Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 00:04, реферат
Рынок стихийно, автоматически способствует формированию равновесных цен (этот процесс А.Смит назвал механизмом "невидимой руки"). Превышение цены спроса над ценой предложения способствует перераспределению ресурсов в пользу отраслей с высоким платежеспособным спросом. Высокие цены свидетельствуют об относительной редкости благ, побуждая к расширению их производства и тем самым к лучшему удовлетворению общественных потребностей.
Введение
Рыночная экономика – это бесконечное взаимодействие спроса и предложения.
В данной работе я попытаюсь объединить все существующие знания о двух взаимосвязанных категориях – «спрос» и «предложение», рыночное равновесие цен спроса и предложения, а также к чему приводят нарушения рыночного равновесия цен.
Участниками
рынка являются покупатели (потребители)
и продавцы (производители). Покупателями
и продавцами могут быть как отдельные
люди, так и целые фирмы, предприятия.
Например, на рынке грузовых автомобилей
покупателями могут выступать: фермеры,
приобретающие грузовые автомобили
для того, чтобы перевозить свою
продукцию; отдельные фирмы, занимающиеся
перевозкой товаров и покупающие
автомобили для своей деятельности.
На рынке сельскохозяйственной продукции
продавцами могут быть отдельные
фермеры, крупные фермерские хозяйства,
магазины, реализующие
Потребители, выходя на рынок какого-либо товара, предъявляют спрос на этот товар, а производители этого товара образуют предложение товара.
На
рынке покупатели и продавцы заключают
между собой сделки, т. е. покупают
и продают товары по определенным
ценам. Таким образом, происходит взаимодействие
спроса и предложения, а результатом
такого взаимодействия являются цены,
по которым участники рынка
Продавец, представляющий интересы производителя товаров и свои собственные, стремится повысить цену, руководствуясь затратным подходом и желанием получить весомую прибыль. Покупатель, потребитель, исходя из «полезностного» подхода и желания снизить свои расходы на единицу полезного эффекта, стремится к «своей» цене, которую можно назвать желаемой ценой покупки. Потребителю в его стремлениях помогает конкуренция между производителями (в предположении, что она существует, а существовать в нормальной экономике она должна заведомо). Производителю, продавцу помогают конкуренция между потребителями и непрерывное возвышение их потребностей.
Рынок
стихийно, автоматически способствует
формированию равновесных цен (этот
процесс А.Смит назвал механизмом "невидимой
руки"). Превышение цены спроса над
ценой предложения способствует
перераспределению ресурсов в пользу
отраслей с высоким платежеспособным
спросом. Высокие цены свидетельствуют
об относительной редкости благ, побуждая
к расширению их производства и тем
самым к лучшему удовлетворению
общественных потребностей. Так как
равновесная цена значительно превышает
издержки у тех производителей, затраты
которых ниже средних, то она способствует
перераспределению ресурсов от худших
производителей к лучшим, повышая
эффективность функционирования национальной
экономики в целом.
Впервые
понятия спроса и предложения
в экономической науке
Спрос на какой-либо товар или услугу – это желание и возможность потребителя купить определенное количество этого товара или услуги по определенной цене в определенный период времени, т. е. спрос – форма выражения потребности.
Важно заметить, что спрос характеризует не просто желание покупателя иметь этот товар, но и его способность заплатить за этот товар (т. е. возможность купить товар). Важнейшими характеристиками спроса являются объем спроса и цена спроса.
Объем спроса на какой-либо товар или услугу – это количество товара или услуги, которое потребители согласны купить по определенной цене в течение определенного периода времени.
Цена спроса на какой-либо товар или услугу – это максимальная цена, которую покупатель готов заплатить за определенное количество товара или услуги.
Различают индивидуальный и совокупный спрос. Индивидуальный спрос представляет потребности покупателя, выраженные в денежной форме. Совокупный спрос - это платежеспособная потребность общества в целом, т.е. государства, предприятий и населения.
Рыночный спрос определяется путем суммирования величин спроса, предъявляемого каждым потребителем при разных ценах. Он обозначается буквой D.
Спрос – это одна из сторон многомерного процесса рыночного
ценообразования.
Характерные для него причинно-следственные
зависимости имеют вид
На спрос воздействует ряд факторов: цены на запрашиваемый товар, доходы покупателей, их вкусы и предпочтения, число покупателей на рынке, цены товаров-заменителей и дополняемых товаров.
