Спрос и предложение в условиях рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Данные инструменты способствуют установлению равновесия на рынке.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. Спрос и закон спроса. Особенности действия закона спроса………………….5-13

2. Предложение: кривая и закон предложения…………………………………….14-17

3. Ценовые и неценовые факторы спроса и предложения……………………….. 18-23

4. Экономическое значение исследования конъюнктуры рынка………………....24-27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ЭКОНОМИКА!!!!!.docx

— 156.85 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Краснодарский филиал

(Краснодарский  филиал ГОУ ВПО «РГТЭУ»)

 

Экономика и управление на предприятии (торговля)

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

  На тему: «Спрос и предложение в условиях рыночной экономики»

  Студентки 1 курса очной формы обучения

 

 «___» ___________ 2011г. _________

 

 

 

 

   Руководитель

   Профессор Войлов В. П.                        «___» ___________ 2011г. _________

 

 

 

 

Краснодар, 2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

            ВВЕДЕНИЕ

1. Спрос и закон спроса. Особенности действия закона спроса………………….5-13

2. Предложение: кривая и закон предложения…………………………………….14-17

3. Ценовые и неценовые факторы спроса и предложения……………………….. 18-23

4. Экономическое значение исследования конъюнктуры рынка………………....24-27

            ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Данные инструменты способствуют установлению равновесия на рынке.

Рынок - это инструмент, или  механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров  и услуг. Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения. Чтобы понять рыночную экономику  во всей ее полноте, необходимо хорошо усвоить два фундаментальных  понятия: спрос и предложение.

Спрос и предложение - взаимозависимые  элементы рыночного механизма, где  спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение - совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения  в уровне цен на товары.

Изменение соотношения между  спросом и предложением порождает  колебания рыночных цен вокруг так  называемой цены равновесия. Через  эти колебания устанавливается  тот уровень цен, при котором  обеспечивается равновесие спроса и  предложения и в конечном итоге  равновесие производства и потребления.

В условиях совершенной конкуренции на рынке  постоянно встречаются продавец и покупатель, и таким образом при их столкновении определяется цена товара. При этом учитываются затраты продавца или производителя на производство, хранение, транспортировку товара, ценность и полезность этого товара для потребителя, а также многие другие факторы, влияющие на цену.

Все рыночные операции взаимосвязаны  между собой. Если некий товар  продается любому желающему по определенной цене, то аналогичный товар не может  при тех же условиях стоить дороже или дешевле. Одна сделка влияет на другую, появившийся в одном, месте  спрос (или предложение) воздействует на общее состояние, рынка. Другими  словами, конкурентное ценообразование  аккумулирует в цене огромный объем  разнообразной информации о количественных и качественных характеристиках  экономических процессов, формирует информационно-побудительную основу рыночной экономики.

Спрос может изменяться вследствие колебаний потребительских вкусов или доходов, изменений в потребительских  ожиданиях или колебаний цен  на сопряженные товары. А предложение, в свою очередь может изменяться под влиянием изменений технологии, ресурсных цен или налогов.

Целью данной  курсовой работы является рассмотрение характерных черт спроса и предложения.

Исходя из цели попытаемся выполнить следующие задачи:

  • Рассмотреть понятие и закон спроса;
  • Рассмотреть понятие и закон предложения;

А также:

  • Факторы, влияющие на спрос и предложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         1.  Спрос выражает только  потребности, которые подтверждаются платежеспособностью потребителей. Поэтому в рамках теории спроса потребители- это покупатели, обладающие определенными денежными средствами. Рынок не признает потребность, не подтвержденную платежеспособностью покупателя. В связи с этим можно сказать, что потребности- это наши желания и устремления обладать теми или иными благами, тогда как спрос- это наша возможность приобрести эти блага.

Спрос - это отражение потребностей людей в том или ином товаре, услуге, их желание их приобрести. Потребителей интересует не товар вообще, а товар по приемлемой цене.

