Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 11:31, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение механизмов планирования валовой прибыли предприятия, а также выявление резервов ее увеличения. Предметом исследования является планирование валовой прибыли торгового предприятия и оценка перспектив ее роста. Объектом исследования служит конкретное предприятие торговли – ООО «Сибирь».
В динамике на ООО «Сибирь» отмечается прирост продаж в 4-ом квартале 2010 года по сравнению с 2009 годом и в 3-ем квартале. При этом снизились доли продаж в первом и во втором на 0,4%, 0,3% соответственно.
Далее проведем расчет коэффициентов ритмичности и равномерности продаж. Расчеты оформим в таблице.
Расчет
этих коэффициентов позволит количественно
оценить колебания объемов
(%)
где – объем оборота розничной торговли за определенный период, тыс. руб.
– средняя величина товарооборота за исследуемый период, тыс. руб.;
n – число составляющих (месяцев, кварталов);
(%) (16)
где s – среднеквадратическое отклонение;
– средний процент (темп роста) оборота по общему объему или средний размер товарооборота за определенный период, % или тыс. руб.
Таблица
2.5 - Расчет равномерности развития ОРТ
по периодам года ООО «Сибирь» в отчетном
году.
Кварталы | Темп роста (снижение) в % к прошлому году | (Х- |
(Х- |
А | 1 | 2 | 3 |
1-й | 124,67 | -2,32 | 5,382 |
2-й | 125,22 | -1,78 | 3,168 |
3-й | 128,97 | 1,97 | 3,88 |
4-й | 128,24 | 1,24 | 1,538 |
Итого | 127,00 | 13,968 |
σ =1,156 (%); V = *100 = 0,91 (%); Кр = 100 – 0,91 = 99,09 (%).
Средний процент выполнения плана розничной продажи в отчетном году варьирует не существенно – на 0,91 % от общего значения, поэтому показатель равномерности развития товарооборота по сравнению с прошлым годом получился равномерным, а именно 99,09 %.
Это позволяет сделать вывод о том, что развитие объема продаж происходит равномерно в разрезе кварталов. Это объясняется тем, что если в один период времени падают продажи по какой-то группе товаров, это компенсируется ростом оборота розничной торговли по другим группам.
Проведенный анализ позволяет нам сделать вывод, что развитие продаж происходят равномерно и ритмично. Это является положительным моментом в деятельности предприятия, т.к. позволяет оперативно управлять товарными запасами и снижает погрешность при их планировании. В свою очередь это помогает организовать бесперебойную работу предприятия в течение года и получать максимальный положительный финансовый результат.
Структура
оборота розничной торговли в разрезе
товарных групп в 2010 году на предприятии
розничной торговли ООО «Сибирь» изменилась
не значительно. Отмеченные структурные
изменения говорят о неэффективной
товарной политике на предприятии проводимой
руководством. Снижение доли товаров отмеченных
групп отрицательно сказывается на
формировании валовой прибыли предприятия
и конечном финансовом результате.
2.3.
Оценка формирования
и распределения
валовой прибыли в динамике
Следующим направлением анализа является оценка динамики доходов от основной деятельности, т. е. валовой прибыли торгового предприятия.
Уровень
валовой прибыли торгового
(17) |
где Увп – уровень валовой прибыли по предприятию, %;
∑ВП – сумма валовой прибыли по торговому предприятию, руб.;
∑Т – сумма товарооборота, тыс.руб.
Увп0 = 3442,2/ 15231,3*100 = 22,6 (%)
Увп1 =4410,4/19343,8*100 = 22,8 (%)
Для анализа динамики дохода от основной деятельности торгового предприятия составляется аналитическая таблица 2.6.
Таблица
2.6 - Анализ динамики валовой прибыли предприятия
розничной торговли ООО «Сибирь» за 2008-2010
гг.
Показатели | Ед.измерения | Годы | Темп изменения к 2008 году,% | |||
2008 | 2009 | 2010 | ||||
1.Оборот розничной торговли | Тыс.руб. | 15465,1 | 15231,3 | 19343,8 | 125,08 | |
2.Уровень торговой надбавки | Тыс.руб. | 29,8 | 24 | 25,65 | -0,3 | |
3.Валовая прибыль, сумма | % | 3550,79 | 3442,2 | 4410,4 | 124,21 | |
- уровень | % | 22,96 | 22,6 | 22,8 | -0,16 |
Как видно из таблицы 2.6 в динамике все показатели за исключением уровня торговой надбавки имели положительную динамику в анализируемом периоде. Снижение уровня торговой надбавки в отчетном году говорит о проведении гибкой ценовой политики руководством компании и оценивается положительно, т.к. это не вызвало снижения суммы валовой прибыли, полученной предприятием.
Рост оборота розничной торговли на 27% и снижение уровня торговой надбавки на 1,46% привели к росту суммы валовой прибыли на 28,13% или на 968,2 тыс.руб. Кроме того, более быстрый темп роста валовой прибыли привел к изменению уровня валовой прибыли на 0,2%, что положительно характеризует деятельность предприятия в отчетном году.
Следует также отметить, что позитивным моментом является рост валовой прибыли как в абсолютном, так и в относительном выражении при снижении уровня торговых надбавок, что говорит об эффективности деятельности организации в отчетном году.
Изменение объема валовой прибыли, возможно, под влиянием большого ряда факторов. Поэтому следующий важный этап анализ - факторный анализ валовой прибыли ООО «Сибирь». Проведем анализ тех факторов, которые оказывают прямое влияние на формирование исследуемого показателя: изменение объема продаж, изменение структуры оборота розничной торговли и изменение уровня реализованных торговых надбавок. Далее произведем анализ валовой прибыли предприятия за 2010 год в разрезе товарных групп (таблица 2.7).
