Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 12:04, лекция
Современная экономика базируется на определенных канонах, которые выработаны в процессе империки. Вообще вся экономика базируется на том, что кто-то что-то сделал и получил какую-то пользу или благо, и это благо распространил. Рассмотрение эпох модерн примодерн называется периодизацией, когда все события привязываются к какому-то периоду.
Лекция МГУ.
Современная экономика базируется на определенных канонах, которые выработаны в процессе империки. Вообще вся экономика базируется на том, что кто-то что-то сделал и получил какую-то пользу или благо, и это благо распространил. Рассмотрение эпох модерн примодерн называется периодизацией, когда все события привязываются к какому-то периоду. И в истории и методологии удобно проводить периодизацию. Наша периодизация – Осипова (примодерн, модерн и постмодерн).
Существует еще одна периодизация – Маркса. Ее периоды:
Она имела большое количество сторонников. Ту периодизацию было удобно использовать, но дело в том, что там капитализм и коммунизм в той форме, в которой он преподавался в стране, которая его подняла, просто напросто проводил. Отсюда возник вопрос, раз эта самая периодизация не выдержала проверку – вызывает большое отторжение, на западе применяется периодизация Маркса. Только в двух университетах говорят про эту периодизацию – МГУ и ЛГУ, а с 2011 будет читаться в Ростовском университете.
И вот экономика – она же развивается не по этапам. Вот, например, был какой-то период – он ведь не привязывается к годам – а мы привязываем его к годам! Что это нам дает? Когда мы привязываем экономику к какому-то году мы анализируем не экономику, мы анализировать начинаем дату. То есть мы пытаемся обсуждать дату. Революция произошла в 1917 году – никакого отношения революция к году не имеет, революция произошла потому, что произошло разногласие двух основных элементов: хозяйства и хозяйствования. Хозяйство – это все что сделал человек в природе с момента его существования, хозяйствование – это все что человек делает, производит для того, чтобы это свое бытие сохранить. А что такое есть бытие человека? Бытие - оно отталкивается от целеполагания. Целеполагание это то, для чего человек вышел и отталкивается, наш ход жизни-направления – от чего человек рождается, что он должен делать и потом он должен уйти. Мы не знаем ни куда уходит человек, ни как он рождается.
В маленькой частице от отца и в маленькой частице от матери – содержится информация, которая заложена во всех поколениях. Если подумать мы технари, то можно посчитать какая плотность информации находится в этих маленьких частичках, то возникает вопрос что эта плотность гораздо выше плотности нашей вселенной, то есть нашей внутренней вселенной.
Человек-это более глубокая вселенная, чем та вселенная, в которой живет сам человек. (Бехтерев).
Человек создает продукт какого то производства. Он производит продукт потребления для того, чтобы сделать расширенное потребление, и смотря на рис 1, мы видим накапливание какого-то своего опыта хозявования. Человек начинает заниматься расширенным производством натурального хозяйства. Все выше и выше. Натуральное от экономического хозяйство отличается тем, что во втором присутствуют товарно-денежные отношения. Я вам дал ручку мы дали свою ручку, рыбу поменяли на яблоко: это обмен, мы можем менять продукт на продукт. Мы, меняя продукт на продукт, получаем тот, который нужен. Но мы получаем тот продукт который находится в данной экономической системе хозяйствования. По мере накопления производства человечество проходит в модерн, что соответствует индустриальному развитию и сталкивается с очень интересными задачами.
Мы работаем в имманентном пространстве. Имманентное пространство - это то пространство, в котором мы можем все посчитать, вот например сделал все действия, и получил результат. В имманентном пространстве всегда это повторяется, то есть механизм всегда повторится.
Но вот есть очень интересная деталь – человек, живя в имманентном пространстве, покорялся трансендентале, это то что есть, оно существует, но мы его не понимаем. Мы не понимаем как оно происходит, но мы знаем, что, допустим, есть теория поля. Но мы не понимаем ее. Мы знаем но не понимаем. Мы не понимаем теорию слабых взаимодействий. Мы вообще до сих пор не понимаем, хотя решаем задачи насчет пространства. То есть здесь доминанта - человек покоряется началу трансендентале – божественному, и мы работаем в имманентном пространстве. Имманентное пространство – в котором память, инженерия, трансендентале – недоказуемое но оно существует. Существует много вещей которые недоказуемы. Вот когда мы рассматриваем наше бытие, можно говорить что это поле представляет собой какую то сферу, какая то сфера движется в каком то секторе (рис 1), но у хозяйствования вектора прямого нет, мы можем говорить, что есть какая то ось, и существует какая то прецессия. В рамках этой процессии – наша сфера она вот таким вот образом движется.
