Особенности формирования спроса и предложения на информационные услуги в современной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы  изучение особенностей формирования спроса и предложения на информационные услуги в современной экономике.
Для достижения поставленной цели в работе определены следующие задачи:
исследовать сущность и роль рынка информационных услуг в современной экономике;
изучить особенности формирования спроса и предложения на информационные услуги;
проанализировать состояние и перспективы развития рынка информационных услуг в республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СОВРЕМЕННЫЙ РЫНОК ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ 5
1.1 Информация и ее развитие в современной экономике 5
1.2 Рынок информационных услуг 9
2 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА ИНФОРМАЦИОННЫЕ УСЛУГИ 14
2.1 Формирование спроса на рынке информационных услуг 14
2.2 Формирование предложения на рынке информационных услуг 20
3 ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ В БЕЛАРУСИ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Работа содержит 1 файл

Макроэкономика - Курсовая.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

С развитием  информационных технологий и все  большим использованием информации во всех социально-экономических процессах  и явлениях происходит трансформация  в структуре факторов производства, центром которой становится информация.

Принятие решений, связанных со спросом и предложением, это всегда ожидаемые затраты  и выгоды. Качество принимаемого решения  тем выше, чем больше информации имеется при принятии решения.

Основной способ избежать ошибочного решения - получить больше информации прежде, чем начать действовать. На рынках, где информации недостаточно, появляются посредники, которые собирают и продают информацию, создаются фирмы, специализирующиеся на сборе информации о спросе и предложении.

Рынок информационных услуг является сегодня самым  динамично развивающимся. Информационный бизнес, ставший одним из наиболее прибыльных и перспективных, привлекает все больше и больше организаций. Информационные потребности разных уровней растут быстрыми темпами, что расширяет возможности информационного обмена, ведет к появлению все новых информационных услуг, стимулирует развитие всех видов информационной деятельности.

Рынок информационных услуг является важным структурным компонентом рыночной экономики страны. Это обусловливается местом  и  ролью  информационных  ресурсов в социально-экономической деятельности предприятий  и  особенностями рынка  информационных  услуг, отличающими его от других видов рынков.

Мировой опыт функционирования рынка информационных  услуг свидетельствует, что высокий уровень его развития оказывает значительное влияние на развитие экономики в целом  и  что особое значение для развития таких рынков имеет  формирование  на них  спроса   и   предложения. На становление  и  развитие отечественного рынка  информационных  услуг большое влияние оказывает неполнота понятийного аппарата в белорусском законодательстве в области информации, информатизации  и авторского права, стихийность формирования   и недостаточная развитость механизмов функционирования рынка. На белорусском рынке  информационных  услуг в настоящее время сложилось положение, характеризуемое тем, что с одной стороны в системе информационного обеспечения отсутствует достаточная информация о спросе   и   предложении , а с другой - необходимое научно-методическое обеспечение эффективного  формирования   спроса   и   предложения .

Противоречие  между острой необходимостью в эффективном  формировании   спроса   и   предложения  на национальном рынке  информационных  услуг, как фактора его развития,  и отсутствием достаточного для этого научно-методического обеспечения свидетельствует об актуальности темы исследования.

Цель курсовой работы - изучение особенностей формирования спроса и предложения на информационные услуги в современной экономике.

Для достижения поставленной цели в работе определены следующие задачи:

  • исследовать сущность и роль рынка информационных услуг в современной экономике;
  • изучить особенности формирования спроса и предложения на информационные услуги;
  • проанализировать состояние и перспективы развития рынка информационных услуг в республике Беларусь.

Объект исследования  курсовой работы - информационные услуги.

Предмет исследования - спрос и предложение на информационные услуги.

1 Современный рынок информационных услуг

1.1 Информация и ее развитие в современной экономике

 

 

На пороге XXI века резко ускорился процесс  перехода к глобальному информационному  обществу. Возможность оперативно обмениваться информацией расширяет связи между ее потребителями (государствами, предприятиями и людьми) независимо от расстояния. Наступает качественно новый этап развития и функционирования информационного рынка.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» понятие «информация» трактуется как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. А соответственно «информационная услуга» - это деятельность по осуществлению поиска, получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения, распространения и (или) предоставления информации, а также защиты информации.

