Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 18:58, курсовая работа
Цель курсовой работы изучение особенностей формирования спроса и предложения на информационные услуги в современной экономике.
Для достижения поставленной цели в работе определены следующие задачи:
исследовать сущность и роль рынка информационных услуг в современной экономике;
изучить особенности формирования спроса и предложения на информационные услуги;
проанализировать состояние и перспективы развития рынка информационных услуг в республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 СОВРЕМЕННЫЙ РЫНОК ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ 5
1.1 Информация и ее развитие в современной экономике 5
1.2 Рынок информационных услуг 9
2 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА ИНФОРМАЦИОННЫЕ УСЛУГИ 14
2.1 Формирование спроса на рынке информационных услуг 14
2.2 Формирование предложения на рынке информационных услуг 20
3 ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ В БЕЛАРУСИ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
СОДЕРЖАНИЕ
С развитием
информационных технологий и все
большим использованием информации
во всех социально-экономических
Принятие решений, связанных со спросом и предложением, это всегда ожидаемые затраты и выгоды. Качество принимаемого решения тем выше, чем больше информации имеется при принятии решения.
Основной способ избежать ошибочного решения - получить больше информации прежде, чем начать действовать. На рынках, где информации недостаточно, появляются посредники, которые собирают и продают информацию, создаются фирмы, специализирующиеся на сборе информации о спросе и предложении.
Рынок информационных услуг является сегодня самым динамично развивающимся. Информационный бизнес, ставший одним из наиболее прибыльных и перспективных, привлекает все больше и больше организаций. Информационные потребности разных уровней растут быстрыми темпами, что расширяет возможности информационного обмена, ведет к появлению все новых информационных услуг, стимулирует развитие всех видов информационной деятельности.
Рынок информационных услуг является важным структурным компонентом рыночной экономики страны. Это обусловливается местом и ролью информационных ресурсов в социально-экономической деятельности предприятий и особенностями рынка информационных услуг, отличающими его от других видов рынков.
Мировой опыт функционирования рынка информационных услуг свидетельствует, что высокий уровень его развития оказывает значительное влияние на развитие экономики в целом и что особое значение для развития таких рынков имеет формирование на них спроса и предложения. На становление и развитие отечественного рынка информационных услуг большое влияние оказывает неполнота понятийного аппарата в белорусском законодательстве в области информации, информатизации и авторского права, стихийность формирования и недостаточная развитость механизмов функционирования рынка. На белорусском рынке информационных услуг в настоящее время сложилось положение, характеризуемое тем, что с одной стороны в системе информационного обеспечения отсутствует достаточная информация о спросе и предложении , а с другой - необходимое научно-методическое обеспечение эффективного формирования спроса и предложения .
Противоречие между острой необходимостью в эффективном формировании спроса и предложения на национальном рынке информационных услуг, как фактора его развития, и отсутствием достаточного для этого научно-методического обеспечения свидетельствует об актуальности темы исследования.
Цель курсовой работы - изучение особенностей формирования спроса и предложения на информационные услуги в современной экономике.
Для достижения поставленной цели в работе определены следующие задачи:
Объект исследования курсовой работы - информационные услуги.
Предмет исследования - спрос и предложение на информационные услуги.
На пороге XXI века резко ускорился процесс перехода к глобальному информационному обществу. Возможность оперативно обмениваться информацией расширяет связи между ее потребителями (государствами, предприятиями и людьми) независимо от расстояния. Наступает качественно новый этап развития и функционирования информационного рынка.
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» понятие «информация» трактуется как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. А соответственно «информационная услуга» - это деятельность по осуществлению поиска, получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения, распространения и (или) предоставления информации, а также защиты информации.
Информация всегда играла решающую роль в деятельности человека. В отличие от высших животных, осуществляющих порой довольно сложную деятельность на основе информации, хранящейся, вырабатываемой и передаваемой в основном с помощью биофизических структур, деятельность человека по мере его развития в возрастающей степени регулируется знаниями, то есть особой небиологической формой информации. Они хранятся, вырабатываются и передаются с помощью символических языковых систем, в форме абстракций, дескрипций, предписаний, норм и правил, то есть в структурах культуры и цивилизации. Достигнув определенного уровня и объема, знания начинают выполнять роль директивных матриц деятельности и играют роль ее регуляторов.
По мере усложнения человеческой деятельности объем знании, требуемых для ее реализации, резко возрастает. В традиционных обществах с медленным изменением техники и технологии относительно небольшой объем знаний, обеспечивающих бесперебойное осуществление соответствующей деятельности, передается от поколения к поколению без существенных изменений. С переходом к современной стадии развития, характеризующейся нарастающим темпом технических и технологических инноваций, объем знаний, необходимых для их обоснования, разработки, реализации и распространения, должен расти экспоненциально (иными словами, в соответствии с ростом показательной функции у = ех). Подсчитано, что для увеличения объема материального производства в 2 раза необходимо четырехкратное возрастание объема обеспечивающей его информации. В некоторых видах деятельности эта кривая экспоненциального роста информации, по-видимому, значительно круче. Еще несколько десятилетий назад объем научной информации, необходимой для решения технологических и социальных проб удваивался каждые 7-10 лет, а в 90-х гг. XX в. такое удвоение происходит за 1-2 года.
