Анализ себестоимости продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 09:31, курсовая работа

Описание работы

Целью планирования себестоимости является:
- определение общей стоимости потребляемых в производстве ресурсов и выявление эффективности их использования, выражаемой в показателях материалоемкости, зарплатоемкости, фондозатратности (через затраты на содержание и эксплуатацию основных фондов), а также совокупных затрат на один рубль производимой продукции (работ, услуг);
- определение общих размеров прибыли и возможностей производственного и социального развития предприятия, повышения личных доходов работников, исходя из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия;
- организация внутрипроизводственного хозрасчета структурных подразделений предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ЗАТРАТ И СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ 5
1.1. Понятия "затраты", "расходы", "издержки" 5
1.2. Классификация расходов организации по видам деятельности 6
1.3. Классификация затрат для исчисления себестоимости продукции 7
1.4. Статьи калькуляции 10
1.5. Классификация затрат для принятия решений 14
1.6. Классификация затрат для осуществления контроля и регулирования 16
2. КРАТКАЯ ФИНАНСОВО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ И ЕГО УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА 17
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия, финансовое состояние предприятия 17
2.2. Учетная политика предприятия 20
2.3. Методология формирования показателей 22
2.4. Организация учета и отчетности 31
3. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СЕБЕСТОИМОСТИ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ИСТОЧНИКОВ 50

Работа содержит 1 файл

курсовая с-с.docx

— 146.36 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

НВУЗ АНО  «РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ»

 

 

Кафедра Бухгалтерского учета, анализа и  аудита

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: Комплексный экономический анализ  хозяйственной деятельности

                  на тему: Анализ себестоимости продукции

 

  Выполнил(а) студент(ка) _______ группы      ΙΙ     курса

Специальность :     Бухгалтерский учет, анализ и аудит

                                  Облицова Татьяна Алексеевна           

 

 

Дата сдачи работы ___________________________

Оценка курсовой работы_______________________

 

 

Курск

2012 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ЗАТРАТ И СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ 5

1.1. Понятия "затраты", "расходы", "издержки" 5

1.2. Классификация расходов организации по видам деятельности 6

1.3. Классификация затрат для исчисления себестоимости продукции 7

1.4. Статьи калькуляции 10

1.5. Классификация затрат для принятия решений 14

1.6. Классификация затрат для осуществления контроля и регулирования 16

2. КРАТКАЯ ФИНАНСОВО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ И ЕГО УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА 17

2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия, финансовое состояние предприятия 17

2.2. Учетная политика предприятия 20

2.3. Методология формирования показателей 22

2.4. Организация учета и отчетности 31

3. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СЕБЕСТОИМОСТИ 41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ИСТОЧНИКОВ 50

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Организационная структура Энергетического центра 52

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Учетная политика 53

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Переход экономики страны на рыночные отношения требует эффективного ведения хозяйства, активного и  последовательного внедрения достижений  информационных технологий, всего нового и прогрессивного. В этих условиях значительно возрастает роль бухгалтерского учета, поскольку требуется не только соизмерять произведенные затраты  с полученными доходами, но и вести  активный поиск эффективного использования  каждого вложенного рубля в произведенную, коммерческую и финансовую деятельность предприятий.

Эффективное решение этих проблем возможно при четком и  грамотном планировании.

Целью планирования себестоимости  является:

- определение общей стоимости  потребляемых в производстве  ресурсов и выявление эффективности  их использования, выражаемой  в показателях материалоемкости, зарплатоемкости, фондозатратности (через затраты на содержание и эксплуатацию основных фондов), а также совокупных затрат на один рубль производимой продукции (работ, услуг);

- определение общих размеров  прибыли и возможностей производственного  и социального развития предприятия,  повышения личных доходов работников, исходя из прибыли, остающейся  в распоряжении предприятия;

- организация внутрипроизводственного  хозрасчета структурных подразделений  предприятия.

- исчисление плановой  себестоимости производимой продукции  (работ, услуг) и изыскание путей  и способов повышения ее рентабельности  и роста прибыли.

