Анализ производственной программы предприятия питания

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 23:56, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть теоретические и практические аспекты анализа производственной программы предприятий.
Исходя из цели, в работе поставлены следующие задачи:
1. Определить состав производственной программу, задачи и источники ее анализа.
2. Выявить показатели, характеризующие выполнение производственной программы предприятия общественного питания.
3. Охарактеризовать организационно-экономическую деятельность ООО «Протек-клуб».
4. Провести анализ выполнения плана и динамики производства собственной продукции.
5. Проанализировать ассортимент и качество выпущенной продукции.
6. Оценить основные факторы, влияющие на изменение производственной программы.

Содержание

Введение 5
1. Производственная деятельность предприятия и ее анализ 7
1.1. Состав производственной программы предприятий общественного питания, задачи и источники ее анализа 7
1.2. Показатели, характеризующие выполнение производственной программы предприятия общественного питания 12
2. Анализ производственной программы предприятия питания 17
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 17
2.2. Анализ выполнения плана и динамики производства собственной продукции 21
2.3. Анализ ассортимента и качества выпущенной продукции 26
2.4. Основные факторы, влияющие на изменение производственной программы и расчет их влияния 31
Заключение 35
Список использованной литературы 38

Работа содержит 1 файл

Анализ производственной программы предприятий питания.doc

— 439.00 Кб (Скачать)
     Показатели 1 расчет 2 расчет 3 расчет 4 расчет 5 расчет
Среднесписочная  численность работников 20 18 18 18 18
Среднее количество дней, отработанных 1 работником 232 232 234 234 234
Средняя продолжительность рабочего дня, ч. 8 8 8 8,3 8,3
Среднечасовая выработка на 1 работника 119,15 119,15 119,15 119,15 127,09
Производственная  программа 4423 3981 4015 4165 4443
 

     Как показывают данные таблицы 15 на производственную программу ООО «Протек-клуб» оказали влияние следующие факторы:

     1) уменьшение численности торговых  работников повлияло на снижение  производственной программы на 442 тыс. руб. (3981-4423);

     2) увеличение количества рабочих дней увеличило производственную программу на 34 тыс. руб. (4015-3981);

     3) увеличение продолжительности рабочего  дня увеличило производственную  программу на 150 тыс. руб. (4165-4015);

     4) рост среднечасовой выработки  на одного торгового работника повлиял на рост производственной программы на 278 тыс. руб. (4443-4165).

     Итого за счет влияния трудовых факторов производственная программа в 2006 году выросла на 20 тыс. руб.

     Другой  группой показателей, оказывающих  влияние на производственную программу, являются показатели развития материально-технической базы торговли. К основным из них относятся: среднегодовая стоимость основных производственных фондов, фондоотдача, фондовооруженность, режим работы торгового предприятия и др.

     Рост  фондовооруженности и особенно технической вооруженности ведет к повышению производительности труда, а значит к увеличению объема товарооборота.

     Фондоотдача основных производственных фондов в  ООО «Протек-клуб» в 2005 году равна 29,7 (4443 : 149,6), т.е. на 1 рубль основных производственных фондов на данном предприятии получают 29,7 рубля товарооборота.

     Фондоемкость  равна 0,03 руб. (1 : 29,7), т.е. на каждый рубль  товарооборота приходится 0,03 рубля  основных средств.

     На  изменение объема производственной программы влияют также такие факторы, как изменение среднегодовой стоимости основных производственных фондов и фондоотдачи (таблица 16).

     Таблица 16

Влияние материально-технической базы на изменение  производственной программы ООО  «Протек-клуб»

Название  факторов      
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов   
160,25
 
160,25
 
149,6
Фондоотдача 27,6 29,7 29,7
Производственная  программа 4423 4759 4443
 

     Влияние этих факторов определяется приемом  разниц и приемом цепных подстановок. Уменьшение среднегодовой стоимости основных производственных фондов повлияло на снижение производственной программы на 316 (4443 - 4759), а изменение фондоотдачи на повышение производственной программы – на 336 тыс. руб. (4759 - 4423).

