Особенности формирования спроса и предложения на информационные услуги в современной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы  изучение особенностей формирования спроса и предложения на информационные услуги в современной экономике.
Для достижения поставленной цели в работе определены следующие задачи:
исследовать сущность и роль рынка информационных услуг в современной экономике;
изучить особенности формирования спроса и предложения на информационные услуги;
проанализировать состояние и перспективы развития рынка информационных услуг в республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СОВРЕМЕННЫЙ РЫНОК ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ 5
1.1 Информация и ее развитие в современной экономике 5
1.2 Рынок информационных услуг 9
2 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА ИНФОРМАЦИОННЫЕ УСЛУГИ 14
2.1 Формирование спроса на рынке информационных услуг 14
2.2 Формирование предложения на рынке информационных услуг 20
3 ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ В БЕЛАРУСИ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Работа содержит 1 файл

Макроэкономика - Курсовая.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

Кроме того, рынок  информационных услуг подразделяют на:

  1. сектор бытовой и развлекательной информации;
  2. сектор образовательной, научной и научно-технической информации;
  3. сектор деловой информации, состоящий, в свою очередь, из сегментов:
  • экономико-статистической информации;
  • демографической информации;
  • финансово-биржевой информации;
  • торгово-производственной информации.

Так же рынок информационных продуктов условно может быть разделен и на такие пять секторов:    

  1. рынок информации для специалистов:
  • профессиональная информация;
  • научно-техническая информация;
  • доступ к первоисточникам;
  1. рынок деловой информации:
  • биржевая и финансовая информация;
  • статистическая информация;
  • коммерческая информация;
  1. рынок потребительской информации:
  • новости;
  • потребительская информация;
  • развлекательная информация;
  1. рынок информационных услуг образования:
  • новости;
  • потребительская информация;
  • развлекательная информация;
  1. рынок инфокоммуникационных технологий (ИКТ);
  • цивилизованный рынок ИКТ:
  1. открытый рынок;
  1. вторичный рынок;
  2. рынок импорта;
  3. рынок экспорта;
  • теневой рынок ИКТ:
  1. скрытый рынок;
  2. серый рынок;
  3. пиратский рынок.

Следует отметить, что рынок информационных услуг тесно связан с развертыванием НТР, в частности, ее второго этапа, когда сформировался новый элемент производительных сил — информация. От качества, объема и современности информации зависит правильность принятого решения. Адресная информация — редкое благо, для получения которого нужны определенные затраты. Между производителем и потребителем на рынке информации действуют посредники, основное задание которых — сбор и продажа информации. За этот вид услуг они берут комиссионную плату. Например, на аукционе Сотби, где реализуются произведения искусства, комиссионные составляют 20 % от цены проданного шедевра, а комиссионные дилеров государственных ценных бумаг — 1,32 %.

Отметим основные особенности информационного продукта, которые кардинально отличают информацию от других товаров.

Во-первых, информация не исчезает при потреблении, а может  быть использована многократно. Информационный продукт сохраняет содержащуюся в нем информацию, независимо от того, сколько раз она была использована.

Во-вторых, информационный продукт со временем подвергается своеобразному  «моральному износу». Хотя информация и не изнашивается при употреблении, но она может терять свою ценность по мере того, как предоставляемое  ею знание перестает быть актуальным (процесс «старения» информации может длиться от пяти до пятнадцати лет).

В-третьих, разным потребителям информационных товаров  и услуг удобны разные способы  предоставления информации, ведь потребление  информационного продукта требует усилий.

В-четвертых, производство информации, в отличие от производства материальных товаров, требует значительных затрат по сравнению с затратами  на тиражирование. Копирование того или иного информационного продукта обходится, как правило, намного дешевле его производства.

2 Особенности формирование спроса и предложения на информационные услуги

2.1 Формирование спроса на рынке  информационных услуг

 

 

Рынок информационных услуг как таковой — явление XX в., притом явление особенное, со своими закономерностями, чертами, тенденциями, которые требуют самостоятельного исследования.

