Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 18:10, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является оценка конкурентоспособности продукции ОАО «Изоляция» и разработка путей ее повышения.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
показать сущность конкурентоспособности и методы ее оценки;
рассмотреть процесс обеспечения и оценки конкурентоспособности товара на примере ОАО «Изоляция»;
попытаться дать практические рекомендации по повышению уровня конкурентоспособности на ОАО «Изоляция».
Введение…………………………………………………………………………...4
1. Теоретические аспекты изучения конкурентоспособности продукции….....5
1.1 Значение конкурентоспособности продукции в производственно-хозяйственной деятельности предприятия……………………………….……..5
1.2 Система показателей оценки конкурентоспособности продукции и методика их расчета….…………………………..……..…………………….…..7
2. Оценка конкурентоспособность продукции ОАО «Изоляция»……………14
2.1 Экономическая характеристика предприятия………….……...……….....14
2.2 Оценка уровня конкурентоспособности продукции ОАО «Изоляция».....19
3. Пути повышения конкурентоспособности продукции ОАО «Изоляция»...26
Заключение……………………………………………………………………....31
Список использованных источников…………………………………………..32
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
По дисциплине: экономика предприятия отрасли
на тему: Оценка уровня конкурентоспособности продукции и пути ее повышения
(
на примере ОАО «Изоляция»)
студент
ФМ, 4 курс,
ДКП-3 Т. В. Малофеева
Руководитель
МИНСК 2010
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 33 страниц, 5 таблицы, 15 источников.
КОНКУРЕНЦИЯ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ, КАЧЕСТВО, МЕТОД ОЦЕНКИ, ТОВАР-КОНКУРЕНТ
Объектом исследования является конкурентоспособность продукции ОАО «Изоляция».
Предмет
– факторы, оказывающие влияние
на конкурентоспособность
Цель работы – оценка конкурентоспособности продукции ОАО «Изоляция» и разработка путей ее повышения.
Методы,
используемые при написании данной
курсовой работы, – установление причинно-следственных
связей параметров продукции с ее
конкурентоспособностью, сравнение
показателей
В первой главе данной работы показаны теоретические аспекты, касающиеся понятия конкурентоспособности и методов ее оценки.
Во второй главе рассмотрен практический пример обеспечения и оценки конкурентоспособности продукции ОАО «Изоляция».
В третьей главе
рассмотрены пути повышения
Автор работы подтверждает,
что заимствованные из литературных
и других источников теоретические
положения сопровождаются ссылками
на их авторов.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические
аспекты изучения
1.1 Значение
1.2 Система показателей
оценки конкурентоспособности
2. Оценка конкурентоспособность продукции ОАО «Изоляция»……………14
2.1 Экономическая
характеристика предприятия…………
2.2 Оценка уровня
конкурентоспособности
3. Пути повышения конкурентоспособности продукции ОАО «Изоляция»...26
Список использованных
источников…………………………………………..32
ВВЕДЕНИЕ
Конкурентоспособность продукции, работ и услуг является важнейшим показателем, характеризующим функционирование предприятия в рыночной экономике. Целью деятельности предприятия является получение прибыли. Однако достижение этой цели возможно только за счет производства продукции или оказания услуг, необходимых обществу.
В настоящее время на рынке действует множество фирм, выпускающих схожую продукцию и предпочтение потребителей может быть отдано тому или иному товару. Следовательно, чтобы быть реализованным, товар должен выгодно отличаться от других аналогичных товаров, то есть конкурировать с ними.
Продукция является конкурентоспособной, если она удовлетворяет конкретную потребность и доступна по цене. Конкурентоспособность – комплексная характеристика, определяющая предпочтение товара на рынке по сравнению с аналогичными изделиями-конкурентами как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.
Целью
данной курсовой работы является оценка
конкурентоспособности
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
В процессе написания работы были использованы теоретические материалы, содержащиеся в книгах Акулича М. Л. «Анализ конкурентоспособности продукции в аспекте взаимоотношений с потребителями», Лобан Л. А. «Экономика предприятия», Андреевой О. Д. «Технология бизнеса», периодических изданиях: «Вестник БГЭУ», «Маркетинг» и др.
В первой главе данной работы показаны теоретические аспекты, касающиеся понятия конкурентоспособности и методов ее оценки.
Во второй главе рассмотрен практический пример обеспечения и оценки конкурентоспособности продукции ОАО «Изоляция».
