Формирование рыночной цены в современной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изложение литературных точек зрения по исследованию формирования рыночной цены.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить формирование рыночной цены;
- рассмотреть влияние спроса и предложения на рыночные цены;
- изучить государственный контроль цен.

Содержание

Введение 3-4
Формирование рыночной цены товара в процессе
конкуренции 5-10
Влияние спроса и предложения на рыночные цены 11-17
Государственный контроль цен 18-23
Заключение 24
Список использованной литературы 25-26

Работа содержит 1 файл

курсовая работа - копия.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Тверской  государственный  университет

(ГОУВПО  ТвГУ) 

Кафедра экономической теории 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по  экономической теории 

Тема: Формирование рыночной цены 

в современной экономике 
 
 
 
 

                                            План курсовой работы 

Введение                                                                                                             3-4

  1. Формирование рыночной цены товара в процессе

    конкуренции                                                                                             5-10

  1. Влияние спроса и предложения на рыночные цены                          11-17
  2. Государственный контроль цен                                                            18-23

Заключение                                                                                                          24

Список использованной литературы                                                              25-26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ.

   Важная роль цен в экономической  жизни определяется тем, что  они являются основой всех  экономических измерений, оказывают  значительное влияние на затраты  и результаты деятельности всех  субъектов экономики: предприятий, домашних хозяйств и государства. Кроме того, цены определяют эффективность внешнеэкономической деятельности.

   Особенно велика их роль в  рыночной экономике, где свободные  цены выступают основным регулятором  пропорций общественного воспроизводства, хозяйственных отношений. Цены являются также важным объектом государственного регулирования, благодаря которому государство осуществляет свою политику и в условиях рынка. Поэтому овладение современной методологией ценообразования является неотъемлемым элементом формирования квалифицированных специалистов в области экономики и управления.

   Таким образом, из вышесказанного  вытекает, что выбранная тема  курсовой работы весьма актуальна. 

   Многие авторы в экономической науке разрабатывали и изучали эту тему, например:

  « Альфред Маршалл (1842-1924)- сделал выводы, что при анализе процесса формирования рыночной цены неправильно отдавать предпочтения либо предложению, либо спросу. Главное произведение – «Принципы политической экономики» (1890)- было основным учебником экономической теории в Великобритании и США. Опубликовал ряд работ по проблемам рыночной экономики: «Экономика промышленности» (1889), «Промышленность и торговля» (1919), «Деньги, кредит  торговля» (1923) ».1

   « Адам Смит (1723-1790)- «Исследование о природе и принципах богатства народов» В своей работе А. Смит уделил большое внимание проблеме распределения ресурсов. Разница в ценах, когда цена спроса выше, чем цена предложения, дает сигнал товаропроизводителям о перераспределение ресурсов в пользу отраслей, предъявляющих высокий спрос. Увеличение цен и спроса на отдельные ресурсы говорит об их редкости, на что рынок отвечает расширением производства, что приводит к лучшему удовлетворению общественных потребностей »2.

   «Леонид Юровский (1884-1938)- российский теоретик рыночной экономики и финансов. Разрабатывал проблемы цены и несовершенной экономики – работа «Очерки по теории цены» (1919) ».3

   Целью данной курсовой работы является изложение литературных точек зрения по исследованию формирования рыночной цены.

   Для достижения данной цели  были поставлены следующие задачи:

  - изучить  формирование рыночной цены;

  - рассмотреть  влияние спроса и предложения  на рыночные цены;

  - изучить  государственный контроль цен.

   Поставленные цель и задачи обусловили структуру курсовой работы, которая состоит из введения, 3 разделов и заключения. В заключении приводятся выводы, которые были получены в результате написания курсовой работы. Завершает курсовую работу список использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 

1.ФОРМИРОВАНИЕ РЫНОЧНОЙ ЦЕНЫ ТОВАРА В ПРОЦЕССЕ                        КОНКУРЕНЦИИ.

   В рыночном хозяйстве значительная  часть цен на товары устанавливается  на рынке в результате конкуренции.  Это приводит к отражению в  цене спроса и предложения.  В результате осуществляется основная функция цены - регулирующая, трансформирующая спрос потребителя в соответствующие пропорции производства.

   Технология формирования цены  в рыночных условиях состоит  из нескольких этапов: изучение  рынка, определение целей ценовой политики, определение спроса, оценку издержек, анализ предложения и цен конкурентов и установление окончательной цены.

   Ценовая политика продавца будет,  прежде всего, зависеть от типа  рынка, на который поступает  товар. Многие закономерности  формирования рыночных цен определяются конкурентной структурой рынка. Так, в условиях свободной (чистой) конкуренции, когда каждой фирме принадлежит небольшая доля рынка, ни одна из них не может оказать заметного влияния на формирование цен. « По сути дела, цены уже заданы рынком, они складываются под воздействием спроса и предложения, и предприятия вынуждены к ним приспосабливаться »4.

   В условиях монополии, когда  на рынке присутствует один  продавец (или покупатель), складывается  иная ситуация. « Монополисты предпочитают продать меньше продукции и назначить более высокие цены, чем конкурирующие производители. Поэтому государство нередко вынуждено ограничивать их деятельность, в том числе цены. Вместе с тем предприятиям-монополистам не всегда выгодно прибегать к установлению высоких цен, поскольку этим они могут привлечь конкурентов и затем нести большие потери в конкурентной борьбе ».5

   Цены рынка монополистической  конкуренции изменяются в широком  диапазоне. Процесс их установления  достаточно сложный и гибкий, широко используются приемы неценовой конкуренции. В условиях олигополии любые действия одного субъекта хозяйствования по изменению объема продаж или цен вызывают ответную реакцию остальных конкурентов. Такая взаимосвязь вызывает необходимость раздела рынков сбыта, согласованию объемов продаж, правил и процедур ценообразования.

