Планирование и распределение прибыли

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 12:39, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является разработка мероприятий по повышению прибыли и рентабельности производства машиностроительной продукции.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить показатели эффективности производства;

- рассмотреть направления деятельности менеджеров по повышению эффективности производства;

- провести анализ деятельности компании;

- разработать мероприятия по повышению прибыли и рентабельности производства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА 5
1.1. Экономическая сущность прибыли в современных условиях 5
1.2. Прибыль в контексте интересов пользователей 8
1.3. Пути и финансовые инструменты управления прибылью предприятия 11
2 АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРИБЫЛИ 17
2.1. Характеристика объекта исследования 17
2.2. Факторный анализ прибыли предприятия 20
2.3. Обобщение результатов анализа прибыли 24
3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА 27
3.1. Проект мероприятий по повышению прибыли и рентабельности производства 27
3.2. Оценка экономической эффективности предлагаемых мероприятий 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

Моя перва работа 32568 планирование и распределение прибыли.doc

— 637.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

  
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

 

     В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования.

     Целью любого предприятия является прибыль, она же соответственно является и  важнейшим объектом экономического анализа. Однако сам размер прибыли не может охарактеризовать эффективность использования предприятием  своих ресурсов. Одним из основных показателей характеризующих эффективность работы предприятия является рентабельность. Рентабельность, в общем смысле, характеризует целесообразность затраченных ресурсов в отношении к вновь приобретенным (прибыли) ресурсам.

     Ввиду того, что современная экономическая  жизнь предприятий крайне сложна, на такие важные показатели, как прибыль и рентабельность, влияет (прямо или косвенно) очень большое число различных факторов, причем если влияние одних факторов буквально «лежит на поверхности» и видно даже неспециалистам, то влияние многих других не так очевидно. И грамотно оценить их влияние может только тот человек, который в совершенстве владеет методикой экономического анализа.

     Значимость  экономического анализа таких важнейших  показателей, как прибыль и рентабельность предприятия трудно переоценить, ведь именно прибыль есть конечный финансовый результат деятельности предприятия, служащий источником пополнения финансовых ресурсов предприятия.

     Анализ  прибыли и рентабельности предприятия  позволяет выявить большое число  тенденций развития, призван указать  руководству предприятия пути дальнейшего успешного развития, указывает на ошибки в хозяйственной деятельности, а также выявить резервы роста прибыли, что в конечном счете позволяет предприятию более успешно осуществлять свою деятельность. Поиски резервов для увеличения прибыльности предприятия составляют основную задачу менеджера.

     Актуальность выбранной темы заключается в том, что прибыль и рентабельность относятся к важнейшим показателям, характеризующим эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия. На эти показатели влияет (прямо или косвенно) очень большое число различных факторов. Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Отсюда вытекает необходимость целенаправленной и постоянной борьбы каждого предприятия на всех этапах производства за прибыль.

     Целью работы является разработка мероприятий по повышению прибыли и рентабельности производства машиностроительной продукции.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

     - изучить показатели эффективности производства;

     - рассмотреть направления деятельности менеджеров по повышению эффективности производства;

     - провести анализ деятельности компании;

     - разработать мероприятия по повышению прибыли и рентабельности производства.

    Объектом  исследования является ГУП ТО «Кимовсклес».

     При выполнении работы  использовались научные и учебно-методические работы отечественных авторов Абрюшиной М.С., Артеменко В.Г., Ефимовой О.В. и других, публикации в научных журналах и отчетные материалы ГУП ТО «Кимовсклес». 

     1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА

     1.1. Экономическая сущность  прибыли в современных  условиях

 

     Основой рыночного механизма являются экономические показатели, необходимые для планирования и объективной оценки производственно-хозяйственной деятельности предприятия, образования и использования специальных фондов, соизмерения затрат и результатов на отдельных стадиях воспроизводственного процесса. В условиях перехода к рыночной экономике главную роль в системе экономических показателей играет прибыль.

