анализа себестоимости продукции
на предприятии.
1.1. Этапы и содержание анализа себестоимости продукции……………….…5
1.2. Анализ безубыточности производства и понятие операционного
рычага………………………………………………………………………….....10
Глава II. Анализ финансово-хозяйственной деятельности и себестоимости предприятия.
2.1. Основные финансово-экономические показатели работы предприятия
и их оценка……………………………………………………………………….13
2.2. Анализ себестоимости продукции предприятия………………………….22
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы……………………………...……………31
Приложение ……………………………………………………………………...32

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 472.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 

Курсовая  работа 

по дисциплине:

 «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности»

на тему: «Анализ себестоимости продукции» 
 
 
 
 
 

                                                                                               Выполнила студентка 5 курса

                                                                                              

                                                                                               Научный руководитель:

           

                                                                                            «___»____________________2011 г. 

                         
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва-2011 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СОДЕРЖАНИЕ

 
 

Введение………………………………………………………………………..….3

Глава I. Теоретические аспекты анализа себестоимости продукции

на  предприятии.

1.1. Этапы и содержание анализа себестоимости продукции……………….…5

1.2. Анализ безубыточности производства и понятие операционного

рычага………………………………………………………………………….....10

Глава II. Анализ финансово-хозяйственной деятельности и себестоимости предприятия.

2.1. Основные  финансово-экономические показатели  работы предприятия 

и их оценка……………………………………………………………………….13

2.2. Анализ себестоимости  продукции предприятия………………………….22

Заключение……………………………………………………………………….29

Список использованной литературы……………………………...……………31

Приложение ……………………………………………………………………...32

 

     ВВЕДЕНИЕ

 

     Ориентация  экономики на рыночные отношения  коренным образом меняет подходы  к решению многих экономических  проблем и прежде всего тех, которые связаны с управлением себестоимостью продукции. Поэтому понятно внимание, уделяемое концепции управления, в центре которой находится себестоимость продукции. В соответствии с ней все системы управления нацелены на более полное использование возможностей категории себестоимости в процессе производства, что является основой эффективной деятельности предприятия. В этой связи становится актуальным динамический мониторинг затрат на производство и реализацию продукции, позволяющий принимать оперативные управленческие решения и проводить необходимую корректировку планов при изменении внешних условий. Для этого требуется использование оценок себестоимости, полученных нормативным методом и оперативно пересчитываемых при изменении цен ресурсов или при переходе к альтернативным производственным спецификациям.

     Анализ  себестоимости продукции, работ  и услуг является важным инструментом в системе управления затратами. Он позволяет изучить тенденции  изменения ее уровня, установить отклонение фактических затрат от нормативных и их причины, выявить резервы снижения себестоимости продукции и выработать мероприятия по их освоению.

     Снижение  себестоимости продукции имеет  большое значение для предприятия, так как является одним из решающих источников увеличения накоплений для целей расширения производства и повышения благосостояния персонала.

     Рост  собственного производства при возмещении всех производственных затрат требует  раскрытия в более глубоком методическом плане вопросов перспективного и  стратегического развития и управления производством. Наступает этап децентрализации по принятию управленческих решений в условиях самоокупаемости и полной самостоятельности предприятий. Отсюда и проблемные вопросы, вскрывающие суть методических подходов к управлению затратами, являются своевременными для «микроэкономик» любого предприятия. Этим обусловлен выбор темы исследования и ее актуальность. 
 

 

Глава I. Теоретические аспекты анализа себестоимости продукции

на  предприятии.

    1. Этапы и содержание анализа себестоимости продукции.
 

     Под себестоимостью продукции (работ и  услуг) понимаются выраженные в денежной форме суммарные затраты всех видов ресурсов: основных фондов, природного и промышленного сырья, материалов, топлива, энергии, труда, используемых непосредственно в процессе изготовления продукции и выполнения работ, а также для сохранения и улучшения условий производства и его совершенствования. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, определяется государственным стандартом, а методы калькулирования – самими организациями (предприятиями).

     Схема формирования себестоимости приведена  на рисунке 1.

     Как экономическая категория себестоимость  продукции выполняет ряд функций:

     – служит основой для учета и контроля за уровнем затрат на выпуск и реализацию продукции;

     – является базой для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения на этой основе прибыли и рентабельности;

     – представляет неотъемлемый элемент экономического обоснования любых управленческих и инвестиционных решений предприятия;

     – отражает эффективность использования ресурсов, результаты внедрения новой техники и технологии, совершенствования системы организации и управления производством.

