Конкурентоспособность продукции и пути её повышения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 23:37, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы заключается в необходимости постоянного поиска путей повышения конкурентоспособности продукции.
Целью курсовой работы является исследование экономической сущности конкурентоспособности продукции предприятия и определение путей её повышения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
Сущность и значение конкурентоспособной продукции предприятия в современных условиях 5
Факторы, влияющие на уровень конкурентоспособности продукции предприятия 10
Пути повышения уровня конкурентоспособности продукции предприятия 17
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ПРОДУКЦИИ 23
Классификация методов оценки уровня конкурентоспособности предприятии 23
Характеристика методов оценки уровня конкурентоспособности продукции предприятия 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

Курсовая готовая.doc

— 438.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                              3

  1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ                5
    1. Сущность и значение конкурентоспособной продукции предприятия в современных условиях                                                                                      5
    2. Факторы, влияющие на уровень конкурентоспособности продукции предприятия                                                                                                     10
    3. Пути повышения уровня конкурентоспособности продукции предприятия                                                                                                     17
  2. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ПРОДУКЦИИ                                                                                           23
    1. Классификация методов оценки уровня конкурентоспособности предприятии                                                                                             23
    2. Характеристика методов оценки уровня конкурентоспособности продукции    предприятия                                                                             25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                             33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                                      36

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня, в условиях глобализации современного мира, создание конкурентоспособной экономики является приоритетной задачей любого государства, и особенно важной для стран, не так давно ступивших на путь рыночных отношений. Белорусская экономика является достаточно открытой и уже в значительной степени интегрирована в мировые экономические процессы. Практически все белорусские предприятия конкурируют с зарубежными производителями, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Однако, зачастую, они терпят поражение в конкурентной борьбе. Обеспечение выпуска высококачественной и конкурентоспособной продукции во всем мире рассматриваются как важная проблема национальной экономики, от которой зависят темпы промышленного развития страны и ее национальный престиж. В условиях мирового экономического кризиса задача повышения конкурентоспособности белорусской продукции  значительно имеет большое  значение. 

Актуальность  темы заключается в необходимости  постоянного поиска путей повышения  конкурентоспособности продукции.

Целью курсовой работы является исследование экономической  сущности конкурентоспособности продукции предприятия и определение путей её повышения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. раскрыть сущность понятия «конкурентоспособность продукции» предприятия и определить ее значение в современных условиях;
  2. выявить факторы, влияющие на уровень конкурентоспособности продукции предприятия;
  3. исследовать методики оценки конкурентоспособности продукции предприятия;
  4. определить основные пути и резервы повышения конкурентоспособности продукции.

Объектом исследования является продукция предприятия.

Предмет исследования – конкурентоспособность продукции  предприятия и пути ее повышения.

Общенаучными  методами исследования, используемыми  в курсовой работе, являются системный  подход к изучаемым явлениям и  процессам, наблюдение, анализ и синтез, статистический метод.

       Данная  курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе размещены теоретико-методологические основы анализа конкурентоспособности продукции предприятия, пути её повышения. Во второй рассматриваются различные методы оценки уровня конкурентоспособности продукции.

Следует отметить довольно высокую степень разработанности  исследуемой проблемы в научной  литературе. Теоретической и методологической основой исследования в курсовой работе являются научные труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам оценки и повышения конкурентоспособности продукции, материал периодических изданий и нормативно-правовые акты Республики Беларусь. Изучалась нормативно-техническая документация – технические условия, технические нормы, стандарты Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

    1. Сущность и значение конкурентоспособности продукции предприятия в современных условиях

 

В условиях высокой насыщенности товарных рынков, превышения на них предложения над спросом, каждый товар (и стоящие за ним товаропроизводитель и продавец) вынужден вести жестокую борьбу за предпочтения  потребителя. Множество товаров одновременно предлагают одинаковые или различные способы удовлетворения одной и той же потребности покупателей на равных или незначительно отличающихся ценовых условиях. В этой ситуации предпочтения потребителя отдается товару, который в маркетинге определяется как конкурентоспособный. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке. Конкуренция – это процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для достижения целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение потребностей.

           Понятие «конкурентоспособность» появилось в англоязычной экономической литературе в 70-х гг. XX, его активно использовал профессор Гарвардской школы бизнеса Майкл Портер. В СССР исследованиями в области конкурентоспособности тоже начали заниматься в конце 70-х гг. Появившись сравнительно недавно понятие конкурентоспособность продукции заняло одно из главных мест в системе рыночных отношений. Понятие конкурентоспособность продукции сейчас рассматривается и с точки зрения маркетинга, и менеджмента, и товароведения, микро- и макроэкономики. Сущность конкурентоспособности продукции разные авторы в зависимости от своих научных взглядов определяют  по-разному. Некоторые из них рассматривают конкурентоспособность продукции с точки зрения рынка. Так, Лифиц И.М считает, что конкурентоспособность продукции – это способность продукции отвечать требования данного рынка в рассматриваемый период. [5, с. 31] Для продукции существует только настоящее, где она должна конкурировать с продукцией того же рынка. Минько Э.В. и Кричевский М.Л. под конкурентоспособностью понимают совокупность потребительских свойств продукции, необходимых для реализации по сопоставимым ценам на конкретном рынке. [7, с. 43]

   Существует  и другая точка зрения на  конкурентоспособность продукции. Мазилкина Е.И. и Паничкина Г.Г. утверждают, что конкурентоспособность продукции выражается в относительных и обобщённых характеристиках по отношению к продукции конкурента в зависимости от затрат и способности удовлетворять потребности. [6, с. 17] Важно отметить, что именно затраты могут повлиять на цену и на качество продукции, а качество, в свою очередь, - на конкурентоспособность товара на рынке.

