Анализ себестоимости продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 14:41, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть методические вопросы проведения анализа себестоимости продукции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….2



1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ.………………………………………………………………….5

1.1 Значение анализа себестоимости продукции ………………………...5

1.2 Классификация затрат ………………………………………………….8

1.3 Анализ факторов влияющих на уровень затрат ……………………...15

1.4 Анализ затрат на рубль товарной продукции ………………………..25

1.5 Выявление резервов снижения себестоимости ………………………27



2 КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО "ЗАРЯ" ………………………………………32



ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………47



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………50

Работа содержит 1 файл

анализ себестоимости продукции.doc

— 356.00 Кб (Скачать)


1

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….2

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ.………………………………………………………………….5

1.1  Значение анализа себестоимости продукции ………………………...5

1.2 Классификация затрат ………………………………………………….8

1.3 Анализ факторов влияющих на уровень затрат ……………………...15

1.4 Анализ затрат на рубль товарной продукции ………………………..25

1.5 Выявление резервов снижения себестоимости ………………………27

 

2 КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО "ЗАРЯ" ………………………………………32

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………47

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………50

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

   

Формирование издержек производства и обращения, их  учет  имеют  важное значение для хозяйственной  деятельности  организаций.  Основой для разработки и  реализации  управленческих  решений  является соответствующая  информация  о  состоянии  дел  в  той  или   иной   области деятельности организации в конкретный  момент  времени.  Так,  данные  учета издержек производства (обращения) и калькулирования себестоимости  продукции (работ,  услуг)  являются  важным   средством   выявления   производственных резервов, постоянного контроля за использованием  материальных,  трудовых  и финансовых ресурсов  с  целью  повышения  рентабельности  производства.  Это определяет, что участок издержек производства (обращения) и  калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)  занимает  наиболее  важное  место  в системе организации.

Одной из  главных  задач  предприятий  занятие  устойчивых  позиций  на внутреннем и международном рынках.  Чтобы  выдержать  острую  конкуренцию  и завоевать доверие покупателей предприятие должно выгодно выделяться на  фоне предприятий  того  же  типа.  Хорошо  известно,  что  покупателя  интересует качество продукции и ее цена. Чем выше качество и ниже  цена,  тем  лучше  и выгоднее для покупателя. Эти показатели как раз и  заключены  в  калькуляции себестоимости.      

Основной целью любого промышленного коммерческого предприятия  является получение  максимальной  прибыли,  что  не  что  иное,  как  разность  между полученными  средствами  за  отгруженную  продукцию  и   затратами   на   их производство и продажу. Таким образом, затраты  предприятия  непосредственно влияют  на   формирование   объема   прибыли.   Чем   меньше   себестоимость производимой продукции, тем более конкурентоспособно предприятие,  доступней продукция  для  потребителя  и  тем  ощутимей  экономический  эффект  от  ее продажи.

Изучение себестоимости продукции позволяет дать более правильную оценку уровню показателей прибыли и рентабельности, достигнутому на предприятии. В обобщенном виде себестоимость продукции отражает все стороны хозяйственной деятельности предприятий, их достижения и недостатки. Можно отметить, что себестоимость применяется для исчисления национального дохода в масштабах страны, является одним из основных факторов формирования прибыли, является одной из основных частей хозяйственной деятельности и соответственно одним из важнейших элементов управления. Себестоимость продукции неразрывно связана почти со всеми показателями хозяйственной деятельности предприятия, и они получают в ней свое отражение. С этой точки зрения этот показатель обобщает качество всей работы предприятия.

Успех  фирмы  зависит  от формирования себестоимости по нескольким причинам:

1)     затраты на производство изделия  выступают  важнейшим элементом при определении справедливой и конкурентоспособной продажной цены;

2)     информация о себестоимости  продукции    лежит  в  основе прогнозирования и управления производством и затратами;

3)     знание  себестоимости  необходимо для  определения  рентабельности отдельных видов продукции и производства в целом, определения оптовых цен на продукцию, осуществления внутрипроизводственного хозрасчета.

В себестоимости продукции отражаются достижения и недостатки в любой области хозяйственной деятельности предприятия. Важность этого показателя особенно усиливается, в связи с большим объемом производства и непрерывным его ростом, так как при этом снижение одного из элементов  затрат  себестоимости приводит к росту конкурентоспособности и рентабельности продукции.

Снижение себестоимости является  фактором повышения рентабельности, роста денежного накопления, достижения экономического эффекта и, следовательно, успеха предприятия. На средства экономии, получаемые путем снижения себестоимости, осуществляется значительная часть затрат по расширению и совершенствованию производства. Каждое предприятие должно уделять повышенное  внимание  анализу и управлению себестоимости продукции, понимая  роль этого показателя в оценке его деятельности.

В связи с выше изложенным, можно сказать, что выбранная тема является актуальной, так как проблема анализа и управления себестоимостью стоит перед всеми промышленными предприятиями.

Цель курсовой работы – рассмотреть методические вопросы проведения анализа себестоимости продукции.

Для  реализации  поставленной  цели необходимо решить следующие задачи:

      выяснить роль и задачи анализа себестоимости продукции

      выявить факторы, влияющие на себестоимость, и произвести факторный анализ;

      выявить факторы, влияющие на рубль затрат товарной продукции;

      на конкретном примере рассмотреть методику проведения комплексного анализа себестоимости продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ

 

1.1  Значение анализа себестоимости продукции

 

В системе показателей, характеризующих эффективность производства и реализации продукции, одно из ведущих мест принадлежит себестоимости продукции. Себестоимость как обобщающий показатель отражает эффективность использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, результаты внедрения новой техники и технологии, повышения качества продукции, совершенствования организации труда, производства и управления, то есть качество производства в целом.