То есть в пространстве она движется вот так. Вот эти колебания – они формируют те или иные состояния экономики. А теперь мы говорим, из чего же состоит это хозяйство? Вот если мы возьмем, да, и абстрагируем все человечество, то оказывается что все сворачивается к двум независимо зависимым процессам. Производству и потреблению. И вот интересная деталь – древний мир обращал внимание на это. Мы видим в этой сфере интеграл – и два фактора нашего существования - производство и потребление. Вот тут природа требует чтобы было равно. Во всем природном хозяйстве, о чем я говорю – природное хозяйство существует – божественное природное, кто атеист. Без Бога трудно объяснить, что такое трансендентале, но в то же время можно объяснить с точки зрения природы. И вот в природном начале – вот вы посмотрите мы берем с вами – магнит - + , ломаем, и все равно у каждого кусочка будет плюс и минус. Значит тут существует взаимное влияние каких то процессов, и эти процессы неразделяемы.
Если вспомнить эффект Доплера – можно что то сжимать до какого то состояния, растягивать, но разорвать нельзя. Вот возьмите пар – можно его сжать растянуть. Если взять молекулу воды – то ее колебания идут от 1.14 до 1.32 ангстрем и вот здесь в природе существуют аналогичные вещи. Вот производство и потребление – человек не может производить то ,чего не будет поглощаться и производство служит основой производительной силы. И так далее. Возникает вопрос – а что первично – производство обгоняет потребление, или потребление обгоняет производство? Производство и только производство – потому что производительные силы базируются на интеллекте и вот тут существует в человеческом хозяйстве довольно странная вещь – кто является производителем нового? И кто вообще создает новое? Человек. А кто хранит знание? Человечество! Вы понимаете? Какая интересная особенность.
Человек создает знание, а человечество хранит его, ведь человек – не вечен! Он рождается и умирает, он не может хранить информацию, он ее создает. Но тут интересный парадокс. Человек создает новый инновационный продукт для человечества, а человечество человека отрицает! Человечество объявляет этого человека, который создал новое представление о мире, идиотом дураком. На костре сожгут и так далее. Казнят за то что давалось новое знание. Но как только человек это новое знание переводит в рамку хозяйственной пользы, вдруг оказывается что человечество его признает, и называет его героем. Герой – обязательно не должен быть живым. И вот когда происходит производство, то в производительных силах участвует главным источником информации и богатства – человек. И вот человек делает прорыв, и отсюда производит силы всегда обгоняют производительные отношения, то есть получается, что формируется протуберанс, выбрасывает производство выше вперед. Это называется репликой. на реплику должен произойти отклик. Потребление должно среагировать адекватно. Но этого не произошло! В какой то период времени произошел новый протуберанс, и таким образом возникло несколько протубераснов и возникло новое знание – человек не в состоянии использовать или пользоваться тем продуктом, которое установило производство. То есть потребление отстало от производства.
А вот тут начинается интересная деталь. Вот когда мы говорим что у нас производство образует какую то базу, вот например маркс например считал – материальная база – основа развития экономического хозяйства в модерне, и это работало. Но в рамках постмодерна эта посылка не работает, а почему? Я на прошлом занятии вам говорил значит если я в одном периоде скажу слуге чтобы поехал, то в другом периоде надо иметь какие то знания чтобы поехать. То есть получается интересное – с одной стороны потребителей больше - все мы, а с другой стороны производство всегда локализировано. Вот ну если например на первичной стадии производство – 80%, то на последней стадии 20% обеспечивают потребность всего населения! интересно? а теперь возникает идея, а если эти 20% производят все, то может быть эти остальные не нужны?
И мы создаем теорию золотого миллиарда. Вот понимаете? о чем я говорю. То есть значит деление людей на некоторые элементы значимости. А в хозяйстве не может быть не значимых элементов! И вот в свое время это заметил Франсуа Кенэ, и он создал организменную модель развития. Смысл в чем? Человек создан по образу и подобию человека. (рис 2). Человек создает общество по образу и подобию своему. То есть общество повторяет человека полностью! Вот например идея Кенэ – если взять общество все в целом, оно по себе аморфно. В нем должна быть голова ноги руки и так далее, это представление организменной модели общества человечества. Кенэ доходил до того, что деньги сравнивал с кровью в организме кровь обогащает ткани, в обществе деньги – обогащают хозяйство. Когда мы говорим, то аппроксимируем новую форму, то мы получаем аппроксимационную модель, то есть мы говорим вот они 9% - которые являются золотым компонентом человечества (рис 3) голова, спинной мозг нервы кровь и так далее. задумайтесь, но ровно 9% каждого человека! Если убрать какую-нибудь деталь, мозг – то он уже не будет человеком!! Не останется им. В природе таких примеров много. Другое дело что как растение – он будет существовать, но человеком не будет. Или убрать кишечник – тоже не человек! Если убрать то или то, то получается, что человека нет и значит это взаимодополняющая система.
