Рынок информационных услуг в Российской экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 00:06, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы исследование рынка информационных услуг в российской экономике и информационное обеспечение процесса управления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Рынок информационных услуг. Его особенность за рубежом 5
1.1. История развития рынка информационных услуг…………………………5
1.2. Сущность, значение и особенности информационного обеспечения управления за рубежом 9
ГЛАВА 2. Информационное обеспечение процесса управления в России 15
2.1. Методологические основы информатизации менеджмента 15
2.2. Пути совершенствования системы информационного обеспечения управления 21
2.3. Технология принятия управленческих решений с информационных позиций 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

Работа содержит 1 файл

Тема Рынок информационных услуг в Российской экономике.DOC

— 172.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

     Для принятия эффективных  управленческих решений в условиях динамичного развития рыночной экономики предприятию требуется целесообразная система информационного обеспечения, объективно отражающая сложившуюся экономическую ситуацию. Выбранная мной тема является наиболее актуальной на сегодняшний день, так как хорошее информационное обеспечение это не только залог успеха и конкурентоспособности фирмы, но и порой выступает как средство выживания в условиях жесткой конкуренции.

     Информационное  обеспечение управления – это  связь информации с системами  управления предприятием и управленческим процессом в целом. Оно может рассматриваться не только в целом, охватывая все функции управления, но и по отдельным функциональным управленческим работам, например прогнозированию и планированию, учету и анализу. Это дает возможность оттенить специфические моменты, присущие информационному обеспечению функционального управления, раскрыв в то же самое время его общие свойства, что позволяет направить исследования вглубь.

     В современных условиях важной областью стало информационное обеспечение, которое состоит в сборе и переработке информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений. Передача информации о положении и деятельности фирмы на высший уровень управления и взаимный обмен информацией между всеми взаимосвязанными подразделениями фирмы осуществляются на базе современной электронно-вычислительной техники и других технических средств связи.

    Информация  нужна всем: управляющим структурам, коллективам предприятий, общественным организациям, всем работающим. Невозможно опираться только на интуицию, на свой жизненный и практический опыт, необходимо получать и осваивать все расширяющуюся информацию, помогающую решать возникающие вопросы. Информация выступает сегодня как один из первостепенных ресурсов, значение которого не меньше, чем значение материальных, сырьевых и других ресурсов. Кстати, использование последних в значительной степени зависит именно от состояния и использования информации. В отличие от большинства ресурсов, которые способны истощаться, информационный потенциал может использоваться многократно как коллективами, так и индивидуальными работниками. При этом он постоянно увеличивается и обогащается.

     Цель  данной работы исследование рынка информационных услуг в российской экономике и информационное обеспечение процесса управления.

     Задачи  нашей работы:

    1. изучить сущность, значение и особенности информационного обеспечения;
    2. проанализировать технологию информационной деятельности и пути совершенствования системы информационного обеспечения.

 

ГЛАВА 1. Рынок информационных услуг. Его особенность за рубежом 

    1. История развития рынка информационных услуг и его  структура
 

      Конец XX — начало XXI века будут ознаменованы неизбежным переходом от индустриального к информационному обществу, в котором информация станет важнейшим фактором производства, создающим общественное богатство.

      Но  информационное общество как модель человеческого развития не может  появиться на пустом месте. Необходима очень серьезная интеллектуально-технологическая  база. И такой основой в западной экономике сегодня является информационный бизнес.

      Рынок информационных услуг представляет собой сравнительно новую сферу предпринимательской деятельности в виде крупнейшего многоотраслевого комплекса со своей сложившейся инфраструктурой. Информационный бизнес, с одной стороны, входит в инфраструктуру всей системы предпринимательской деятельности, наряду с банками, биржами, аудиторскими компаниями и т. д., а с другой стороны, является самостоятельной сферой бизнеса.

      Рынок информационных услуг в западных странах зародился в 60-х годах, формировался как самостоятельная отрасль в 70-е годы, а в 80-е годы превратился в крупнейший многоотраслевой комплекс со своей инфраструктурой. Сначала информационные технологии использовались в связи со сложностью и дороговизной только в научных центрах и крупных промышленных компаниях. По мере совершенствования и удешевления информационные технологии проникли в разные отрасли и дали возможность совершенствования и улучшения эффективности последних. В результате развития информационных технологий появились и сформировались новые потребности общества. Громадные масштабы этого нового “монстра” современной западной экономики подтверждают следующие цифры. Мировое потребление информационных технологий в 1990 г. достигло 2 трлн долл. (удвоение оборотов произошло всего за 4 года с 1986 г.). Информационное производство в США и Японии по уровню занятости превзошло сферу материального производства. Причем в США в этой сфере к началу 80-х годов было занято уже около 60% всех работающих. Сегодняшние тенденции развития информационного бизнеса таковы, что он стабильно опережает традиционные отрасли по темпам роста, занятости и другим экономическим показателям.1

      Переходя  к инфраструктуре информационной отрасли, необходимо сразу отметить, что сфера  информационного бизнеса очень обширна и включает различные виды деятельности, которые прямо или косвенно связаны с информацией. Причем постоянно происходит изменение и увеличение объемов инфраструктуры. Начав с производства продуктов и услуг, прямо связанных с вычислительной техникой (сегодня это в основном персональные компьютеры), информационный бизнес захватывает все новые и новые области человеческой деятельности, практически не связанные с компьютерами.