Спрос- это платежеспособная потребность покупателя.

Спрос (Qd) - то количество товаров и услуг, которое покупатели (потребители) готовы приобрести при данных ценах в течение определенного времени.

Различают следующие виды спроса:

1. Отрицательный спрос.  Рынок находится в состоянии отрицательного спроса, если большая его часть недолюбливает товар и согласна даже на определенные издержки, лишь бы избежать его. У людей негативный спрос на прививки, стоматологические процедуры, операции. У работодателей ощущается отрицательный спрос на наем бывших заключенных и алкоголиков.

2. Отсутствие спроса. Целевые  потребители могут быть не  заинтересованными в товаре или  безразличными к нему. Так, фермеры  могут не заинтересоваться новым  агротехническим приемом, а студенты  колледжа - изучением иностранного  языка. 

3. Скрытый спрос. Многие  потребители могут испытывать  сильное желание, которое невозможно  удовлетворить с помощью имеющихся  на рынке товаров или услуг.  Существует большой скрытый спрос  на безвредные сигареты, безопасные  жилые микрорайоны и более  экономичные автомобили.

4. Падающий спрос. Рано  или поздно любая организация  столкнется с падением спроса  на один или несколько своих  товаров. Снижается спрос на  электролучевые мониторы, музыкальные центры.

5. Нерегулярный спрос.  У многих организаций сбыт  колеблется на сезонной, ежедневной  и даже почасовой основе, что  вызывает проблемы недогрузки  и перегрузки. Большая часть общественного  транспорта не загружена во  время дневного затишья и не  справляется с перевозками в  часы пик. По будням в музеях  мало посетителей, зато в выходные  дни залы переполнены. 

6. Полноценный спрос. О  полноценном спросе говорят, когда  организация удовлетворена своим  торговым оборотом.

7. Чрезмерный спрос. У  ряда организаций уровень спроса  выше, чем они могут или хотят  удовлетворить. 

8. Нерациональный спрос.  Противодействие спросу на товары, вредные для здоровья, требует  целеустремленных усилий. Проводятся  кампании против распространения  сигарет спиртных напитков, наркотических  средств, вызывающих привыкание, огнестрельного оружия, порнографических  фильмов, против создания больших  семей. 

9. Сбалансированный спрос.  Этот вид спроса возникает  тогда, когда между спросом  и предложением возникает устойчивый  равновесный режим обмена товарами  и услугами.

10. Реальный спрос - дает  возможность оценить сегодняшнее  состояние рынка, который является  исходными данными для прогнозирования  и потенциального спроса, и увеличения  емкости данного рынка.

В западной экономической  литературе спросом называют то, что  связывает покупаемые блага с  теми "жертвами", которые приходится делать для приобретения этих благ. Поэтому разница между потребностями  и спросом такая же, как между  желаниями и возможностями. То есть желание на рынке должно быть подкреплено  возможностью - деньгами покупателя. Иначе  говоря, спрос - это планы или намерения  покупателя относительно покупки товара.

Механизм рынка позволяет  удовлетворять только те потребности, которые выражены через спрос. Помимо них в обществе всегда есть и такие  потребности, которые нельзя измерить деньгами и превратить в спрос. К  ним относятся блага и услуги коллективного пользования, особенно такие, в потреблении которых  участвуют все граждане без исключения (охрана общественного порядка, национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальная сеть коммуникаций и т.д.). Эти блага  в мировой экономической науке  именуются общественными товарами.

 

В обществе с развитой рыночной экономикой преобладающая часть  потребностей удовлетворяется посредством  реализации спроса. Рыночный спрос  представляет собой сумму индивидуальных спросов, которые формируются на основе потребительского выбора.

Цена спроса на какой-либо товар или услугу - это максимальная цена, которую покупатель готов заплатить  за определенное количество товара или  услуги.

Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое  предъявляется спрос, всегда существует определенное соотношение. Количество вещей, покупаемых людьми, всегда зависит  от цен на товары.

