Оценка уровня конкурентоспособности продукции и пути ее повышения ( на примере ОАО «Изоляция»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 18:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является оценка конкурентоспособности продукции ОАО «Изоляция» и разработка путей ее повышения.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
показать сущность конкурентоспособности и методы ее оценки;
рассмотреть процесс обеспечения и оценки конкурентоспособности товара на примере ОАО «Изоляция»;
попытаться дать практические рекомендации по повышению уровня конкурентоспособности на ОАО «Изоляция».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
1. Теоретические аспекты изучения конкурентоспособности продукции….....5
1.1 Значение конкурентоспособности продукции в производственно-хозяйственной деятельности предприятия……………………………….……..5
1.2 Система показателей оценки конкурентоспособности продукции и методика их расчета….…………………………..……..…………………….…..7
2. Оценка конкурентоспособность продукции ОАО «Изоляция»……………14
2.1 Экономическая характеристика предприятия………….……...……….....14
2.2 Оценка уровня конкурентоспособности продукции ОАО «Изоляция».....19
3. Пути повышения конкурентоспособности продукции ОАО «Изоляция»...26
Заключение……………………………………………………………………....31
Список использованных источников…………………………………………..32

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ЭПО.docx

— 90.57 Кб (Скачать)
align="center">

  • 1.2 Система показателей оценки конкурентоспособности продукции и методика их расчета  
  •    После выбора изделия, для которого проводится оценка, на основе изучения рынка и  требований покупателей определяется перечень технических, нормативный  экономических и организационных  параметров, подлежащих исследованию.  Затем осуществляется сравнение по каждой из групп параметров. Инструментом сравнения здесь является единичный параметрический показатель – отношение величины параметра реального изделия к величине параметра гипотетического изделия.

       На  основе единичных показателей проводится подсчет групповых показателей, которые в количественной форме выражают различие между анализируемым товаром и потребностью, то есть позволяют судить о степени удовлетворения. Затем проводится расчет интегрального показателя, представляющего собой численную характеристику конкурентоспособности анализируемого товара по всем группам параметров. [4, с. 132]

          Остановимся подробнее на основных моментах анализа конкурентоспособности. Его основа — постоянное изучение рынка как до начала программы создания изделия, так и в ходе ее реализации. Главная задача такого следования — выделение и анализ той группы факторов, которые влияют на формирование спроса в определенном сегменте.

       Всякое  изделие обладает комплексом свойств, определяющих степень его пригодности  к использованию в конкретных условиях. Для того чтобы объективно оценит конкурентоспособность своего товара, производитель должен при  анализе использовать те же критерии, которыми оперирует потребитель. Только в таком случае можно ожидать, что оценка, данная товару производителем, совпадает с мнением покупателя. Однако для производителя этот вопрос стоит несколько шире, прежде всего  он должен оценить принципиальную возможность  реализации своего товара на данном рынке, то есть уровень нормативных параметров.

       Определение принципиальной возможности начинается с оценки патентной чистоты, которая  отражает степень воплощения в изделии  научно-технических решений, не подпадающих  под действие патентов, выданный в стране потребителя. Однако такой параметр позволяет судить лишь о наличии или отсутствии препятствий для реализации товара и не определяет сам уровень его потребительских свойств с точки зрения покупателя. Если в изделии имеются составные части, не обладающие патентной чистотой, то дальнейший анализ конкурентоспособности целесообразно проводить лишь после разработки мер, направленных на обеспечение патентной чистоты.

       Затем выясняется соответствие параметров анализируемого товара обязательным нормам. В случае несоответствия им товар не может использоваться для удовлетворения существующей потребности. Следовательно, если хотя бы один из нормативных параметров изделия не соответствует уровню, предписанному действующими нормами, то товар неконкурентоспособен независимо от результатов сравнения по другим параметрам.

       Учет  нормативных параметров при оценке конкурентоспособности проводится с помощью показателя, который принимает лишь два значения: 1 и 0. Если товар соответствует нормам, то показатель равен 1, если не соответствует, то он равен 0.

       С техническими параметрами связан первый шаг потребителя к покупке товара, заключающийся в отборе изделия как потенциального «кандидата» на приобретение. Этот шаг может состояться, если анализ параметров товара показывает, что он удовлетворяет существующую потребность и может принести необходимый полезный эффект. Если потребитель не найдет на рынке товара, полностью отвечающего потребности, он будет вынужден скорректировать свои требования с учетом существующего предложения.

