Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 23:56, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть теоретические и практические аспекты анализа производственной программы предприятий.
Исходя из цели, в работе поставлены следующие задачи:
1. Определить состав производственной программу, задачи и источники ее анализа.
2. Выявить показатели, характеризующие выполнение производственной программы предприятия общественного питания.
3. Охарактеризовать организационно-экономическую деятельность ООО «Протек-клуб».
4. Провести анализ выполнения плана и динамики производства собственной продукции.
5. Проанализировать ассортимент и качество выпущенной продукции.
6. Оценить основные факторы, влияющие на изменение производственной программы.
Введение 5
1. Производственная деятельность предприятия и ее анализ 7
1.1. Состав производственной программы предприятий общественного питания, задачи и источники ее анализа 7
1.2. Показатели, характеризующие выполнение производственной программы предприятия общественного питания 12
2. Анализ производственной программы предприятия питания 17
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 17
2.2. Анализ выполнения плана и динамики производства собственной продукции 21
2.3. Анализ ассортимента и качества выпущенной продукции 26
2.4. Основные факторы, влияющие на изменение производственной программы и расчет их влияния 31
Заключение 35
Список использованной литературы 38
Показатели | 1 расчет | 2 расчет | 3 расчет | 4 расчет | 5 расчет |
Среднесписочная численность работников | 20 | 18 | 18 | 18 | 18 |
Среднее количество дней, отработанных 1 работником | 232 | 232 | 234 | 234 | 234 |
Средняя продолжительность рабочего дня, ч. | 8 | 8 | 8 | 8,3 | 8,3 |
Среднечасовая выработка на 1 работника | 119,15 | 119,15 | 119,15 | 119,15 | 127,09 |
Производственная программа | 4423 | 3981 | 4015 | 4165 | 4443 |
Как показывают данные таблицы 15 на производственную программу ООО «Протек-клуб» оказали влияние следующие факторы:
1)
уменьшение численности
2) увеличение количества рабочих дней увеличило производственную программу на 34 тыс. руб. (4015-3981);
3)
увеличение продолжительности
4) рост среднечасовой выработки на одного торгового работника повлиял на рост производственной программы на 278 тыс. руб. (4443-4165).
Итого за счет влияния трудовых факторов производственная программа в 2006 году выросла на 20 тыс. руб.
Другой группой показателей, оказывающих влияние на производственную программу, являются показатели развития материально-технической базы торговли. К основным из них относятся: среднегодовая стоимость основных производственных фондов, фондоотдача, фондовооруженность, режим работы торгового предприятия и др.
Рост фондовооруженности и особенно технической вооруженности ведет к повышению производительности труда, а значит к увеличению объема товарооборота.
Фондоотдача основных производственных фондов в ООО «Протек-клуб» в 2005 году равна 29,7 (4443 : 149,6), т.е. на 1 рубль основных производственных фондов на данном предприятии получают 29,7 рубля товарооборота.
Фондоемкость равна 0,03 руб. (1 : 29,7), т.е. на каждый рубль товарооборота приходится 0,03 рубля основных средств.
На изменение объема производственной программы влияют также такие факторы, как изменение среднегодовой стоимости основных производственных фондов и фондоотдачи (таблица 16).
Таблица 16
Влияние материально-технической базы на изменение производственной программы ООО «Протек-клуб»
Название факторов | |||
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов | 160,25 |
160,25 |
149,6 |
Фондоотдача | 27,6 | 29,7 | 29,7 |
Производственная программа | 4423 | 4759 | 4443 |
Влияние этих факторов определяется приемом разниц и приемом цепных подстановок. Уменьшение среднегодовой стоимости основных производственных фондов повлияло на снижение производственной программы на 316 (4443 - 4759), а изменение фондоотдачи на повышение производственной программы – на 336 тыс. руб. (4759 - 4423).
Использование материально-технической базы торговли непосредственно связано с режимом работы базы и, в частности, со сменностью ее работы, временем начала и окончания рабочего дня. Необходимо выявлять возможности повышения эффективности его работы в отдельные часы. При проведении такого анализа широко используют хронометражные наблюдения и производят подсчет выручки в отдельные часы работы. Изучение потоков покупателей в отдельные часы по дням рабочей недели позволяет разработать оптимальные графики выхода на работу продавцов, кассиров, других работников, обеспечивающих в часы «пик» привлечение максимально возможного числа работающих. Следует иметь в виду, что каждый дополнительный час работы кафе ведет к росту издержек обращения и особенно расходов на оплату труда. Необходимо также просчитывать потери рабочего времени (а в связи с этим и производственной программы) вследствие внепланового закрытия кафе для проведения инвентаризации, проверок и т.п. Одновременно изучают прогрессивность торговых и других технологических процессов, выявляют пути их совершенствования, что положительно сказывается на всей хозяйственной деятельности кафе.
Большое
значение имеет проведение сравнительного
анализа для выявления и
Подсчет
неиспользованных возможностей увеличения
производственной программы за счет
повышения эффективности
Таким
образом, после изучения степени
выполнения плана и динамики производственной
программы, измерения влияния факторов
на его размер производится подсчет
неиспользованных возможностей и резервов
роста реализации товаров. Такими возможностями
являются: предупреждение недостатков
в деятельности, более эффективное использование
материально-технической базы торговли,
товарных и трудовых ресурсов.
