Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 18:58, курсовая работа
Цель курсовой работы изучение особенностей формирования спроса и предложения на информационные услуги в современной экономике.
Для достижения поставленной цели в работе определены следующие задачи:
исследовать сущность и роль рынка информационных услуг в современной экономике;
изучить особенности формирования спроса и предложения на информационные услуги;
проанализировать состояние и перспективы развития рынка информационных услуг в республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 СОВРЕМЕННЫЙ РЫНОК ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ 5
1.1 Информация и ее развитие в современной экономике 5
1.2 Рынок информационных услуг 9
2 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА ИНФОРМАЦИОННЫЕ УСЛУГИ 14
2.1 Формирование спроса на рынке информационных услуг 14
2.2 Формирование предложения на рынке информационных услуг 20
3 ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ В БЕЛАРУСИ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
В силу того что всякий рынок принято рассматривать в категориях спрос — предложение — цена, сравнительный анализ рынка информации возможен также в этих категориях. Как в связи с этим можно измерить эластичность спроса на информацию по цене, если цена информации — величина, зависимая от других, более важных в данном случае, факторов, причем далеко не всегда зависимость жесткая? Очевидно, что вначале нужно определить степень зависимости спроса на информацию от какого-либо определяющего фактора, например степени риска, и лишь после этого установить влияние этой зависимости на цену.
Рассмотрим предложение информации на данном рынке. Известно, что предложение какого-либо товара определяется в первую очередь его рыночной ценой и затратами. Иными словами, решение производителя о том, стоит ли вообще создавать данный товар, принимается на основе анализа приемлемости существующей цены на него на рынке. Это логично в отношении физических товаров и распространенных привычных услуг. Однако информация - товар большей частью уникальный и быстро устаревающий, его крайне редко можно производить впрок. Отсюда решение о том, производить информацию или нет, никак не может быть принято на основе ее цены, поскольку последней не существует до производства, а производство не начинается, пока не выявлен спрос, пока не появился первый заказчик. Относительно информации фразу «спрос рождает предложение» следует понимать буквально. Это означает, что факторы, определяющие спрос, определяют также и предложение информации. Еще один важный момент: информацию можно произвести всего однажды, распространение ее — процесс совершенно другой, в котором предложение копий и их цена связаны.
Цена и затраты — немаловажные факторы в производстве информации, но не решающие. Так, затраты могут определить нижний предел цены на информацию, но то, как далеко от этого предела поднимется реальная цена, будет преимущественно зависеть от действия факторов, влияющих на спрос. Количество производимой информации — понятие относительное: ее не может быть ни много, ни мало, ее должно быть достаточно, иначе она не найдет покупателя. Напомним, что речь идет об информации как таковой, которую, как правило, можно создать лишь однажды, а затем, если требуется, тиражировать ее, что требует несопоставимо меньших затрат. Графически в привычных координатах предложение информации представляет собой линию, параллельную оси ординат (рисунок 2. 6), где Q1 — необходимая потребителю информация, полная и достоверная, a Pi — минимально возможная цена на ее добычу или создание.
Рисунок 2.6 - Кривая предложения информации
Отклонение графика вправо невозможно, поскольку информация полна, влево и вниз — возможно незначительно, поскольку это означает для потребителя недостаточность информации, что не снимает для него проблемы, ради разрешения которой он и выступает в роли покупателя информации. Для производителя недопроизводство информации не дает возможности установить цену на уровне, достаточном для возмещения затрат.
Производство информации в зависимости от ее характера осуществляется как специализированными институтами, так и в рамках любых отраслевых предприятий, фирм, организаций, а также независимыми физическими лицами. Соответственно затраты на производство информации можно с большей или меньшей четкостью подразделить на 3 группы:
1) собственно
затраты на добывание или
2) «попутные»
затраты на информацию —
3) неявные затраты, осуществляемые, как правило, физическими лицами и эпизодически фирмами для решения каких-либо второстепенных для себя проблем.
Особенностью производства (и предложения) информации в отличие от производства иных товаров является существенное преобладание в структуре его затрат доли живого труда. В большинстве случаев информация создается в процессе интеллектуальной, эмоциональной, духовной деятельности человека, а материальные и энергетические ресурсы играют вспомогательную, подчиненную роль. Поэтому в большинстве сфер и отраслей информационного производства применяется высококвалифицированная рабочая сила, как правило, с высшим образованием. Наглядный пример: средства массовой информации (СМИ) — фактически все журналисты имеют университетские дипломы. Лишь при создании копий или тиражировании информации удельный вес материальных затрат может доминировать, но это уже другой процесс, где уровень затрат несравнимо ниже и зависит от того, сколько копий будет создано.
В отличие от спроса предложение информации чувствительнее к цене, однако, реакция иная, нежели на рынке материальных товаров. Если по каким-то причинам устанавливаются высокие цены на информацию, растет только число желающих ее производить и продавать, объем производства у каждого индивидуального продавца меняться не может, так как любую информацию можно создать лишь однажды. Конкуренция среди продавцов информации идет по таким показателям, как скорость, достоверность, полнота, конфиденциальность, форма подачи. В результате цены на услуги продавцов информации могут снизиться, но незначительно в силу уникальности и недолговечности предлагаемого товара, относительно ограниченного количества производителей и довольно узкой их специализации. Возможности увеличения объемов производства информации за счет расширения ассортимента весьма незначительны по сравнению с производством материальных благ. Можно заключить, что предложение информации более «консервативно», статично по сравнению с предложением большинства других товаров, по крайней мере, если анализировать его по ценовому фактору.