   Таким образом, возможности и  проблемы политики цен меняются  в зависимости от типа рынка.

   После изучения рынка можно  перейти к выбору целей и  задач ценообразования, которые  вытекают непосредственно из анализа рынка, положения на нем предприятия и общих его целей. Предприятие может преследовать одну или несколько целей как краткосрочного, так и долгосрочного характера.

  « Например, в краткосрочном периоде можно стремиться к получению высокой прибыли от новых товаров, а в долгосрочном – прибыльность предприятия будет снижаться для оказания противодействия потенциальным конкурентам ».6

   Цели, основанные на сбыте, предполагают  решение задач по максимизации  объема продукции предприятия, завоеванию большей доли рынка. Это позволит снижать относительные издержки производства в части условно-постоянных расходов и, соответственно, цену, получая большую совокупную прибыль.

   В условиях жесткой конкуренции  на рынке, когда быстро меняются  потребности покупателей, нередко возникает проблема выживаемости. В таких ситуациях предприятия вынуждены идти на максимальное снижение цен, порой покрывающих только издержки производства продукции.

   Любая цена, назначенная предприятием, так или иначе, скажется на уровне спроса. В большинстве случаев анализ спроса дает верхнюю границу цены товара, поэтому предприятия должны стремиться иметь необходимую информацию, проводя экспериментальным путем замеры спроса соответственно изменяющимся ценам на товар. Конкретные данные о том, как реагирует спрос на изменение цены, дают показатели эластичности.

   Анализ эластичности спроса имеет  важное практическое значение. Под  эластичностью спроса от цен  понимают коэффициент, показывающий  относительное изменение спроса  при изменении цены на определенный товар.

   Если спрос на товар эластичен,  то увеличить объем продаж, а,  соответственно, и прибыль можно  путем уменьшения цены, т.е. используя  ценовую конкуренцию. В случае  неэластичности спроса достичь  той же цели путем изменения цен невозможно. Для этого следует активно использовать рекламу, улучшать качество продукции, обслуживание покупателей, т.е. использовать приемы неценовой конкуренции.

   Эластичность спроса определяется  рядом факторов, среди которых можно выделить следующее:

   -наличие и доступность товаров заменителей;

   -отнесение товара к категории предметов первой необходимости;

   -доля расходов на товар, которую он занимает в бюджете покупателя.

   Четвертым этапом установления цены является оценка издержек. Расчет затрат на производство товара дает возможность определить его минимальную цену. Все издержки принято подразделять на два вида: постоянные и переменные. Постоянными называют издержки, размер которых пропорционально не зависит от обычных колебаний выпуска. К ним относят: размер арендной платы, процент за кредит, плата за отопление и освещение, оклады аппарата управления и т.д. Переменные же издержки изменяются пропорционально объему производства. Это, в основном, затраты на сырье, основные материалы, основная заработная плата производственных рабочих, находящихся на сдельной оплате труда.

   « Любой предприниматель заинтересован в том, чтобы его цена покрывала все затраты предприятия. Вместе с тем в условиях жесткой конкуренции в краткосрочном периоде считается, что производство имеет смысл даже в том случае, если возмещает только переменные издержки ».7

   Определение оптимального объема  производства с точки зрения  минимизации издержек производства  является главной целью оценки  издержек как этапа установления окончательной цены.

   После оценки издержек следует  проанализировать предложения и  цены конкурентов. 

   На конкретное значение цены в реальной ситуации оказывают влияние не только затраты и спрос, определяющие ее максимальную и минимальную границы, но и цены конкурентов. Анализ цен конкурентов можно проводить различными методами: опросить покупателей, сделать сравнительные покупки у конкурентов и сопоставить цены и достоинства товаров между собой, изучить прейскуранты конкурентов и т.д. Такое сравнение дает возможность более конкретно сориентироваться в отношении цены между ее верхней и нижней границами.

   После этого выбирается метод,  т.е. способ установления исходной  цены товара. Выбор того или  иного метода обуславливается  характером товара, степенью его новизны, типом рынка, на котором он реализуется, и другими факторами. Цена при этом определяется еще до того, как товар будет выпущен на рынок. На следующих этапах исходная цена будет корректироваться с учетом реально складывающийся ситуации на рынке путем использования различных стратегий ценообразования, психологических факторов.

   При всем многообразии методов  ценообразования выделяют основные  наиболее часто применяемые. Методы  формирования цен базируются  на основных ценообразующих факторах:

   методы с ориентацией на издержки  обращения: затратный, агрегатный  и структурной аналогии;

   методы с ориентацией на качество, потребительские свойства продукции  (нормативно-параметрические методы;

   метод сравнения удельных показателей товара, балловый                                              метод, метод экспертной оценки и корреляционно-регрессионный метод;

   методы с ориентацией на спрос,  уровень конкуренции: метод ощущаемой  ценности товара, метод следования  за ценами фирмы-лидера на рынке,  состязательный метод (метод тендеров или торгов) и метод формирования цены посредством ориентации на рыночные цены.

Информация о работе Формирование рыночной цены в современной экономике