Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 13:07, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть экономическое содержание прибыли, ее роль в деятельности предприятия, а также рассмотреть методы планирования прибыли и принципы ее распределения.
Для достижения поставленной цели в работе сформулированы и решены следующие задачи:
+ рассмотреть экономическое содержание и функции прибыли;
+ выявить роль прибыли в рыночной экономике;
+ изучить методы планирования прибыли;
+ изучить принципы распределения прибыли, а так же
рассмотрение факторов, влияющих на использование прибыли на предприятии.
Введение…………………………………………………………………..…….3
Глава 1. Прибыль и ее роль в рыночной экономике………………………..5
1.1 Экономическое содержание и функции прибыли ………………….…...5
1.2 Роль прибыли в рыночной экономике …………………………………..9
Глава 2. Методы планирования прибыли………………………………......12
2.1 Метод прямого счета……………………………………………………..13
2.2 Аналитический метод……………………………………………………..13
2.3 Планирование прибыли на основе бюджетирования………………….14
2.4 Метод основанный на эффекте производственного (операционного) рычага………………………………………………………………………….16
Глава 3. Распределение и использование прибыли на предприятии……..18
3.1 Сущность и принципы распределения прибыли……………………..…..18
3.2. Задачи распределения прибыли…………………...……………………...23
Расчетная часть………………………………………………………………..27
Заключение…………………………………………………………………….44
Список литературы……………………………………………………………47
Приложения……………………………………………………………………48
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО
Всероссийский заочный финансово – экономический институт
Региональная
кафедра "Финансы
и кредит"
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Финансы организаций»
На тему «Планирование и распределение прибыли»
(тема 2,
вариант 2.1)
Уфа – 2009
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Прибыль и ее роль в рыночной экономике………………………..5
1.1 Экономическое содержание и функции прибыли ………………….…...5
1.2 Роль прибыли в рыночной экономике …………………………………..9
Глава 2. Методы планирования прибыли………………………………......12
2.1 Метод прямого счета……………………………………………………..13
2.2 Аналитический метод……………………………………………………..13
2.3 Планирование прибыли на основе бюджетирования………………….14
2.4 Метод
основанный на эффекте производственного
(операционного) рычага………………………………………………………………
Глава 3. Распределение и использование прибыли на предприятии……..18
3.1 Сущность и принципы распределения прибыли……………………..…..18
3.2. Задачи распределения прибыли…………………...……………………...23
Расчетная
часть……………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
Прибыль занимает одно из важных мест в общей системе стоимостных взаимоотношений рыночной экономики и представляет собой важнейший элемент экономического механизма управления общественным производством. С ее помощью оценивается деятельность всех предпринимательских структур. Прибыль является самым крупным источником финансирования расширенного воспроизводства, критерием его эффективности и одним из главных источников доходов государственного бюджета.
Рыночная экономика определяет конкретные требования к системе управления предприятиями. Необходимо более быстрое реагирование на изменение хозяйственной ситуации с целью поддержания устойчивого финансового состояния и постоянного совершенствования производства в соответствии с изменением конъюнктуры рынка.
Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию и необходимости обеспечения производственного и социального развития. В условиях рыночной экономики основа экономического развития – прибыль, важнейший показатель эффективности работы предприятия, источник его жизнедеятельности. Однако нельзя полагать, что планирование и формирование прибыли осталось исключительно в сфере интересов только предприятия. Не в меньшей мере в этом заинтересованы государство (бюджет), коммерческие банки, инвестиционные структуры, акционеры и другие держатели ценных бумаг.
Формирование
Оптимизация распределения прибыли, т.е. проводимая на предприятии финансовая политика распределения прибыли должна обеспечить рост оборота, увеличение собственного капитала, достижение оптимальной структуры капитала.
Экономическая целесообразность функционирования предприятия предполагает управление формированием, распределением и использованием прибыли как единым процессом. Поэтому владение современными методами формирования и распределения прибыли является актуальной задачей реализации целей стратегического развития предприятия и современного этапа развития общества в целом, в чём и заключается актуальность данной темы.
Цель курсовой работы – рассмотреть экономическое содержание прибыли, ее роль в деятельности предприятия, а также рассмотреть методы планирования прибыли и принципы ее распределения.