   Таким  образом, конкурентоспособность  продукции – это комплекс потребительских  и стоимостных характеристик товара, определяющих его успех на рынке, т.е преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров-аналогов Конкурентоспособность определяется только теми свойствами, которые представляют заметный интерес для покупателя. Все характеристики изделия, выходящие за рамки потребительских интересов, при оценке конкурентоспособности не рассматриваются. [3,с.205] Конкурентоспособность товара часто определяется путём сравнения её различных параметров с аналогичными показателями продукции- конкурента. Среди  параметров, характеризующих конкурентоспособность  продукции выделяют: нормативные (соответствие товара стандартам, техническим условиями, законодательству), технические (технологические свойства товара, определяющие область его применения, надежность, долговечность, и т.д.), экономические (уровень расходов покупателя на приобретение, потребление и утилизацию товара, т.е. цена потребления) и организационные (система скидок, комплектность поставок, сроки и условия поставок и пр.). Число параметров конкурентоспособности зависит от вида и сложности продукции в техническом и эксплуатационном отношении, а также требуемой точности оценки и других факторов.[5, с.79].

Составляющие  конкурентоспособности представлены на рис. 1.1.

  Рис.1.1 Составляющие конкурентоспособности  продукции [5, с. 80]

 В экономической  теории выделяют различные показатели  и методы оценки конкурентоспособности  продукции: по объёму их продаж, сравнению уровня издержек производства и реализации, анализу финансовых показателей, анализу рыночных долей и динамики.

   Данные  показатели важны для предприятия,  поскольку обуславливают получения  прибыли, рентабельности, расширение  рынка сбыта продукции, возможность  конкурировать на международном уровне.

   Влияния  конкурентоспособности продукции  на экономику страны можно  представить следующим образом  (рис.1.2):


 

 

Рис.1.2. Влияние конкурентоспособности  продукции на экономические звенья [5, с. 81]

Конкурентоспособность продукции – комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, т.е. преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров- аналогов. И поскольку за товарами стоят их изготовители, то можно с полным основанием говорить о конкурентоспособности соответствующих предприятий, объединений, фирм, равно как и стран, в которых они базируются. Выпуск конкурентоспособной продукции обеспечивает предприятию высокий уровень рентабельности, дает возможность выхода на внешние рынки, позволяет участвовать в различных инвестиционных проектах, создает положительный имидж и т.д.

 

    1. Факторы, влияющие на уровень конкурентоспособности продукции предприятия.

 

В экономической  литературе широко представлены факторы, которые влияют на уровень конкурентоспособности продукции. Прежде всего, необходимо определиться с понятием «фактор». Поскольку понятие «фактор» происходит от латинского «factor» − делающий, производящий

[4,с.474], это даёт основание сформулировать его определение как конкретной движущей силы процесса, способной изменить один или несколько показателей его качества. Факторы могут воздействовать как в сторону повышения конкурентоспособности организации, так и в сторону уменьшения. Факторы определяют средства и способы использования резервов конкурентоспособности. Но наличие самих факторов недостаточно для обеспечения конкурентоспособности. Получение конкурентного преимущества на основе факторов зависит от того, насколько эффективно они используются.

            Замураева Л.Е. предлагает  следующее определение факторам конкурентоспособности продукции.[9] Это явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально - экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство и реализацию продукции, а в результате изменение уровня конкурентоспособности организации.

В настоящее  время существует большое количество классификаций факторов конкурентоспособности  продукции. В качестве примера приведем некоторые из них:

 Классификация факторов конкурентоспособности продукции Гарбацевича С.Л.[10]

  • внешние факторы: институциональные факторы (политические, экономические и правовые), а также детерминанты, включающие конъюнктуру внешней среды и уровень конкуренции на рынках, формы и методы государственного регулирования экономических процессов, параметры соотношений совокупного спроса и совокупного предложения, особенности формирования цен на факторы производства;
  • внутренние факторы: определяются требованиями потребителей: цена, качество, сроки строительства, гарантийное и сервисное обслуживание.

Классификация факторов конкурентоспособности продукции Трубилина А.И.[11, с.14]

  • факторы внешнего формирования - тенденции развития экономики и рынка, НТП, изменения в структуре потребления, колебания конъюнктуры, состав конкурентов, имидж и престиж предприятия;
  • показатели качества товара - показатели, определяемые действующими стандартами, нормами, рекомендациями; сюда же относятся гарантии безопасности, сохранность продукции;
  • экономические показатели - показатели, формирующие себестоимость и цену товара.

 Наиболее  подробно и комплексно, на наш  взгляд, факторы конкурентоспособности  товара представлены у Р. Фатхутдинова [12,с.215]. Автор, разделив все факторы на внешние и внутренние, не только привел их перечень, но и указал направленность их влияния на конкурентоспособность товара:

  • Внешние факторы:

1. Уровень конкурентоспособности  страны (с увеличением этого показателя  улучшаются все интегральные и частные показатели конкурентоспособности товара);

2. Уровень конкурентоспособности  отрасли (с увеличением этого  показателя улучшаются все интегральные  и частные показатели конкурентоспособности  товара);

Информация о работе Конкурентоспособность продукции и пути её повышения