Пути повышения эффективности производства в условиях функционирования рынка на примере предприятия ОА «СеверСтрой»

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 09:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение путей повышения эффективности производства в условиях функционирования рынка. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 Рассмотреть теоретические аспекты эффективности производства, ее понятие, виды;
 Проанализировать экономико-хозяйственную деятельность АО «СеверСтрой»;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретические аспекты эффективности производства в условиях функционирования рынка
1.1 Сущность экономической эффективности производства, её виды…………………………………………………..…………..…………….....5
1.2 Показатели, используемые для эффективности производства………….. ..8
1.3 Пути повышения экономической эффективности производства в условиях функционирования рынка……………………………………………………….16
Глава 2 Анализ экономико-хозяйственной деятельности АО «СеверСтрой»
2.1 Общая характеристика АО «СеверСтрой». …………………………..……21
2.2 Анализ показателей эффективности производства АО «СеверСтрой»…..23
2.3 Пути повышения экономической эффективности производства АО «СеверСтрой»…………………………………………………………..…………28
Заключение…………………………………………………………………....….34
Список использованной литературы………………………………………....37
Приложение

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Республики Казахстан.doc

— 263.50 Кб (Скачать)

     Экспертная  группа – состоит главных менеджеров предприятия, которая определяет техническую, финансовую и перспективную политику развития производства и сбыта продукции;

     Технический отдел – обеспечение производства конструкторской, технологической и нормативной документацией;

     Планово-производственный отдел – выдача плановых заданий, определение потребности в сырье и материалах, расчет цен и себестоимости продукции;

     Бухгалтерия – ведет всю необходимую документацию по учету производимых затрат, отчетность перед налоговой инспекцией, расчеты с поставщиками и потребителями, расчеты с работниками предприятия;

     Снабженческо-сбытовой отдел – отвечает за бесперебойное обеспечение производства материальными ресурсами и инструментом, а также за отгрузку готовой продукции потребителям.

     Для производства продукции предприятие  использует в основном сырье и  материалы отечественных производителей.

     Выпускаемые изделия реализуются в основном в пределах области через торговые точки по договорам большими партиями. Предприятие имеет долгосрочные партнерские отношения с клиентами.

     Для того чтобы успешно конкурировать  на современном мебельном рынке  сбыта, на предприятии ведется постоянная и целенаправленная работа по улучшению потребительских свойств выпускаемых изделий – используются современные дизайнерские разработки, новые прогрессивные виды материалов, импортная фурнитура.

     Ассортимент производимой продукции в настоящее  время широк и разнообразен, он рассчитан на потребителя с разным уровнем достатка, реализуется в пределах области в другие регионы.

     Ассортимент выпускаемой продукции:

  • Диваны угловые, двух, трех и четырехместные;
  • Кресла для отдыха и кресла-кровати;
  • Корпусная мебель.

     В результате проводимой работы предприятию удалось в 2007 году увеличить объем производства и продаж по сравнению с предыдущим годом в 1,2 раза. Это положительно повлияло на финансовое состояние предприятия, его экономические показатели и кадровую стабильность.

     Приоритетным  направлением своей деятельности руководство предприятия считает повышение качества выпускаемой продукции, улучшение ее дизайна, применение современных материалов и технологий.

     Оснащение производства современным оборудованием  и инструментом является главным  условием увеличения выпуска продукции, улучшения ее потребительских свойств, повышения финансовой устойчивости предприятия и успешная конкуренция в мебельном бизнесе.

     Поэтому очень важно проанализировать эффективность  использования имеющихся основных фондов и наметить конкретные мероприятия по улучшению экономических характеристик предприятия в этом направлении. 

     2.2 Анализ показателей эффективности производства АО «СеверСтрой»

     Предварительный обзор результатов деятельности заключается в оценке работы предприятия  по основным технико-экономическим показателям работы за последние 3 года. Этот анализ проводится на основании данных бухгалтерской и текущей отчетности. Он дает возможность выявить, по какому из направлений работы получены недостаточно положительные результаты, и в дальнейшем провести более глубокий анализ этого направления (см. приложение 1)

     Объем товарной продукции в сопоставимых ценах определяется при помощи индекса  цены (роста цен):

     YЦ = Y1/Y0

     E/2 = E2/YЦ = 634410/1,2 = 528675 тыс. тг.

