Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 18:58, курсовая работа
Цель курсовой работы изучение особенностей формирования спроса и предложения на информационные услуги в современной экономике.
Для достижения поставленной цели в работе определены следующие задачи:
исследовать сущность и роль рынка информационных услуг в современной экономике;
изучить особенности формирования спроса и предложения на информационные услуги;
проанализировать состояние и перспективы развития рынка информационных услуг в республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 СОВРЕМЕННЫЙ РЫНОК ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ 5
1.1 Информация и ее развитие в современной экономике 5
1.2 Рынок информационных услуг 9
2 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА ИНФОРМАЦИОННЫЕ УСЛУГИ 14
2.1 Формирование спроса на рынке информационных услуг 14
2.2 Формирование предложения на рынке информационных услуг 20
3 ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ В БЕЛАРУСИ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
Таким образом, можно констатировать, что в Республике Беларусь созданы базовые условия для информационного уклада и намечается переход к формированию сектора наукоемких услуг, которые в развитых странах являются одними из приоритетных для экономического роста и инновационного развития.
Девиз 2011-2015гг в Республике Беларусь – инновационное развитие государства с целью повышения конкурентоспособности продукции белорусских предприятий и качественное повышение уровня жизни населения Беларуси.
Известно, чтобы увеличить производство в два раза, объем знаний должен возрасти в четыре раза; чтобы увеличить производство в 10 раз, объем знаний должен возрасти в 100 раз [4]. Это является следствием того, что материальное производство невероятно усложнилось, и, чтобы решать возникающие в нем задачи, информацию необходимо производить в десятки, а то и сотни раз быстрее, чем материальные продукты. Поэтому в историческом соревновании победит та социально-экономическая система, которая сумеет производить информацию лучшего качества, в большем объеме и будет эффективнее ее использовать.
Прогнозную оценку развития рынка информационных услуг в Республике Беларусь можно получить на основе макроэкономической модели «бизнес-услуги – рост ВВП», т. е. определить, каким образом влияет рост ВВП страны на рост отрасли деловых услуг. На основании исследований [9] сделан вывод о том, что 1 % увеличения ВВП стимулирует рост рынка информационных, деловых услуг и управленческого консалтинга примерно на 6 % (для прогнозного анализа были взяты данные роста рынков бизнес-услуг России и Западной Европы). В соответствии с моделью «бизнес-услуги – ВВП» возможно осуществлять прогнозирование развития сферы бизнес-услуг.
При этом необходимо
учитывать высокую
При этом важно отметить, что речь идет не просто об информационно-консалтинговых услугах, а о работе консультационных компаний нового типа, сочетающих комплексность и глубину экспертизы предлагаемых услуг, отвечающих современным требованиям рынка и способных успешно обслуживать как крупные корпорации, так и предприятия малого и среднего бизнеса.
Эти требования к консалтингу связаны, с одной стороны, с глобализацией мировой экономики, а с другой – с насыщением традиционных рынков товаров, что потребовало поиска новых подходов к потребителю и новых методов организации производства и сбыта товаров. Именно поэтому свыше 80 % портфеля заказов ведущих консультационных фирм составляют сегодня фактически заказы на услуги по реорганизации и реструктуризации бизнеса. В последнее время существенная часть инвестиций вкладывается в обслуживание НИОКР, что требует еще более высокого уровня информационно-аналитической работы и неизбежно приводит к увеличению объемов работ, передаваемых предприятиями на аутсорсинг.
В настоящее время в деловом мире наблюдается тенденция диверсификации сферы услуг, когда многие ранее обособленные виды услуг объединяются в рамках одной компании. То есть предлагается целый комплекс услуг, чем повышается конкурентоспособность данной компании и ослабляются возможные риски. К примеру, банковские, биржевые и посреднические услуги объединяются в единый комплекс финансовых услуг. Либо, например, происходит объединение разнообразных услуг в рамках компании, занимающейся транспортными перевозками, таких как страхование жизни и грузов, доставка корреспонденции, туризм.
В результате в современной экономике все большую роль начинают играть именно информационные и консультационные услуги. Так, в национальном продукте США доля информационных услуг с 1994 г. превышает 50 % [9]. Исходя из этого можно предположить, что для динамично и стабильно развивающейся экономики Беларуси особенности маркетинга такого товара, как услуги, заслуживают отдельного и тщательного анализа.
В Республике Беларусь, как и в других странах с переходной экономикой, этот сектор деятельности пока еще в полной мере не исследован и как следствие не предложены научно обоснованные пути его формирования и развития. Следовательно, важная и актуальная задача – нахождение корреляции между уровнями развития отдельных услуг, их правильного соотношения, позиционирования на рынке, создание системы показателей и модели оценки развития инфраструктуры бизнес-услуг, а затем оценка количества и направленности созданных рабочих мест, подготовка необходимых кадров.
Создание рыночной экономической системы, воспроизводящей реальные потребности в информации, должно сопровождаться формированием рынка информации, поскольку отставание развития информационной подсистемы экономики неотвратимо сказывается на эффективности функционирования системы в целом.
Информационная услуга - это деятельность по осуществлению поиска, получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения, распространения и (или) предоставления информации, а также защиты информации.
Одним из важнейших способов распространения информации выступает рынок. Рынок информационных услуг – это совокупность средств, методов и условий, позволяющих использовать информационные ресурсы, составляет информационный потенциал общества.
Информационные услуги кардинально отличаются от других товаров:
Во-первых, информация не исчезает при потреблении, а может быть использована многократно. Информационный продукт сохраняет содержащуюся в нем информацию, независимо от того, сколько раз она была использована.
Во-вторых, информационный продукт со временем подвергается своеобразному «моральному износу». Хотя информация и не изнашивается при употреблении, но она может терять свою ценность по мере того, как предоставляемое ею знание перестает быть актуальным (процесс «старения» информации может длиться от пяти до пятнадцати лет).
В-третьих, разным потребителям информационных товаров и услуг удобны разные способы предоставления информации, ведь потребление информационного продукта требует усилий.
В-четвертых, производство информации, в отличие от производства материальных товаров, требует значительных затрат по сравнению с затратами на тиражирование. Копирование того или иного информационного продукта обходится, как правило, намного дешевле его производства.
В связи с этим имеются и особенности в формировании спроса и предложения на рынке информационных услуг. Величина спроса определяется двумя группами неценовых субъективных факторов: а) риск, новизна, достоверность, полнота; б) своевременность, приемлемая форма подачи информации, конфиденциальность (наличие/отсутствие копий). Особенностью производства (и предложения) информации является существенное преобладание в структуре его затрат доли живого труда. Предложение информации слабо зависит от такого фактора, как производительность используемых ресурсов, хотя нельзя сказать, что субъекты рынка им пренебрегают.