Но вот представьте, кровеносные сосуды обслуживают кишечник? а мозг? да. Нервная система обслуживает и мозг и кишечник! Да. То есть это неразрывная часть. Если мы расформируем – человека нет. То есть производство и потребление – неразрывны – их нельзя не заменить не уничтожить, а теперь нам говорят давайте-ка ребята мы перейдем к теории – она говорит давайте уберем золотой миллиард! И хозяйство перестанет быть хозяйством, и вот эта верхняя часть может быть просуществует, но в каком варианте? оно уменьшится, сожмется, произойдет сублимация общества. Это опасно, а вот что это обосновывает? Из чего все это вытекает? Оказывается, это все вытекает из взаимоотношений производства и потребления. То есть производство всегда обгоняет потребление! всегда! Производство обгоняет потребление, потому что там творчеством заняты индивиды, а в потреблении – это всеобщее! И производители занимаются потреблением и не производители. И отсюда формируется деформация в обществе.
Сегодня в результате того, что произошло несколько протуберансов, то сегодня производство обогнало потребление, есть продукты – которые общество не готово потреблять принципиально. Например – клонирование. Продукт есть. а общество к нему не готово! Производство биологических генетических инженерных схем. Сегодня человек может создать новое. Когда в модерне человек стал преобразовывать и создавать новый продукт, который не является природным, он потребляет, и он использует природные ресурсы. В модерне создает неприродный продукт, он стал создавать новые агрегаты, машины. И впервые человек затронул поле. Он создал электричество. Оно не является природным продуктом потребления человека. Более того электричество, которое есть в природе, убивает человека!!! Гром, молния. Чаще всего она убьет.
Но есть и машины из электричества. Люди сделали новый рывок! новый продукт потребления. А дальше больше – химия биология, стали создавать абсолютно новые продукты которые уже не вмещались в систему человеческого жизне-отправления. И вот когда человек прешел в новое – тут оказывается что, ранее он только пробовал себя в качестве демиурга, но тут он стал создавать и он пользовался природой и пытался ее деформировать. ГЭС дамбы, сооружения, дома, он, творя, принимал основу природы, а тут он стал полностью творить новую природу.
Норма хозяйственных отношений – деньги. Они стали выражаться уже виртуальными деньгами! С 2007 – когда человек не знает что у него есть, оказывается человек в своем имманентном бытие создает трансендентную структуру – не реальную ирреальную или виртуальную, и в этой структуре создает новую имманенту. Человек начинает жить в условно придуманном мире. А вот здесь возникают ловушки интересные – вообще Кенэ считал, что каждый член общества должен стремиться подняться вот сюда в голову (рис 2)! Независимо от чего. Он стремится стать головой. А в новом времени, когда появляется виртуальный мир – человек стремится погрузиться в свой виртуальный мир! а не хочет идти наверх и стать лидером! Отсюда меняются хозяйств ценности и возникает вопрос, что угроза создания этого золотого миллиарда, она становится реальной!
Если мы сейчас не поймем, что произошла такая жесткая деформация в отношении двух противоборствовающих стихий, то в общем то хозяйство ждет катастрофа. Такое несоответствие заметил Сергей Николаевич ( МГУ) доктор экономических наук – он создал эту теорию. То есть теория которая говорит о том, что можно найти выход из этой ситуации! Интересно он это говорил в 10 году прошлого века, когда говорил, что изощренное человеческое сознание выработало столько продуктов потребления, что человеческий организм не только не способен их потребить, а даже не способен осмыслить! Это в те времена еще! А сейчас тем более – мы не знаем и никогда не узнаем, для чего нужны некоторые продукты. Это сказывается на главных экономических категориях. Спрос и предложение. И спрос и предложение деформируются. Сегодня уже никто не спрашивает что было раньше! Но у нас есть спрос мы рисуем графики спроса и предложения. И мы это будем обсуждать. Хотя спрос ничего не определяет! Никто сейчас не просит чипы. Это в будущем. На западе их вживляют. То есть спрос – интересное дело! Вы понимаете что происходит? Значит теория золотого миллиарда – первый шаг – повальная поголовная инвентаризация. Скоро будут паспорта с чипами и так далее. То есть человек уходит в новую реальность. Мы сегодня не спрашиваем компьютер в виде глазной линзы! А он существует! Вы понимаете? Происходит деформация потребления! И сегодня ни одна из устоявшихся школ не в состоянии ответить а каким образом должно развиваться наше общество. Я не буду говорить о политэкономии и физиократизме, это все не в состоянии. Потому что все современные теории, начиная от самой классической политэкономики - они базируются на иммонентной площадке. Но бытие наше не только имманентно! И мы говорим о пространстве и оболочке которая находится вот в этом нашем бытие – а вот это наше не знание! Это имманента компонентат! Мы в принципе не знаем гораздо больше, чем знаем и при этом мы деформируем пространство. Мы создаем новое. Существует новая теория – хозяйства – и я предложил ее использовать. Могу сказать – если ни какая теория не способна ответить на вопрос что будет завтра, то философия хозяйства в принципе дает на это ответ! Причем ответы понятные. В ближайшие 200 лет не произойдет апокалипсиса. Сама организация не позволит просто так отбрасывать части общества. И поэтому общество останется. Философия хозяйства отвечает на это!