Оценка уровня конкурентоспособности продукции и пути ее повышения ( на примере ОАО «Изоляция»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 18:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является оценка конкурентоспособности продукции ОАО «Изоляция» и разработка путей ее повышения.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
показать сущность конкурентоспособности и методы ее оценки;
рассмотреть процесс обеспечения и оценки конкурентоспособности товара на примере ОАО «Изоляция»;
попытаться дать практические рекомендации по повышению уровня конкурентоспособности на ОАО «Изоляция».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
1. Теоретические аспекты изучения конкурентоспособности продукции….....5
1.1 Значение конкурентоспособности продукции в производственно-хозяйственной деятельности предприятия……………………………….……..5
1.2 Система показателей оценки конкурентоспособности продукции и методика их расчета….…………………………..……..…………………….…..7
2. Оценка конкурентоспособность продукции ОАО «Изоляция»……………14
2.1 Экономическая характеристика предприятия………….……...……….....14
2.2 Оценка уровня конкурентоспособности продукции ОАО «Изоляция».....19
3. Пути повышения конкурентоспособности продукции ОАО «Изоляция»...26
Заключение……………………………………………………………………....31
Список использованных источников…………………………………………..32

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ЭПО.docx

— 90.57 Кб (Скачать)

изучение  покупателей и потребителей продукции ;

  • поиск путей смены дальних поставщиков более ближними,что приведёт к снижению транспортных затрат материалов и, как следствие, к снижению себестоимости;
  • рассматривать возможность увеличения ассортимента продукции;

  Одним из аспектов повышения конкурентоспособности  продукции на предприятии является заинтересованность каждого работника  в качестве выполнения своей работы. Поэтому необходимо:

    1. Осуществлять работу в области мотивации работников к труду;
    2. Повышать квалификацию работающего персонала.

   На  предприятии очень остро стоит  вопрос недостатка финансовых средств, что усложняет процесс обеспечения  конкурентоспособности продукции:

  1. Происходят срывы в поставке сырья и материалов, что очень негативно сказывается на сроках производства и поставки готовой продукции;
  2. Закупается сырье более низкого качества, что ведет к ухудшению качества готовой продукции;

   Для преодоления данной проблемы руководству  предприятия необходимо тщательно  планировать расходы, анализировать  платежеспособность посредников, закупающих продукцию ОАО «Изоляция» и, возможно, разработать инвестиционный проект для привлечения средств на развитие предприятия.

   Для повышения уровня конкурентоспособности  продукции также необходимо контролировать издержки предприятия по производству продукции. Это можно осуществить  путем модернизации подсистемы управления издержками, которая будет решать следующие задачи:

  • обеспечение эффективного использования сырья и материалов;
  • оперативный учет издержек и прибыли предприятия;
  • рациональное использование сырья и материалов и т.д.

   На  предприятии существует данное подразделение, но им не полностью осуществляется возложенные на него функции.

   Для повышения конкурентоспособности  продукции необходимо постоянно  вести учет брака, анализировать  претензии потребителей к качеству выпускаемой продукции, а также  необходимо своевременно информировать  руководителей о качестве продукции  и издержках на ее изготовление.

   На  уровень конкурентоспособности  продукции влияет также коммуникационная политика предприятия. Поэтому, несмотря на нехватку финансовых средств на предприятии все же необходимо планировать  и проводить рекламные мероприятия, направленные на формирование и поддержание  имиджа, что в свою очередь должно благоприятно сказаться на конкурентоспособности  продукции.

   Нельзя  не учесть влияние на уровень конкурентоспособности  внешних факторов: политических, экономических, социальных, научно-экономических.

Основываясь на информации о расчетах уровня конкурентоспособности  на ОАО «Изоляция» можно говорить о недостаточно объективных методах оценки, используемых предприятием. Метод «лучше-хуже» не дает четкой объективной оценки и основывается лишь на анализе данных о конкурентах и отрасли в целом.

   Для примера приведем расчет уровня конкурентоспособности. Определим уровень конкурентоспособности  товара (Битумной эмульсии) по цене:

  • конкурентное значение – 90 тыс. р.
  • желаемое значение (на основе результатов опроса) – 65,0 тыс. р.

             конкурентное значение 90 тыс. р.

К= = =1,38

         желаемое значение 65 тыс. р.

   Расчетный показатель равен 1,38, но т. к. цена относится к тем параметрам, увеличение которых ведет к снижению конкурентоспособности, то необходимо единицу разделить на полученное значение. В результате получаем 0,72.

   Таким образом, можно сделать вывод  о том, что битумной эмульсии, произведенная ОАО «Изоляция» менее конкурентоспособна по цене в сравнении с эталоном (желаемое значение для потребителей).

   Для получения более достоверных  оценок касательно качественных характеристик  товара можно провести опрос покупателей  и работников как предприятия, так и розничной сети.

      Цена  является важнейшим фактором, определяющим объем продаж и выручку от реализации продукции. При установлении цен  предприятие должно стремиться к  такому их уровню, который бы обеспечивал  максимальный объем дохода при оптимальном  объеме выпуска продукции и достигнутом  уровне издержек производства.

      Цена  на товар в условиях рынка складывается под влиянием спроса и предложения. Объем сбыта определяется исходя из действующей на предприятии политики цен и  используемой системы ценообразования.

      Ценовая политика ОАО «Изоляция» строится с  учетом рыночных цен, ценовой политики конкурентов, внутренних издержек производства, реакции потребителей на различные  цены.