Себестоимость продукции — это выраженные в денежной форме затраты на производство и реализацию продукции.

В себестоимости продукции как синтетическом показателе отражаются все стороны производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия: степень использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качество работы отдельных работников и руководства в целом.

Исчисление этого показателя необходимо по многим причинам, в том числе для определения рентабельности отдельных видов продукции и производства в целом, определения оптовых цен на продукцию, осуществления внутрипроизводственного хозрасчета, исчисления национального дохода в масштабах страны. Себестоимость продукции является одним из основных факторов формирования прибыли. Если она повысилась, то при остальных равных условиях размер прибыли за этот период обязательно уменьшиться за счет этого фактора на такую же величину. Между размерами величины прибыли и себестоимости существует обратная функциональная зависимость. Чем меньше себестоимость, тем больше прибыль, и наоборот. Себестоимость является одной из основных частей хозяйственной деятельности и одним из важнейших элементов совокупности целей управления производством.

Управление себестоимостью продукции представляет собой рутинный повторяющийся процесс, в ходе которого постоянно пытаются изыскать возможности обоснованного сокращения расходов и затрат. В рамках одного производственного цикла и в наиболее общем виде этот процесс может быть представлен в виде достаточно очевидных последовательных процедур:

      прогнозирование и планирование затрат (определяются долго- и краткосрочные тенденции изменения отдельных видов затрат, задаются их ориентиры, обеспечивающие выход на определенные значения показателей прибыли и рентабельности);

      нормирование затрат (устанавливаются технически-обоснованные нормативы в натуральных и стоимостных оценках по отдельным видам затрат, технологическим процессам, центрам ответственности);

      учет затрат (учитываются затраты в заданной номенклатуре статей);

      калькулирование себестоимости (распределяются фактические расходы и затраты на объекты калькулирования себестоимости, т.е. исчисляется фактическая себестоимость продукции);

      анализ затрат и себестоимости (анализируются фактические затраты в сравнении с плановыми заданиями и нормативами, выявляются факторы, повлекшие значимые отклонения, определяются резервы снижения себестоимости);

      контроль и регулирование процесса управления затратами (вносятся текущие изменения в систему управления затратами в случае отклонения от запланированной динамики затрат, уточняются системы планирования и нормирования).

В планировании, учете и анализе для целей выявления путей снижения себестоимости продукции, контроля за уровнем затрат, развития внутрихозяйственного расчета используются различные виды себестоимости:

      индивидуальная себестоимость – сумма затрат на изготовление конкретного вида изделия;

      технологическая себестоимость – сумма затрат на осуществление технологического процесса изготовления продукции (заработная плата производственных рабочих начисления на фонд заработной платы, затраты на материалы и энергию, израсходованные непосредственно на изготовление продукции, затраты на техническое обслуживание, ремонт и амортизацию оборудования; стоимость инструмента и приспособлений) за исключением затрат на покупные детали;

      цеховая себестоимость – сумма затрат цеха на производство продукции;

      производственная себестоимость -  сумма затрат организации на производство продукции, включающая цеховые себестоимости, затраты по управлению производством в целом в пределах организации, т.е. общехозяйственные расходы;

      полная себестоимость – сумма затрат организации на производство и реализацию продукции, включающая производственную себестоимость и внепроизводственные расходы, то есть затраты, связанные с реализацией продукции.

Основными задачами анализа себестоимости продукции (работ, услуг) являются:

      объективная оценка выполнения плана по себестоимости продукции и изменение выполнения плана относительно прошлых отчетных периодов, а также соблюдения действующего законодательства, договорной и финансовой дисциплины;

      исследование причин, вызвавших отклонение показателей от их плановых значений;

      установление динамики важнейших показателей себестоимости и выполнения плана по ним;

      определение факторов, повлиявших на динамику показателей себестоимости и выполнения плана по ним, величины и причин отклонений фактических затрат от плановых и нормативных;

      обеспечение ответственных за планирование и учет затрат необходимой информацией для оперативного управления формированием себестоимости продукции;

      содействие выработке оптимальной величины плановых затрат, плановых и нормативных калькуляций на отдельные изделия и виды продукции;

      выявление и сводный подсчет резервов снижения затрат на производство и реализацию продукции.

В результате анализа себестоимости выявляются факторы, способствующие как увеличению, так и снижению себестоимости; определяются пути снижения себестоимости продукции. От того, как предприятие в своей хозяйственной деятельности решает вопросы снижения себестоимости продукции, зависит получение наибольшего эффекта с наименьшими затратами. Экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от грамотного и качественного анализа себестоимости.

Характер этих задач анализа себестоимости, цели анализа свидетельствуют о большой практической значимости анализа себестоимости продукции в хозяйственной деятельности предприятия.

 

 

1.2 Классификация затрат

 

В основе анализа производственных затрат лежит их классификация по тому или иному признаку или нескольким признакам одновременно.

При анализе затрат и себестоимости продукции наибольшее распространение получили два классификационных признака: экономический элемент и статья калькуляции.

Под экономическим элементом понимается экономически однородный вид затрат на производство и реализацию продукции, который на уровне данного предприятия не представляется целесообразным к более дробной детализации. Например, элемент "Амортизация основных средств" обобщает все амортизационные отчисления независимо от того, для каких целей - производственных, социальных, управленческих - использовалось то или иное основное средство; стоимость покупного полуфабриката нельзя разложить на затраты живого и овеществленного труда и т.п.

Информация о работе Анализ себестоимости продукции