Себестоимость - это финансовые затраты предприятия, направленные на обслуживание текущих расходов по производству и реализации товаров  и услуг. Себестоимость включает в себя издержки на материалы, накладные  расходы, энергию, заработную плату, амортизацию  и т.п. Основной целью планирования себестоимости является выявление и использование имеющихся резервов снижения издержек производства и увеличение внутрихозяйственных накоплений для того, чтобы увеличить рентабельность предприятия. Снижая издержки производства в результате сбережения прошлого и живого труда, промышленность добивается наряду с ростом накоплений увеличения объема выпуска продукции. Планы по себестоимости должны исходить из прогрессивных норм затрат труда, использования оборудования, расхода сырья, материалов, топлива и энергии с учетом передового опыта других предприятий. Только при научно организованном нормировании затрат можно выявить и использовать резервы дальнейшего снижения себестоимости продукции. Ошибочно считать, что калькуляция себестоимости продукции - это удел экономистов, а задача бухгалтера - предоставить им информацию о затратах предприятия (их структуре, величине и т.д.).

В снижении себестоимости  заинтересованы руководители компании, бухгалтерия, финансисты, юристы, ответственные  за заключение договоров.

Анализ себестоимости  продукции, работ и услуг имеет  большое значение, потому что позволяет  определить тенденции изменения  затрат производства, выполнение плана  по уровню себестоимости, влияние факторов изменения издержек производства и  на этой основе дать оценку работы предприятия  и установить резервы снижения себестоимости  продукции.

Основными источниками информации, необходимой для проведения анализа  себестоимости, являются отчетные данные; данные бухгалтерского учета (синтетические  и аналитические счета, отражающие затраты материальных, трудовых и  денежных средств, соответствующие  ведомости, журналы-ордера и в необходимых  случаях первичные документы); плановые (сметные, нормативные) данные о затратах на производство и реализацию продукции  и отдельных изделий (работ, услуг).

В данной работе будут рассмотрены  теоритические и методологические основы анализа затрат и себестоимости  продукции,  классификация расходов организации, дана краткая финансово-экономическая  характеристика предприятия, рассмотрена  организация учета и отчетности, дан анализ показателей себестоимости  на примере ТЭЦ  ОАО  «Тамбовский  завод «Комсомолец» имени Н.С. Артемова, а также на основе проведенного анализа  даны рекомендации по снижению себестоимости.

1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ЗАТРАТ И СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ

1.1. Понятия "затраты", "расходы", "издержки"

Затраты - это стоимость  ресурсов, использованных на определенные цели.

В этом определении следует  выделить три момента:

1) затраты определяются  величиной использованных ресурсов (материальных, трудовых, финансовых);

2) величина использованных  ресурсов должна быть представлена  в денежном выражении для обеспечения  соизмерения различных ресурсов;

3) понятие затрат должно  обязательно соотноситься с конкретными  целями и задачами (производство  продукции, выполнение работ,  оказание услуг, осуществление  капитальных вложений, функционирование  отдела, службы и т.п.). Без указания  цели понятие затрат становится  неопределенным, ничего не означающим.

От понятия "затраты" следует отличать понятие "расходы".

В отечественной практике понятие "расходы" изложено в ПБУ 10/99 "Расходы организаций" и НК РФ.

Согласно ПБУ 10/99 расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации, за исключением уменьшения вкладов по решению собственников имущества.

Помимо понятия "затраты" и "расходы" в учетной практике используется понятие "издержки обращения". Данное понятие в настоящее время  применяется в основном организациями  торговли и общественного питания  и соответствует понятию "расходы  по обычным видам деятельности".

1.2. Классификация расходов организации  по видам деятельности

Расходы организации в  зависимости от их характера, условий  осуществления и направления  деятельности организации подразделяются на:

- расходы по обычным  видам деятельности;

- прочие расходы.

Расходы по обычным видам  деятельности - это расходы, связанные  с изготовлением и продажей продукции, выполнением работ и оказанием  услуг, а также приобретением  и продажей товаров.

Прочие расходы - это расходы, не связанные с основной деятельностью  организации: по осуществлению финансовых вложений, продаже имущества (кроме  готовой продукции и товаров) и т.п.

Прочие расходы не учитываются  на счетах учета затрат на производство. В конечном итоге их отражают на счете 91 "Прочие доходы и расходы".

В соответствии с НК РФ расходами  признаются обоснованные и документально  подтвержденные затраты и убытки, осуществленные (понесенные) налогоплательщиками.

В бухгалтерском учете  используются различные показатели себестоимости продукции - себестоимость  проданной продукции, производственная себестоимость и др.