      Рассматривая  современную инфраструктуру рынка информационных услуг, необходимо иметь в виду, что разные специалисты в разных странах неоднозначно трактуют и описывают ее. Вот всего лишь несколько таких подходов. Ю. М. Каныгин выделяет следующие основные элементы: ВЦ различного типа; абонентские пункты, дающие абонентам доступ к информационным ресурсам; совокупность организационных элементов, обеспечивающих управление электронно-вычислительным и информационным потенциалом; структурные элементы отрасли, удовлетворяющие потребности ВЦ в программном и информационном обеспечении (фонды алгоритмов и программ, банки данных, знаний и т.д.), а также различные обеспечивающие элементы. Это пример анализа инфраструктуры, сложившейся у нас. Другой пример—анализ инфраструктуры информационного бизнеса, сложившейся в США, хотя там также имеются разные подходы. Например, Э. Эттингер разработал схему развития информационного бизнеса, в основу которой положена компьютеризация различных сфер экономики. В центре—компьютер, а вокруг располагаются остальные элементы бизнеса—от каналов связи к конечному продукту.

      Еще одна схема была разработана Л. Джем и является одной из наиболее удачных  и удобных для рассмотрения и  понимания информационной инфраструктуры. Каждый из восьми сегментов схемы  включает различные виды деятельности, не все из которых прямо и исключительно связаны с информацией. Тем не менее каждый вид деятельности, показанный в сегменте, так или иначе важен для информационного бизнеса. Рассмотрим схему более внимательно.

      Содержательная  информация:

    1. кинофильмы;
    2. газеты, журналы;
    3. микрофильмы;
    4. информационные бюллетени, отдельные релизы, справочные указатели;
    5. книги, доклады, публикации, записки;
    6. видеодиски, пленки, лазерные диски.

      Вспомогательные услуги:

    1. рисковый капитал, банки;
    2. системы искусственного интеллекта, проектирование систем;
    3. разделение времени работы систем;
    4. программирование;
    5. электронная передача документов, ввод данных;
    6. исследователи рынка и условий бизнеса, рекламные агентства;
    7. биржевые маклеры, бюро услуг.
 

      Информационная  технология:

    1. компьютеры, терминалы;
    2. конторское оборудование;
    3. оптическая аппаратура;
    4. микрофильмы, лазерные диски;
    5. печатное оборудование, бланки учета;
    6. размножение документации.

      Интегрирующая технология:

    1. терминалы;
    2. персональные коммутаторы;
    3. речевые системы, факсимиле;
    4. цифровые данные.

      Средства связи:

    1. радио, телевидение, телефон;
    2. системы передач;
    3. видеодиски, волоконная оптика;
    4. средства почтовой связи, коммутаторы.

      Каналы  связи:

    1. доставка нарочным, почта;
    2. телеграф, телефон;
    3. международные средства связи, спутниковая связь, коммерческие средства связи;
    4. кабельное телевидение;
    5. передвижная и блочная аппаратура.

      Каналы  теле- и радиовещания:

    1. радиосеть, региональные сети;
    2. телесеть, телефакс;
    3. коротковолновая связь.

      Смысловые услуги:

    1. служба новостей;
    2. исходная информация для электронных и неэлектронных банков данных;
    3. информация о фондовой бирже, информационные маклеры;
    4. библиотеки, видеотеки; статистические индексы; владельцы банков данных; речевые системы.

      Как видно из приведенной схемы, инфраструктура здесь рассмотрена очень подробно и включает большое количество различных видов деятельности, хотя в реальности сегменты могут пересекаться в отдельных областях. 

1.2. Сущность, значение и особенности информационного обеспечения управления за рубежом 

     Важнейший фактор повышения  эффективности производства в любой отрасли является улучшение управления. Совершенствование форм и методов управления происходит на основе достижений научно-технического прогресса, дальнейшего развития информатики, занимающейся изучением законов, методов и способов накопления, обработки и передачи информации с помощью различных технических средств.

     Различные информационно-технические новшества  следует воспринимать как средство сокращения и удешевления аппарата управления. Так, например, появление  телефона, радио, телевидения, персональных компьютеров, локальных компьютерных сетей и глобальной сети Интернет приводило в свою очередь к совершенствованию системы информационного обеспечения управления предприятием. В конечном итоге роль информации в организационном управлении фирмой постоянно возрастает, что связано с изменениями социально-экономического характера, появлением новейших достижений в области техники и технологий, результатами научных исследований. Научно-техническая революция выдвинула информацию в качестве важнейшего фактора производственного процесса. Информационный процесс необходим как непременное условие работы современной техники, как средство повышения качества рабочей силы, как предпосылка успешной организации самого процесса производства.

     От  совершенствования информационного обеспечения возможны следующие положительные результаты:

     1) Возможная экономия расходов  за счёт снижения

     - фонда заработной платы

     - коммунальных услуг

     - стоимости программного обеспечения

     - расходов на почту

     - расходов на оформление договоров

     - расходов на перераспределение сырья

     2) Устранение возможных расходов  в будущем

     - избежание будущего роста численности персонала

Информация о работе Рынок информационных услуг в Российской экономике