Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 01:44, курсовая работа
В сегодняшних условиях жесткой конкуренции практически на всех рынках вопросы сбыта продукции стоят на первом месте, поэтому анализ реализации очень важен, как в рамках отдельно взятого предприятия, так и отрасли в целом. Любое предприятие, реализуя выпущенную им продукцию, тем самым покрывает затраты на ее изготовление и сбыт и, как результат, получает прибыль, необходимую для дальнейшего развития производства, а именно для его расширения, социального и технического совершенствования.
1. ЗНАЧЕНИЕ, ЗАДАЧИ И
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
ДЛЯ АНАЛИЗА ОТГРУЗКИ
И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ
В сегодняшних условиях жесткой конкуренции практически на всех рынках вопросы сбыта продукции стоят на первом месте, поэтому анализ реализации очень важен, как в рамках отдельно взятого предприятия, так и отрасли в целом. Любое предприятие, реализуя выпущенную им продукцию, тем самым покрывает затраты на ее изготовление и сбыт и, как результат, получает прибыль, необходимую для дальнейшего развития производства, а именно для его расширения, социального и технического совершенствования. В случаях, когда продукция реализуется несвоевременно, это наносит ущерб не только предприятию-изготовителю, но и предприятиям-потребителям, вызывая тем самым нарушение их нормальной деятельности.
При анализе реализации продукции аналитик ставит перед собой “основную задачу - анализ конкурентных позиций предприятия и его гибкого маневрирования при изменении конъектуры рынка” /1/. Таким образом, для достижения этой задачи необходимо решить круг частных задач:
- оценить степень выполнения плана реализации продукции;
- оценить выполнение договоров по объему реализации и ритмичности поставки продукции;
- оценить динамику реализации продукции;
- установить причины снижения объема сбыта и неритмичности реализации (если данный аспект имеет место быть на предприятии);
- комплексно изучить факторы, оказывающие влияние на выполнение плана по реализации продукции;
- количественно оценить резервы роста реализации продукции и разработать конкретные мероприятия по использованию выявленных резервов.
Объектом анализа реализации продукции является не что иное, как реализованная продукция. Под реализованной продукцией следует понимать стоимость отгруженной и оплаченной покупателями продукции.
Хотя на сегодняшний день у бухгалтеров и аналитиков есть выбор – считать и анализировать реализацию продукции либо по отгрузке (момент передачи права собственности покупателям), либо по оплате (момент получения денежных средств в уплату за продукцию на расчетный счет или в кассу предприятия).
При
учете и анализе объем
На мой взгляд, в условиях рыночных отношений анализ реализации
продукции
имеет первостепенное значение, так
как сам процесс продажи является
связующим звеном между производством и покупателем. Таким образом, при
существовании указанной выше связи наблюдается взаимное влияние реализации на производство, с одной стороны, и покупателей, другой стороны. В первом случае с увеличением реализации продукции на рынке возникает потребность производить ее в большем объеме и наоборот, а во втором случае объем продаж будет зависеть от спроса покупателей на ту или иную продукцию и от того, как она продается на рынке.
При анализе объема продаж продукции используются следующие измерители:
1. абсолютные:
- натуральные
- стоимостные
- трудовые
2. относительные:
- проценты
- коэффициенты.
В качестве информационной базы для проведения ретроспективного анализа используются следующие документы:
- планы экономического и социального развития, полученные из годовых бизнес-планов предприятия: для анализа сбыта продукции используется план производства и реализации продукции;
- данные бухгалтерского учета: карточки складского учета готовой продукции, ведомость 16 “Движение готовой продукции, ее отгрузка и реализация”, журнал-ордер
№ 11, свод (ведомость) отгрузки по странам, отчет о движении готовой продукции, форма № 1 “Бухгалтерский баланс”, форма № 2 “Отчет о прибылях и убытках”.
План производства и реализации продукции составляется в натуральном и стоимостном выражении и анализируется за два отчетных периода по таким показателям как: итого товарной продукции, остатки готовой продукции на начало отчетного периода и объемы продаж. Данный документ представлен в Прилож.1. Также анализ может проводиться на основании данных карточек складского учета готовой продукции, которые составляются в натуральном выражении по графе расход и остаток за два отчетных периода. Как известно из бухгалтерского учета данные карточек используются для составления отчетов по движению готовой продукции, а значит и этот документ может использоваться для анализа реализации продукции. Данный отчет составляется ежемесячно в натуральном выражении. В данной курсовой работе я буду сравнивать отчеты за декабрь 2001 и 2002 года, представленные соответственно в Прилож.3 и Прилож.4.