     При формировании показателей и проведении анализа себестоимости различают:

     – цеховую себестоимость, представляющую затраты цеха, связанные с производством продукции;

     – производственную себестоимость, которая, помимо затрат цехов, включает общепроизводственные расходы;

     – полную себестоимость, отражающую все затраты на производство и реализацию продукции. Она слагается из производственной; себестоимости, коммерческих и управленческих расходов.

     Целью анализа затрат на производство и  себестоимость отдельных видов  и всей совокупности продукции является оценка их фактической величины за отчетный период по сравнению с их плановыми показателями и в динамике, выявление резервов экономии издержек и уменьшения себестоимости. В расчете на единицу основного вида продукции и определение конкретных мер по использованию этих резервов в текущей деятельности и перспективе.

     В процессе анализа затрат на производство и себестоимость выпускаемой продукции промышленное предприятие:

     – изучает величину совокупных затрат за отчетный период и темпы ее изменения по сравнению с плановыми данными, в динамике и с темпами изменения объема продаж продукции;

     – оценивает структуру затрат, удельного веса каждой статьи в их совокупной величине и темпы изменения величины затрат по статьям по сравнению с плановыми данными и в динамике;

     – сравнивает фактическую производственную и полную себестоимость по основным видам продукции и по их совокупности с плановыми показателями и в динамике, рассчитывает влияние основных факторов на отклонение указанных показателей;

     – исследует постоянные и переменные затраты, устанавливает точки безубыточности по основным видам продукции и в целом по предприятию;

     – изучает показатели вклада на покрытие, запаса финансовой прочности и операционного рычага;

     – оценивает себестоимость продукции по структурным подразделениям, сопоставляет прямые затраты с их плановой величиной в увязке с объемом выпуска продукции, а общепроизводственные и общехозяйственные затраты, с плановой сметой;

     – определяет долю непроизводственных затрат и тенденций ее изменения по сравнению с данными прошлого периода;

     – устанавливает обоснованность выбора базы распределения различных видов затрат (общепроизводственных, общехозяйственных и т.д.).

     Основными источниками информации для проведения анализа себестоимости продукции  являются статистическая отчетность – форма №5-з «Сведения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг), форма №2Т «Сведения о движении работающих и затрат на оплату труда»; ведомость №12, 15; журналы-ордера №10, 10/1; отчет о себестоимости товарной продукции; данные плановой и отчетной калькуляции по важнейшим изделиям; отчеты о выполнении сметы расходов по обслуживанию и управлению производством; данные об отходах производства и потерях от брака; отчеты о расходе материалов в сопоставлении с нормами расхода. Кроме того, для анализа себестоимости продукции привлекаются данные отчета о прибылях и убытках (форма №2).

     Эффективность системы управления затратами во многом зависит от организации их анализа, которая в свою очередь  определяется следующими факторами:

     – формой и методами учета затрат, применяемыми на предприятии;

     – степенью автоматизации учетно-аналитического процесса на предприятии;

     – состоянием планирования и нормирования уровня операционных затрат;

     – наличием соответствующих видов ежедневной, еженедельной и ежемесячной внутренней отчетности об операционных затратах, позволяющих оперативно выявлять отклонения, их причины и своевременно принимать корректирующие меры по их устранению;

     – наличием специалистов, умеющих грамотно анализировать и управлять процессом формирования затрат.

     Объектами анализа себестоимости продукции являются следующие показатели:

     – абсолютная сумма операционных затрат в целом и по элементам;

     – издержкоемкость продукции;

     – себестоимость отдельных изделий;

     – отдельные статьи затрат;

     – затраты по центрам ответственности.

     Анализ  себестоимости продукции проводится в следующих основных направлениях:

     – структурно-динамический анализ себестоимости продукции;

     – анализ затрат на рубль продукции;

     – анализ себестоимости по экономическим элементам и статьям расхода;

     – анализ себестоимости конкретных видов продукции;

     – факторный анализ себестоимости продукции.

     Рассмотрим  сжато отдельные положения методики анализа затрат на производство и  себестоимость выпускаемой продукции промышленного предприятия.

     В процессе анализа изучают совокупные затраты на весь объем произведенной и реализованной продукции и их средней размер на один рубль указанных видов продукции, их изменения по сравнению с планом и в динамике. Отдельно изучаются изменения себестоимости по основным видам и всей продукции. Для этого просчитывают фактическую себестоимость товарной, реализованной продукции и основных ее видов, оценивают их изменения по сравнению с планом и в динамике и какие факторы оказали влияние на эти изменения (пересмотр цен, тарифов, изменения объема и структуры товарной и реализованной продукции, величины запасов готовой продукции на начало и конец анализируемого периода).

Информация о работе Анализ себестоимости продукции