Для достижения поставленной цели в работе сформулированы и решены следующие задачи:
рассмотрение факторов, влияющих на использование прибыли на предприятии.
Объектом исследования данной работы выступает прибыль предприятия.
Предметом исследования
является анализ планирования и распределения
прибыли.
1. Прибыль и ее роль в рыночной экономике
1.1
Экономическое содержание
и функции прибыли
Прибыль — это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятий. Прибыль является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности.
Прибыль — один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятий. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников.
Прибыль является не
только источником обеспечения
Законом Российской Федерации "О предприятиях и предпринимательской деятельности" предусмотрено, что предпринимательская деятельность означает инициативную самостоятельность предприятий, направленную на получение прибыли. При этом предприятие как хозяйствующий субъект, самостоятельно осуществляющий свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией и остающейся в его распоряжении чистой прибылью. Предпринимательская деятельность предприятий в условиях многообразия форм собственности означает не только распределение прав собственников имущества, но и повышение ответственности за рациональное управление им, формирование и эффективное использование финансовых результатов, в том числе прибыли. [9, с.175]
Многочисленные
В мировой практике
признается в качестве главенствующей
концепция поддержания
В соответствии со второй концепцией прибыль есть разница между доходами и расходами предприятия и мерило эффективности деятельности предприятия и его руководства. Прибыль является результатом корректного разнесения доходов и расходов по соответствующим отчетным периодам, подразумевающее соотнесение в данном отчетном периоде "усилий" (т.е. расходов) и соответствующих им "достижений" (т.е. доходов). Доходы и расходы, относящиеся к будущим периодам, будут признаны в качестве актива или пассива вне зависимости от того, представляет собой такой актив или пассив реальный будущий приток или отток экономических ресурсов. На таком подходе основана концепция двойной записи в бухгалтерском учете, посредством которой выявляется двойной финансовый результат: как наращение собственного капитала (статистическая модель баланса) и как разница между доходами и расходами (финансовая модель баланса).
Под экономической прибылью понимается прирост экономической стоимости предприятия. [2, с.306-307]
В 1991г. Б. Стюарт предложил концепцию управления стоимостью (ценностью) фирмы, в основу которой заложен критерий добавленной экономической стоимости (ценности) (economic value added, EVA). Суть критерия EVA заключается в следующем. Стратегическую основу фирмы составляет капитал, за мобилизацию и использование которого фирма как самостоятельный субъект рыночных отношений должна платить. Платность отношений в отношении источников финансирования выражается категорией средневзвешенной стоимости капитала. Поскольку существует рынок капитала, то существует и некоторая средневзвешенная отдача на инвестируемый капитал. Зная для данной фирмы объем задействованного капитала и среднерыночную норму отдачи, можно рассчитать для нее, условно говоря, «нормальную» прибыль. С этой «нормальной» прибылью можно сравнить прибыль фактическую; разница между ними покажет эффективность работы фирмы в контексте рынка. Это показатель оценки внутрифирменной эффективности, точнее, эффективности работы топ-менеджеров. [4, с.182-183]
От показателя бухгалтерской
прибыли экономическая прибыль
отличается тем, что при ее расчете
учитывается стоимость
Именно экономическая прибыль служит критерием эффективности использования ресурсов предприятия. Положительное ее значение означает, что компания заработала больше, чем требуется для покрытия стоимости используемых ресурсов, следовательно, была создана дополнительная стоимость для тех, кто предоставил ей свой капитал.
Если складывается
обратная ситуация, то это свидетельствует
о неспособности предприятия
покрыть стоимость
Экономическое содержание прибыли проявляется в ее функциях. Выделяют следующие функции.
Стимулирующая функция. Прибыль в рыночной экономике — движущая сила и источник обновления производственных фондов и выпускаемой продукции; за ней закрепляется статус цели, что предопределяет экономическое поведение хозяйствующих субъектов, благополучие которых зависит как от величины прибыли, так и от принятого в национальной экономике алгоритма ее распределения, включая налогообложение; в условиях рыночных отношений собственники и менеджеры, ориентируясь на размер прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, принимают решения по поводу дивидендной и инвестиционной политики, проводимых предприятием с учетом перспектив его развития.