Автор: a***********@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 12:10, курсовая работа
Анализу производства и продажи продукции уделяется особое внимание, так как главной целью любого предприятия является не просто производство товаров, но и их продажа.
Данный анализ исследует объем выпуска и качества продукции, выявление внутренних резервов и направлений по увеличению объема производства и продажи продукции, а также улучшение ее качества.
Анализ деятельности предприятий начинается с изучения объемов производства и темпов его роста. Основной задачей предприятия является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией.
Введение ……………………………….………………………..……..................3
1.Задачи и источники информации анализа производства и реализации продукции……………………………………………………………………….. 5
2. Анализ динамики и выполнения плана производства продукции………...8
3. Анализ ритмичности производства……………………………………….…13
4.Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации
продукции……………………………………………………………………….16
5.Факторный анализ объема производства и реализации продукции...........23
Заключение…………………………………………………………………..….26
Список использованной литературы……………………
– отсутствием необходимой техники;
– недостатками в организации материального обеспечения;
– изменением себестоимости изделия.
При наличии структурных сдвигов стоимостные показатели не отражают реальных трудовых затрат. Это обусловлено тем, что стоимость продукции состоит из затрат живого и овеществленного труда, соотношение этих затрат в различных видах продукции различно, вследствие чего выделяют трудоемкое, материалоемкое и капиталоемкое производство. Поскольку между ценами и затратами труда нет прямо пропорциональной зависимости, то изменение структуры производства может оказывать существенное влияние на объем производства в стоимостном выражении, завышая или занижая его.
Это
требует использования и других
измерителей объема производства, более
точно характеризующих
Использование показателей, реально отражающих трудоемкость производства продукции, предполагает определение объема продукции, произведенной собственными силами хозяйствующего субъекта, а также производительности труда, фондоемкости, фондоотдачи, материалоемкости, материалоотдачи.
Для того чтобы рассчитать объем производства в нормо-часах, необходимо количество каждого вида продукции (qi) по плану, отчету и за предыдущий год умножить на норму времени изготовление единицы изделия. Полученное общее количество нормо-часов на изготовление отдельных изделий суммируют, что дает общий объем производства в нормо-часах. После чего исчисляют темпы роста объема производства в нормо-часах и выполнение плана.
Необходимые данные для расчета получают из бизнес-плана, формы № П-1 (по выпуску продукции), затраты труда в нормо-часах на единицу продукции из бизнес-плана или данных оперативно-технического учета.
Измерение объема производства в нормо-часах имеет недостаток, так как не отражает качество затраченного труда (различий в сложности труда).
Измерение объема производства в нормативной зарплате имеет определенные преимущества, так как отражает использование труда различной сложности и квалификации, служит мерой затраченного труда и дает качественную характеристику трудовых затрат.
Расчет объема производства в нормативной зарплате определяется путем умножения количества выпущенной продукции в натуральном выражении по плану и факту на норматив заработной платы на единицу продукции. Суммируя расход нормативной зарплаты, по всем изделиям определяют плановый и фактический объемы производства в нормативной зарплате. Определяем отклонение в целом по изделиям по удельному весу. На основе проведенных расчетов делаем вывод.
Затем проводится оперативный анализ производства и отгрузки продукции, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции по объему, ассортименту, качеству за день нарастающим итогом с начала месяца, а также отклонения от плана.
Анализ
реализации продукции связан с анализом
выполнения договорных обязательств по
поставкам продукции. Недовыполнение
плана по договорам для предприятий
оборачивается уменьшением
Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается путем деления разности между плановым объемом отгрузки по договорным обязательствам и суммы недопоставленной продукции на плановый объем:
Кд = (Vпл. - Vнедоп.)/Vпл.
В
заключении можно сказать, что предприятие
должно эффективно использовать свои
ресурсы для роста
3. Анализ
ритмичности производства
Еще одним важным показателем эффективности производства является ритмичность производства. Под ритмичностью понимается равномерность выпуска продукции в равные отрезки времени в течение отчетного периода.
Ритмичная работа хозяйствующего субъекта является важным условием выпуска и реализации продукции, повышения качества, снижения себестоимости и увеличения прибыли. Ритмичность свидетельствует о рациональной организации производства и труда.
Неритмичная работа ухудшает все экономические показатели работы: снижается качество, увеличивается объем незавершенного производства, увеличиваются сверхплановые остатки готовой продукции на складе, замедляется оборачиваемость капитала, не выполняются контракты, договоры поставки. Несвоевременная отгрузка продукции приводит к тому, что несвоевременно поступает выручка, имеет место перерасход фонда оплаты труда. Это приводит к увеличению себестоимости, снижению прибыли и ухудшению финансового состояния.
Для характеристики ритмичности выпуска используется ряд показателей. Показатели равномерности выпуска делятся на две группы: прямые и косвенные.