Проведенный выше анализ структуры оборота розничной торговли позволил количественно оценить размер увеличения продаж за счет корректировки в отчетном году доли той или иной товарной группы. Изменение структуры оборота розничной торговли в отчетном году было обусловлено, в том числе, и изменением торговой наценки. Так по группе товаров « алкогольные товары» наценка по сравнению с прошлым годом возросла на 0,62%, что привело к росту валовой прибыли на 206,13 тыс.руб., при этом доля продаж по отмеченной группе , как уже говорилось ранее сократилась на 0,02%.
Таблица
2.7 - Анализ валовой прибыли торгового
предприятия ООО «Сибирь» за 2010 год в разрезе
товарных групп
Товарные группы | Оборот розничной торговли, тыс.руб. | Уровень торговой надбавки,% | Сумма валовой прибыли, тыс.руб. | Уровень валовой прибыли, % | Отклонение
(+;-) по | |||||
Прошл.
год |
Отч.
год |
Прошл.
год |
Отч.
год |
Прошл.
год |
Отч.
год |
Прошл.
год |
Отч.
год |
сумме, тыс.руб. | уровню, % | |
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1. . "Молоко и молочные товары» | 533,09 | 686,71 | 13,3 | 13,3 | 62,5781 | 80,6114 | 11,74 | 11,74 | 18,03 | - |
2. «Мясо и мясные товары» | 3762,06 | 4836 | 34 | 34,61 | 954,553 | 1243,4 | 25,37 | 25,71 | 288,85 | 0,34 |
3. « Хлеб и хлебобулочные товары» | 502,62 | 619,01 | 11,5 | 11,4 | 51,8397 | 63,3455 | 10,31 | 10,23 | 11,51 | -0,08 |
4. "Рыба и рыбные товары" | 1842,95 | 2321,28 | 35 | 35,2 | 477,802 | 604,357 | 25,93 | 26,04 | 126,56 | 0,11 |
5."Кондитерские товары" | 1248,94 | 1611,36 | 23,4 | 23,4 | 236,833 | 305,558 | 18,96 | 18,96 | 68,72 | - |
6. ."Плодовоовощные товары " | 792,01 | 1005,89 | 25,6 | 25,6 | 161,429 | 205,022 | 20,38 | 20,38 | 43,59 | - |
7."Алкогольные напитки" | 2881,71 | 3656,02 | 33,3 | 33,92 | 719,887 | 926,017 | 24,98 | 25,33 | 206,13 | 0,35 |
8. « Слабоалкогольные напитки» | 2284,65 | 2920,94 | 28,5 | 28,6 | 506,712 | 649,603 | 22,18 | 22,24 | 142,89 | 0,06 |
9. « Безалкогольные напитки» | 609,24 | 812,448 | 25,5 | 25,7 | 123,79 | 166,109 | 20,32 | 20,45 | 42,32 | 0,13 |
10. « Табачные изделия» | 182,77 | 174,096 | 22,5 | 22,5 | 33,57 | 31,9768 | 18,37 | 18,3 | -1,59 | - |
11. « Пищевые жиры» | 274,16 | 365,602 | 22,6 | 22,6 | 50,5385 | 67,3948 | 18,43 | 18,43 | 16,86 | - |
12. « Вкусовые товары» | 135,56 | 212,784 | 25,6 | 25,6 | 27,6301 | 43,37 | 20,38 | 20,38 | 15,74 | - |
13. « Прочие» | 181,25 | 121,867 | 24 | 24 | 35,0806 | 23,5872 | 19,35 | 19,35 | -11,49 | - |
ВСЕГО | 15231,3 | 19343,8 | 29,2 | 29,5 | 3442,2 | 4410,4 | 22,6 | 22,8 | 968,2 | 0,2 |
Однако увеличение цен на данную группу товаров не сказалось на формировании величины оборота розничной торговли по данной группе товаров.
В отчетном году продажи по «рыбе и рыбным товарам» увеличились на 478,3 тыс.руб.
Единственной группой, по
Таким образом, средний уровень торговой надбавки на предприятии в 2010 году составил 29,5% и 29,2 % в прошлом году.
Утн.ср.2009=(19*33,3+15*28,5+
Утн.ср.2010=(18,9*33,92+15,1*
Учитывая, что торговая надбавка является основным источником получения доходов торгового предприятия, то в следующем пункте проведем анализ доходов от основного вида деятельности.
Изменение объема валовой прибыли возможно под влиянием большого ряда факторов. Поэтому следующий важный этап анализа - факторный анализ валовой прибыли ООО «Сибирь». Проведем анализ тех факторов, которые оказывают прямое влияние на формирование исследуемого показателя: изменение оборота розничной торговли, изменение структуры оборота розничной торговли и изменение уровня реализованных торговых надбавок.
Учет изменения объема розничной торговли определяется по следующей формуле:
ВП=(19343,8-
Таким образом за счет прироста оборота розничной торговли размер валовой прибыли увеличился на 949,99 тыс.руб.
Влияние изменения среднего уровня валовой прибыли на изменение суммы валовой прибыли определяется по формуле:
⌂ ВП (Увп)= (22,8-22,6)*19343,8=38,69 (тыс.руб.)
Таким образом, за счет изменения структуры валовой прибыли в отчетном году на 0,2% удалось получить прирост суммы валовой прибыли в размере 38,69 тыс.руб.