     Прибыль представляет собой конечный финансовый результат, характеризующий производственно-хозяйственную  деятельность всего предприятия, то есть составляет основу экономического развития предприятия. Рост прибыли создает финансовую основу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществляя расширенное воспроизводство. За счет нее выполняется часть обязательств перед бюджетом, банками и другими предприятиями. Таким образом прибыль становится важнейшей для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Она характеризует сметы его деловой активности и финансовое благополучие.

     За  счет отчислений от прибыли в бюджет формируется основная часть финансовых ресурсов государства, региональных и местных органов власти, и от их увеличения в значительной мере зависят темпы экономического развития страны, отдельных регионов, приумножения общественного богатства и в конечном счете повышения жизненного уровня населения.

     Прибыль представляет собой разность между  суммой доходов и убытков, полученных от разных хозяйственных операций. Именно поэтому она характеризует  конечный финансовый результат деятельности предприятий.

     Основным показателем прибыли, используемой для оценки производственно-хозяйственной деятельности выступает: балансовая прибыль, прибыль от реализации выпускаемой продукции, валовая прибыль, налогооблагаемая прибыль, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия или чистая прибыль.

     Так как основную часть прибыли предприятия  получают от реализации выпускаемой  продукции, сумма прибыли находится  под взаимодействием многочисленных факторов: изменения объема, ассортимента, качества, структуры произведенной  и реализованной продукции, себестоимости отдельных изделий, уровня цен, эффективности использования производственных ресурсов.

     Кроме того на нее оказывают влияние  соблюдение договорных обязательств, состояние расчетов между поставщиками и покупателями и др. Из прибыли производятся отчисления в бюджет, уплачиваются проценты по кредитам банка.[5,c.190]

     Главное предназначение прибыли в современных  условиях хозяйствования – отражение  эффективности производственно-сбытовой деятельности предприятия. Это обусловлено  тем, что в величине прибыли должно находить отражение соответствие индивидуальных затрат предприятия, связанных с производством и реализацией своей продукции и выступающих в форме себестоимости, общественно необходимых затрат, косвенным выражением которых должна явиться цена изделия. Увеличение прибыли в условиях стабильности оптовых цен свидетельствуют о снижении индивидуальных затрат предприятия на производство и реализацию продукции. В современных условиях повышается значение прибыли как объекта распределения, созданного в сфере материального производства чистого дохода между предприятиями и государством, различными отраслями народного хозяйства и предприятиями одной отрасли, между сферой материального производства и непроизводственной сферой, между предприятиями и его работниками. Работа предприятия в условиях перехода к рыночной экономике связана с повышением стимулирующей роли прибыли. Использование прибыли в качестве основного оценочного показателя способствует росту объема производства и реализации продукции, повышению его качества, улучшению использования имеющихся производственных ресурсов. Усиление роли прибыли обусловлено также действующей системой ее распределения, в соответствии с которой повышается заинтересованность предприятий в увеличении не только общей суммы прибыли, но и особенно той ее части, которая остается в распоряжении предприятии и используется в качестве главного источника средств, направляемых на производственное и социальное развитие, а также на материальное поощрение работников в соответствии с качеством затраченного труда. С помощью рисунка 1.1. рассмотрим роль прибыли предприятия в современных условиях.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис. 1.1. Роль прибыли предприятия в  современных условиях

 

      Таким образом, прибыль играет решающую роль в стимулировании дальнейшего повышения эффективности производства, усиления материальной заинтересованности работников в достижении высоких результатов деятельности своего предприятия. Дальнейшее усиление распределительной и стимулирующей роли прибыли связано с совершенствованием механизма ее распределения.[3,c.197]

     1.2. Прибыль в контексте  интересов пользователей

 

