Оценка уровня конкурентоспособности продукции и пути ее повышения ( на примере ОАО «Изоляция»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 18:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является оценка конкурентоспособности продукции ОАО «Изоляция» и разработка путей ее повышения.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
показать сущность конкурентоспособности и методы ее оценки;
рассмотреть процесс обеспечения и оценки конкурентоспособности товара на примере ОАО «Изоляция»;
попытаться дать практические рекомендации по повышению уровня конкурентоспособности на ОАО «Изоляция».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
1. Теоретические аспекты изучения конкурентоспособности продукции….....5
1.1 Значение конкурентоспособности продукции в производственно-хозяйственной деятельности предприятия……………………………….……..5
1.2 Система показателей оценки конкурентоспособности продукции и методика их расчета….…………………………..……..…………………….…..7
2. Оценка конкурентоспособность продукции ОАО «Изоляция»……………14
2.1 Экономическая характеристика предприятия………….……...……….....14
2.2 Оценка уровня конкурентоспособности продукции ОАО «Изоляция».....19
3. Пути повышения конкурентоспособности продукции ОАО «Изоляция»...26
Заключение……………………………………………………………………....31
Список использованных источников…………………………………………..32

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ЭПО.docx

— 90.57 Кб (Скачать)

     А также следует отметить, что предприятию  необходимо совершенствовать свою коммуникационную политику: более активно рекламировать  свою продукцию, расширять ассортимент, устраивать различные акции, направленные на популяризацию продукции. Например, перенимать опыт у других производителей по оформлению продукции и её упаковке.

     Все это будет способствовать привлечению  новых покупателей и тем самым  приведет к увеличению прибыли от реализации продукции.

     Также оценку конкурентоспособности на предприятии  проводят путем сравнения качества и цен на свои изделия с соответствующими параметрами продукции конкурентов.

     Рассмотрим  схему расчета конкурентоспособности  по  цене и качеству материалов рулонных кровельных и гидроизоляционных на битумно-полимерном вяжущем.

     Таблица 4. Схема расчета конкурентоспособности по  материалам рулонных кровельным и гидроизоляционным на битумно-полимерном вяжущем

Параметры       Значимость  параметра      ОАО «Изоляция»             ОДО «Велис»

                    

балл оценка балл оценка
Цена:      0,4     4                 1,6       3           1,2
Теплостоикость:      0,3           4 1,2             4      1,2
Эластичность:  
     0,3
         

    5                

 
1,5
 
      5
 
           1,5
Итого:             1    13 4,3     12      3,9

Источник: собственная разработка.

     По  данным оценкам видно, что изделия  ОАО «Изоляция» составляют большую конкуренцию на местном рынке.

       Таблица 5. Схема расчета конкурентоспособности продукции

параметры коэффициент весомости  показателя ОАО «Изоляция» ОДО «Велис»
Цена 0,25 298 тыс руб. 332 тыс руб.
теплостойкость 0,2 16,4 16,2
Эластичность 0,15 0,6 2,4
Прочность 0,25 335 349

     Источник: собственная разработка.

     Из  имеющихся данных проведем расчёты [14,c.302].

     Рассчитаем  единичный показатель, который характеризует  конкурентоспособность оцениваемого изделия ОАО «Изоляции» по сравнению с ОДО «Велис». Он рассчитывается как отношение параметра оцениваемого продукта (П1- ОАО «Изоляция») к величине аналогичного параметра базового образца (П2- ОДО «Велис») по формуле из главы 1.

                                             П1

                                     Ипе= —

                                             П2

                               

     И1=298 тыс  руб : 332 тыс руб = 0,8976 (экономический показатель)

     И2=16,4: 16,2= 1,0123;

     И3=0,6 : 2,4 =0,25;

     И4=335 : 349 =0,9599.

     Для наглядности аналогичным способом рассчитаем параметры для ОДО «Велис» , где за базу сравнения возьмем продукцию ОАО «Изоляция».

     И1=332 тыс. руб : 298 тыс руб=1,1141 (экономический показатель)

     И2=16,2 : 16,4=0,9878;

     И3=2,4 : 0,6=4;

     И4=349 : 335 =1,0418.

     Затем найдем сводный параметрический  индекс (Ипс), который рассчитывается отдельно по потребительским и по экономическим параметрам по формуле: 

                                            ∑а*П1

                                   Ипс= ———                (4)

                                            ∑а*П2 

   пот            1,0123*0,2 + 0,25*0,15 + 0,9599*0,25                        0,6309

  Ипс  = ——————————————————————— = ——— =0,52

                         0,9878*0,2 + 4*0,15 + 1,0418*0,25                        1,2071 

   эк        0,8976* 0,25     0,2244

Ипс = —————— = ——— = 0,81

     1,1141* 0,25      0,2785 

     Окончательную оценку конкурентоспособности даёт интегральный индекс, который определяется как отношение сводного параметрического индекса по потребительским параметрам к сводному параметрическому индексу  по экономическим параметрам: 
 

             0,52

     Ии= —— = 0,64;                Ии < 1;

             0,81

     Отсюда  видно, что сравниваемый образец  ОАО «Изоляции» меньше единицы. Это говорит нам о том, что конкурентоспособность продукции ОАО «Изоляции» уступает конкурентоспособности продукции ОДО «Велис».

