Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 23:37, курсовая работа
Актуальность темы заключается в необходимости постоянного поиска путей повышения конкурентоспособности продукции.
Целью курсовой работы является исследование экономической сущности конкурентоспособности продукции предприятия и определение путей её повышения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
Сущность и значение конкурентоспособной продукции предприятия в современных условиях 5
Факторы, влияющие на уровень конкурентоспособности продукции предприятия 10
Пути повышения уровня конкурентоспособности продукции предприятия 17
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ПРОДУКЦИИ 23
Классификация методов оценки уровня конкурентоспособности предприятии 23
Характеристика методов оценки уровня конкурентоспособности продукции предприятия 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня, в условиях глобализации современного мира, создание конкурентоспособной экономики является приоритетной задачей любого государства, и особенно важной для стран, не так давно ступивших на путь рыночных отношений. Белорусская экономика является достаточно открытой и уже в значительной степени интегрирована в мировые экономические процессы. Практически все белорусские предприятия конкурируют с зарубежными производителями, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Однако, зачастую, они терпят поражение в конкурентной борьбе. Обеспечение выпуска высококачественной и конкурентоспособной продукции во всем мире рассматриваются как важная проблема национальной экономики, от которой зависят темпы промышленного развития страны и ее национальный престиж. В условиях мирового экономического кризиса задача повышения конкурентоспособности белорусской продукции значительно имеет большое значение.
Актуальность
темы заключается в необходимости
постоянного поиска путей повышения
конкурентоспособности
Целью курсовой
работы является исследование экономической
сущности конкурентоспособности продукци
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Объектом исследования является продукция предприятия.
Предмет исследования
– конкурентоспособность
Общенаучными методами исследования, используемыми в курсовой работе, являются системный подход к изучаемым явлениям и процессам, наблюдение, анализ и синтез, статистический метод.
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе размещены теоретико-методологические основы анализа конкурентоспособности продукции предприятия, пути её повышения. Во второй рассматриваются различные методы оценки уровня конкурентоспособности продукции.
Следует отметить
довольно высокую степень
В условиях высокой насыщенности товарных рынков, превышения на них предложения над спросом, каждый товар (и стоящие за ним товаропроизводитель и продавец) вынужден вести жестокую борьбу за предпочтения потребителя. Множество товаров одновременно предлагают одинаковые или различные способы удовлетворения одной и той же потребности покупателей на равных или незначительно отличающихся ценовых условиях. В этой ситуации предпочтения потребителя отдается товару, который в маркетинге определяется как конкурентоспособный. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке. Конкуренция – это процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для достижения целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение потребностей.
Понятие «конкурентоспособность» появилось в англоязычной экономической литературе в 70-х гг. XX, его активно использовал профессор Гарвардской школы бизнеса Майкл Портер. В СССР исследованиями в области конкурентоспособности тоже начали заниматься в конце 70-х гг. Появившись сравнительно недавно понятие конкурентоспособность продукции заняло одно из главных мест в системе рыночных отношений. Понятие конкурентоспособность продукции сейчас рассматривается и с точки зрения маркетинга, и менеджмента, и товароведения, микро- и макроэкономики. Сущность конкурентоспособности продукции разные авторы в зависимости от своих научных взглядов определяют по-разному. Некоторые из них рассматривают конкурентоспособность продукции с точки зрения рынка. Так, Лифиц И.М считает, что конкурентоспособность продукции – это способность продукции отвечать требования данного рынка в рассматриваемый период. [5, с. 31] Для продукции существует только настоящее, где она должна конкурировать с продукцией того же рынка. Минько Э.В. и Кричевский М.Л. под конкурентоспособностью понимают совокупность потребительских свойств продукции, необходимых для реализации по сопоставимым ценам на конкретном рынке. [7, с. 43]
Существует и другая точка зрения на конкурентоспособность продукции. Мазилкина Е.И. и Паничкина Г.Г. утверждают, что конкурентоспособность продукции выражается в относительных и обобщённых характеристиках по отношению к продукции конкурента в зависимости от затрат и способности удовлетворять потребности. [6, с. 17] Важно отметить, что именно затраты могут повлиять на цену и на качество продукции, а качество, в свою очередь, - на конкурентоспособность товара на рынке.
Таким
образом,
Составляющие
конкурентоспособности представ
Рис.1.1 Составляющие
В экономической
теории выделяют различные
Данные
показатели важны для
Влияния
конкурентоспособности
Рис.1.2. Влияние конкурентоспособности продукции на экономические звенья [5, с. 81]
Конкурентоспособность продукции – комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, т.е. преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров- аналогов. И поскольку за товарами стоят их изготовители, то можно с полным основанием говорить о конкурентоспособности соответствующих предприятий, объединений, фирм, равно как и стран, в которых они базируются. Выпуск конкурентоспособной продукции обеспечивает предприятию высокий уровень рентабельности, дает возможность выхода на внешние рынки, позволяет участвовать в различных инвестиционных проектах, создает положительный имидж и т.д.
В экономической литературе широко представлены факторы, которые влияют на уровень конкурентоспособности продукции. Прежде всего, необходимо определиться с понятием «фактор». Поскольку понятие «фактор» происходит от латинского «factor» − делающий, производящий
[4,с.474], это даёт основание сформулировать его определение как конкретной движущей силы процесса, способной изменить один или несколько показателей его качества. Факторы могут воздействовать как в сторону повышения конкурентоспособности организации, так и в сторону уменьшения. Факторы определяют средства и способы использования резервов конкурентоспособности. Но наличие самих факторов недостаточно для обеспечения конкурентоспособности. Получение конкурентного преимущества на основе факторов зависит от того, насколько эффективно они используются.
Замураева Л.Е. предлагает следующее определение факторам конкурентоспособности продукции.[9] Это явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально - экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство и реализацию продукции, а в результате изменение уровня конкурентоспособности организации.
В настоящее время существует большое количество классификаций факторов конкурентоспособности продукции. В качестве примера приведем некоторые из них:
Классификация факторов конкурентоспособности продукции Гарбацевича С.Л.[10]
Классификация факторов конкурентоспособности продукции Трубилина А.И.[11, с.14]
Наиболее
подробно и комплексно, на наш
взгляд, факторы конкурентоспособности
товара представлены у Р.
1. Уровень конкурентоспособности
страны (с увеличением этого
2. Уровень конкурентоспособности
отрасли (с увеличением этого
показателя улучшаются все
Информация о работе Конкурентоспособность продукции и пути её повышения