Оценка уровня качества продукции и пути его повышения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 20:07, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение оценки уровня качества продукции на КУП Минскхлебпром хлебозаводе №5 и обоснование путей её повышения.
Задачи курсовой работы:
- изучение роли качества в обеспечении конкурентоспособности продукции;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1 Оценка уровня качества продукции…………………………………………….5
1.1 Понятие качества и его роль в обеспечении
конкурентоспособности продукции……………………………………......5
1.2 Общая схема оценки качества продукции…………………………………8
1.3 Организация технического контроля качества продукции
на предприятии………………………………………………………………9
1.4 Зарубежный опыт в области контроля качества…………………………13
1.4.1 Управление качеством в США………………………………………..13
1.4.2 Управление качеством в Японии……………………………….…….15
1.4.3 Управление качеством в Европе……………………………………...17
2 Оценка уровня качества продукции на КУП «Минскхлебпром»
хлебозаводе №5………………………………………………………………….19
2.1 Производственная характеристика предприятия…………………………19
2.2 Структура и функции ОТК хлебозавода №5………………………………21
3 Совершенствование контроля качества продукции
на предприятии………………………………………………………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..33
ПРИЛОЖЕНИЕ А…………………………………………………………………34
ПРИЛОЖЕНИЕ Б………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая Оценка уровня качества продукции и пути его повышения .doc

— 234.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

1 Оценка уровня качества продукции…………………………………………….5

    1.1 Понятие качества и его роль в обеспечении

        конкурентоспособности продукции……………………………………......5

   1.2 Общая схема оценки качества продукции…………………………………8

   1.3 Организация технического контроля качества продукции

         на предприятии………………………………………………………………9

   1.4 Зарубежный опыт в области контроля качества…………………………13

       1.4.1 Управление качеством в США………………………………………..13

        1.4.2 Управление качеством в Японии……………………………….…….15

       1.4.3 Управление качеством в Европе……………………………………...17

2 Оценка уровня качества продукции на КУП «Минскхлебпром»

   хлебозаводе №5………………………………………………………………….19

   2.1 Производственная характеристика предприятия…………………………19

   2.2 Структура и функции ОТК хлебозавода №5………………………………21

3 Совершенствование контроля качества продукции      

   на предприятии………………………………………………………………….26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………31

 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..33

ПРИЛОЖЕНИЕ А…………………………………………………………………34

ПРИЛОЖЕНИЕ Б………………………………………………………………….35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 Введение

 

 

Рыночная экономика ХХI века предъявляет принципиально иные требования к качеству выпускаемой продукции, в отличие от прежних, «традиционных». В современном мире выживаемость любого предприятия (организации), его устойчивое положение на рынке товаров и услуг, во многом определяются не только производительностью труда, но и уровнем  качества выпускаемой продукции и экономией всех видов ресурсов.

Качество – понятие многоплановое, обеспечение его требует объединения  творческого потенциала и практического  опыта многих специалистов. Проблема повышения качества продукции и услуг имеет большое значение для предприятия – производителя, потребителя и национальной экономики в целом. Решение данной проблемы возможно только при совместных усилиях государства, его органов управления и всех членов трудовых коллективов предприятий. Улучшение качества   продукта (услуги) способствует увеличению объема его реализации, росту престижа и успеха организации. Повышение качества продукции в значительной мере определяет темпы технического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности производства.

Потребление продукции улучшенного качества и большей потребительской стоимости уменьшает удельные издержки пользователей и обеспечивает более полное удовлетворение потребностей. Национальная экономика от высококачественной продукции имеет ряд преимуществ: увеличение экспортного потенциала и доходной части платежного баланса страны, повышение уровня жизни населения и, соответственно, авторитета государства в мировом сообществе. Ухудшение качества продукции приводит к появлению обратных тенденций: уменьшению объема продаж, прибыли и рентабельности; снижению экспорта, национального богатства и благосостояния народа.

Целью курсовой работы является изучение оценки уровня качества продукции на КУП Минскхлебпром хлебозаводе №5 и обоснование путей её повышения.