Себестоимость проданной  продукции - это затраты на ее производство и продажу.

Производственная себестоимость - это затраты на производство выпущенной продукции. При этом различают показатели полной и неполной производственной себестоимости. При исчислении полной производственной себестоимости в  ее состав включают общехозяйственные  расходы. Неполная производственная себестоимость  исчисляется без общехозяйственных  расходов.

Для исчисления различных  показателей себестоимости продукции  необходимо осуществить классификацию  затрат по ряду признаков (выделить затраты, включаемые в себестоимость продукции, общехозяйственные расходы, расходы  на продажу и т.п.).

Кроме того, с целью управления затратами и производством продукции  затраты целесообразно классифицировать по другим направлениям - для принятия решений, а также контролю и регулированию.

Таким образом, дополнительно  к рассмотренной классификации  расходов организации целесообразно  затраты классифицировать по следующим  трем направлениям:

- для исчисления себестоимости  продукции;

- для принятия решений;

- для контроля и регулирования.

1.3. Классификация затрат для исчисления себестоимости продукции

 

Для исчисления себестоимости  продукции затраты классифицируют по следующим признакам таблица 1.

 

 

Таблица 1

Классификация затрат для исчисления себестоимости продукции

 

Признаки классификации

Подразделения затрат на виды

1. По отношению к себестоимости  продукции

Включаемые и не включаемые в себестоимость продукции

2. По экономическому содержанию

По элементам затрат и  статьям калькуляции

3. По экономической роли  в процессе производства

Основные и накладные

4. По составу однородности

Одноэлементные и комплексные

5. По способу включения  в себестоимость продукции

Прямые и косвенные

6. По периодичности возникновения

Текущие и единовременные

7. По участию в процессе  производства

Производственные и непроизводственные

8. По эффективности

Производительные и непроизводительные

9. По отражению в бизнес-плане

Планируемые и непланируемые

10. По возможности нормирования

Нормируемые и ненормируемые

11. По временным периодам

Затраты предшествующего  периода, отчетного периода, будущих  периодов


 

По отношению к себестоимости  продукции затраты делят на включаемые и не включаемые в себестоимость  продукции.

Себестоимость выпущенной продукции  определяют прибавлением к стоимости  незавершенного производства на начало отчетного периода затрат отчетного периода и вычитанием из полученной суммы затрат стоимости незавершенного производства на конец отчетного периода. Следовательно, к включаемым в себестоимость продукции затратам относят стоимость незавершенного производства на начало периода и те затраты отчетного периода, которые непосредственно относятся на выпущенную продукцию.

Не включаются в себестоимость  выпущенной продукции стоимость  незавершенного производства на конец  отчетного периода, затраты, не относящиеся  непосредственно к производству выпущенной продукции (например, затраты  на приобретение не израсходованных  в производстве материалов), и часть  расходов будущих периодов.

К незавершенному производству относят затраты на не законченную  производством продукцию. Например, в строительной организации затраты  на возведение фундамента, стен здания и выполнение других работ вплоть до окончания строительства объекта  считаются незавершенным производством.

По экономическому содержанию расходы группируют по элементам  затрат и по статьям калькуляции.

Элементы затрат. В соответствии с ПБУ 10/99 расходы организации по обычным видам деятельности группируются по следующим элементам:

- материальные затраты  (за вычетом стоимости возвратных  отходов);

- затраты на оплату  труда;

- отчисления на социальные  нужды;

- амортизация;

- прочие затраты (почтово-телеграфные,  телефонные, командировочные и др.).

Следует отметить, что при  учете расходов по их элементам не осуществляется выделение расходов на законченную производством продукцию (работы, услуги) и незавершенное  производство.

Налоговым кодексом РФ предусмотрено выделение не пяти, а четырех элементов расходов:

- материальные расходы;

- расходы на оплату  труда;

- сумма начисленной амортизации;

- прочие расходы.

1.4. Статьи калькуляции

 

Статьи калькуляции - это  установленная организацией совокупность затрат для исчисления себестоимости  всей продукции (работ, услуг) или ее отдельных видов.

Основными положениями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях и проектом методических рекомендаций по учету затрат на производство продукции, работ, услуг рекомендуется следующая группировка расходов по статьям калькуляции:

Информация о работе Анализ себестоимости продукции