Одна из важнейших  особенностей этого рынка состоит  в том, что спрос на информацию не является массовым или, точнее, информация не является товаром массового спроса. С другой стороны, ее нельзя отнести к предметам длительного пользования (дорогостоящим) или роскоши.

По отношению  информации как к товару, не цена влияет на объём спроса, а, напротив, спрос воздействует на цену – уровень  цены и степень риска находятся  в прямой зависимости.

В отличии от большинства физических товаров  и услуг цена информации определяется в большей степени неценовыми факторами. По степени важности их можно  разделить на:

  • риск, новизна, достоверность и полнота;
  • своевременность, конфиденциальность (наличие или отсутствие копий), приемлемая форма подачи.

Графики спроса на обычные товары и услуги, с  одной стороны, и информацию —  с другой, в наиболее часто рассматриваемых  координатах (величина спроса (Q) и цена (Р)) выглядят неодинаково.

Спрос на первые (рисунок 2.2-а) — это, как правило, кривая, имеющая больший или меньший отрицательный наклон, а спрос на информацию можно представить в виде прямой, параллельной линии цен (рисунок 2.2-б).


 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.2 - Кривые спроса на обычные товары и информацию

 

Первый график указывает на четкую обратную зависимость  между величиной или объемом  спроса на некий товар и уровнем  цены на него: чем ниже цена, тем большее  количество единиц данного товара готов  купить потребитель.

Иначе дело обстоит  с товаром «информация». Она не измеряется в привычных единицах. Разумеется, узкие специалисты, профессионально занимающиеся в определенных сферах экономики, используют соответствующие единицы — биты, но для потребителя конкретной информации важны не биты, а сама информация как таковая, ее содержание, позволяющее снять или уменьшить неопределенность ситуации, в которой оказался или может оказаться данный потребитель. Поэтому линия Di - линия спроса на информацию - сдвинута от начала координат по оси абсцисс на некоторую величину, означающую как раз то количество информации, в котором нуждается покупатель и за которое он готов платить. Если информация полна и достоверна, то спрос на нее графически будет выглядеть так, как изображено на рисунке 2.2-б.

Уровень цены в каждом конкретном случае будет различным, поскольку в большинстве случаев зависит не просто от многих неценовых факторов, а от факторов субъективного характера, например от отношения данного покупателя к риску, его оценки возможных размеров потерь и возможности/невозможности их компенсировать.

Следует отметить, что график спроса на информацию в координатах количество - цена может принимать небольшой отрицательный наклон, то есть снижение цены способно в небольшой степени стимулировать рыночный спрос, однако в таком случае речь, скорее всего, может идти лишь о копиях одной и той же информации (тиражирование информации) это как бы вторичный спрос, и он подчиняется закону спроса.

Кроме того - это, конечно же, спрос со стороны нескольких или многих потребителей, каждому конкретному потребителю нет нужды дважды покупать одну и ту же информацию.

Фактор вкусов и предпочтений на покупателей информации влияния практически не оказывает, так как информация не может быть модной или немодной, качественной или нет. Она либо желательна, либо необходима, либо крайне необходима, отсюда и спрос - либо единичный, либо близкий к массовому, либо эластичный, либо жесткий. Этот фактор может проявиться лишь при выборе потребителем формы подачи информации, то есть носителя, и не более.

Объективными неценовыми факторами, влияющими на цену информации, причем не прямо, а опосредованно — через спрос, являются вышеперечисленные две их группы.

Их наличие определяет возможный угол наклона линии спроса на информацию, но в отличие от линии спроса на любой другой товар, имеющей отрицательный наклон, график индивидуального спроса на информацию имеет положительный наклон (рисунок 2.3.), так как, чем полнее и достовернее информация, тем большую цену готов предложить за нее покупатель.