В современных условиях отсутствие необходимых знаний может оказаться непреодолимым препятствием социального и научно-технологического прогресса. Для преодоления когнитивного (познавательного) дефицита традиционные методы освоения знаний человеком совершенно непригодны.
Далее информация стала рассматриваться как фактор производства в результате совершенствования компьютерных технологий и создания всемирной информационной системы - Интернета. Доступ к информационным базам данных, быстрое общение с партнёрами на другом конце мира, компактное хранение и доступ к текущим цифрам и фактам - всё это помогает ведению бизнеса. Таким образом, информация стала ценным ресурсом для успешного процветания экономики страны. А человек, в свою очередь, обладает недюжинным талантом продавать всё, что представляет собой ценность в той или иной мере. В связи с этим, появляется понятие информации как товара. В большинстве своем производство информационных товаров и услуг предназначено для продажи их на рынке. Чтобы это произошло, информационные услуги должны обладать свойствами товара. Это означает, что они должны обладать потребительной стоимостью и ценой. Потребительная стоимость информационных продуктов определяется их способностью удовлетворить потребности человека, осуществлять определённые функции. Информационные товары так же получили своё место на всемирном рынке -рынок информационных услуг (совокупность экономических, правовых и организационных отношений, возникающих в процессе производства, обмена, потребления и защиты информации в товарной форме).
В настоящее время рынок информационных услуг активно развивается. Информационные ресурсы пронизывают всю экономику нашей страны, подобно нервной системе человека. Информация играет одну из самых важнейших ролей в успешном процветании экономики страны.
Современную рыночную
экономику можно охарактеризова
Государство активно участвует в информационном процессе, формируя информационную политику регулируя отношения на информационном рынке, определяя нерыночный доступ к информационному продукту частично погашая проблему информационного неравенства. Для выполнения своих функций государство использует ресурсы, поступающие в виде налогов фирм и домашних хозяйств.
В рыночных условиях, когда фактор времени приобретает решающее значение, особенно важно использование информации на современных носителях в режиме реального времени.
Информация
выступает сырьем для принятия решения.
Вся масса экономической
В реальном мире поведение экономического субъекта находится в зависимости от факторов риска, неопределенности, внешних воздействий.
В этих условиях субъекту необходимы многообразные, в том числе неценовые, сигналы. Ради будущей прибыли он готов сегодня тратить деньги на получение информации, отражающей разнообразную картину сегодняшнего дня, дающую возможность моделирования завтрашней ситуации, информации, позволяющей принимать оптимальные решения в перманентно изменяющихся условиях рыночной экономики.
Решение принимается на основе сравнения вариантов и выбора из них наилучшего по соотношению затрат ресурсов и прогнозируемого эффекта, процесс принятия решения предстает в форме получения и преобразования информации.
Естественно, что ценность информации характеризуется ценностью самого решения, определяющейся результатами его реализации, а также степенью влияния информации на принимаемое решение. Ценность информации зависит от способа и скорости ее передачи, а также от достоверности и надежности. При этом скорость передачи и обработки, надежность, в свою очередь, зависят от технический возможностей источников, средств передачи и обработки информации, достоверность характеризует степень соответствия процессу или объекту, который информация отображает.
Информация может быть одновременно достоверной и надёжной, но не полной. Или полной, но не достоверной и т.д. Избыточность позволяет повысить надежность и достоверность за счет увеличения объемов сообщения без увеличения его информационной ценности. Зависимость между ценностью и объемом сообщений носит нелинейный характер: подчас краткое сообщение из одной - двух фраз имеет неизмеримо большую ценность чем многостраничный текст.
Таким образом, развитие рыночных отношений, изменение структуры управления обусловливают трансформацию потоков информации, изменение требований к содержанию и качеству информации.
Одним из важнейших способов распространения информации выступает рынок. Любой рынок имеет особенности, отличительные черты и признаки, которые отделяют его других рынков. Но есть и общие законы функционирования рынков. Рынок информационных услуг особый, здесь действуют закономерности, не характерные для рынков обычных физических товаров и услуг. Экономическое поведение агентов этого рынка в большинстве случаев также отличается от таковых на других рынках. Все это требует осмысления и соответствующего подхода при решении вопросов организации, подготовки персонала, регулирования, прогнозирования последствий функционирования информационного рынка.
Рынок информационных услуг – это совокупность средств, методов и условий, позволяющих использовать информационные ресурсы, составляет информационный потенциал общества. Это не только весь индустриально–технологический комплекс производства современных средств и методов обработки и передачи информации, но также сеть научно–исследовательских, учебных, административных, коммерческих и других организаций, обеспечивающих информационное обслуживание на базе современной информационной технологии.
Рынок информационных услуг - это совокупность экономических отношений по поводу оказания информационных услуг; сбора, обработки, систематизации информации ее купли-продажи конечному потребителю.
На рисунке 1.1 представлены виды рынка информационных услуг.
Рисунок 1.1 – Виды рынков информационных услуг
Рынок первичной или оригинальной информации – это уникальный товар, имеющийся в одном экземпляре, доступный одному или нескольким, не связанных между собой субъектам.
Характерными чертами рынка первичной информации являются:
Рынок тиражированной информации. Информацию можно произвести лишь однажды, то есть это единичный процесс, а тиражирование и распространение её – другие процессы, схожие с производством однородных промышленных товаров.
Существует несколько классификаций рынков информационных услуг.
Например, рынок информационных услуг можно разделить на два сегмента: