Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 12:23, курсовая работа
Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы коммерческих организаций, их социально-экономическая эффективность и конечные экономические и финансовые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов.
Производственная программа является результатом согласования следующих целей фирмы:
- получение максимальной прибыли;
- учет реальных финансовых и иных ресурсных возможностей;
Введение……………………………………………………………………………...3
1.Цель, задачи и показатели производства и реализации продукции……………6
2. Анализ динамики объема производства продукции…………………………..12
3. Оценка ритмичности производства продукции………………………………..18
4. Факторы, влияющие на объем производства и реализации производства ….22
5. Резервы роста объема производства и реализации продукции организации.26
Заключение………………………………………………………………………....29
Список литературы………………………………………………………………...31
РП = ГПН + ТП + ОТН – ОТК –ГПК , (2.16)
где: ОТН, ОТК – остатки отгруженной продукции на начало и конец периода.
Расчет влияния данных факторов на объем реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с плановыми и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них. Для изучения этих факторов требуется анализ баланса товарной продукции.
Таблица 6
Анализ факторов изменения объема реализации продукции
Показатель |
Сумма в плановых ценах, млн. руб | ||
План |
Факт |
+, - | |
1. Остаток готовой продукции на начало года |
8200 |
8200 |
- |
2.Выпуск товарной продукции |
89500 |
95500 |
5500 |
3. Остаток готовой продукции на конец года |
2200 |
2430 |
230 |
4. Отгрузка продукции за год |
95500 |
100770 |
5270 |
5. Остаток товаров, отгруженных покупателям: На начало года На конец года |
3800 4000 |
3800 5100 |
- 1100 |
6. Реализация продукции |
95300 |
99470 |
4170 |
Из анализа факторов изменения объема реализации продукции на ООО «Планета» видно, что план реализации перевыполнен на 4170 млн. рублей за
счет увеличения выпуска товарной продукции на 5500млн.рублей.Отрицательное влияние на объем продаж оказало увеличение остатков готовой продукции на складах на 230 млн. рублей и рост остатков отгруженных товаров на конец года, оплата за которые не поступила еще на расчетный счет предприятия, на 1100 млн. рублей. Отгрузка продукции за год увеличилась по сравнению с плановым показателем на 5270 млн. рублей.
На изменение объема реализации оказывают влияние:
– изменение объема товарной продукции;
– изменение остатков готовой продукции на складе;
– изменение остатков отгруженной продукции на начало и конец периода.
Анализ факторов, влияющих на объем реализации, осуществляется следующим образом. Необходимо определить объем реализованной продукции по плану и по факту. Сравнить фактический объем реализации с плановым. Определить абсолютное отклонение по всем вышеперечисленным факторам. Определить процент выполнения плана по объему реализации (фактический объем выпуска разделить на плановый и умножить на 100%), что будет являться объектом анализа.
Для того чтобы определить
количественное влияние факторов на
изменение объема реализации, необходимо
абсолютное отклонение по каждому фактору
в отдельности разделить на плановый
объем реализации и умножить на 100%.
Увеличение объема товарной продукции
увеличивает объем
Увеличение остатков готовой продукции на складе и товаров, отгруженных на начало года, увеличивает объем реализации, и наоборот. Увеличение остатков готовой продукции на складе и товаров, отгруженных на конец года, уменьшают объем реализации, и наоборот.
В процессе анализа необходимо выявить причины образования сверхплановых остатков на складах, несвоевременной оплаты продукции покупателями, снижения объема выпуска и разработать конкретные меры по ускорению реализации продукции и получению выручки.
Объем реализации определяет в основном объем производства, поэтому необходимо конкретное изучение факторов, определяющих объем выпуска, а следовательно, и объем реализации. Эти факторы можно объединить три группы.
Обеспеченность предприятия основными средствами производства и эффективности их использования:
ВП = ОФ* Фо
РП = ОФ * Фo * jрп(вп)
где: ВП – стоимость валовой продукции;
РП – стоимость реализованной продукции;
ОФ – стоимость основных фондов;
Фо- фондоотдача;
jрп(вп))- доля реализованной продукции в объеме выпущенной продукции отчетного периода
Обеспеченность производства сырьем и материалами и эффективность их использования:
ВП = МЗ * Мо
РП = МЗ * Мо * jрп(вп)
где: МЗ- сумма потребленных материалов для производства продукции;
Мо – материалоотдача.
Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами эффективность их использования:
ВП = N * Вг
ВП = N * Вг * jрп(вп)
где: N – численность персонала;
Вг – выработка среднегодовая.
Расчет влияния факторов на объем выпуска и реализации можно осуществить, используя способ цепных подстановок.
