Планирование валовой прибыли

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 11:31, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение механизмов планирования валовой прибыли предприятия, а также выявление резервов ее увеличения. Предметом исследования является планирование валовой прибыли торгового предприятия и оценка перспектив ее роста. Объектом исследования служит конкретное предприятие торговли – ООО «Сибирь».

Работа содержит 1 файл

Планирование валовой прибыли предприятий торговли и оценка перспектив ее роста..doc

— 772.50 Кб (Скачать)
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 

      ВВЕДЕНИЕ

 

     Развитие  рыночных отношений повышает ответственность  и самостоятельность предприятий  в выработке и принятии управленческих решений по обеспечению эффективности  их деятельности.

     Одним из важнейших показателей оценки эффективности их деятельности является прибыль - обобщающий качественный показатель эффективности хозяйствования.

     Прибыль составляет основу экономического развития предприятия. Получение прибыли  является обязательным условием функционирования предприятия. Прибыльность служит основным критерием выбора инвестиционных проектов и программ оптимизации текущих затрат, расходов, финансовых вложений.

     В настоящее время многие торговые предприятия не только не получают прибыль, но и имеют значительные убытки. Для поиска путей выхода из сложившейся ситуации важным средством изучения функционирования предприятий является финансовый анализ. С его помощью вырабатывается стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.

     На  сегодняшний день резко обострилась  проблема получения прибыли торговых предприятий. Необходимо более быстрое реагирование на изменение хозяйственной ситуации с целью поддержания устойчивого финансового состояния и постоянного совершенствования производства в соответствии с изменением конъюнктуры рынка.

     Исходя  из этого, в современных условиях значительно усилилось значение всестороннего анализа результатов реализации продукции и финансовых результатов деятельности торговых предприятий, с чем и связана актуальность темы курсовой работы.

     Целью курсовой работы является изучение механизмов планирования валовой прибыли предприятия, а также выявление резервов ее увеличения. Для ее раскрытия поставлены следующие задачи:

     1. Изучение сущности валовой прибыли и ее роли в финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

     2. Определение возможных источников получения валовой прибыли, факторов, влияющих на ее величину и механизма управления прибылью.

     3. Рассмотрение порядка планирования прибыли предприятия.

     4. Проведение анализа основных  экономических показателей и  финансовых результатов деятельности предприятия.

     5. Выявление резервов увеличения финансовых результатов предприятия и выработка рекомендаций по их использованию.

     Предметом исследования является планирование валовой прибыли торгового предприятия и оценка перспектив ее роста.

      Объектом  исследования служит конкретное предприятие  торговли – ООО «Сибирь».

     В процессе написания работы использовались законодательные и нормативные  акты, такие как Налоговый Кодекс РФ, Приказы Министерства Финансов, Госналогслужбы и т.д. Теоретической основой написания курсовой работы послужили труды отечественных и зарубежных экономистов (К.А. Раицкий, А.Н. Соломатин и др.), публикации в периодической печати и материалы научно-практических конференций, а также материалы собственных исследований. Бухгалтерская отчетность предприятия, анализы счетов, устав послужили базой для выполнения практической части работы.

     При написании курсовой работы использовались следующие методы: экономико-математические, монографический, метод сравнения.

      Курсовая  работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем работы 72 стр. Курсовая работа иллюстрирована 7 рисунками; 21 таблицей, 2 приложениями. Библиографический список включает в себя 25 источников.

1. СУЩНОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ ВАЛОВОЙ ПРИБЫЛИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 

     
    1. Понятие и функции валовой прибыли торгового предприятия

     Прибыль служит важной экономической характеристикой  эффективности деятельности организации. В условиях рыночной экономики деятельность организации связана с повышением стимулирующей роли прибыли.

     Одновременно  прибыль является одной из наиболее сложных категорий, существование  которой объясняется наличием двух объективных предпосылок:

     - категории прибавочного продукта, который представляется частью  совокупного общественного продукта;

     - товарно-денежной формы расширенного  воспроизводства, при которой  прибыль выступает как одна  из денежных форм реализации  стоимости прибавочного продукта.

     Целесообразно рассмотреть экономическое содержание самой прибыли и проследить процесс познания категории прибыли в экономической теории.

     Многие  западные экономисты рассматривают  прибыль как «глобальный финансовый результат», поскольку, по их мнению, традиционное понимание показателей валовой  прибыли, рентабельности, чистой прибыли не дает всеобъемлющей оценки деятельности предприятия. Данные показатели характеризуют лишь отдельные стороны результативности или стадию ее исчисления (валовая, чистая прибыль).

     В настоящее время в экономической  литературе наряду с понятием «валовая прибыль» используется большое количество схожих терминов: «маржинальный доход», «маржа покрытия», «сумма покрытия», «валовая маржа». На основании проведенного исследования мнений различных авторов к определению указанных категорий, было выявлено, что среди экономистов отсутствует единство мнений в определении их сущности. При этом можно выделить два основных подхода к трактовке понятия «валовая прибыль»:

  • Первый: валовая прибыль – это сумма прибылей предприятий до вычетов и отчислений (авторы Ильин С.С., Васильева Т.И., Кураков Л.П., Кураков В.Л и др.);
  • Второй: валовая прибыль – это разность между выручкой (нетто) и расходами ( авторы Морозова О.А., Шайков Л., Ходанович Г.В., Савицкая Г.В., Качалин В.В., Шестакова А.В., Тоффлер Б.Э., Имбер Дж., Антони Р.Н., Хонгрен Ч., Фостер Дж.).