Рассмотрим взаимосвязь  спроса с ценой, т.е. зависимость  спроса от цены. На оси абцисс отложим объемы продукции Q (спрос), а на оси ординат- цены на данный товар P, и проведем линию, отражающую взаимосвязь между ними. (рисунок 1).

 

Рисунок 1. - Зависимость спроса от цены (кривая спроса)

 

Изображение соотношения  между рыночной ценой товара и  денежным выражением спроса на него называется графиком спроса, или кривой спроса D (D - от англ. «demand» - спрос). Эта кривая иллюстрирует закон падающего спроса. Суть этого закона состоит в том, что если цена какого-либо товара повышается при неизменности других условий рынка, то спрос на этот товар уменьшается. Или, если на рынок поступает большее количество одинакового товара, то при прочих равных условиях цена на него уменьшается. Другими словами, величина спроса возрастает при снижении цены и уменьшается при повышении цены.

Кривая (график) спроса показывает величину спроса при каждом значении цены. Цена выступает как независимая  переменная (экзогенный фактор), а спрос - как зависимая переменная (эндогенный фактор).

Если рассматривать обратную зависимость - зависимость цены от спроса, то характер ее совершенно иной: если спрос  растет, то растет и цена, если спрос  падает, то падает цена, т.е. зависимость  прямая.

Изменение цены товара приводит к изменению спроса и движению вдоль (по) кривой спроса (рисунок 2).

 

 

Рисунок 2. - Изменения величины спроса под влиянием изменения цены

 

При изменении цены с P1 до Р2, когда все факторы, кроме цены, постоянны, движение осуществляется вниз по кривой спроса, увеличивается количество покупаемого товара от Q1 до Q2. Изменение же спроса показывает, что покупатели приобретают больше продукции при данной цене. Так, при той же цене P1 покупатель будет приобретать уже количество товара, равное Q2 > Q1 .

Рассмотрим эластичность спроса: Для экономического анализа  недостаточно определить направление  изменения спроса, важно измерить степень этого изменения. Степень  изменения спроса под воздействием факторов, влияющих на спрос, называется эластичностью спроса.

 

Различают эластичность:

  • ценовую,
  • перекрестную,
  • по доходу.

 

1. Ценовая эластичность  спроса характеризует степень  изменения спроса под влиянием  изменения цены и измеряется  коэффициентом эластичности.

 

 

где ΔP/P - изменение цены (в %);

ΔQd/Qd - изменение спроса (в %);

Реакция покупателей на изменение  цены (характер эластичности) может  быть разная: спрос может изменяться в большей или меньшей степени, чем изменилась цена, или вообще оставаться постоянным.

О характере ценовой эластичности спроса можно судить по соотношению  изменения спроса к изменению  цены или по показателю общей выручки  от реализации (Р х Q). В зависимости от характера эластичности спроса выручка от реализации при изменении цены может расти, падать, не изменяться.

Можно рассмотреть виды ценовой  эластичности в Таблице 1.

 

 

 

Таблица 1

Виды ценовой эластичности спроса

Вид эластичности

Соотношение изменения цены и спроса

Коэффициент эластичности

Изменение выручки от реализации (PxQ)

Уменьшение цены

Увеличение цены

Совершенно неэластичный спрос

Цена растет (падает) –  спрос постоянен

Ed = 0

уменьшается

увеличивается

Неэластичный спрос

Цена изменяется больше, чем изменяется спрос

Ed < 1

уменьшается

увеличивается

Единичная эластичность спроса

Цена и спрос изменяются одинаково

Ed = 1

не изменяется

не изменяется

Эластичный спрос

Цена изменяется меньше, чем изменяется спрос

Ed > 1

увеличивается

уменьшается

Совершенно эластичный спрос

Спрос изменяется, цена постоянна

Ed = ∞

уменьшается

увеличивается

Информация о работе Спрос и предложение в условиях рыночной экономики