        По проведенной оценке уровня  конкурентоспособности продукции  можно сделать выводы:

     1) Доля рынка и  конкурентоспособность:  ОАО «Изоляция» в  настоящий  момент занимает около 7% рынка.  При этом вся продукция обладает  достаточной конкурентоспособностью.   Поэтому   в дальнейшем с этой точки зрения предприятие может увеличивать свою долю рынка.

        2) При этом ассортимент достаточно  разнообразен.  Однако  руководство  предприятия постоянно заботится о повышении качества продукции, и к настоящему  моменту качество  материалов рулонных кровельных и гидроизоляционных на битумно-полимерном вяжущем соответствует   всем   предъявляемым   к   ним  требованиям.

        3) Однако, ОАО «Изоляция» не  уделяет  должного внимания  маркетинговым  исследованиям,  что   осложняет   поиск   для   нее необходимых рынку видов изделий и  увеличивает  неопределенность  в  будущих результатах при выпуске новых видов продукции и услуг.

          5) ОАО «Изоляция» мало  использует  в своей деятельности    рекламу, стимулирование сбыта в  связи   с отсутствием  квалифицированных  специалистов,  что  является  слабым  местом маркетинга. При этом предприятие уже несколько лет создает собственную сеть  сбыта и в настоящий момент имеет  несколько  арендованных  магазинов, что  позволяет  ему быстрее реагировать на  изменения  спроса  и  предпринимать  соответствующие меры для его поддержания.

        Таким образом, отсутствие рыночных  исследований, работы в области  рекламы и стимулирования сбыта  являются основными  слабыми   местами  в  деятельности  отдела маркетинга хлебозавода. 
 
 
 
 
 
 

   3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ  КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ  ПРОДУКЦИИ ОАО «ИЗОЛЯЦИЯ»

  На  предприятии ОАО «Изоляция» ведётся  постоянный анализ деятельности конкурентов.

Табл. 6 SWOT-анализ деятельности ОАО «Изоляция и конкурентов»

Предприятия-конкуренты Объем продаж Сильные и слабые стороны конкурента Наши сильные  и слабые стороны
1 2 3 4
Российские  поставщики (ТехноНИКОЛЬ, Оргкровля) 15 000 000 м2 «+» - высокое  качество

«+» - низкая цена

«+» - упаковка

«+» - доставка

«-» - транспортные расходы

«-» - отсут. админ. рес.

«+» - небольшое  расстояние до покупателей

«+» - админ.ресурс

«-» - высокая  цена

Белорусские поставщики

(СУП  «Делорм», ОДО «Велис»,  
СП ОАО «Кровля»)

9 000 000 м2 «+» - высокое  качество

«+» - низкая цена

«+» - упаковка

«+» - доставка

«-» - транспортные расходы

«-» - отсут.админ.рес.

«+» - сертификат СТБ ИСО 9001-2001

«+» - админ.ресурс

«-» - высокая  цена

Примечания: источник [3;51]

Структуру рынка материалов рулонных кровельных и гидроизоляционных на битумно-полимерном вяжущем можно охарактеризовать как олигополистический, т.е. на нем присутствует небольшое количество фирм, причем, некоторые из них имеют большие размеры относительно размеров рынка. Продукция ОАО «Изоляция» является конкурентоспособной на белорусском рынке.

          Несмотря на то, что продукция ОАО «Изоляция» достаточно конкурентоспособна, имеется ряд недостатков, как в ее обеспечении, так и в оценке.

  Достижение  и поддержание на определенном уровне конкурентоспособности продукции  требуют определенных мер со стороны  персонала. Эти меры должны быть комплексными и системными, увязанными со всеми  аспектами деятельности предприятия.

  Для того, чтобы повысить конкурентоспособность продукции необходимо, в первую очередь, реорганизовать аппарат управления на предприятии, т.е.:

  • Упростить систему принятия управленческих решений путем сокращения звеньев, участвующих в данном процессе;
  • Выделить такие важные для обеспечения конкурентоспособности подразделения как отдел стратегического планирования, которые в данный момент отсутствуют на предприятии в качестве самостоятельных структур.

     Для того, чтобы повысить уровень конкурентоспособности на предприятии необходимо ориентироваться на потребителей. Это можно осуществить с помощью различных маркетинговых ходов. современные тенденции подсказывают, что необходимым условием конкурентоспособности продукции на рынке является внедрение динамично развивающихся технологий и ориентация на наиболее выгодные сегменты. Так например, выпуск битумной эмульсии на данном предприятии в будущем и без развития станет нецелесообразным, т.к. необходимость в нём покрывается на 95-100 %. Конкуренты превосходят ОАО «Изоляция» по цене, что говорит о необходимости принятия мер по снижению себестоимости.

Исходя  из этого для ОАО «Изоляция» можно предложить следующие пути развития и совершенствования в плане ассортимента выпускаемых моделей:

  • поиск и изучение новых рынков сбыта;
  • анализ спроса на продукцию ОАО «Изоляция» и продукцию конкурентов;
  • оценка наиболее серьезных конкурентов;
  • поиск путей улучшения упаковки;
  • оценка поставщиков основных и вспомогательных материалов;

Информация о работе Оценка уровня конкурентоспособности продукции и пути ее повышения ( на примере ОАО «Изоляция»)