Функция спроса – это взаимосвязь между желаниями потребителей иметь тот или иной товар (спросом на товар) и определяющими его факторами. Общая функция спроса может быть представлена следующим образом:
Qd = f (P, I, T, Ps, Pc, N, Ec)
где Qd – объем спроса;
P – цена товара;
I – доход потребителей;
T – вкусы и предпочтения потребителей;
Ps – цена взаимозаменяемых товаров;
Pc – цена взаимодополняемых товаров;
N – количество покупателей данного товара;
Ec – ожидание потребителей.
Таким образом, величина спроса является функцией ряда переменных.
Между объемом спроса и ценой спроса существует определенная зависимость, которая выражается в законе спроса.1
Закон спроса: чем выше цена товара, тем меньше величина спроса на него; и наоборот, чем ниже цена товара, тем больше величина спроса на него.2
В частности закон спроса выражает:
-
обратную зависимость между
- постепенное
убывание спроса на данный
товар или услугу.
Рис.1 закон спроса
Согласно
закону спроса, при прочих равных условиях
количество покупаемых товаров или
услуг зависит от уровня их цен. При
этом, чем выше цена и отчетливей
тенденция к ее росту, тем меньше
количество товаров или услуг
будет куплено потребителями. По
рис.1 видно, что если цена товара возрастает,
то объем продаж товара, в соответствии
с падением спроса, снижается. И наоборот,
если цена снижается, то объем продаж
данного товара или услуги возрастает.
Зависимости подобного
Закон спроса отражает и другой важный процесс: постепенное убывание спроса. Снижение количества продаж данного товара или услуги происходит не только вследствие роста их цены, но и вследствие насыщения потребительского спроса. Убывание спроса происходит потому, что каждая последующая покупка одного и того же товара или услуги приносит потребителю сравнительно меньшую ползу, выгоду, удовлетворение.3
Кроме цены самого товара на спрос оказывает влияние множество других факторов. Учесть их всех очень трудно. Однако возможно выделить наиболее существенные:
- цены на товары-заменители;
- цены на дополняющие товары;
- доходы покупателей;
-
мода, вкусы и предпочтения
- реклама;
- сезонные изменения в спросе;
- ожидания покупателей.
Изменение
неценовых факторов спроса вызывает
перемещение и изменение
Увеличение спроса под воздействием неценовых факторов– это смещение всей кривой вправо и вверх, что означает увеличение объема продаж по той же, неизменяющейся, цене.
При
уменьшении спроса (рис.2) кривая смещается
влево и вниз. Это уменьшение спроса
также вызвано неценовыми факторами
и выражается в снижении объема продаж
при неизменяющейся цене за единицу
товара.
Рис. 2 смещение кривой спроса
Степень
количественного изменения
Рис. 3 эластичность спроса
Эластичность спроса по цене определяется:
1. По показателю общей выручки
Если при снижении цены общая выручка растет (так как резко вырос объем продаж), спрос эластичен. Также спрос эластичен, если при повышении цены общая выручка падает.
Если при снижении цены общая выручка падает (так как объем продаж изменяется незначительно), спрос неэластичен. Также спрос неэластичен, если при повышении цены общая выручка растет.
Если при изменении цены общая выручка неизменна (так как изменение объема продаж обратно пропорционально изменению цены), спрос имеет единичную эластичность.
Мерой такого изменения служит коэффициент эластичности спроса (Kg):
к = Рост объема спроса (в %)
Снижение цен (в %)
Если |к|>1, спрос эластичен
Если |к|<1, спрос неэластичен
Если |к|=1, единичная эластичность
Если |к|=0, абсолютно неэластичен
Если |к|= ∞, абсолютно эластичен
Факторы эластичности спроса по цене:
1)
Наличие заменителей (чем
2) Доход потребителя (чем выше доход, тем ниже эластичность спроса).
3)
Товар ли это первой
4) Доля затрат на данный товар в бюджете семьи: чем выше доля затрат, тем эластичней спрос на данный товар.
5) Время, прошедшее с момента изменения цены, влияет по-разному.
6)
Универсальный или
7) Значение цены: если цена приближена к круглым числам и имеет нечетное значение – спрос эластичен.
Эластичным спрос бывает тогда, когда величина спроса изменяется на больший процент, чем цена. Величина эластичности спроса по цене всегда отрицательное число, ибо числитель и знаменатель дроби всегда имеют разные знаки
Неэластичный
спрос проявляется, если платежеспособная
потребность покупателей не чувствительна
к изменению цен. Скажем, как бы ни возрастали
или ни понижались цены на соль, спрос
на нее неизменен. Знание коэффициента
эластичности спроса имеет важное значение
для прогнозирования объема спроса населения
при изменении уровня рыночных цен.
Информация о работе Спрос, предложение и цена в рыночной экономике