     В наиболее общем виде можно сформировать пять обособленных групп лиц, интересы которых прямо или косвенно затрагиваются  в ходе формирования конечного результата. К первой группе относятся собственники предприятия, т.е. лица, предоставившие собственные финансовые ресурсы при создании предприятия и преднамеренном увеличении его уставного капитала. Во вторую группу входят лендеры, т.е. лица предоставляющие фирме свой капитал на долгосрочной основе, на время и за плату. Собственники и лендеры обобщенно характеризуются как инвесторы; именно их капитал значим для фирмы в стратегическом аспекте, поскольку создает основу для формирования общего имущественного потенциала. Третья группа представлена управленческим персоналом предприятия, т.е. лицами, осуществляющими непосредственное руководство деятельности предприятия. От деятельности указанных лиц во многом зависит величина конечного финансового результата. К четвертой группе относится государство в лице представляющих его налоговых органов, рассматривающих финансовый результат как базу для налогообложения. Наконец, пятая группа представлена контрагентами предприятия, которые предоставляют свои финансовые ресурсы предприятию на срочной, возвратной и платной основе.

     Для каждой из выделенных групп лиц с  той или иной степенью условности несложно идентифицировать наиболее приоритетный для нее результатный показатель, в качестве которого будет выступать  один из показателей прибыли (рис. 1.2.). Логика такой идентификации очевидна и может быть описана следующим образом.

     С формальных позиций можно считать, что после получения фирмой совокупного  дохода начинается его распределение, причем каждое из упомянутых выше лиц  должно получить свою долю из общей суммы. Алгоритм распределения совокупного дохода (т.е. валовых поступлений) фирмы описан следующим образом. 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис. 1.2. Общая схема формирования и  распределения валовых поступлений  фирмы

 

      Полученный доход (основа его –  выручка от продажи готовой продукции) последовательно расходуется:

  1. на покрытие материальных затрат и затрат труда (интересы менеджеров и кредиторов);
  2. покрытие процентов за используемые финансовые ресурсы (интересы лендеров);
  3. покрытие налогов и других обязательных платежей (интересы государства в лице налоговых органов);
  4. дальнейшее распределение остатка (интересы собственников и топ-менеджеров фирмы).[18,c.296]

     Очевидно, что с позиции различных групп  лиц в ходе распределения совокупного  дохода имеют неодинаковые значение соответствующие процедуры изъятия тех или иных расходов из валовых поступлений, приводящие к появлению очередного промежуточного результативного показателя. Например, с позиции руководящего персонала предприятия основной интерес представляют общий объем поступлений в фирму, а также реинвестированная прибыль. Чем больше значения данных показателей, тем большим объемом ресурсов могут распоряжаться менеджеры в интересах собственников.

     В свою очередь, для категории лиц, временно предоставивших предприятию финансовые ресурсы на долгосрочной основе (т.е. инвесторов), наибольшее значение получает величина прибыли до вычета налогов и процентов, так как именно эта величина служит впоследствии источником, за счет которого предприятие выплачивает займодавцам регулярное вознаграждение (например, проценты). Указанную категорию прибыли можно определить как разность суммы валовых поступлений и всех затрат, имеющих отношение к основной деятельности – эту прибыль именуют как операционная. Показатель операционной прибыли является знаковым в том смысле, что именно эта прибыль распределяется между основными заинтересованными лицами – собственниками, инвесторами и государством .

     С позиции государства основным представляющим интерес финансовым показателем  является налогооблагаемая прибыль. Этот показатель формально представлен в (прил. 3) как разность операционной прибыли и постоянных финансовых расходов.

     Наконец, для категории «собственник»  существует несколько показателей  прибыли, среди которых наибольший интерес представляет чистая прибыль как конечный  финансовый результат, численно отражающий прирост капитала собственников за отчетный период по данным учета. Как показано на схеме, чистая прибыль подается дальнейшей градации, позволяющей учесть интересы собственников, с одной стороны, и фирмы и ее топ-менеджеров, с другой стороны.

Информация о работе Планирование и распределение прибыли