Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 12:23, курсовая работа
Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы коммерческих организаций, их социально-экономическая эффективность и конечные экономические и финансовые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов.
Производственная программа является результатом согласования следующих целей фирмы:
- получение максимальной прибыли;
- учет реальных финансовых и иных ресурсных возможностей;
Введение……………………………………………………………………………...3
1.Цель, задачи и показатели производства и реализации продукции……………6
2. Анализ динамики объема производства продукции…………………………..12
3. Оценка ритмичности производства продукции………………………………..18
4. Факторы, влияющие на объем производства и реализации производства ….22
5. Резервы роста объема производства и реализации продукции организации.26
Заключение………………………………………………………………………....29
Список литературы………………………………………………………………...31
Анализ реализации продукции связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятий оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций, что может привести к потере рынка сбыта, а, следовательно, к снижению производства.
Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается путем деления разности между плановым объемом отгрузки по договорным обязательствам и суммы недопоставленной продукции на плановый объем.
При анализе результатов хозяйственной деятельности предприятие должно учитывать ассортиментную политику и структуру выпуска продукции. При формировании ассортимента продукции компании учитывают, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой – наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Систему формирования ассортимента составляют:
- определение текущих и перспективных потребностей потребителей;
- оценка уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
- изучение жизненного цикла товара, принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;
- оценка экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.
Для оценки выполнения плана производства продукции по ассортименту применяется коэффициент, расчет которого производится путем деления общего фактического объема производства товаров, зачтенного в выполнение плана производства по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту).
Таблица 3
Выполнение плана по ассортименту продукции
Тип продукции |
Объем производства в запланированных ценах, руб. без НДС |
Выполнение плана,% |
Выпуск зачтенный в выполнение плана по ассортименту | |
А |
28800 |
25200 |
131,3 |
37800 |
В |
33600 |
33264 |
99,0 |
З3264 |
Итого |
62400 |
58464 |
113,9 |
71064 |
Из данных следует, что план по ассортименту продукции выполнен на 113,9%
Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние. Рассмотрим их подробнее. Внешние причины. К ним относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние логистики, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей по независящим от организации причинам.
Внутренние причины связаны с недостатками в организации производства, высокой степенью износа основных фондов (как физическим, так и моральным), низкой культурой производства, недостатками в системе управления персоналом.
Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных видов продукции в общем их выпуске.
Выполнить план по структуре
производства – значит сохранить
в фактическом выпуске
- объем выпуска в стоимостной оценке;
- материалоемкость;
- себестоимость товарной продукции, прибыль;
- рентабельность.
Если увеличивается удельный
вес более дорогой продукции,
то объем всего выпуска в
Расчет влияния структуры продукции на уровень перечисленных показателей можно произвести способом цепной подстановки, который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции:
ВПпл = Vпл * УДпл * Цпл
ВПусл1 = Vф * УДпл * Цпл
ВПусл2 = Vф * УДф * Цпл
ВПф = Vф * УДф * Цф
ΔВПΔV = ВПусл1 – ВПпл
ΔВПΔУД = ВПусл2 – ВПусл1
ΔВПΔЦ = ВПф – ВПусл2
ΔВП = ΔВП ΔV + ΔВП ΔУД + ΔВПΔЦ = ВПф – ВПпл
Таблица 4
Тип продукции |
Цена за ед. руб |
Объем производства в натуральных показателях, шт |
Товарная продукция в плановых ценах, руб |
Изменение товарной продукции за счет структуры, руб | |||||||
План |
Факт |
ПЛАН (Vпл) |
(УДпл) |
ФАКТ (Vф) |
(УДф) |
ПЛАН (ВПпл) |
(ВПусл1) |
(ВПусл2) |
ФАКТ (ВПф) | ||
А |
5 |
7,5 |
5760 |
О,359 |
5040 |
0,307 |
28800 |
29550 |
25200 |
37800 |
-4350 |
В |
6 |
6 |
5600 |
0,349 |
5544 |
0,337 |
33600 |
34774 |
33264 |
33264 |
-1210 |
Итого |
11360 |
0,708 |
10584 |
0,644 |
62400 |
64324 |
58464 |
71064 |
-5560 |
Приведенные данные показывают что, изменение структуры продукции принесло компании дополнительную товарную выручку, в рассматриваемом периоде, в сумме 5560 рубль.
Ритмичность — равномерный выпуск, продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом. Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает экономические показатели: снижается качество продукции; увеличиваются объем незавершенного производства, замедляется оборачиваемость капитала, не выполняются поставки по договорам, несвоевременное поступление выручки. Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия. Для оценки выполнения плана по ритмичности используются прямые и косвенные показатели. Прямые показатели - коэффициент ритмичности, коэффициент аритмичности, удельный вес произведенной продукции за каждый месяц к квартальному выпуску, удельный вес выпущенной продукции за каждый квартал к годовому объему производства. Косвенные показатели ритмичности — потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции, наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовой продукции на складах.