Производственная программа представляет собой экономически обоснованный план выпуска всех видов продукции общественного питания в объеме и ассортименте. Планирование показателей производственной программы производится на основе анализа выполнения плана по выпуску и реализации различных видов продукции в отчетный период.
К показателям, характеризующим выполнение производственной программы предприятий общественного питания, относятся: определение количества потребителей, определение количества блюд, составление расчетного меню, реализация блюд в зале, определение режима работы предприятия и численности производственных работников, расчет оборудования.
Анализ динамики выпуска продукции ООО «Протек-клуб» показал, что все показатели в 2006 году изменились незначительно. Общий оборот увеличился на 20 тыс. руб. Рост оборота по продукции собственного производства составил 26,2 тыс. руб. (100,69 %), по обеденной продукции 28,8 тыс. руб. (100,86 %). Оборот по прочей продукции собственного производства снизился на 2,6 тыс. руб. (99,41 %), оборот по покупным товарам на 6,2 тыс. руб. (99,04 %).
План по производству собственной продукции выполнен по всем статьям, за исключением оборота по прочей продукции собственного производства. Фактический выпуск превышает плановый по обеденной продукции на 6 тыс. руб. (100,2 %), по покупным товарам – на 9,6 тыс. руб. (101,5 %).
Динамика выпуска прочей продукции собственного производства невелика. Рост кулинарных изделий составил 0,16 тыс. единиц, кондитерских товаров 0,02 тыс. единиц, молочных продуктов 0,06 тыс. единиц, чая и бутербродов – 0,2 тыс. единиц. Наибольший рост у выпуска горячих напитков – 3,78 тыс. единиц (167,5 %).
План по прочей продукции собственного производства не выполнен по полуфабрикатам на 0,02 тыс. единиц и по горячим напиткам – на 0,1 тыс. единиц. По кулинарным изделиям процент выполнения плана составил 100,6, по молочным продуктам 100,4, по чаю – 100,1.
Общий выпуск блюд обеденной продукции вырос на 6,8 тыс. единиц (103,2 %). Рост первых блюд составил 4,44 тыс. единиц (108,45 %), вторых – 1,46 тыс. единиц (101,17 %). Выпуск сладких блюд увеличился на 0,88 тыс. единиц (105,74 %), а холодных – на 0,02 тыс. единиц (100,10 %).
Анализ выполнения плана по выпуску обеденной продукции показал, что план не выполнен по овощным вторым блюдам (процент выполнения – 80) и по холодным блюдам (99,9 %). Наибольший процент выполнения плана у первых блюд – 108,37, отклонение от плана составило 4,4 тыс. единиц.
Анализ ассортимента показал, что первые блюда в фактическом выпуске больше плана на 1,4 % и больше прошлого года на 1,26 %. Также возрос спрос на прочую продукцию. Удельный вес мясных блюд в 2006 году составил 35,8 %, что меньше плана на 0,7 % и меньше по сравнению с прошлым годом на 0,25%. Сократился удельный вес на холодные блюда по сравнению с 2005 годом, он упал на 0,28 % и был меньше плана на 0,25 %.
Удельный вес полуфабрикатов вырос по сравнению с 2005 годом от общего объема на 0,36 %, увеличился удельный вес кулинарных изделий с 43,5 % до 43,6 % и бутербродов на 1,6 %. Доля кондитерских изделий снизилась на 0,9 %, молочных продуктов на 0,4 % и горячих напитков на 0,9%.
Ассортимент покупных товаров изменился следующим образом. Вырос удельный вес кондитерских изделий – на 133,9 %, хлеба – на 104,9 %, фруктов и ягод – на 102,4 %, мороженого – на 104,5 %, а прочих товаров – на 100,2 %. В то же время произошло снижение удельного веса по таким продуктам, как пиво (92,9 %), безалкогольные напитки (93,4 %), вино-водочные изделия (45,9 %) и табачные изделия (95,6 %).
Анализ
качества показал, что за отчетный год
на предприятии проделана
На производственную программу ООО «Протек-клуб» оказали влияние следующие факторы: численность работников, количество рабочих дней, продолжительность рабочего дня, среднечасовая выработка на одного работника: уменьшение численности торговых работников повлияло на снижение производственной программы на 442 тыс. руб.; увеличение количества рабочих дней увеличило производственную программу на 34 тыс. руб.; увеличение продолжительности рабочего дня увеличило производственную программу на 150 тыс. руб.; рост среднечасовой выработки на одного торгового работника повлиял на рост производственной программы на 278 тыс. руб.
Другой группой показателей, оказывающих влияние на производственную программу, являются показатели развития материально-технической базы торговли. Уменьшение среднегодовой стоимости основных производственных фондов повлияло на снижение производственной программы на 316 тыс. руб., а изменение фондоотдачи на повышение производственной программы – на 336 тыс. руб. (4759 - 4423).
Таким
образом, после изучения степени
выполнения плана и динамики производственной
программы, измерения влияния факторов
на его размер производится подсчет неиспользованных
возможностей и резервов роста реализации
товаров. Такими возможностями являются:
предупреждение недостатков в деятельности,
более эффективное использование материально-технической
базы торговли, товарных и трудовых ресурсов.
Информация о работе Анализ производственной программы предприятия питания