Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 01:44, курсовая работа
В сегодняшних условиях жесткой конкуренции практически на всех рынках вопросы сбыта продукции стоят на первом месте, поэтому анализ реализации очень важен, как в рамках отдельно взятого предприятия, так и отрасли в целом. Любое предприятие, реализуя выпущенную им продукцию, тем самым покрывает затраты на ее изготовление и сбыт и, как результат, получает прибыль, необходимую для дальнейшего развития производства, а именно для его расширения, социального и технического совершенствования.
Для
оценки выполнения договорных обязательств
рассчитывается процент выполнения
договорных обязательств путем деления
разницы между плановым объемом
отгрузки по договорным обязательствам
и его недопоставки по договорам на плановый
объем реализации по договорам. Данный
показатель может быть представлен в
виде следующей формулы:
где Кп – процент выполнения договорных обязательств, %
N0 – плановый объем продукции для заключения договоров, ден.ед. Nн – недопоставка продукции по договорам, ден.ед.
Анализ выполнения плана поставок по договорам проводится за месяц и за год нарастающим итогом с учетом недопоставок продукции в предыдущие периоды и их последующей компенсацией. Необходимо отметить и то, что недопоставка по одному виду продукции не может быть покрыта сверхплановыми поставками продукции другого вида, а недопоставка продукции одним потребителям не может покрываться поставками другим потребителям.
При
рассмотрении данного вопроса необходимо
отметить и то, что для наглядности
анализа выполнения договорных обязательств
используются аналитические таблицы:
за месяц (табл.3.1.) и за год (табл.3.2.)
Анализ выполнения договорных обязательств
по отгрузке продукции за месяц
Изделие | Потребители | План поставки по договору | Фактически отгружено | Недопоставка продукции | Зачетный объем в пределах плана |
|
Далее нужно проанализировать выполнение договорных обязательств за год.
Анализ выполнения договорных обязательств по отгрузке продукции за год
Месяц | План поставки продукции | Недопоставка продукции | Выполнение плана,% | |||
за месяц | с начала года | за месяц | с начала года | за месяц | с начала года | |
|
После
проведения анализа поставок продукции
покупателям следующий этап - оценка ритмичности
и динамики реализации продукции. То есть
в следующем разделе предстоит выяснить,
какие факторы оказывают влияние на ритмичность
и динамику реализации продукции, определить
причины аритмичности и найти меры ее
предотвращения.
4.ОЦЕНКА
ДИНАМИКИ И РИТМИЧНОСТИ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ
Динамичной называется реализация, которая характеризуется изменяющимся сбытом продукции покупателям в одинаковые по времени отчетные периоды и характеризуется степенью насыщения рынка продукцией предприятия-изготовителя.
В процессе оценки динамики объема реализации продукции могут применяться натуральные (штуки, метры, тонны и так далее), условно-натуральные (к примеру, тысяча условных банок) и стоимостные показатели реализации. На мой взгляд, последний показатель является наиболее предпочтительным в силу нескольких причин:
- его использование упрощает расчеты, то есть, нет необходимости проводить дополнительные расчеты, связанные с переводом продукции в условно-натуральные величины;
- дает возможность сравнивать динамику совокупности различных видов продукции, изготавливаемых на предприятии, что невозможно при использовании натуральных показателей.
Анализ динамики реализации продукции осуществляется, как правило, в сопоставимых оптовых ценах (без НДС и акцизов). Таким образом, прежде чем начать анализ необходимо стоимостные показатели привести в сопоставимый вид, тем более что в условиях инфляции нейтрализация изменения цен или стоимостного фактора является важнейшим условием сопоставимости данных. При этом могут использоваться два способа определения сопоставимых цен:
Агрегатный
индекс изменения цен – индекс-дефлятор
определяется по формуле:
где Jц – агрегатный индекс изменения цен;
VРП1 –
объем реализованной продукции в отчетном
периоде в натуральном
выражении, нат. ед.
Ц1 - цена единицы продукции в отчетном периоде, ден. ед.
Ц0 – цена единицы продукции в базисном периоде, ден. ед.
Тогда
сопоставимый с базисным фактический
объем реализации продукции рассчитывается
по формуле:
где РПцп1 - сопоставимый с базисным фактический объем реализации продукции, ден. ед.
РП1 – объем реализованной продукции в стоимостном выражении по факту, ден. ед.
С применением вышеназванных методов можно нейтрализовать влияние изменения цен на конкретную продукцию или группу однородных продукций.
После приведения данных в сопоставимый вид можно переходить непосредственно к оценке динамики реализации продукции. Для наглядности проведения данного анализа рекомендуется использовать аналитическую табл. 4.1.
Также динамика сопровождается расчетом индексов роста и прироста. Темпы роста различают базисный и цепной, которые определяются с помощью следующих формул:
где Tб и Тц – соответственно базисный и цепной темпы роста объемов продаж, %
Оценка динамики реализации продукции
Показатели | Преды-дущий год | Отчетный
год,
тыс. руб. или млн. руб. |
Отклонения
(тыс. руб. или млн. руб.),+/- |
Темпы роста,% | |||
план | факт | от предыду- щего года | от плана | по плану | факти-чески | ||
|
РПi,
РПi-1 –
объем реализованной продукции в стоимостном
выражении в сопоставимых ценах в i и i-1
году соответственно, ден. ед.
РП0 -
объем реализованной продукции года, взятого
за базу сравнения, ден. ед.
Для расчета и представления результатов применяется следующая аналитическая таблица:
Динамика реализации по годам
Годы | Объем реализованной
продукции в сопоставимых
ценах, тыс. руб. или млн. руб. |
Темпы роста, % | |
базисные |
цепные | ||
|
На
основе полученных данных можно рассчитать
среднегодовые темпы роста и прироста
реализации продукции с помощью следующих
формул:
Тср =
√Т1*Т2*…Ti,
где Тср и Тпр – соответственно темпы роста и прироста реализации
продукции, %
Ti – темп роста i–го года, %.
Кроме уже отмеченных показателей динамики рассчитываются и такие как:
-
абсолютный прирост реализации за анализируемый
период по сравнению с предыдущим показывает,
на какую величину уменьшился либо увеличился
объем реализации продукции и определяется
по формуле:
где ∆РПm - абсолютный прирост реализации продукции за анализируемый период по сравнению с предыдущим, ден. ед. или нат. ед.
- общий прирост реализации за рассматриваемые годы рассчитывается по формуле:
где ∆РП - общий прирост реализации за рассматриваемые годы, ден. ед. или нат. ед.