Таблица 7
Исходные данные за 2009 год
Показатели |
значение | |
Среднесписочная численность работников предприятия, чел. |
N |
10 |
Среднегодовая выработка продукции одним работником, руб. |
Вг |
94259,4 |
Доля реализованной продукции в объеме выпущенной продукции отчетного года, |
jрп(вп) |
1 |
Фондоотдача основных средств, руб. |
ФО |
3,51 |
Сумма потребленных материальных запасов для производства продукции, руб. |
МЗ |
544852,02 |
Материалоотдача (производство продукции на рубль материальных затрат), руб. |
МО |
1,73 |
стоимость основных фондов |
ОФ |
268545,29 |
ВП = ОФ* Фо= 3,51*268545,29=942593,96
РП = ОФ * Фo * jрп(вп) =3,51*268545,29*1=942593,96
ВП = МЗ * Мо= 544852,02*1,73=942593,99
РП = МЗ * Мо * jрп(вп)= 544852,02*1,73*1=942593,99
ВП = N * Вг=10*94259,4=94259594
ВП = N * Вг * jрп(вп) =94259594
Зная причины изменения фондоотдачи, материалоотдачи и среднегодовой выработки, можно определить их влияние на выпуск продукции путем умножения их прироста (снижения) за счет i-го фактора соответственно на фактическую среднегодовую стоимость основных фондов, фактическую сумму потребленных материальных ресурсов и фактическую численность персонала:
±РПоф..xi = ±Фoxi * ОФф * jрп(вп)ф,
±РПмз..xi = ±Мoxi * МЗф * jрп(вп),
±РПNxi = ±Вгxi * Nф * jрп(вп)ф,
где: ±РПоф – изменение объема реализованной продукции за счет изменения использования основных фондов;
±Фо – изменение фондоотдачи;
ОФф – фактическая стоимость основных фондов;
±РПмз – изменение стоимости реализованной продукции за счет изменения материальных затрат;
±Мо — изменение материалоотдачи;
МЗф – фактическая стоимость материальных затрат;
±PПN – изменение объема реализации за счет трудового фактора;
±Вг – изменение среднегодовой выработки;
Nф – фактическая численность.
5 Резервы роста объема производства и реализации продукции организации
Основные источники резервов увеличения выпуска и реализации продукции
Резервы роста производства продукции состоят из трех групп:
1. За счет улучшения
использования трудовых
а) создание дополнительных рабочих мест;
б) сокращение потерь рабочего времени;
в) повышение уровня производительности труда.
2. За счет улучшения использования основных фондов:
а) приобретение дополнительных машин и оборудования;
б) более полное использование их фонда рабочего времени;
в) повышение производительности работы оборудования;
3. За счет улучшения
использования сырья и
а) дополнительное приобретение сырья и материалов;
б) сокращение сверхплановых отходов сырья и материалов;
в) сокращение норм расходы сырья и материалов на единицу продукции.
Определение величины резервов за счет эффективного использования трудовых ресурсов:
Р↑ВПрм = P↑PM * Вгф,
Р↑Впфэ = Р↑Фэ * Вчф,
Р↑ВПвч= Р↑Вчф * Вфэ,
где: Р↑ВПрм, Р↑Впфэ, Р↑ВПвч – резерв роста валовой продукции за счет создания новых рабочих мест, увеличения фонда рабочего времени и увеличения среднечасовой выработки;
P↑PM – резерв увеличения за счет количества рабочих мест;
Р↑Фэ – резерв увеличения за счет фонда рабочего времени, за счет сокращения потерь;
Р↑Вчф – резерв увеличения за счет среднечасовой выработки;
Вгф, Вчф – соответственно среднегодовая и среднечасовая фактическая выработка;
Вфэ – возможный фонд рабочего времени с учетом выявленных резервов его роста.
Резерв увеличения производства продукции за счет эффективного использования основных фондов:
Р↑ВПоф = P↑Qоф * Вчф,
Р↑ВПт = Р↑Т * Вчф,
Р↑ВПвч = Р↑Вч * Тв,
где : Р↑ВПоф, Р↑ВПт, Р↑ВПвч – соответственно резерв увеличения производства за счет увеличения количества оборудования, времени его работы и выпуска продукции на один машино-час;
P↑Qоф – резерв увеличения за счет количества основных фондов;
Р↑Т – резерв увеличения за счет времени работы оборудования;
Р↑Вч – резерв увеличения за счет среднечасовой выработки;
Вчф – среднечасовая фактическая выработка;
Тв – возможный фонд рабочего времени.
Резервы увеличения производства продукции за счет эффективного использования материальных запасов:
- за счет дополнительного поступления материала. Дополнительное количество j-ro материала разделить на норму расхода (Нр) данного ресурса (i) и умножить на плановую цену единицы продукции (результаты суммировать по всем видам продукции):
Р↑ВП±мр = ∑(Р↑Мi/Hpji) * Ziпл
где : Р↑ВП±мр – резерв увеличения производства за счет дополнительного поступления материалов;
Р↑Мi – дополнительное количество j-го материала;
Zпл – плановая цена;
- за счет сокращения нормы расхода j-го материала на единицу i-го материала планируемое сокращение нормы расхода j-гo ресурса на единицу i-гo вида продукции (Р↑Нpji) умножается на планируемый к выпуску объем производства i-гo вида продукции (VBПiпл), разделить на плановую норму расхода (Нpji) и умножить на плановую цену данного изделия (Ziпл):
Р↑ВПнр↓ = ((∑P↓Нpji * Vвпiпл)/ Нpji) * Ziпл,
где : Р↑ВПнр↓ – резерв роста выпуска продукции за счет снижения нормы расхода;
- за счет сверхплановых
отходов. Увеличение отходов
Р↑ВПотx↓ = (∑P↓От*j/ Нpjiпл) * Ziпл,
где : Р↑ВПотx↓ – резерв увеличения выпуска продукции за счет снижения отходов.Максимальный резерв, установленный по одной из групп, не может быть освоен до тех пор, пока не будут выявлены резервы в таком же размере по другим группам ресурсов.
Таблица 8
Источник резервов |
Резерв увеличения выпуска продукции за счет | ||
Трудовых ресурсов |
Средств труда |
Предметов труда | |
|
- |
1000 |
2500 |
|
1000 |
2340 |
- |
|
1050 |
- |
- |
|
- |
- |
230 |
|
- |
- |
450 |
Итого |
2050 |
3340 |
3180 |
Информация о работе Анализ объема производства и реализации продукции