К прямым показателям относятся:
– коэффициент ритмичности,
– коэффициент аритмичности,
– удельный вес производства продукции за каждую декаду к месячному выпуску и т.д.
Косвенные показатели ритмичности – оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта, потери от брака, штрафы за недопоставленную продукцию, и т.д.
Обобщающим
показателем равномерности
Коэффициент ритмичности можно определить несколькими способами.
Коэффициент ритмичности (КРИТ) равен отношению суммы фактически выпущенной продукции в пределах плана за ряд последовательных отрезков времени анализируемого периода к сумме планового выпуска продукции за этот же период.
Так же коэффициент ритмичности можно определить путем суммирования фактических удельных весов выпуска за каждый период, но не больше планового их уровня.
Чем ближе коэффициент ритмичности производства к единице, тем равномернее выполнение задания.
Данные для характеристики работы хозяйствующего субъекта и исчисления коэффициента ритмичности можно получить из оперативно-технической отчетности.
Коэффициент ритмичности показывает, сколько выпущено продукции в сроки, установленные планом-графиком.
Для оценки ритмичности производства определяется коэффициент аритмичности как сумма положительных и отрицательных отклонений в выпуске продукции от планового задания за каждый день (неделю, декаду).
Коэффициент аритмичности (Карит) можно определить как разность между коэффициентом ритмичности и единицей.
Затем необходимо выявить причины неритмичной работы, которые могут быть разными. Необходимо выявить как внешние (несвоевременная поставка сырья, материалов поставщиками, отключение электроэнергии, забастовки предприятий-смежников и т.д.), так и внутренние (низкий уровень организации производства и труда, низкий уровень применяемой технологии, недостаточное финансовое состояние и т.д.) причины. Выявление причин и их классификация позволяют определить мероприятия по повышению ритмичности.
В заключение необходимо определить стоимость недоданной продукции в установленные планом-графиком сроки в результате неритмичной работы предприятия.
Стоимость
недовыпущенной продукции (-∑V) определяется
путем умножения планового
-∑V = Vпл * Карит
Упущенные возможности хозяйствующего субъекта в связи с неритмичностью работы определяются как разность между фактическим и возможным выпуском продукции, исчисленным исходя из наибольшего среднесуточного (среднедекадного, среднемесячного) объема производства за сутки (декады, месяцы).
-∑V = ∑Vф – Vmaxсутки (декада)
Можно сделать вывод, что отрицательные последствия влекут за собой не только недовыполнение или несвоевременное выполнение плановых заданий, но в некоторых случаях и перевыполнение. Поэтому нужно при оценке ритмичности учитывать как отрицательные отклонения от плана, так и положительные. Для этого определяется число аритмичности.
Чем менее ритмично работает предприятие, тем больше сумма чисел аритмичности. В заключение анализа ритмичности желательно определить упущенную возможность хозяйствующего субъекта.
В
конце анализа разрабатываются мероприятия
по устранению причин неритмичной работы.
4.Анализ
факторов и резервов увеличения выпуска
и реализации продукции
Анализ динамики и выполнения плана по реализации продукции и выполнению договорных обязательств позволяет определить факторы изменения ее объема. Учет реализации осуществляется по отгрузке и по реализации.
Если выручка определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции имеет вид:
ГПн + ТП = РП + ГПк , отсюда РП = ГПн + ТП – ГПк
где:
ГПн, ГПк – соответственно готовая продукция на начало и конец года;
ТП – стоимость товарной продукции;
РП
– стоимость реализованной
Учет выручки по оплате имеет вид:
ГПН + ТП + ОТН = РП + ОТК + ГПК,
отсюда:
РП = ГПН + ТП + ОТН – ОТК –ГПК ,
где:
ОТН, ОТК – остатки отгруженной продукции на начало и конец периода.
На изменение объема реализации оказывают влияние:
– изменение объема товарной продукции;
– изменение остатков готовой продукции на складе;
– изменение остатков отгруженной продукции на начало и конец периода.
Анализ факторов, влияющих на объем реализации, осуществляется следующим образом. Необходимо определить объем реализованной продукции по плану и по факту. Сравнить фактический объем реализации с плановым объемом. Определить абсолютное отклонение по всем вышеперечисленным факторам. Определить процент выполнения плана по объему реализации (фактический объем выпуска разделить на плановый и умножить на 100%), что будет являться объектом анализа.
Для того чтобы определить количественное влияние факторов на изменение объема реализации, необходимо абсолютное отклонение по каждому фактору в отдельности разделить на плановый объем реализации и умножить на 100%. Увеличение объема товарной продукции увеличивает объем реализованной, и наоборот.
Увеличение остатков готовой продукции на складе и товаров, отгруженных на начало года, увеличивает объем реализации, и наоборот. Увеличение остатков готовой продукции на складе и товаров, отгруженных на конец года, уменьшают объем реализации, и наоборот.
Информация о работе Анализ и выявление резервов роста объема производства и реализации продукции