Анализ объема производства и реализации продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 12:23, курсовая работа

Описание работы

Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы коммерческих организаций, их социально-экономическая эффективность и конечные экономические и финансовые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов.
Производственная программа является результатом согласования следующих целей фирмы:
- получение максимальной прибыли;
- учет реальных финансовых и иных ресурсных возможностей;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1.Цель, задачи и показатели производства и реализации продукции……………6
2. Анализ динамики объема производства продукции…………………………..12
3. Оценка ритмичности производства продукции………………………………..18
4. Факторы, влияющие на объем производства и реализации производства ….22
5. Резервы роста объема производства и реализации продукции организации.26
Заключение………………………………………………………………………....29
Список литературы………………………………………………………………...31

Работа содержит 1 файл

Курсовая по анализу.docx

— 75.87 Кб (Скачать)

Анализ реализации продукции связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятий оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций, что может привести к потере рынка сбыта, а, следовательно, к снижению производства.

Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается путем деления разности между плановым объемом отгрузки по договорным обязательствам и суммы недопоставленной продукции на плановый объем.

При анализе результатов  хозяйственной деятельности предприятие  должно учитывать ассортиментную политику и структуру выпуска продукции. При формировании ассортимента продукции  компании учитывают, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а  с другой – наиболее эффективное  использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Систему формирования ассортимента составляют:

- определение текущих и перспективных потребностей потребителей;

- оценка уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;

- изучение жизненного цикла товара, принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;

- оценка экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.

Для оценки выполнения плана  производства продукции по ассортименту применяется коэффициент, расчет которого производится путем деления общего фактического объема производства товаров, зачтенного в выполнение плана производства по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная  сверх плана или не предусмотренная  планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту).

Таблица 3

Выполнение плана  по ассортименту продукции

Тип продукции

Объем производства в запланированных  ценах, руб. без НДС

Выполнение плана,%

Выпуск зачтенный в выполнение плана по ассортименту

А

28800

25200

131,3

37800

В

33600

33264

99,0

З3264

Итого

62400

58464

113,9

71064


 

Из данных следует, что план по ассортименту продукции выполнен на 113,9%

Причины недовыполнения плана  по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние. Рассмотрим их подробнее. Внешние причины. К ним  относятся конъюнктура рынка, изменение  спроса на отдельные виды продукции, состояние логистики, несвоевременный  ввод в действие производственных мощностей  по независящим от организации причинам.

Внутренние причины связаны  с недостатками в организации  производства, высокой степенью износа основных фондов (как физическим, так  и моральным), низкой культурой производства, недостатками в системе управления персоналом.

Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и  сокращение по другим видам продукции  приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных видов  продукции в общем их выпуске.

Выполнить план по структуре  производства – значит сохранить  в фактическом выпуске продукции  запланированные соотношения отдельных  ее видов. Изменение структуры продукции  оказывает большое влияние на все экономические показатели:

        - объем выпуска в стоимостной оценке;

- материалоемкость;

- себестоимость товарной продукции, прибыль;

- рентабельность.

Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем всего выпуска в стоимостном  выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли  при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низкорентабельной продукции.

Расчет влияния структуры  продукции на уровень перечисленных  показателей можно произвести способом цепной подстановки, который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции:

ВПпл = Vпл * УДпл * Цпл

ВПусл1 = Vф * УДпл * Цпл

ВПусл2 = Vф * УДф * Цпл

ВПф = Vф * УДф * Цф

ΔВПΔV = ВПусл1 – ВПпл

ΔВПΔУД = ВПусл2 – ВПусл1

ΔВПΔЦ = ВПф – ВПусл2

ΔВП = ΔВП ΔV + ΔВП ΔУД + ΔВПΔЦ = ВПф – ВПпл

Таблица 4

Тип продукции 

Цена за ед. руб

Объем производства в натуральных  показателях, шт

Товарная продукция в  плановых ценах, руб

Изменение товарной продукции  за счет структуры, руб

План

Факт

ПЛАН (Vпл)

(УДпл)

ФАКТ (Vф)

(УДф)

ПЛАН (ВПпл)

(ВПусл1)

(ВПусл2)

ФАКТ (ВПф)

А

5

7,5

5760

О,359

5040

0,307

28800

29550

25200

37800

-4350

В

6

6

5600

0,349

5544

0,337

33600

34774

33264

33264

-1210

Итого

   

11360

0,708

10584

0,644

62400

64324

58464

71064

-5560


Приведенные данные показывают что, изменение структуры продукции  принесло компании дополнительную товарную выручку, в рассматриваемом периоде, в сумме 5560 рубль.

 

 

 

  1. Оценка ритмичности производства

 

Ритмичность — равномерный  выпуск, продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом. Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает экономические показатели: снижается качество продукции; увеличиваются объем незавершенного производства, замедляется оборачиваемость капитала, не выполняются поставки по договорам, несвоевременное поступление выручки. Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия. Для оценки выполнения плана по ритмичности используются прямые и косвенные показатели. Прямые показатели - коэффициент ритмичности, коэффициент аритмичности, удельный вес произведенной продукции за каждый месяц к квартальному выпуску, удельный вес выпущенной продукции за каждый квартал к годовому объему производства. Косвенные показатели ритмичности — потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции, наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовой продукции на складах.