Рисунок 2.3 – Кривая индивидуального спроса на информацию

 

Излом линии  спроса в точке «S» означает, что данная информация полна и больше ее количества в данной ситуации не может быть, а уровень цены обусловлен действием каких-то других факторов, например степенью риска: чем она выше, тем большую цену готов предложить покупатель.

Цена в данном случае — величина зависимая, а не определяющая, зависимость прямая: чем полнее, достовернее, новее информация, тем более высокую цену она  имеет в глазах потребителя, и  наоборот.

Доход - единственный, пожалуй, фактор, по которому рынок информационных продуктов и услуг обнаруживает сходство с рынками других товаров, в особенности с предметами длительного пользования, роскоши, антиквариата. На рисунке 2.4 представлена кривая зависимости между спросом и доходами.

Следует отметить, что на рисунке ось I означает доход в денежных единицах; кривая Di - кривая спроса на информацию; кривая  D - кривая спроса на предметы длительного пользования и роскоши.

 

Рисунок 2.4 - Кривые зависимости между спросом и доходом.

 

Но и здесь  есть некоторое отличие: уровень  дохода, с которого субъект начинает предъявлять спрос на информацию, как правило, ниже уровня, с которого он становится покупателем дорогих  материальных товаров и определенных услуг, что объясняется более высокой субъективной полезностью информации, являющейся часто условием повышения дохода, а вслед за этим — и возможностью роста потребления дорогостоящих товаров. В целом же в координатах спрос — доход кривые спроса на информацию и на предметы длительного пользования имеют примерно одинаковую конфигурацию.

Кривые Di и D могут пересекаться в тех случаях, к примеру, когда определенная информация доступна при более высоком уровне дохода, нежели иные дорогие материальные товары. Горизонтальная часть кривой спроса на информацию означает, что на некотором достаточно высоком уровне дохода потребителя любая информация, в принципе, является для него доступной.

Угол  наклона кривой Di до точки излома (перегиба) S определяется преимущественно двумя связанными между собой факторами:

1 - сферами профессиональной деятельности и личных интересов;

2 - возрастом  потребителя (или стадией «жизненного»  цикла, если речь идет о фирме).

Второй фактор можно признать решающим по двум основным причинам: во-первых, жажда знаний и потребность в новой информации сильнее ощущаются в более молодом возрасте (на начальной стадии становления фирмы) и с годами они угасают, во-вторых, отдельные виды деятельности и профессии имеют достаточно четкие возрастные ограничения. Разумеется, можно привести примеры, противоречащие этому тезису, однако они, скорее, исключение, чем правило.

Графически зависимость  спроса на информацию от указанных  факторов будет проявляться в следующем: чем моложе потребитель, тем более полога кривая (рисунок 2.5 - а), то есть даже относительно небольшое приращение дохода более молодой потребитель готов тратить на приобретение той или иной информации. С возрастом предельная полезность новых знаний, впечатлений, в целом информации падает, отсюда незначительный рост дохода (или такой же, как в предыдущем случае) не побуждает субъекта искать новые знания — кривая спроса идет вверх заметно круче (рисунок 2.5 - б), чем на рисунке 2.5 - а.

Рисунок 2.5 – Влияние  некоторых неценовых факторов на спрос на  информационные услуги

 

Спрос на информацию эластичен, однако не столько по цене и по доходу, как принято измерять эластичность в учебниках по микроэкономике, сколько по степени риска, к примеру. Коль скоро определяющими информационный спрос факторами являются те, что выше перечислили, то есть неценовые, корректно и эластичность его измерять по этим определяющим факторам, а не теми, которые сами являются зависимыми, производными. Зависимость такая: чем выше риск потери чего-либо или больше величина возможного ущерба, тем выше спрос на информацию, тем, следовательно, ниже эластичность спроса. Вслед за этим, возможно, и более высокая цена может установиться, но это не обязательно, так как спрос на информацию в высокой степени индивидуализирован.

 

2.2 Формирование предложения на рынке информационных услуг

Информация о работе Особенности формирования спроса и предложения на информационные услуги в современной экономике