Информация всегда играла решающую роль в деятельности человека. В отличие от высших животных, осуществляющих порой довольно сложную деятельность на основе информации, хранящейся, вырабатываемой и передаваемой в основном с помощью биофизических структур, деятельность человека по мере его развития в возрастающей степени регулируется знаниями, то есть особой небиологической формой информации. Они хранятся, вырабатываются и передаются с помощью символических языковых систем, в форме абстракций, дескрипций, предписаний, норм и правил, то есть в структурах культуры и цивилизации. Достигнув определенного уровня и объема, знания начинают выполнять роль директивных матриц деятельности и играют роль ее регуляторов.

По мере усложнения человеческой деятельности объем знании, требуемых для ее реализации, резко  возрастает. В традиционных обществах  с медленным изменением техники  и технологии относительно небольшой объем знаний, обеспечивающих бесперебойное осуществление соответствующей деятельности, передается от поколения к поколению без существенных изменений. С переходом к современной стадии развития, характеризующейся нарастающим темпом технических и технологических инноваций, объем знаний, необходимых для их обоснования, разработки, реализации и распространения, должен расти экспоненциально (иными словами, в соответствии с ростом показательной функции у = ех). Подсчитано, что для увеличения объема материального производства в 2 раза необходимо четырехкратное возрастание объема обеспечивающей его информации. В некоторых видах деятельности эта кривая экспоненциального роста информации, по-видимому, значительно круче. Еще несколько десятилетий назад объем научной информации, необходимой для решения технологических и социальных проб удваивался каждые 7-10 лет, а в 90-х гг. XX в. такое удвоение происходит за 1-2 года.

В современных  условиях отсутствие необходимых знаний может оказаться непреодолимым препятствием социального и научно-технологического прогресса. Для преодоления когнитивного (познавательного) дефицита традиционные методы освоения знаний человеком совершенно непригодны.

Далее информация стала рассматриваться как фактор производства в результате совершенствования компьютерных технологий и создания всемирной информационной системы - Интернета. Доступ к информационным базам данных, быстрое общение с партнёрами на другом конце мира, компактное хранение и доступ к текущим цифрам и фактам - всё это помогает ведению бизнеса. Таким образом, информация стала ценным ресурсом для успешного процветания экономики страны. А человек, в свою очередь, обладает недюжинным талантом продавать всё, что представляет собой ценность в той или иной мере. В связи с этим, появляется понятие информации как товара. В большинстве своем производство информационных товаров и услуг предназначено для продажи их на рынке. Чтобы это произошло, информационные услуги должны обладать свойствами товара. Это означает, что они должны обладать потребительной стоимостью и ценой. Потребительная стоимость информационных продуктов определяется их способностью удовлетворить потребности человека, осуществлять определённые функции. Информационные товары так же получили своё место на всемирном рынке -рынок информационных услуг (совокупность экономических, правовых и организационных отношений, возникающих в процессе производства, обмена, потребления и защиты информации в товарной форме).

В настоящее  время рынок информационных услуг активно развивается. Информационные ресурсы пронизывают всю экономику нашей страны, подобно нервной системе человека. Информация играет одну из самых важнейших ролей в успешном процветании экономики страны.

Современную рыночную экономику можно охарактеризовать как производство конкурентоспособно ориентированной на потребителя продукция ее продажу на основе частично регулируемой торговли. Для обеспечения потребностей и снижения конкурентного риска процесс принятия решения должен быть достаточно полно обеспечен информацией.

Государство активно  участвует в информационном процессе, формируя информационную политику регулируя  отношения на информационном рынке, определяя нерыночный доступ к информационному  продукту частично погашая проблему информационного неравенства. Для выполнения своих функций государство использует ресурсы, поступающие в виде налогов фирм и домашних хозяйств.

В рыночных условиях, когда фактор времени приобретает  решающее значение, особенно важно  использование информации на современных  носителях в режиме реального времени.

Информация  выступает сырьем для принятия решения. Вся масса экономической информации объединяет воспроизводственный процесс  в единую информационную систему потоками информации, которые, отражая материальные потоки, ложатся в основу принятия решения как способа существования всех экономических субъектов рыночного хозяйства. Следовательно, можно сказать, что рыночная экономика информативна по своей сути.

В реальном мире поведение экономического субъекта находится в зависимости от факторов риска, неопределенности, внешних воздействий.

