Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 01:44, курсовая работа
В сегодняшних условиях жесткой конкуренции практически на всех рынках вопросы сбыта продукции стоят на первом месте, поэтому анализ реализации очень важен, как в рамках отдельно взятого предприятия, так и отрасли в целом. Любое предприятие, реализуя выпущенную им продукцию, тем самым покрывает затраты на ее изготовление и сбыт и, как результат, получает прибыль, необходимую для дальнейшего развития производства, а именно для его расширения, социального и технического совершенствования.
Самым простым способом прогнозирования является “наивный” способ, сущность которого заключается в том, что значение каждого последнего члена ряда и есть краткосрочный прогноз.
Как известно, основным результативным показателем деятельности любого предприятия является объем реализованной продукции. Ведь именно от его величины зависят результаты финансово-хозяйственной деятельности, показатели оборачиваемости и рентабельности; с помощью объема реализации можно судить о значимости предприятия на рынке.
Выполнение плана по объему реализации в свою очередь зависит от степени обеспеченности предприятия товарно-сырьевыми ресурсами. Для изучения данного показателя необходимо составить баланс товарной продукции в двух оценках:
- по себестоимости;
- по отпускным ценам.
Бывают случаи, когда выполнение плана реализации проводят в условно-натуральных измерителях.
Пример составления такого баланса представлен в табл. 2.1.
Данные таблицы отражают балансовую взаимоувязку показателей движения готовой продукции:
ГПзап1 +ВП = РП + ГПзап2, (2.4)
Отсюда
объем реализации продукции определяется
следующим образом:
РП = ГПзап1 + ВП - ГП зап2, (2.5)
где ГПзап1, ГПзап2 – запасы готовой продукции на начало и конец периода соответственно, ден. ед.
ВП – выпуск товарной продукции, ден. ед.
РП – объем реализованной продукции, ден. ед.
Анализ выполнения плана по
объему реализации продукции
представляет собой
Баланс товарной продукции, ден. ед.
Показатели |
Фактически | |
в действующих оптовых ценах | по себестоимости | |
1.Остатки готовой продукции на складах
и в товарах отгруженных на начало отчетного
периода
2. Выпуск товарной продукции 3. Прочие поступления 4. Реализация 5. Остатки готовой продукции на складах и в товарах отгруженных на конец отчетного периода |
Результатом данного анализа является определение степени выполнения заданного плана (то есть его выполнение, перевыполнение или недовыполнение) и выявление причин, способствующих этому.
Общепринятая
формула для определения
где ВП – выполнение плана реализации продукции, %
РП0 - объем реализации продукции по плану, ден. ед.
РП1 – фактический объем реализации продукции, ден. ед.
Причем фактический и плановый объемы реализации продукции в данной формуле могут измеряться как в натуральном выражении, так и в стоимостном. А сам показатель выполнения плана по реализации измеряется, как правило, в процентах (при умножении на 100%) или иногда может измеряться в коэффициентах (на 100% не умножаем).
Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют натуральные показатели реализации продукции (штуки, метры,. тонны и так далее). Их используют при анализе объемов реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.
Оценка выполнения плана выполняется, как правило, за месяц, квартал, год.
Для
оценки выполнения плана по реализации
продукции за месяц используют табл. 2.2.:
Анализ выполнения плана по реализации продукции
предприятием за месяц, ден. ед.
Вид продукции | Реализация продукции | Отклонение | ||
по плану | фактически | абсолютное | относительное | |
|
При анализе выполнения плана за год аналитическая таблица немного меняет вид и выглядит следующим образом:
Анализ выполнения плана по реализации продукции
предприятием за год, ден. ед.
Вид
продук-
ции |
Объем реализации | Отклонение
планового
выпуска от прошлого года |
Отклонение фактического выпуска продукции | ||||||
в
прошлом году |
за отчетный год | от плана | от факта | ||||||
план | факт | абсолютное,
(+/-) |
относительное,
% |
абсолютное,
(+/-) |
относительное,
% |
абсолютное,
(+/-) |
относительное,
% | ||
|
Что же касается оперативного анализа отгрузки реализации, то данный анализ осуществляется на основе расчета, в котором отражаются плановые и фактические сведения об отгрузке продукции, выполнение плана по отгрузке продукции покупателям, а также отклонения от заданного плана. Проведение такого анализа сопровождается составлением следующей аналитической таблицы:
Оперативный анализ выполнения плана по отгрузке продукции,
тыс. руб. или млн. руб.
Вид продукции | Планируемый объем отгрузки | Фактический
объем
отгрузки |
Выполнение плана по отгрузке продукции | Отклонение | |||
за сутки | с начала месяца | за сутки | с начала месяца | абсо-
лютное |
относи-
тельное | ||
|
Таким образом, рассмотрение планирования, прогнозирования и анализа выполнения плана реализации в целом по предприятию недостаточно для полного анализа реализации продукции.
Данный
раздел - это лишь первый этап анализа,
поэтому следующим этапом в курсовой работе
будет оценка выполнения договорных обязательств
по поставкам продукции.
3.
ВЫПОЛНЕНИЕ ДОГОВОРНЫХ
ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПЛАНА
ПОСТАВОК ПРОДУКЦИИ
И ИХ АНАЛИЗ
Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставке продукции.
В
условиях рыночных отношений для
предприятия очень важно
При анализе договорных обязательств, как правило, рассматривают только те изделия и объемы производства, по которым заключаются договора. В случае превышения объема поставок изделий по сравнению с предусмотренными договорами в расчет принимается только обусловленная контрактом сумма, то есть величина превышения не учитывается (это и будет зачетный объем в пределах плана).
Особо важное значение для предприятия имеет выполнение контрактов на поставку продукции для государственных нужд. Так как это гарантирует предприятию сбыт своей продукции, своевременную оплату, льготы по налогам и кредитам.
Анализ выполнения договорных обязательств ведется, как правило, работниками отдела сбыта предприятия. В процессе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц и с нарастающим итогом в целом по предприятию и в разрезе отдельных потребителей, видов продукции и сроков поставки, выясняются причины недовыполнения плана. Источниками информации для оперативного анализа хода поставок служат преимущественно данные оперативно-технического и статистического учета, материалы наблюдений за поставками.