Важный показателем эффективности производства является ритмичность производства. Под ритмичностью понимается равномерность выпуска продукции в равные отрезки времени в течение отчетного периода.
Ритмичная работа хозяйствующего
субъекта является важным условием выпуска
и реализации продукции, повышения
качества, снижения себестоимости и
увеличения прибыли. Ритмичности свидетельствует
о рациональной организации производства
и труда. Неритмичная работа ухудшает
все экономические показатели работы:
снижается качество, увеличивается
объем незавершенного производства,
увеличиваются сверхплановые
Для характеристики ритмичности выпуска используются ряд показателей. Показатели равномерности выпуска делятся на две группы: прямые и косвенные.
К прямым показателям относятся:
косвенные показатели ритмичности – оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта, потери от брака, штрафы за недопоставленную продукцию и т. д.
обобщающим показателем равномерности выпуска продукции является коэффициент ритмичности , который показывает удельный вес продукции, сданной без нарушения графика.
Коэффициент ритмичности можно определить несколькими способами:
=(∑ не больше ∑)/ ∑ ,
где ∑ – сумма фактического выпуска продукции в сопоставимых ценах;
∑ – сумма планового выпуска.
Чем ближе коэффициент ритмичности производства к единице, тем равномернее выполнение задания.
Данные для характеристики работы хозяйствующего субъекта и исчисления коэффициента ритмичности можно получить из оперативно - технической отчетности.
Таблица 5
Анализ ритмичности производства
Декады месяца |
Выпуск продукции тыс. руб. |
Удельный вес , % |
Засчитывается в счет выполнения плана | ||||
план |
факт |
план |
факт |
Факт к плану |
Тыс. руб |
% | |
1 |
3060 |
2032 |
30,9 |
18,6 |
20,5 |
2032 |
20,5 |
2 |
3474 |
2894 |
35,1 |
26,6 |
29,2 |
2894 |
29,2 |
3 |
3366 |
5974 |
34 |
54,8 |
60,4 |
3366 |
34 |
ИТОГО |
9900 |
10900 |
100 |
100 |
110,1 |
8292 |
83,7 |
1 способ - = 8392/9900 = 0, 837 или 83,7 %,
2 способ - = 20,5 +29,2 + 34 = 83,7%.
Коэффициент ритмичности показывает, сколько выпущено продукции в сроки, установленные планом-графиком.
Для оценки ритмичности производства определяется коэффициент аритмичности как сумма положительных и отрицательных отклонений в выпуске продукции от планового задания за каждый день (неделю, декаду):
= ((2032-3060) + ( 2894 – 3474))/9900 = ( - 1608)/ 9900 = -0,163.
Коэффициент аритмичности можно определить как разность между коэффициентом ритмичности и 1:
= 0, 837 – 1 = - 0, 163.
Затем необходимо выявить причины неритмичной работы, которые могут быть разные. Необходимо выявить как внешние ( несвоевременная поставка сырья, материалов поставщиками, отключение электроэнергии, забастовки предприятий-смежников и т.д.), так и внутренние (низкий уровень организации производства и труда, низкий уровень применяемой технологии, недостаточное финансовое состояние и т.д.) причины. Выявление причин и их классификация позволяют определить мероприятия по повышению ритмичности.
Стоимость недовыпущенной продукции (- ∑V) определяется путем умножения плановой объема выпуска () на коэффициент аритмичности:
- ∑V = × = 9900 × (- 0,163) = - 1613,7 тыс. руб.
Упущенные возможности хозяйствующего субъекта в связи с неритмичностью работы определяются как разность между фактическим и возможным выпуском продукции, исчисленным исходя из наибольшего среднесуточного ( среднедекадного, среднемесячного) объема производства за сутки (декады, месяцы).
- ∑V =
Аналогичным образом анализируется ритмичность отгрузки и реализации продукции.
4 Факторы, влияющие на объем производства и реализации производства
Анализ динамики и выполнения плана по реализации продукции и выполнению договорных обязательств позволяет определить факторы изменения ее объема. Учет реализации осуществляется по отгрузке и по реализации.
Если выручка определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции имеет вид:
ГПн + ТП = РП + ГПк , отсюда РП = ГПн + ТП – ГПк (2.14)
где: ГПн, ГПк – соответственно готовая продукция на начало и конец года;
ТП – стоимость товарной продукции;
РП – стоимость реализованной продукции.
Учет выручки по оплате имеет вид:
ГПН + ТП + ОТН = РП + ОТК + ГПК, (2.15)
отсюда:
Информация о работе Анализ объема производства и реализации продукции