Задачи курсовой работы:

- изучение роли качества в  обеспечении конкурентоспособности продукции;

 - определение сущности контроля качества и требований его организации;

- изучение структуры и функций ОТК;

- выявление путей стимулирования повышения качества продукции на предприятии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Оценка качества продукции

 

1.1 Понятие качества и его роль в обеспечении конкурентоспособности продукции

 

 

        Согласно ГОСТ 15467-08,  качество продукции – это совокупность свойств продукции, обуславливающая её пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с её назначением. Оно фиксируется на некоторый период времени и изменяется при появлении более прогрессивной технологии.

        В условиях  перехода Беларуси к рыночной экономике борьба за потребителя на внутреннем и внешнем рынках требует создания и производства конкурентоспособных товаров. Качество выступает как главный фактор конкурентоспособности товара, составляя его «стержень», основу. 
        Новые подходы к проблеме качества требуют все более полного учета изготовителями рыночного фактора, сдвига от административных рычагов контроля качества к преимущественно организационно- экономическим мерам управления качеством, перехода к гибкой системе стандартизации, позволяющей производителям более оперативно реагировать на меняющиеся требования внутреннего и внешнего рынка к качеству товаров. 
        Проблема повышения качества – одна из главных задач развития экономики нашей страны. Основными проблемами, стоящими перед отечественными производителями в направлении совершенствования управления качеством продукции, являются: включение в систему управления качеством продукции механизма маркетинговой деятельности; ориентация систем управления качеством, как и всей производственной деятельности, на потребителя; усиление механизма воздействия систем управления качеством на все этапы жизненного цикла продукции. В настоящее время проблема ограниченности внедрения современных систем управления качеством носит уже не методологический, а чисто практический характер. Причинами этого являются: отсутствие квалифицированных кадров, ограниченность организационно-технической и материальной базы предприятий, недостаточный опыт массового использования статистических методов, отставание в автоматизации технологических и управленческих процессов.

Покупатель считает качественной ту продукцию, которая отвечает условиям потребления независимо от того, какие  специфические потребности ей  предназначалось удовлетворять. По мере развития научно-технического прогресса и потребностей общества происходит формирование новых требований, и продукция, удовлетворявшая прежние требования к качеству становится недостаточно качественной. В действительности, совокупность свойств продукции может быть той же (то есть качество не изменялось), но для потребителя эта продукция может быть  уже неприемлемой.

Таким образом, основное место в  оценке качества продукции или услуг  отводится потребителю, а стандарты, законы и правила лишь закрепляют и регламентируют прогрессивный опыт, накопленный в области качества.

         Свойство продукции – объективная особенность товара, которая может проявится при создании, эксплуатации или потреблении. Продукция имеет множество различных свойств, которые необходимо учитывать при ее разработке, производстве, хранении, транспортировании, эксплуатации или потреблении. Свойства продукции могут быть простыми или сложными. К простым относится - масса, емкость, скорость, и т. д. К сложным – надежность технических средств, безотказность прибора, ремонтопригодность станка и др.

Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции  составляющих ее качество, рассматриваемая  применительно к определенным условиям её создания, эксплуатации или потребления, называется показателем качества продукции. Свойства продукции количественно выражаются в показателях качества. Общепризнанна классификация на десять групп свойств и соответственно показателей.

        1. Показатели назначения - характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и обусловливают область применения продукции. Для продукции производственно-технического назначения основным показателем может служить производительность, показывающая какой объем продукции может быть выпущен с помощью оцениваемой продукции или какой объем произведенных услуг может быть оказан за определенный промежуток времени.

        2. Показатели надежности – безотказность, сохраняемость,  ремонтопригодность, а также долговечность изделия. В зависимости от особенностей оцениваемой продукции для характеристики надежности могут использоваться как все четыре, так и часть из указанных показателей. Для многих изделий безотказность – единственный и основной показатель качества. Сохраняемость играет важную роль для пищевой продукции. Ремонтопригодность определяют такие показатели как средняя стоимость технического обслуживания и вероятность выполнения ремонта в заданное время. Долговечность определяется величиной затрат на поддержание изделия в работоспособном состоянии.