Важный показателем эффективности производства является ритмичность производства. Под ритмичностью понимается равномерность выпуска продукции в равные отрезки времени в течение отчетного периода.

Ритмичная работа  хозяйствующего субъекта является важным условием выпуска  и реализации продукции, повышения  качества, снижения себестоимости и  увеличения прибыли. Ритмичности свидетельствует  о рациональной организации производства и труда. Неритмичная работа ухудшает все экономические показатели работы: снижается качество, увеличивается  объем незавершенного производства, увеличиваются сверхплановые остатки  готовой продукции на складе, замедляется  оборачиваемость капитала, не выполняются контракты, договора на поставку материалов. Несвоевременная отгрузка продукции приводит к тому, что несвоевременно поступает выручка, имеет место перерасход фонда оплаты труда. Это приводит к увеличению себестоимости, снижению прибыли и ухудшению финансового состояния.

Для характеристики  ритмичности  выпуска используются ряд показателей. Показатели равномерности выпуска  делятся  на две группы: прямые и  косвенные.

К прямым показателям относятся:

    • коэффициент ритмичности;
    • коэффициент аритмичности;
    • удельный вес производства продукции за каждую декаду к месячному выпуску и т.д.

косвенные показатели ритмичности  – оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта, потери от брака, штрафы за недопоставленную продукцию и т. д.

обобщающим показателем  равномерности  выпуска продукции  является коэффициент ритмичности , который показывает  удельный вес продукции, сданной без нарушения графика. 

Коэффициент ритмичности  можно определить несколькими способами:

  1. Коэффициент ритмичности ( равен отношению суммы фактически выпущенной продукции в пределах плана за ряд последовательных  отрезков времени анализируемого периода к сумме планового выпуска продукции за  этот же период:

=(∑ не больше  ∑)/ ∑ ,

где ∑ – сумма фактического выпуска продукции в сопоставимых ценах;

∑ – сумма планового выпуска.

  1. Коэффициент ритмичности можно определить путем суммирования фактических удельных весов выпуска за каждый период, но не более планового их  уровня.

Чем ближе коэффициент  ритмичности производства к единице, тем равномернее выполнение задания.

Данные для характеристики работы хозяйствующего  субъекта  и исчисления коэффициента ритмичности  можно получить из оперативно - технической  отчетности.

Таблица 5

Анализ ритмичности  производства

Декады месяца

Выпуск продукции тыс. руб.

Удельный вес , %

Засчитывается в счет выполнения плана

план

факт

план

факт

Факт к плану

Тыс. руб

%

1

3060

2032

30,9

18,6

20,5

2032

20,5

2

3474

2894

35,1

26,6

29,2

2894

29,2

3

3366

5974

34

54,8

60,4

3366

34

ИТОГО

9900

10900

100

100

110,1

8292

83,7


 

1 способ - = 8392/9900 = 0, 837 или 83,7 %,

2 способ - = 20,5 +29,2 + 34 = 83,7%.

Коэффициент ритмичности  показывает, сколько выпущено продукции  в сроки, установленные планом-графиком.

Для оценки ритмичности производства определяется коэффициент аритмичности  как  сумма положительных и  отрицательных  отклонений в  выпуске  продукции от планового задания  за каждый день  (неделю, декаду):

= ((2032-3060) + ( 2894 – 3474))/9900 = ( - 1608)/ 9900 = -0,163.

Коэффициент аритмичности   можно определить как разность между коэффициентом ритмичности и 1:

= 0, 837 – 1 = - 0, 163.

Затем необходимо выявить  причины неритмичной работы, которые  могут быть разные. Необходимо выявить  как внешние  ( несвоевременная  поставка сырья, материалов поставщиками, отключение электроэнергии, забастовки предприятий-смежников и т.д.), так и внутренние (низкий уровень организации производства и труда, низкий уровень применяемой технологии, недостаточное финансовое состояние и т.д.) причины. Выявление причин и их классификация позволяют определить мероприятия по повышению ритмичности.

Стоимость недовыпущенной  продукции (- ∑V) определяется путем умножения плановой объема выпуска () на коэффициент аритмичности:

- ∑V = × = 9900 × (- 0,163) = - 1613,7 тыс. руб.

Упущенные возможности хозяйствующего субъекта в связи с неритмичностью работы определяются как разность между фактическим и возможным выпуском продукции, исчисленным исходя из наибольшего среднесуточного ( среднедекадного, среднемесячного) объема производства за сутки (декады, месяцы).

- ∑V =

Аналогичным образом анализируется  ритмичность отгрузки и реализации продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Факторы, влияющие на объем производства и реализации производства

 

Анализ динамики и выполнения плана по реализации продукции и выполнению договорных обязательств позволяет определить факторы изменения ее объема. Учет реализации осуществляется по отгрузке и по реализации.

Если выручка определяется по отгрузке товарной продук­ции, то баланс товарной продукции имеет вид:

ГПн + ТП = РП + ГПк , отсюда РП = ГПн + ТП – ГПк (2.14)

где: ГПн, ГПк – соответственно готовая продукция на начало и конец года;

ТП – стоимость товарной продукции;

РП – стоимость реализо­ванной продукции.

Учет выручки по оплате имеет вид:

ГПН + ТП + ОТН = РП + ОТК + ГПК, (2.15)

отсюда:

Информация о работе Анализ объема производства и реализации продукции