В этих условиях субъекту необходимы многообразные, в  том числе неценовые, сигналы. Ради будущей прибыли он готов сегодня  тратить деньги на получение информации, отражающей разнообразную картину  сегодняшнего дня, дающую возможность моделирования завтрашней ситуации, информации, позволяющей принимать оптимальные решения в перманентно изменяющихся условиях рыночной экономики.

Решение принимается  на основе сравнения вариантов и  выбора из них наилучшего по соотношению затрат ресурсов и прогнозируемого эффекта, процесс принятия решения предстает в форме получения и преобразования информации.

Естественно, что  ценность информации характеризуется  ценностью самого решения, определяющейся результатами его реализации, а также степенью влияния информации на принимаемое решение. Ценность информации зависит от способа и скорости ее передачи, а также от достоверности и надежности. При этом скорость передачи и обработки, надежность, в свою очередь, зависят от технический возможностей источников, средств передачи и обработки информации, достоверность характеризует степень соответствия процессу или объекту, который информация отображает.

Информация  может быть одновременно достоверной  и надёжной, но не полной. Или полной, но не достоверной и т.д. Избыточность позволяет повысить надежность и достоверность за счет увеличения объемов сообщения без увеличения его информационной ценности. Зависимость между ценностью и объемом сообщений носит нелинейный характер: подчас краткое сообщение из одной - двух фраз имеет неизмеримо большую ценность чем многостраничный текст.

Таким образом, развитие рыночных отношений, изменение структуры управления обусловливают трансформацию потоков информации, изменение требований к содержанию и качеству информации.

 

1.2 Рынок информационных услуг

 

 

Одним из важнейших  способов распространения информации выступает рынок. Любой рынок имеет особенности, отличительные черты и признаки, которые отделяют его других рынков. Но есть и общие законы функционирования рынков. Рынок информационных услуг особый, здесь действуют закономерности, не характерные для рынков обычных физических товаров и услуг. Экономическое поведение агентов этого рынка в большинстве случаев также отличается от таковых на других рынках. Все это требует осмысления и соответствующего подхода при решении вопросов организации, подготовки персонала, регулирования, прогнозирования последствий функционирования информационного рынка.

Рынок информационных услуг – это совокупность средств, методов и условий, позволяющих использовать информационные ресурсы, составляет информационный потенциал общества. Это не только весь индустриально–технологический комплекс производства современных средств и методов обработки и передачи информации, но также сеть научно–исследовательских, учебных, административных, коммерческих и других организаций, обеспечивающих информационное обслуживание на базе современной информационной технологии.

Рынок информационных услуг  - это совокупность экономических отношений по поводу оказания информационных услуг; сбора, обработки, систематизации информации  ее купли-продажи конечному потребителю.

На рисунке 1.1 представлены виды рынка информационных услуг.


 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.1 – Виды рынков информационных услуг

 

Рынок первичной или оригинальной информации – это уникальный товар, имеющийся в одном экземпляре, доступный одному или нескольким, не связанных между собой субъектам.

Характерными чертами рынка первичной информации являются:

  • максимально индивидуализирован;
  • минимальное количество участников (чаще всего с одним покупателем и одним продавцом);
  • конкуренция ограничена, во многих случаях отсутствует;
  • цена не является главным регулятором  спроса и предложения;
  • неценовые факторы спроса, в первую очередь – риск, с которым сталкивается потенциальный покупатель, определяют цену и тем самым регулируют рынок.

Рынок тиражированной информации. Информацию можно произвести лишь однажды, то есть это единичный процесс, а тиражирование и распространение её – другие процессы, схожие с производством однородных промышленных товаров.

Существует  несколько классификаций рынков информационных услуг.

Например, рынок информационных услуг можно разделить на два сегмента:

  1. «гражданский сегмент» - научно-технические, политические, экономические, справочные, культурные и другие сведения. Информация на данном рынке имеет относительно низкую цену;
  2. «деловой сегмент». Сведения же для бизнеса обладают высокой стоимостью. Особенно когда это конфиденциальная информация — полученная из детективных источников или через связи в государственных фискальных органах (МНС, ДФР, МВД и т.д.).

Информация о работе Особенности формирования спроса и предложения на информационные услуги в современной экономике