     Авторов, которые придерживаются второго  подхода, так же можно разделить  на три группы согласно составу расходов, участвующих в расчете валовой  прибыли.

     Первая  группа авторов в качестве таких  расходов называет переменные затраты (Морозова О.А., Шайков Л., Ходанович Г.В., Савицкая Г.В. и др.); вторая – прямые расходы (Качалин В.В., Шестакова А.В., Тоффлер Б.Э., Имбер Дж. И др.). Третья группа авторов предполагает, что из выручки необходимо вычитать себестоимость реализованной продукции (Антони Р.Н., Хонгрен Ч., Фостер Дж. и др.), при этом ими не указывается подход, положенный в основу расчета себестоимости.

     Этот  вопрос решен только в МСФО, где, исходя из структуры отчета о прибылях и убытках, очевидно, что под понятием «себестоимость» понимается непосредственно усеченная себестоимость, т.е. рассчитанная на основе переменных расходов.

     Среди исследованной совокупности мнений 12,9% экономистов придерживаются той  точки зрения, что валовая прибыль  – это совокупность прибылей предприятия  до вычетов и отчислений; 38,7% считают, что валовая прибыль представляет собой разницу между выручкой предприятия и переменными затратами; 6,5% определяют валовую прибыль как разность между выручкой и прямыми издержками производства и 22,6%  экономистов считают, что валовая прибыль – это выручка минус себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг.

     Также следует отметить, что 19,4% изученной  совокупности мнений – это экономисты, имеющие свое индивидуальное определения  изучаемого понятия, которое не разделено кем-либо еще (Райзберг Б.А., Лазовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. и др.).

     Опираясь  на все вышесказанное, нами предлагается следующие определение валовой  прибыли как объекта бухгалтерского учета:

Валовая прибыль – это разность между  выручкой от реализации продукции, товаров, работ, услуг (за минусом косвенных налогов и платежей) и переменными расходами на их изготовление.

     Экономическое содержание валовой прибыли проявляется в ее функциях.

     Валовая прибыль, прежде всего, выполняет функцию меры эффективности общественного производства, поскольку, представляя собой разность между суммой доходов и убытков, полученных от разных хозяйственных операций, она определяет конечный результат финансово-хозяйственной деятельности субъекта экономики. В любой рыночной экономике вложение капитала в предприятие сопровождается определенной оценкой эффективности его функционирования. В противном случае вообще пропадает стимул этого экономического действия. Во все времена валовая прибыль являлась признаком компетентного управления находившимися в распоряжении компании людскими, материальными, финансовыми и другими ресурсами. В конечном счете, финансовые результаты (валовая прибыль или убыток) деятельности предприятий являются основой валового внутреннего продукта государства и отражают эффективность функционирования экономики страны.

     Валовая прибыль выступает и в качестве меры накопления. В данной функции валовая прибыль выступает основным источником общественного воспроизводства на расширенной основе. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Если доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов, будет недостаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников, то процесс общественного воспроизводства вообще может прекратиться.

     Выделяется  функция валовой прибыли как средство регулирования перелива капитала. Объективно капитал находит то место в отраслевой структуре, которое является более выгодным (различный уровень нормы прибыли). Это закон, который не знает ни хозяйственных, ни государственных границ. Поэтому в современной экономике можно наблюдать перелив капитала не только между отраслями хозяйства внутри страны, но и между различными государствами.

     Функции валовой прибыли выступают во взаимосвязи и взаимообусловленности. Функция валовой прибыли как средство регулирования перелива капитала создает условия, при которых предприятие и отрасль могут успешно развиваться. Основу этого развития обеспечивает функция меры накопления. А функция меры эффективности экономики дает возможность определить (оценить) уровень этого развития.

     Прибыль - один из основных финансовых показателей  плана и оценки хозяйственной деятельности предприятий. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников.  
 

    1. Планирование  валовой прибыли  торгового предприятия: сущность, этапы и их характеристика
 

     Важными факторами роста прибыли, зависящими от деятельности предприятий, являются рост объема производимой продукции  в соответствии с договорными  условиями, снижение ее себестоимости, повышение качества, улучшение ассортимента, повышение эффективности использования производственных фондов, рост производительности труда.

     К факторам, не зависящим от деятельности организаций, относятся изменения государственных регулируемых цен на реализуемую продукцию, влияние природных, географических, транспортных и технических условий на производство и реализацию продукции и др.

     Под влиянием как тех, так и других факторов складывается валовая прибыль  предприятий.

     Расчет  валовой прибыли в общем случае происходит по формуле: 

                               ,                                                  (1)  

     где ВП - валовая прибыль, ВР – выручка от реализации, С – себестоимость работ.

     В составе валовой прибыли учитывается  прибыль от всех видов деятельности. Прежде всего валовая прибыль включает прибыль от реализации товарной продукции, исчисленную путем вычета из общей суммы выручки от реализации этой продукции (работ, услуг) налога на добавленную стоимость, акцизов и затрат на производство и реализацию, включаемых в себестоимость. Прибыль от реализации товарной продукции – основная часть валовой прибыли.

     В состав валовой прибыли включается прибыль от реализации прочей продукции  и услуг нетоварного характера, т.е. прибыль (убытки) подсобных сельских хозяйств, автохозяйств, лесозаготовительных и других хозяйств, находящихся на балансе предприятия.

Информация о работе Планирование валовой прибыли