Производственная программа предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 20:50, реферат

Описание работы

Ориентирами для деятельности любого предприятия является его планы: план производства, план реализации продукции, план развития и т.д. Производственная программа является одним из таких планов, который отражает основные направления и задачи развития в плановом периоде, производственно-хозяйственные связи с другими предприятиями, профиль и степень специализации производства.

Работа содержит 1 файл

производ.программы предпирит.docx

— 36.39 Кб (Скачать)
 

    Производственная  программа предприятия. 

    Ориентирами для деятельности любого предприятия является его планы: план производства, план реализации продукции, план развития и т.д. Производственная программа является одним из таких планов, который отражает основные направления и задачи развития в плановом периоде, производственно-хозяйственные связи с другими предприятиями, профиль и степень специализации производства. 

    Производственная  программа предприятия  — это объем производства и реализации продукции, как правило, в годовом исчислении по соответствующей номенклатуре, ассортименту и качеству. В процессе разработки производственной программы учитываются объемы поставок каждого вида продукции по ранее заключенным договорам и результаты маркетинговых исследований по выявленному дополнительному рыночному спросу, а в основу ее разработки закладываются реальные производственно-технические возможности предприятия по выполнению намеченной производственной программы, т.е. его производственная мощность.

      С точки зрения расширенного воспроизводства процесс разработки и обоснования ППП включает 3 этапа:

    1) Планирование воспроизводства продукции  в натуральной ее форме.

    2) Планирование воспроизводства продукции  в стоимостной форме.

    3) План реализации продукции в  натуральной и стоимостной ее  форме.

    Реализованная продукция - это отгруженная заказчику, принятая им и оплаченная продукция предприятия, денежные средства за которую поступили на расчетный счет поставщика.

      Объем реализованной продукции  в плане определяется как стоимость   предназначенных к поставке и  подлежащих оплате в плановом  периоде: готовых изделий, полуфабрикатов  собственного производства, работ  промышленного характера, предназначаемых  к реализации на сторону, а  также продукции и работ для  своего капитального строительства  и непромышленных хозяйств, находящемся  на балансе Вашего предприятия.

      При расчете реализуемой продукции  Вы должны учитывать остатки  нереализованной продукции и  их изменение на начало и  конец планируемого периода. Остаток  нереализованной продукции к  началу периода состоит из:

  • остатка готовой продукции на складе и в неоформленных отгрузках;
  • товаров отгруженных, по которым не наступил срок оплаты;
  • товаров отгруженных, но не оплаченных в срок покупателями;
  • товаров на ответственном хранении у покупателей.

        Валовая продукция — это стоимость всей продукции, независимо от степени ее готовности, т.е. стоимость общего результата производственной деятельности предприятия за определенный период.

          Валовая продукция отличается  от товарной на величину изменения  остатков незавершенного производства  на начало и конец планового  периода. Это единственный оценочный  показатель деятельности предприятия,  в объем которого включаются  не только готовые изделия,  но и незавершенное производство  и изменение остатков полуфабрикатов.

          Незавершенное производство — незаконченная производством продукция в одних цехах предприятия и подлежащая дальнейшей обработке в других цехах того же предприятия. Конкретный состав валовой продукции зависит от отраслевых особенностей предприятия (производства). Так, на предприятиях машиностроения, лесной и других в ее состав не включали незавершенное производство и полуфабрикаты из-за сравнительно небольшого их объема. В этом случае валовая и товарная продукции совпадают по составу, а различие может быть только в ценах. 

    Все 3 этапа формирования ППП тесно  связаны между собой и представляют единый взаимосвязанный процесс. Предприятия  формируют ППП на основе 1) госзаказов; 2) заказов потребителей (на основе изучения потребностей рынка).

Существуют  следующие измерители ППП

     1) натуральные (шт, тонны и т.д.).

    2) условно-натуральные – посредством  переводных коэффициентов приводят  все виды продукции к одному  виду. (ткм, усл. трактор, 1000 электролампочек)

    3) трудовые (часы, минуты, нормочасы, нормоминуты).

    4) стоимостные показатели ППП: (грн., руб., $ USA).

     5) количественные.

    6) качественные.

    Количественные (абсолютные) показатели отражают абсолютные экономические характеристики производственных процессов – объем производства, численность персонала, количество станков и пр. 

    Качественные (относительные) показатели описывают те или иные величины по отношению к другим – например, норма расхода материала на единицу выпускаемой продукции, производительность труда одного работающего, норматив использования единицы производственной площади и т.п. Можно сказать, что качественные показатели характеризуют эффективность производства по его отдельным направлениям. 

    Эти две группы показателей дополняют  друг друга, т.к. количественные показатели дают реальную картину производства безотносительно к другим факторам, поэтому они незаменимы в балансовых расчетах, при определении динамики производства, тогда как качественные показатели используются  для сопоставления, сравнения различных производств  или объектов, анализа состояния  производства и пр.

    Важнейшими  количественными показателями являются объемные параметры, характеризующие  количество или объем выпускаемой  продукции.