       3. Показатели технологичности - характеризуют эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции. Именно с помощью технологичности достигаются массовость выпуска продукции, рациональное распределение затрат материалов, труда и времени при технологической подготовке производства и изготовлении продукции.

       4. Показатели стандартизации и унификации – это насыщенность продукции стандартами, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями. Все детали изделия делятся на стандартные, унифицированные и оригинальные.

       5. Эргонономические показатели отражают взаимодействие человека с изделием и комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств человека, проявляющихся при пользовании изделием. Это могут быть усилия, необходимые для управления трактором, расположение ручки у холодильника, кондиционер в кабине башенного крана или расположение руля у велосипеда, освещенность, температура, влажность, шум, вибрация, излучение и так далее.

       6. Эстетические показатели – характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство исполнения и стабильность товарного вида изделия.

      7. Показатели транспортабельности выражают приспособленность продукции для транспортирования.

      8. Патентно-правовые показатели характеризуют защиту и патентную чистоту продукции и являются существенным фактором при определении конкурентоспособности. При определении патентно-правовых показателей следует учитывать наличие в изделии новых технических решений, защищенных патентами в стране, наличие регистрации промышленного образца и товарного знака как в стране – производителе, так и в странах предполагаемого экспорта.

      9. Экологические показатели – это уровень вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при эксплуатации или потреблении продукции, например: содержание вредных примесей, вероятность выброса вредных частиц, газов, излучений при хранении, транспортировке и эксплуатации продукции.

     10. Показатели безопасности характеризуются степенью обеспечения безопасности при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировании, потреблении продукции.

       Показатель качества продукции, характеризующий одно из её свойств, называется единичным (мощность, калорийность и другие). Комплексным называется показатель, характеризующий несколько её свойств. Комплексные показатели подразделяются на групповые и обобщенные. Групповой показатель определяется совокупностью единичных показателей.

 

 

1.2 Общая схема оценки качества продукции

 

 

        Различают два понятия: технический уровень продукции и уровень качества продукции (как более широкое понятие). Технический уровень продукции - относительная характеристика качества продукции. В международных стандартах нет понятия "технический уровень", поэтому в них отсутствует определение этого понятия.

      Согласно ГОСТ 15467 – 08, под оценкой технического уровня продукции понимается совокупность операций, включающая:

  • выбор номенклатуры показателей, характеризующих техническое совершенство оцениваемой продукции. Номенклатура показателей должна обеспечивать сопоставимость различных образцов одного вида, т. е. образцов продукции одного названия и области применения. Номенклатуру устанавливают исходя из целей оценки с учетом показателей, указанных в международных, национальных, зарубежных и отечественных стандартах, каталогах, проспектах, патентной и конъюнктурной экономической документации и т. п.
  • формирование группы аналогов и установление значений их показателей. Все включаемые в группу аналоги и оцениваемая продукция должны быть идентичны по назначению и области применения, т.е. должны иметь одинаковые значения классификационных показателей.
  • выделение базовых образцов из группы аналогов. В качестве базовых образцов выделяют лучшие из группы аналогов на основе метода попарного сопоставления последовательно всех аналогов по значениям оценочных показателей.

        Сопоставление оцениваемого образца с базовыми осуществляется поэтапно. На I-м этапе проверяют соответствие продукции и значение ее показателей международным стандартам, включая ограничения по показателям безопасности, экологии и т.п.; техническим условиям и другим действующим нормативным документам на продукцию. На II-м этапе сопоставляют оцениваемую продукцию с каждым базовым образцом по значениям оценочных показателей на основе метода попарного сопоставления.

         В результате оценки, продукцию относят к одному из трех уровней:

    • Превосходит мировой уровень;
    • Соответствует мировому уровню;
    • Уступает мировому уровню.

           Под уровнем качества изделия понимаются относительные характеристики качества (или его обобщенная характеристика) по сравнению с совокупностью базовых показателей, в качестве которых используются показатели перспективных образцов, аналогов и стандартов. Под аналогом подразумевается образец серийного производства (устройства), принцип действия, функциональное назначение, масштабы производства и условия применения которого те же, что и у проектируемого изделия.

Информация о работе Оценка уровня качества продукции и пути его повышения