     E/3 = E3/YЦ = 764290/1,2 = 636908,3 тыс. тг.

     темпы:

     к предыдущему году E/2/E1*100 = 528675/499540*100 = 105,8%

     к базисному году E/3/E1*100 = 636910/499540*100 = 127,5%

     Рентабельность (прибыльность) продаж определяется:

     RП = ПП / В * 100, где

     Пп  – прибыль от продаж;

     В-выручка (объем реализации в действующих ценах);

     Rп2007 = 56215/483765 * 100 = 11,6%

     Фондоотдача определяется:

     Фо = Qт / F, где

     Qт – объем товарной продукции в действующих ценах;

     F – стоимость основных производственных фондов;

     Фо = 499540/210215= 2,38 тг.

     Коэффициент оборачиваемости оборотных средств определяется:

     Коб. = В / Е, где

     В-выручка (Объем реализации в действующих  ценах);

     Е – средняя величина оборотных  средств;

     Коб. = 483765/162385 = 2,98 оборота

     Затраты на 1 тенге товарной продукции определяется:

     З = Ст / Qт

     Ст  – полная себестоимость товарной продукции;

     З = 455575/499540 = 0,91 тг.

     Это означает, что на каждый тенге товарной продукции затратили 91 тиын, т.е. прибыль с каждого тенге 09 тиын, и, показывает, что затраты покрыты.

     Материалоемкость  определяется:

     Ме = Мз / Qт

     Мз  – материальные затраты;

     Qт – объем товарной продукции в действующих ценах;

     Ме = 323915/499540 = 0,65 тг.

     65 тиын материальных затрат содержится в 1 тенге товарной продукции.

     Производительность  труда определяется:

     ПТ = Qт / Чппп

     Qт – объем товарной продукции в сопоставимых ценах;

     Чппп  – численность;

     ПТ = 499540/1345 = 371 тыс. тг.

     Зарплатоемкость определяется:

     Зе = ФЗП / Qт

     Зе = 34360/499540 = 0,069 тг.

     Означает, что 07 тиын затрат по заработной плате содержится в 1 тенге продукции.

     Прежде  чем приступать к анализу представленных в таблице 1 данных, необходимо отразить их изменение за последние 3-и года, объединив показатели по однородному признаку.

     За  анализируемый период (2007–2009 гг.) наблюдается рост показателей товарной и реализованной продукции. Так выпуск товарной продукции возрос с 499540тыс. тг. до 764290 тыс. тг. в действующих ценах в 1,5 раза. Выручка от реализации товарной продукции в действующих ценах без учета НДС увеличилась с 483765 тыс. тг. в 2007 году до 770650 тыс. тг. в 2009 году. Сравнивая значение этих показателей в сопоставимых ценах, следует отметить, что реальный рост товарной и реализованной продукции за рассматриваемый период соответственно составил 34,6% и 37,2%. Это положительное явление связано с систематической работой отдела маркетинга по изучению покупательского спроса населения и заинтересованных организаций. Кроме того, на увеличение объемов реализации товарной продукции повлияло постоянное обновление ассортимента изготавливаемой продукции, а также улучшение качества и дизайна предлагаемых для продажи изделий.

     Наблюдается рост прибыли до налогообложения  и прибыли от продаж за счет увеличения объема продаж.

     Рентабельность  продаж увеличивается, что говорит  о стабильной работе предприятия.

     Рассматривая  динамику использования основных фондов можно отметить рост фондоотдачи. Темпы роста составили 156,7%. Рост фондоотдачи произошел в основном за счет уменьшения стоимости основных фондов. Происходит увеличение оборачиваемости оборотных средств за счет увеличения объема реализованной продукции. Стоимость основных фондов за три года незначительно уменьшилась за счет списания устаревшего оборудования.