     Использование материально-технической базы торговли непосредственно связано с режимом работы базы и, в частности, со сменностью ее работы, временем начала и окончания рабочего дня. Необходимо выявлять возможности повышения эффективности его работы в отдельные часы. При проведении такого анализа широко используют хронометражные наблюдения и производят подсчет выручки в отдельные часы работы. Изучение потоков покупателей в отдельные часы по дням рабочей недели позволяет разработать оптимальные графики выхода на работу продавцов, кассиров, других работников, обеспечивающих в часы «пик» привлечение максимально возможного числа работающих. Следует иметь в виду, что каждый дополнительный час работы кафе ведет к росту издержек обращения и особенно расходов на оплату труда. Необходимо также просчитывать потери рабочего времени (а в связи с этим и производственной программы) вследствие внепланового закрытия кафе для проведения инвентаризации, проверок и т.п. Одновременно изучают прогрессивность торговых и других технологических процессов, выявляют пути их совершенствования, что положительно сказывается на всей хозяйственной деятельности кафе.

     Большое значение имеет проведение сравнительного анализа для выявления и мобилизации  резервов повышения эффективности  хозяйствования. Сравнивая результаты деятельности отдельных однотипных предприятий общественного питания с показателями лучших по уровню производительности труда, выработке на 1 кв. м. торговой площади, на 1 рубль основных производственных средств, определяется, насколько возрастет производственная программа предприятия общественного питания за счет изучения, обобщения и использования опыта работы передовых предприятий. Сравнительный анализ должен проводиться по предприятиям, сопоставимым по структуре выпускаемых товаров, применяемым методам торговли, режиму и условиям работы.

     Подсчет неиспользованных возможностей увеличения производственной программы за счет повышения эффективности использования  трудовых ресурсов и материально-технической  базы торговли следует производить  путем составления специальных  аналитических таблиц.

     Таким образом, после изучения степени  выполнения плана и динамики производственной программы, измерения влияния факторов на его размер производится подсчет  неиспользованных возможностей и резервов роста реализации товаров. Такими возможностями  являются: предупреждение недостатков в деятельности, более эффективное использование материально-технической базы торговли, товарных и трудовых ресурсов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 

     Производственная  программа представляет собой экономически обоснованный план выпуска всех видов продукции общественного питания в объеме и ассортименте. Планирование показателей производственной программы производится на основе анализа выполнения плана по выпуску и реализации различных видов продукции в отчетный период.

     К показателям, характеризующим выполнение производственной программы предприятий общественного питания, относятся: определение количества потребителей, определение количества блюд, составление расчетного меню, реализация блюд в зале, определение режима работы предприятия и численности производственных работников, расчет оборудования.

     Анализ  динамики выпуска продукции ООО  «Протек-клуб» показал, что все показатели в 2006 году изменились незначительно. Общий оборот увеличился на 20 тыс. руб. Рост оборота по продукции собственного производства составил 26,2 тыс. руб. (100,69 %), по обеденной продукции 28,8 тыс. руб. (100,86 %). Оборот по прочей продукции собственного производства снизился на 2,6 тыс. руб. (99,41 %), оборот по покупным товарам на 6,2 тыс. руб. (99,04 %).

     План по производству собственной продукции выполнен по всем статьям, за исключением оборота по прочей продукции собственного производства. Фактический выпуск превышает плановый по обеденной продукции на 6 тыс. руб. (100,2 %), по покупным товарам – на 9,6 тыс. руб. (101,5 %).

     Динамика  выпуска прочей продукции собственного производства невелика. Рост кулинарных изделий составил 0,16 тыс. единиц, кондитерских товаров 0,02 тыс. единиц, молочных продуктов 0,06 тыс. единиц, чая и бутербродов  – 0,2 тыс. единиц. Наибольший рост у выпуска горячих напитков – 3,78 тыс. единиц (167,5 %).

     План  по прочей продукции собственного производства не выполнен по полуфабрикатам на 0,02 тыс. единиц и по горячим напиткам – на 0,1 тыс. единиц. По кулинарным изделиям процент выполнения плана составил 100,6, по молочным продуктам 100,4, по чаю – 100,1.

     Общий выпуск блюд обеденной продукции  вырос на 6,8 тыс. единиц (103,2 %). Рост первых блюд составил 4,44 тыс. единиц (108,45 %), вторых – 1,46 тыс. единиц (101,17 %). Выпуск сладких  блюд увеличился на 0,88 тыс. единиц (105,74 %), а холодных – на 0,02 тыс. единиц (100,10 %).

