Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 18:10, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является оценка конкурентоспособности продукции ОАО «Изоляция» и разработка путей ее повышения.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
показать сущность конкурентоспособности и методы ее оценки;
рассмотреть процесс обеспечения и оценки конкурентоспособности товара на примере ОАО «Изоляция»;
попытаться дать практические рекомендации по повышению уровня конкурентоспособности на ОАО «Изоляция».
Введение…………………………………………………………………………...4
1. Теоретические аспекты изучения конкурентоспособности продукции….....5
1.1 Значение конкурентоспособности продукции в производственно-хозяйственной деятельности предприятия……………………………….……..5
1.2 Система показателей оценки конкурентоспособности продукции и методика их расчета….…………………………..……..…………………….…..7
2. Оценка конкурентоспособность продукции ОАО «Изоляция»……………14
2.1 Экономическая характеристика предприятия………….……...……….....14
2.2 Оценка уровня конкурентоспособности продукции ОАО «Изоляция».....19
3. Пути повышения конкурентоспособности продукции ОАО «Изоляция»...26
Заключение……………………………………………………………………....31
Список использованных источников…………………………………………..32
После
выбора изделия, для которого проводится
оценка, на основе изучения рынка и
требований покупателей определяется
перечень технических, нормативный
экономических и
На
основе единичных показателей
Остановимся подробнее на основных моментах анализа конкурентоспособности. Его основа — постоянное изучение рынка как до начала программы создания изделия, так и в ходе ее реализации. Главная задача такого следования — выделение и анализ той группы факторов, которые влияют на формирование спроса в определенном сегменте.
Всякое
изделие обладает комплексом свойств,
определяющих степень его пригодности
к использованию в конкретных
условиях. Для того чтобы объективно
оценит конкурентоспособность своего
товара, производитель должен при
анализе использовать те же критерии,
которыми оперирует потребитель. Только
в таком случае можно ожидать,
что оценка, данная товару производителем,
совпадает с мнением
Определение принципиальной возможности начинается с оценки патентной чистоты, которая отражает степень воплощения в изделии научно-технических решений, не подпадающих под действие патентов, выданный в стране потребителя. Однако такой параметр позволяет судить лишь о наличии или отсутствии препятствий для реализации товара и не определяет сам уровень его потребительских свойств с точки зрения покупателя. Если в изделии имеются составные части, не обладающие патентной чистотой, то дальнейший анализ конкурентоспособности целесообразно проводить лишь после разработки мер, направленных на обеспечение патентной чистоты.
Затем выясняется соответствие параметров анализируемого товара обязательным нормам. В случае несоответствия им товар не может использоваться для удовлетворения существующей потребности. Следовательно, если хотя бы один из нормативных параметров изделия не соответствует уровню, предписанному действующими нормами, то товар неконкурентоспособен независимо от результатов сравнения по другим параметрам.
Учет нормативных параметров при оценке конкурентоспособности проводится с помощью показателя, который принимает лишь два значения: 1 и 0. Если товар соответствует нормам, то показатель равен 1, если не соответствует, то он равен 0.
С техническими параметрами связан первый шаг потребителя к покупке товара, заключающийся в отборе изделия как потенциального «кандидата» на приобретение. Этот шаг может состояться, если анализ параметров товара показывает, что он удовлетворяет существующую потребность и может принести необходимый полезный эффект. Если потребитель не найдет на рынке товара, полностью отвечающего потребности, он будет вынужден скорректировать свои требования с учетом существующего предложения.
Из
такого (упрощенного) описания процедуры
отбора на рынке следует, что в
структуре потребности
Оценка
способности товара конкурировать
производится путем сопоставления
параметров анализируемой продукции
с параметрами базы сравнения. За
базу сравнения принимается либо
потребность покупателя, либо образец.
Обычно образец — это аналогичный
товар, имеющий максимальный объем
продаж и наилучшую перспективу
сбыта в будущем. Если за базу сравнения
принимается потребность, то расчет
единичного показателя конкурентоспособности
можно проводить по формуле
где gi — единичный параметрический показатель конкурентоспособности по i-му параметру;
Пi — величина i-го параметра для анализируемой продукции;
Пin — величина i-го параметра, при котором потребность удовлетворяется полностью;
n — количество анализируемых параметров.
Описанный
метод (дифференциальный) позволяет
лишь констатировать факт необходимости
повышения или снижения параметров
продукции для обеспечения
Смешанный
метод позволяет выразить способность
товара конкурировать в определенных
условиях рынка через комплексный количественный
показатель — коэффициент конкурентоспособности,
который определяется по формуле
где i = 1, ..., n — число параметров продукции, участвующих в оценке;
j = 1, ..., n — виды продукции;
аi — коэффициент весомости (значимости, предпочтительности) для покупателя i-го параметра по сравнению с остальными существенными параметрами продукции;
Пij — конкурентное значение i-го параметра для j-и продукции;
Пin — желаемое значение i-го параметра, которое позволяет полностью удовлетворить потребность покупателя;
βi = + 1, если увеличение параметра Пij способствует росту конкурентоспособности продукции (например, надежности, производительности изделия и т.д.);
βi= - 1, если увеличение значения параметра Пij приводит к снижению конкурентоспособности продукции (например, вес, габарит, цена и др.).
Учитывая, что сумма «удельных весов» каждого из рассматриваемых показателей в общем объеме по каждому виду продукции не может превышать единицы, или 100%, необходимым условием для коэффициента значимости аi, является: ∑ai= 1.
Коэффициент
конкурентоспособности
Показатель
конкурентоспособности важен
Для
оценки качества и конкурентоспособности
изделий, по мнению специалистов, возможно
применение балльной оценки, в соответствии
с которой каждому
где Р — цена изделия;
q — средний балл изделия с учетом параметров качества.
где qr — количество изделий, изготовленных в отчетном периоде в соответствии с научно-технической документацией и сданных на склад;
qk — количество комплектов деталей, поступивших в отчетном периоде на операцию, принятую для данного вида изделий при определении величины технологического выхода в качестве начальной операции;
Δ Hn — изменение суммы остатков незавершенного производства на начало и конец отчетного периода, проведенных к начальной операции.
Обобщающий
показатель качества можно вычислить
по формуле
где Кк — коэффициент качества;
Сб — стоимость забракованной продукции в процессе производства, ден. ед.;
Сд — стоимость дефектной продукции, за которую по рекламациям уплачен штраф, ден. ед.;
Сr — стоимость продукции, подвергнутой гарантийному ремонту, ден. ед.; Сф — стоимость продукции, фактически реализованной за отчетный период, ден. ед.
Чем ближе величина коэффициента качества к нулю, тем лучше работает предприятие. [9, c.369]
Обеспечение
конкурентоспособности носит