В третьей главе
рассмотрены пути повышения
1.1
Значение конкурентоспособности
продукции в производственно-хозяйственной
деятельности предприятия
Под конкуренцией понимается соперничество между отдельными лицами, хозяйственными единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели в каком-либо виде деятельности.
Конкуренция характеризуется:
а) наличием нескольких соперников;
б) одной и той же сферой деятельности;
в) совпадающей целью.
Понятие
«конкурентоспособность» тесно
связано с понятием «конкуренция».
Конкурентоспособность можно
Конкурентоспособность любого товара может быть определена только в результате его сравнения с другим товаром и, следовательно, является относительным показателем. Она отражает отличие данного товара от товара-конкурента по степени удовлетворения конкретной потребности. Для того чтобы выяснить конкурентоспособность какого-либо товара, необходимо не просто сравнить его с другими товарами по степени их соответствия конкретной потребности, но и учесть при этом затраты потребителя на покупку и последующее использование для удовлетворения своей потребности.
Отсюда под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных характеристик товара, определяющих его предпочтительность для потребителя по сравнению с аналогичными товарами других отечественных и зарубежных предприятий. [1, c.111]
Базой для оценки конкурентоспособности товара должно являться исследование финансовых возможностей и потребностей покупателя, требований рынка. Именно рынок представляет собой ту сферу общественных отношений, где товары, конкурируя между собой, проходят сравнение и проверку покупателями на соответствие их потребностям.
При совершении покупок потребитель выбирает необходимый товар среди многих различных товаров и приобретает тот, который соответствует его финансовым возможностям и удовлетворяет его потребность в наибольшей степени.
Конкурентоспособность продукции тесно связана с качеством продукции. Однако эти два понятия не являются тождественными.
Качество — это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность для удовлетворения определенных потребностей в соответствии с ее назначением. Следовательно, качество продукции представляет собой результат конкретного труда, выраженный в свойствах продукции, и является фактором, характеризующим потребительную стоимость. [1, c.91]
Однако то обстоятельство, что товар имеет потребительную стоимость и обладает определенным качеством, означает лишь то, что он может использоваться для удовлетворения какой-либо общественной потребности.
Любой товар, реализуемый на рынке, должен рассматриваться только в комплекте, только в единстве с другими, дополняющими товарами и услугами, иначе он практически неконкурентоспособен.
Существует много факторов, определяющих конкурентоспособность товара. Современному предпринимателю, чтобы выжить и процветать, необходимо постоянно следить за поставщиками, потребителями и другими силами, определяющими конкуренцию.
Для
того чтобы товар был приемлемым
для покупателя, он должен обладать
набором определенных характеристик.
Существуют следующие основные параметры,
характеризующие
1.
Технические параметры. Они
а) параметры назначения — свойства товара, определяющие области применения и функции, которые он предназначен выполнять (например, металлообработка, перевозка грузов, обработка сельхозпродукции);
б) эргономические параметры, характеризующие соответствие товара свойствам человеческого организма в процессе выполнения трудовых операций;
в) конструктивные параметры, отражающие конструктивно-технологические решения, присущие данным изделиям и обеспечивающие определенные свойства товаров (надежность, долговечность и т. п.);
г) эстетические параметры, характеризующие внешнее восприятие товара.
2.
Нормативные параметры. Они
3. Экономические параметры. Они связаны с затратами покупателя на продукцию. К ним относятся: цена товара, затраты на транспортировку и хранение, монтаж и наладку, а также все текущие эксплуатационные затраты — расходы на все виды ремонта, обучение персонала и т. д.
Стремясь к приобретению товара, в наибольшей степени соответствующего потребности, покупатель в то же время придает большое значение всем затратам, которые будут с этим связаны. Для многих видов товаров реализация полезного эффекта (полезных свойств товара) достигается в ходе эксплуатации, связанной с дополнительными расходами — на ремонт, регулировку, расход энергоресурсов, вспомогательных материалов и т. д.
Таким образом, при удовлетворении потребности покупатель несет расходы как по приобретению товара, так и по его потреблению.
4.
Организационные параметры.
а) систему скидок;
б) условия платежей и поставок;
в) комплектность поставки;
г) сроки и условия гарантий и т. д.
Совокупность организационных параметров также выступает как важная компонента конкурентоспособности товара. [4, c.126]
Анализируя
параметры