Заметим, что
цена предложения информации, как
установлено на практике, сдерживается
часто таким субъективным моментом,
как нежелание потребителя
Определим механизм равновесия на информационном рынке. Можно предложить два дополняющих друг друга подхода к анализу равновесия:
1) с позиций ценового механизма;
2) с позиций факторов, определяющих спрос на информацию.
Первый подход позволяет сравнивать рынок информационных продуктов и услуг с другими рынками и выявлять отличия, второй дает возможность устанавливать закономерности и тенденции функционирования самого информационного рынка.
В наиболее общем виде спрос на информацию порождается желанием субъекта снять или уменьшить неопределенность той или иной ситуации, в которой он оказался или может оказаться. Неопределенность ситуации для потенциального покупателя информации означает, что он чем-то рискует: деньгами, социальным статусом, служебным положением, здоровьем, семейным благополучием, престижем и т. п. Риск практически всегда сопровождается беспокойством. Стремление избавиться от такого беспокойства и ведет человека на рынок информационных продуктов и услуг. Естественно, что спрос на информацию растет с возрастанием степени риска. Предложение информации тоже связано с фактором риска: продавцом движет желание извлечь доход посредством снятия или уменьшения беспокойства у потребителя.
В целом принципиальным отличием информационного рынка от всех других является неосязаемость объекта рыночных отношений: на этом рынке распределяется и перераспределяется интеллектуальное богатство мира — научная, техническая, коммерческая и иная информация, в то время как другие рынки распределяют физические блага. Интеллектуальные блага гораздо труднее поддаются денежной оценке, нежели физические, то есть можно заключить, что происходит определенное размывание стоимостных отношений. Этим во многом объясняется развитие в мире процесса, который О. Тоффлер назвал смещением, или трансформацией, власти. Последнее как раз связано с новой ролью знаний, информации в обществе. Из трех главных источников власти — силы, богатства, знаний, последний становится определяющим фактором ее успешного функционирования. Доступность знаний одновременно любому количеству желающих, ставшая возможной благодаря развитию современных информационных технологий, означает утрату монополии профессионалов и политиков на них, а также разрушает иерархические структуры в социальной организации.
Таким образом, объектами рынка информации являются непосредственно информация, а также информационные продукты и услуги, вещественные носители информации и искусственные проводники информации. Субъектами информационного рынка выступают лица, участвующие в процессе создания, хранения, преобразования передачи и получения информации. Величина спроса определяется двумя группами неценовых субъективных факторов: а) риск, новизна, достоверность, полнота; б) своевременность, приемлемая форма подачи информации, конфиденциальность (наличие/отсутствие копий). Особенностью производства (и предложения) информации является существенное преобладание в структуре его затрат доли живого труда. Предложение информации слабо зависит от такого фактора, как производительность используемых ресурсов, хотя нельзя сказать, что субъекты рынка им пренебрегают. Эти характерные для информационного рынка особенности предложения, спроса и определяют основные отличия функционирования информационного рынка по сравнению с рынками материальных продуктов.
Динамичный рост сферы информационных услуг является одной из глобальных тенденций в современной экономике. По данным государственных статистических органов, доля услуг в валовом национальном продукте развитых индустриальных стран сейчас составляет от 2/3 до 3/4 [1]. В число занятых в сфере обслуживания входят работающие не только непосредственно в индустрии услуг (банки, авиакомпании, туристический и гостиничный бизнес и т. д.), но и в быстро развивающемся секторе информационных услуг. Например, в Германии в сфере маркетинга занято больше людей, чем в сельском хозяйстве, транспорте и строительстве вместе взятых. В целом в экономике современных государств формируется новый технологический информационный уклад. Важнейшим приоритетом становится комплексное применение современных информационных технологий для производства и торговли.
Важнейшее стратегическое направление развития инфраструктуры экономики Беларуси – широкое применение во всех сферах современных информационных технологий и технологий электронной торговли. Опыт передовых стран свидетельствует о том, что, как только услугами компьютерных сетей начинают пользоваться более 15 % населения страны, проявляются резкие качественные изменения роли этих сетей в жизни общества и сети начинают оказывать позитивное влияние на экономический рост.
Главными целями принятой Правительством Республики Беларусь Национальной программы ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011–2015 гг. являются создание электронного правительства, повышение качества и эффективности информационных отношений населения, бизнеса и государства, формирование государственной системы оказания услуг в электронной форме и роста их экспорта.
Приоритетным направлением является создание условий для ускоренного развития услуг в области информационных технологий в Республике Беларусь, привлечения заказов по разработке ИТ-продукции, содействия росту валютных поступлений страну.
Соответственно
научно-технические
К настоящему времени
Беларусь сформировала необходимые
условия для образования
По индексу электронного правительства (0,4900) в 2010 г. Беларусь занимала 64-е место при среднемировом значении этого показателя 0,4406 (по данным United Nations E-Government Survey 2010).
Беларусь имеет
значительный потенциал и по ИT-аутсорсингу
(делегирование внешней