      На  предприятии можно внедрить следующие  мероприятия:

      • гибкой системе скидок. На предприятии существует положение о порядке применения скидок и их размерах на производимую продукцию ОАО «Изоляция», но потребитель не получает достаточной информацией ждя того, чтобы воспользоваться данной системой .

      • географическом подходе к ценообразованию. Предполагает принятие решения об установлении предприятием разных цен для потребителей на разных рынках сбыта. Данный подход приемлем для проникновения на новые рынки сбыта, а также для удержания своего положения на рынках с обостряющейся конкуренцией (рынки сбыта Украины, Молдовы и др.). В этом случае, чтобы обеспечить поступление заказов, предприятие частично или полностью могло бы принимает на себя фактические расходы по доставке товара.

   •   установлении дискриминационных цен. С учетом различий в потребителях, товарах, местонахождении потребителя и т.п. предприятие может вносить коррективы в цены, при этом предлагаются разные цены без учета различий в издержках. Дискриминационные цены могут устанавливаться в разных формах с учетом: разновидностей покупателей, которые платят за один и тот же товар разные цены; времени, цены меняются в зависимости от сезона.

    Таким образом, в целом, можно сделать вывод о том, что уже на сегодняшний день продукция ОАО «Изоляция» является достаточно качественной и вместе с тем доступной по цене, однако для поддержания и повышения уровня конкурентоспособности необходимо вести планомерную работу практически по всем аспектам деятельности предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Таким образом, в данной курсовой работе были рассмотрены  основные вопросы, касающиеся конкурентоспособности  продукции предприятия.

      В первой главе были показаны теоретические  аспекты конкурентоспособности продукции, по результатам которых можно установить, что:

      - основные параметры, характеризующие конкурентоспособности продукции, – это технические, нормативные, экономические, организационные параметры;

      - при анализе конкурентоспособности  продукции важнейшая роль принадлежит  цене потребления и качеству;

      - оценка уровня конкурентоспособности  продукции производится дифференциальным, комплексным, смешанным, балльным  методами;

      -  покупатель – главный оценщик  товара;

      - ощутимый вклад в конкурентоспособность  товара вносит репутация фирмы  на рынке.

      Во  второй главе был рассмотрен практический пример обеспечения и оценки конкурентоспособности продукции ОАО «Изоляция», по которому можно сделать следующие выводы:

      - предприятию необходимо совершенствовать  ассортимент производства продукции;

      - предприятие осуществляет контроль  и оценку уровня конкурентоспособности  продукции как по всему ассортименту, так и по отдельным ассортиментным позициям;

      - недостатком оценки уровня конкурентоспособности  продукции является то, что используется  только метод «лучше-хуже»;

      - работникам предприятия еще не  удалось в совершенстве овладеть  навыками управления конкурентоспособностью.

   В заключительной главе были предложены некоторые возможные пути повышения  конкурентоспособности продукции ОАО «Изоляция», основными из которых является то, что предприятию необходимо вести активную работу по улучшению всех аспектов деятельности предприятия, что позволит улучшить качество продукции, усовершенствовать ее упаковку, усовершенствовать ценовую политику, сформировать положительный имидж предприятия в целом. В результате продукция ОАО «Изоляция» станет более конкурентоспособной на рынке Республики Беларусь и сможет конкурировать с зарубежными предприятиями.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Авсянников Н. М. Основы маркетинга: Учеб. пособие. М.: Изд-во РУДН, 2002. 192 с.
  2. Акулич М. Л. Анализ конкурентоспособности продукции в аспекте взаимоотношений с потребителями // Маркетинг, 2005. № 6. с. 33-43.
  3. Бизнес – план ОАО «Изоляция».
  4. Дурович А. М. Конкурентоспособность в системе маркетинга: Учеб. пособие. Мн.: БГЭУ, 2004. 300 с.
  5. Портер М.Э. Международная конкуренция./ Пер. с англ. - М.: Международные отношения., 2003. - 896 с.
  6. Колеснева Е. П. Товарная политика предприятия отрасли: Учеб. пособие. Мн.: БГЭУ, 2007. 345 с.
  7. Лобан Л. А. Экономика предприятия: Учеб. пособие. Мн.: БГЭУ, 2005. 286 с.
  8. Флерко С. Л. Социально-экономическое содержание конкурентоспособности // Вестник БГЭУ, 2007. №3 (44). с. 23-26.
  9. Экономика предприятия: Учеб./ Под общ. ред. проф. Н. А. Сафронова. М.: Юристъ, 2002. 608 с.
  10. Экономика предприятия: Учеб. пособие/ В. П. Волков, А. И. Ильин, В. И. Станкевич; Под общ. ред. А. И. Ильина. – 2-е издание. М.: Новое издание, 2004. 672 с.
  11. Яшева Г.А. Как оценить конкурентоспособность товара. // Маркетинговое образование. - 2004. - №1. - С.20-25.
  12. Трубилин А. Конкурентоспособность - главный фактор эффективного производства. // АПК: экономика, управление. - 2005. - №12. - С.39-46.
  13. Воронов А. Производительность труда и конкурентоспособность: две стороны медали. / А. Воронов. // Человек и труд. - 2004. - №12. - С.66-69.
  14. Ильин А.И. Планирование на предприятии: учебное пособие, 8-ое издание, стер.- М.: Новое издание, 2008 г. – 668с.
  15. Нехорошева Л.Н., Антонова Н.Б. , Гринцевич Л.В., под ред. д-ра экон. наук, проф. Нехорошевой Л.Н. Экономика предприятия учебное пособие – Минск БГЭУ 2008 - 719с.

Информация о работе Оценка уровня конкурентоспособности продукции и пути ее повышения ( на примере ОАО «Изоляция»)