Из ведомости (свода) отгрузки по странам для анализа используются данные отгрузки продукции по регионам, как в натуральном выражении, так и в стоимостном за два отчетных периода. Пример составления данного документа представлен в Прилож.5.
В ведомости 16 “Движение готовой продукции, ее отгрузка и реализация” сопоставляют величины за два отчетных периода по отгруженной и неоплаченной продукции в натуральном и стоимостном выражении (за декабрь 2001 и 2002 года). Указанный документ находится в Прилож.8.
Журнал-ордер № 11 дает информацию необходимую для анализа реализации по счетам 45 “ Товары отгруженные” и 46 “Реализация продукции (работ, услуг)” по старому плану счетов, по новому – по счетам 45 “ Товары отгруженные” и 90
“ Реализация продукции (работ, услуг)” и составляется ежемесячно. В данном случае в курсовой работе рассмотрим данные за декабрь 2001года и 2002 года, представленные соответственно в Прилож.9 и Прилож.10.
В бухгалтерском балансе (форма № 1), представленном в Прилож.11, анализируются строки 216 ”Товары отгруженные” и 241 “Дебиторская задолженность покупателей и заказчиков” за два отчетных периода (2001 и 2002 годы).
Отчет о прибылях и убытках (форма № 2) дает информацию о результатах реализации продукции по строке 010 “Выручка от реализации”, если реализованной считается оплаченная продукция. Анализ проводится за два отчетных периода в стоимостном выражении. Допускается также учет реализации “по отгрузке”. В этом случае учитывается продукция, отправленная в адрес покупателя, но еще не оплаченная.
Для
выполнения курсовой работы в практическом
разделе необходимо анализировать работу
предприятия по сбыту продукции за 2001
и 2002 годы.
2.
ПЛАНИРОВАНИЕ, ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
И АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ
ПЛАНА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ
Реализация
продукции потребителю
Планирование реализации – важный момент, на основании которого формируется производственная программа. К тому же планирование предполагает следующие основные направления:
- определение потребности в продукции и планирование возможного объема ее продажи;
- выбор наиболее эффективных каналов продвижения продукции и нахождение наиболее коротких путей доведения своей продукции до потребителя;
- создание всех необходимых условий для того, чтобы покупатель как можно скорее получил продукцию.
“Выявление потребностей и планирование реализации проводятся путем исследования рынка и торговой конъектуры”/2, стр. 120/. Таким образом, в основу планирования положен принцип полного удовлетворения всех потребностей покупателей. При планировании сбыта продукции составляется документ “План продаж”, где, как правило, указывается количество продукции каждого вида, которое будут реализовано в предстоящем периоде. При планировании годового объема продаж производители должны предусматривать при заключении договоров пригодные для себя условия оплаты товаров и услуг: по факту отгрузки (на дату поставок), в кредит (на установленный срок), авансом (предварительная оплата), а также учитывать скидки с цен, уровень инфляции, потери на стадии обращения продукции, безнадежные долги клиентов. Планирование реализации продукции можно представить в виде алгоритма, представленного на рис. 2.1 /3/.
Также невозможно представить анализ реализации продукции без проведения прогнозирований на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный период. При этом широкое применение получили экстраполяционные расчеты, моделирование и экспертные оценки. Необходимой предпосылкой оценки возможности реализации продукции является изучение конъектуры рынка.
Многие предприятия не обладают точной информацией об объемах будущих продаж и поэтому составляют производственную программу “на глазок” (составляют краткосрочный прогноз). В основе прогноза реализации лежат данные
об объемах
предыдущих продаж.
Алгоритм
планирования сбыта
продукции
Рис.
2.1
В ряду методов прогнозирования особое место занимает адаптационная оценка временного ряда. Особенностями данной оценки являются:
Адаптационных моделей достаточное множество, причем большая их часть, несмотря на простоту, требует применения вычислительной техники, поэтому в данной работе достаточным будет отражение наиболее простых моделей, не требующих автоматизированной обработки /4 стр.33/.
Модель
экспоненциального
сглаживания, при использовании которой
прогноз осуществляется с помощью следующих
формул:
St
= 0.2*Xt + 0.8*St-1,
(2.2)
где Xt+1 – прогноз;
Xt – последнее значение ряда;
St и St-1 – сглаженные значения ряда.
Еще
один способ обработки временного ряда
может быть представлен формулой:
где T – сглаженный темп прироста ряда.