Особенности формирования спроса и предложения на информационные услуги в современной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы  изучение особенностей формирования спроса и предложения на информационные услуги в современной экономике.
Для достижения поставленной цели в работе определены следующие задачи:
исследовать сущность и роль рынка информационных услуг в современной экономике;
изучить особенности формирования спроса и предложения на информационные услуги;
проанализировать состояние и перспективы развития рынка информационных услуг в республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СОВРЕМЕННЫЙ РЫНОК ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ 5
1.1 Информация и ее развитие в современной экономике 5
1.2 Рынок информационных услуг 9
2 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА ИНФОРМАЦИОННЫЕ УСЛУГИ 14
2.1 Формирование спроса на рынке информационных услуг 14
2.2 Формирование предложения на рынке информационных услуг 20
3 ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ В БЕЛАРУСИ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Работа содержит 1 файл

Макроэкономика - Курсовая.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

Таким образом, можно констатировать, что в Республике Беларусь созданы базовые условия для информационного уклада и намечается переход к формированию сектора наукоемких услуг, которые в развитых странах являются одними из приоритетных для экономического роста и инновационного развития.

Девиз 2011-2015гг в Республике Беларусь – инновационное развитие государства с целью повышения конкурентоспособности продукции белорусских предприятий и качественное повышение уровня жизни населения Беларуси.

Известно, чтобы  увеличить производство в два раза, объем знаний должен возрасти в четыре раза; чтобы увеличить производство в 10 раз, объем знаний должен возрасти в 100 раз [4]. Это является следствием того, что материальное производство невероятно усложнилось, и, чтобы решать возникающие в нем задачи, информацию необходимо производить в десятки, а то и сотни раз быстрее, чем материальные продукты. Поэтому в историческом соревновании победит та социально-экономическая система, которая сумеет производить информацию лучшего качества, в большем объеме и будет эффективнее ее использовать.

Прогнозную  оценку развития рынка информационных услуг в Республике Беларусь можно получить на основе макроэкономической модели «бизнес-услуги – рост ВВП», т. е. определить, каким образом влияет рост ВВП страны на рост отрасли деловых услуг. На основании исследований [9] сделан вывод о том, что 1 % увеличения ВВП стимулирует рост рынка информационных, деловых услуг и управленческого консалтинга примерно на 6 % (для прогнозного анализа были взяты данные роста рынков бизнес-услуг России и Западной Европы). В соответствии с моделью «бизнес-услуги – ВВП» возможно осуществлять прогнозирование развития сферы бизнес-услуг.

При этом необходимо учитывать высокую инвестиционную привлекательность данного стратегического  сектора экономики. По расчетам McKinsey, для каждого 1 % роста экономики необходимо увеличение объема инвестиций к ВВП на 2,5 % [11]. Естественно, что нахождение пропорции распределения инвестиций в информационный сектор без ущерба для инновационного развития промышленного ядра Беларуси имеет хорошие перспективы, так как в этом случае основные затраты будут связаны с вложением в подготовку кадров, а не в материальные активы. Инвестиции в сферу бизнес-услуг (консалтинг, реклама, маркетинг, бизнес-сопровождение инвестиционных проектов и др.) являются сегодня наиболее важной областью инвестиционной деятельности в странах с переходной экономикой. Согласно исследованиям, проведенным рядом международных организаций (World Investment Report 2004), инвестиции в сферу бизнес-услуг уже начиная с 2002 г. составляют свыше 40 % от общего объема инвестиций, направляемых в сферу услуг в развивающихся странах (на втором месте после инвестиций в финансовый сервис).

При этом важно  отметить, что речь идет не просто об информационно-консалтинговых услугах, а о работе консультационных компаний нового типа, сочетающих комплексность и глубину экспертизы предлагаемых услуг, отвечающих современным требованиям рынка и способных успешно обслуживать как крупные корпорации, так и предприятия малого и среднего бизнеса.

Эти требования к консалтингу связаны, с одной  стороны, с глобализацией мировой  экономики, а с другой – с насыщением традиционных рынков товаров, что потребовало  поиска новых подходов к потребителю  и новых методов организации  производства и сбыта товаров. Именно поэтому свыше 80 % портфеля заказов ведущих консультационных фирм составляют сегодня фактически заказы на услуги по реорганизации и реструктуризации бизнеса. В последнее время существенная часть инвестиций вкладывается в обслуживание НИОКР, что требует еще более высокого уровня информационно-аналитической работы и неизбежно приводит к увеличению объемов работ, передаваемых предприятиями на аутсорсинг.

В настоящее  время в деловом мире наблюдается  тенденция диверсификации сферы  услуг, когда многие ранее обособленные виды услуг объединяются в рамках одной компании. То есть предлагается целый комплекс услуг, чем повышается конкурентоспособность данной компании и ослабляются возможные риски. К примеру, банковские, биржевые и посреднические услуги объединяются в единый комплекс финансовых услуг. Либо, например, происходит объединение разнообразных услуг в рамках компании, занимающейся транспортными перевозками, таких как страхование жизни и грузов, доставка корреспонденции, туризм.

В результате в современной экономике все большую роль начинают играть именно информационные и консультационные услуги. Так, в национальном продукте США доля информационных услуг с 1994 г. превышает 50 % [9]. Исходя из этого можно предположить, что для динамично и стабильно развивающейся экономики Беларуси особенности маркетинга такого товара, как услуги, заслуживают отдельного и тщательного анализа.