     Анализ  выполнения плана по выпуску обеденной  продукции показал, что план не выполнен по овощным вторым блюдам (процент  выполнения – 80) и по холодным блюдам (99,9 %). Наибольший процент выполнения плана у первых блюд – 108,37, отклонение от плана составило 4,4 тыс. единиц.

     Анализ  ассортимента показал, что первые блюда  в фактическом выпуске больше плана на 1,4 % и больше прошлого года на 1,26 %. Также возрос спрос на прочую продукцию. Удельный вес мясных блюд в 2006 году составил 35,8 %, что меньше плана на 0,7 % и меньше по сравнению с прошлым годом на 0,25%. Сократился удельный вес на холодные блюда по сравнению с 2005 годом, он упал на 0,28 % и был меньше плана на 0,25 %.

     Удельный  вес полуфабрикатов вырос по сравнению  с 2005 годом от общего объема на 0,36 %, увеличился удельный вес кулинарных изделий с 43,5 % до 43,6 % и бутербродов  на 1,6 %. Доля кондитерских изделий снизилась  на 0,9 %, молочных продуктов на 0,4 % и  горячих напитков на 0,9%.

     Ассортимент покупных товаров изменился следующим  образом. Вырос удельный вес кондитерских изделий – на 133,9 %, хлеба –  на 104,9 %, фруктов и ягод – на 102,4 %, мороженого – на 104,5 %, а прочих товаров – на 100,2 %. В то же время  произошло снижение удельного веса по таким продуктам, как пиво (92,9 %), безалкогольные напитки (93,4 %), вино-водочные изделия (45,9 %) и табачные изделия (95,6 %).

      Анализ  качества показал, что за отчетный год  на предприятии проделана определенная работа по улучшению качества продукции по повышению ее конкурентоспособности, о чем свидетельствует увеличение удельного веса продукции высшей категории качества.

     На  производственную программу ООО  «Протек-клуб» оказали влияние  следующие факторы: численность работников, количество рабочих дней, продолжительность рабочего дня, среднечасовая выработка на одного работника: уменьшение численности торговых работников повлияло на снижение производственной программы на 442 тыс. руб.; увеличение количества рабочих дней увеличило производственную программу на 34 тыс. руб.; увеличение продолжительности рабочего дня увеличило производственную программу на 150 тыс. руб.; рост среднечасовой выработки на одного торгового работника повлиял на рост производственной программы на 278 тыс. руб.

     Другой  группой показателей, оказывающих  влияние на производственную программу, являются показатели развития материально-технической  базы торговли. Уменьшение среднегодовой  стоимости основных производственных фондов повлияло на снижение производственной программы на 316 тыс. руб., а изменение фондоотдачи на повышение производственной программы – на 336 тыс. руб. (4759 - 4423).

     Таким образом, после изучения степени  выполнения плана и динамики производственной программы, измерения влияния факторов на его размер производится подсчет неиспользованных возможностей и резервов роста реализации товаров. Такими возможностями являются: предупреждение недостатков в деятельности, более эффективное использование материально-технической базы торговли, товарных и трудовых ресурсов. 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

 
     
  1. Абдукаримов И.Т. Анализ хозяйственной деятельности потребительской кооперации. - М.: Экономика, 2005. – 319 с.
  2. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – М.: Финансы и статистика, 2005.
  3. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. / И.Т. Балабанов. – М.: Финансы и статистика, 2004.
  4. Воронов А.Д. Анализ производственной деятельности предприятия общественного питания. – М.: Дело, 2006.
  5. Кошкина Л.И. Особенности анализа предприятий общественного питания / Л.И. Кошкина. – СПб: Питер, 2007.
  6. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной  деятельности в торговле. – М.: Дело, 2005.
  7. Раицкий К.А. Экономика предприятия. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2005. – 693 с.
  8. Саратов И.П. Анализ деятельности предприятий общественного питания / И.П. Саратов. – Курск: Рубикон, 2006.
  9. Савицкая   Г.В.   Анализ   хозяйственной   деятельности   предприятия. / Г.В. Савицкая. – М.: Новое знание,  2002.
  10. Чернов В.А. Экономический анализ: торговля, общественное питание, туристический бизнес: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. М.И. Баканова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 686 с.

Информация о работе Анализ производственной программы предприятия питания