    В экономических расчетах отдают предпочтение стоимостным показателям, поскольку  практически не существует предприятий, которые бы выпускали продукцию  одного наименования, а свести все  эти изделия вместе возможно только через использование стоимостных  показателей.

       Важнейшими среди объемных показателей являются следующие:

    Реализованная продукция – Р.

    Товарная  продукция –Т.

    Валовая продукция – В.

    Объем реализованной продукции (Рå) – это  стоимость предназначенных к  поставке и подлежащих оплате в плановом периоде готовой продукции (Р  гот.), полуфабрикатов своего производства (Р п/ф св.), а также работ  и услуг промышленного и непромышленного  характера, предназначенных к реализации на сторону (Р усл.). Сюда же относят  изменения остатков нереализованной  продукции (НР) на конец и начало планируемого периода. 

  1. Номенклатура  и ассортимент – измеряются в  натуральных измерителях.

    Номенклатура – это укрупненный перечень продукции, выпускаемой предприятием, а ассортимент – характеризует ее состав по видам, типам, сортам и др. признакам.

    Ассортимент — разновидность этих изделий по видам, сортам, типам в разрезе номенклатуры.

      Точное установление наименований  и размеров выпуска каждого  конкретного изделия необходимо  и для самого предприятия, так  как без этого нельзя проектировать  технологический процесс, определить  производственную мощность, установить  нормы трудоемкости и т.д. 

    2) Объем производства и реализации продукции – в стоимостных измерителях: 

    

    Рисунок 1. 

    В ряде случаев выпускаемая продукция, имеющая одинаковое назначение, может  отличаться отдельными техническими характеристиками: размерами, содержанием полезного  вещества, активностью В этих случаях  для оценки объема производства продукции  пользуются условно-натуральными единицами  измерения. Так, выпуск асбоцементных  листов (шифера) оценивается в условных плитках, имеющих размер 40*40 см. Аналогично решаются вопросы при определении  объема производства минеральных удобрений. Например, тоннаж выпускаемых азотных  удобрений устанавливается исходя из содержания питательных веществ, причем за базу пересчета принимается сульфат алюминия с содержанием азота в 20,5%.

      В ряде случаев объем производства  определяется в единицах трудоемкости (нормо-часы).

      Наконец, если охарактеризовать  объем производства продукции  в натуральных и условно-натуральных  единицах измерения в силу  ее особых свойств невозможно, то применяется оценка объема  продукции в денежном выражении. 

      В целом выбор единиц измерения  зависит от характера продукции,  объемов ее производства и  характера потребления. 

      Правильное определение единиц  измерения, в которых устанавливается  план выпуска продукции в натуральном  выражении, является весьма сложной  и важной задачей. С одной  стороны, выбираемая единица измерения  должна характеризовать массу  потребительной стоимости, поступающей  в хозяйственный оборот, а с  другой — стимулировать выпуск  действительно необходимой обществу  продукции. 

      На основе планов производства  продукции в натуральном выражении  определяются объемы продукции  в стоимостном выражении по  показателям товарной, валовой, реализованной  продукции. Товарная продукция  является основным показателем  произведенной программы и служит  базой для расчета валовой,  реализованной и чистой продукции. 

    Товарная  продукция представляет собой стоимость  продукции, и услуг, предназначенных  к отпуску за пределы основной деятельности предприятия в планируемом  периоде. В объем товарной продукции  включаются:

     - стоимость  произведенных в  данном периоде  (сданных на  склад) и предназначенных для  реализации на сторону (другим  организациям и предприятиям) готовых  изделий; 

     - стоимость работ и услуг промышленного  характера по заказам со стороны; 

     - стоимость полуфабрикатов собственного производства и продукции вспомогательных цехов для реализации на сторону; стоимость полуфабрикатов и продукции для поставки своему капитальному строительству и непромышленным хозяйствам своего предприятия;

     - стоимость нестандартного оборудования, приспособлений общего назначения своего производства, зачисляемых в основные фонды предприятия или реализуемых на сторону;

     - стоимость работ и услуг для  непромышленных хозяйств и организаций  своего предприятия, включая работы  по капитальному ремонту и  модернизации оборудования и  транспортных средств своего  предприятия. 

      Объем товарной продукции планируется  в действующих и сопоставимых  ценах. Товарная продукция в  сопоставимых ценах ха­рактеризует  темпы, пропорции и структуру  объема производства, а в действующих  ценах применяется для планирования  и анализа себестоимости продукции.

    Производственно-технические  и эксплуатационные свойства изделия.

    При формировании производственной программы  Вы должны ориентироваться на потенциальные  и фактические возможности Вашего предприятия по производству продукции, т.е. на производственную мощность. 

    Производственная  мощность предприятия 

    Производственная  мощность предприятия – это максимально возможный выпуск продукции гарантированно высокого качества при полном использовании оборудования, применении передовой техники и технологии, оптимальных условиях и высоком уровне организации производства.

    Единицы измерения производственной мощности и объемов производства совпадают,  а именно – она может измеряться в натуральных, условно-натуральных  единицах и в стоимостном выражении.

Информация о работе Производственная программа предприятия