В Республике Беларусь, как и в других странах с переходной экономикой, этот сектор деятельности пока еще в полной мере не исследован и как следствие не предложены научно обоснованные пути его формирования и развития. Следовательно, важная и актуальная задача – нахождение корреляции между уровнями развития отдельных услуг, их правильного соотношения, позиционирования на рынке, создание системы показателей и модели оценки развития инфраструктуры бизнес-услуг, а затем оценка количества и направленности созданных рабочих мест, подготовка необходимых кадров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

заключение

 

 

Создание рыночной экономической системы, воспроизводящей реальные потребности в информации, должно сопровождаться формированием рынка информации, поскольку отставание развития информационной подсистемы экономики неотвратимо сказывается на эффективности функционирования системы в целом.

Информационная услуга - это деятельность по осуществлению поиска, получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения, распространения и (или) предоставления информации, а также защиты информации.

Одним из важнейших  способов распространения информации выступает рынок. Рынок информационных услуг – это совокупность средств, методов и условий, позволяющих использовать информационные ресурсы, составляет информационный потенциал общества.

Информационные  услуги кардинально отличаются от других товаров:

Во-первых, информация не исчезает при потреблении, а может  быть использована многократно. Информационный продукт сохраняет содержащуюся в нем информацию, независимо от того, сколько раз она была использована.

Во-вторых, информационный продукт со временем подвергается своеобразному «моральному износу». Хотя информация и не изнашивается при употреблении, но она может терять свою ценность по мере того, как предоставляемое ею знание перестает быть актуальным (процесс «старения» информации может длиться от пяти до пятнадцати лет).

В-третьих, разным потребителям информационных товаров  и услуг удобны разные способы  предоставления информации, ведь потребление  информационного продукта требует  усилий.

В-четвертых, производство информации, в отличие от производства материальных товаров, требует значительных затрат по сравнению с затратами на тиражирование. Копирование того или иного информационного продукта обходится, как правило, намного дешевле его производства.

В связи с  этим имеются и особенности в  формировании спроса и предложения на рынке информационных услуг. Величина спроса определяется двумя группами неценовых субъективных факторов: а) риск, новизна, достоверность, полнота; б) своевременность, приемлемая форма подачи информации, конфиденциальность (наличие/отсутствие копий). Особенностью производства (и предложения) информации является существенное преобладание в структуре его затрат доли живого труда. Предложение информации слабо зависит от такого фактора, как производительность используемых ресурсов, хотя нельзя сказать, что субъекты рынка им пренебрегают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных  источников

 

 

  1. Базылев, Н.И. Экономическая теория. Учебное пособие / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева. - Минск: Современная школа. 2008. – 640 с.
  2. Воробьев, В.А. Экономическая теория. Учебное пособие.// В.А. Воробьев, И.В. Новикова, Г.А. Примаченок. – Минск: БГЭУ. 2006. – 543 с.
  3. Домненко, Г. Б. Производство информационных благ в современной экономике: автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.01 / Москов. гос. ун-т. М., 2007.
  4. Жаркевич, Н.Л. Перспективные направления формирования рынка информационных услуг в Беларуси// Н.Л.Жаркевич. – [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.giprosvjaz.by/infresource/?q=node/254545  Дата доступа: 27.12.2012
  5. Зубко, Н.М., Каллаур А.Н.  Основы экономической теории. Учебное пособие.// Н.М. Зубко,   А.Н. Каллаур. - Минск: Вышэйшая школа. 2006. – 397 с.
  6. Лемешевский, И.М. Экономическая теория: Основы. Вводный курс. 3-е изд., доп. и перераб./ И.М. Лемешевский. - Минск.:  ФУАинформ. 2007. – 496 с.
  7. Мельник, Л.Г. Словарь: Экономика и информация: экономика информации и информация в экономике/ Л.Г. Мельник. – М: Москва 2006 г.
  8. Национальная   экономика   Беларуси: практикум / Е.Б. Дорина, Н.И. Богдан, А.А. Быков, О.Н. Ерофеева; под ред. В.Н. Шимова. – Минск: БГЭУ, 2010. – 259с.
  9. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2010 – 2015 годы // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://www.pravo.by. – Дата доступа: 01.09.2012
  10. Экономика под ред. А.С Булатова, изд. 4-е, перераб. и доп., Москва: Экономистъ, 2006.-831c.
  11. Экономическая теория / Под ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского. Мн.: ТетраСистем, 2008. – 399 с.
  12. Экономическая теория: курс интенсивной подготовки  /  И.В. Новикова [и др.]; под ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского. – 4-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2011. – 400 с.
  13. Экономическая теория: пособие для преподавателей, аспирантов, стажеров / Н. И. Базылев [и др.]; под ред. Н.И.Базылева. - Минск: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2002.- 637 с.
  14. Экономическая теория: учеб. пособие: в 2ч. Ч.1. / И.В.Новикова, Ю.М.Ясинский, О.А.Тихонов и др.; под ред. И.В. Новиковой и Ю.М. Ясинского. – Мн. Акад. Упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2008.

 

 

 


Информация о работе Особенности формирования спроса и предложения на информационные услуги в современной экономике