     Себестоимость товарной продукции возросла с 455575 тыс. тг. до 650630 тыс. тг., материальные затраты увеличились с 323915 тыс. тг. до 44010 тыс. тг. Их увеличение связано с ростом выпуска товарной продукции и повышением цен на сырье, материалы, комплектующие изделия, а также электроэнергию.

     Можно отметить положительную работу предприятия, о чем свидетельствуют изменения  затрат на 1 тенге товарной продукции, то есть с каждым годом затраты на 1 тенге товарной продукции снижаются. Происходит снижение материалоемкости за счет увеличения объема товарной продукции и материальных затрат на ее выпуск, то есть с каждым годом материальных затрат в одном тенге товарной продукции становится меньше. В зарплатоемкости, почти никаких изменений не происходит. Затраты по заработной плате, содержащиеся в 1 тенге товарной продукции остаются на протяжении 3-х лет одинаковыми.

     Происходит  увеличение численности ППП по сравнению с 2007 годом, за счет значительного увеличения заработной платы и увеличения выпуска товарной продукции. Среднегодовая заработная плата увеличилась на 31%.

     Производительность  труда находится в прямой зависимости  от объема товарной продукции. Среднегодовая заработная плата увеличилась на 31%. Выработка на 1 работающего возрастает. Сравнивая темпы роста среднегодовой заработной платы и производительности труда на 1 работающего за три года можно отметить опережение темпов роста производительности труда над темпами роста заработной платы. Разрыв между темпами 1,3%.

     За  период с 2007–2009 гг. происходит увеличение объема товарной продукции, также растет объем реализованной продукции. Так, выпуск товарной продукции, возрос со 499540 тыс. тг. до 764290 тыс. тг., то есть темп роста составил 127,4%.

     Выручка от реализованной товарной продукции  увеличилась со 483765 тыс. тг. до 770650 тыс. тг., то есть темп роста составил 132,7%.

     Сравнивая эти показатели, можно сказать, что  темпы роста в 2009 году объема реализованной продукции больше, чем темпы роста товарной продукции.

     Темп  роста прибыли до налогообложения  значительный: с 53480тыс. тг. до 113660 тыс. тг., то есть темп роста составил 212,5%. Ее рост обусловлен ростом реализованной продукции и повышению рентабельности. Рентабельность увеличилась с 11,6% до 15,4%.

     Прибыль от продаж возрастает с 56215 тыс. тг. до 119445 тыс. тг., то есть растет и рентабельность.

     Себестоимость товарной продукции повысилась с  455575тыс. тг. до 650630 тыс. тг. Ее рост обусловлен не только ростом объема товарной продукции, но и ростом цен на сырье, полуфабрикаты, материалы, электроэнергию.

     Увеличилась численность производственных рабочих, что связанно с увеличением объема выпуска продукции.

     Производительность  труда возросла с 1857 тыс. тг. до 2458 тыс. тг., то есть темп роста составил 132,4%.

     Можно отметить снижение среднегодовой стоимости  основных производственных фондов. Что  свидетельствует о том, что основные производственные фонды не обновляются. Снижение составило с 210245 тыс. тг. до 203680 тыс. тг., за счет амортизации.

     Растет  фондоотдача, этот основной обобщающий показатель использования основных производственных фондов. Темп роста  составил 156,7% в результате увеличения объемов производства.

     Увеличиваются материальные затраты, а материалоемкость снижается. Возрастает фонд заработной платы, затраты на электроэнергию.

     Можно отметить положительную работу предприятия  за последний год, о чем свидетельствует  ежегодные изменения затрат на 1 тенге товарной продукции.

     Дальнейший  рост выпуска продукции сдерживается наличием на предприятии устаревшего оборудования, так как за последние годы оно практически не обновлялось.

     Поэтому необходимо провести анализ по основным показателям, характеризующим эффективность  работы предприятия, выявить влияние различных факторов на изменение прибыли и рентабельности. 

     2.3 Пути повышения экономической эффективности производства АО «СеверСтрой»

Информация о работе Пути повышения эффективности производства в условиях функционирования рынка на примере предприятия ОА «СеверСтрой»