       Из  такого (упрощенного) описания процедуры  отбора на рынке следует, что в  структуре потребности различные ее элементы имеют неодинаковую значимость. [8, c.23]

    Оценка  способности товара конкурировать  производится путем сопоставления  параметров анализируемой продукции  с параметрами базы сравнения. За базу сравнения принимается либо потребность покупателя, либо образец. Обычно образец — это аналогичный  товар, имеющий максимальный объем  продаж и наилучшую перспективу  сбыта в будущем. Если за базу сравнения  принимается потребность, то расчет единичного показателя конкурентоспособности  можно проводить по формуле 

                                    gi=Пi/Пin*100% ,                                     (1) 

    где gi — единичный параметрический показатель конкурентоспособности по i-му параметру;

    Пi — величина i-го параметра для анализируемой продукции;

    Пin — величина i-го параметра, при котором потребность удовлетворяется полностью;

    n — количество анализируемых параметров.

         Если за базу сравнения принимается  образец, то в знаменателе дроби  следует поставить величину i-го параметра для изделия, принятого за образец.

       Иногда  параметры продукции не имеют  физической меры. В этом случае для  оценки этих характеристик используются методы оценки в баллах.

       Описанный метод (дифференциальный) позволяет  лишь констатировать факт необходимости  повышения или снижения параметров продукции для обеспечения конкурентоспособности, но не отражает влияние каждого параметра  при выборе товара потребителем. [9, c.366]

         Смешанный метод позволяет выразить способность товара конкурировать в определенных условиях рынка через комплексный количественный показатель — коэффициент конкурентоспособности, который определяется по формуле             

                                                                                               n                 П ijβi

                                                       Kj=∑ai                                    ,                          (5)

                                                                                            ij=1          Пin 

         где i = 1, ..., n — число параметров продукции, участвующих в оценке;

         j = 1, ..., n — виды продукции;

         аi — коэффициент весомости (значимости, предпочтительности) для покупателя i-го параметра по сравнению с остальными существенными параметрами продукции;

         Пij — конкурентное значение i-го параметра для j-и продукции;

         Пin — желаемое значение i-го параметра, которое позволяет полностью удовлетворить потребность покупателя;

         βi = + 1, если увеличение параметра Пij способствует росту конкурентоспособности продукции (например, надежности, производительности изделия и т.д.);

         βi= - 1, если увеличение значения параметра Пij приводит к снижению конкурентоспособности продукции (например, вес, габарит, цена и др.).

         Учитывая, что сумма «удельных весов» каждого  из рассматриваемых показателей в общем объеме по каждому виду продукции не может превышать единицы, или 100%, необходимым условием для коэффициента значимости аi, является: ∑ai= 1.

         Коэффициент конкурентоспособности учитывает  лишь ту группу свойств товара, которая  служит базой для сравнения. Тем не менее, при его расчете рассматривается большая совокупность характеристик, которые в значительной мере определяют предпочтение покупателя: цена продажи, цена потребления, престиж фирмы, мощность, производительность, ресурс и др. Для перевода качественных показателей в количественные обычно принимается шкала перевода в баллах от 1 до 5.

         Показатель  конкурентоспособности важен для  проектирования требуемых свойств  изделия, установления цены, а также  при решении других проблем.

         Для оценки качества и конкурентоспособности  изделий, по мнению специалистов, возможно применение балльной оценки, в соответствии с которой каждому качественному  параметру изделий проставляется  балл с учетом значимости этого параметра для изделия в целом и избранной для оценки шкалы — 5-10-100-балльной. После этого определяется средний балл изделия, характеризующий уровень качества в баллах. Стоимость одного среднего балла определяется по формуле : 

                                            Рq = Р / q ,                                           (6) 

         где Р — цена изделия;

         q — средний балл изделия с учетом параметров качества.

           Подобный расчет рекомендуется  проводить при сравнительном  анализе изделия для решения  вопроса об их запуске в  производство или эффективности  предлагаемых качественных усовершенствований.

           К параметрам качества могут  быть отнесены как технико-экономические  параметры, так и эстетические, соответствие моде и др. Для  расчета цены новой продукции  можно использовать формулу :

         Рн = Рq q*БнРн,                                         (7)

    где Рн — цена новой продукции, ден. ед.;

         Рq цена базовой продукции, ден. ед.;

         Бqсумма баллов, характеризующих параметр качества базовой продукции;

         Бн — сумма баллов, характеризующих параметры качества новой продукции;

         Рq q – средняя цена одного балла, характеризующего параметры качества базовой продукции.

         В некоторых отраслях промышленности, связанных с особыми условиями  производства и требованиями к качеству продукции, например в электронной, как правило, не достигается стопроцентный  выпуск годных изделий. Предприятия таких отраслей в планах предусматривают технологические потери, учитывающие этот процент. При повышении фактического выхода годных изделий снижаются затраты на технологические потери.

         Фактический выход годных изделий определяется как :

     

                                        Вг.ф = qr/qk*Δ Hn*100% ,                         (8) 

         где qrколичество изделий, изготовленных в отчетном периоде в соответствии с научно-технической документацией и сданных на склад;

           qkколичество комплектов деталей, поступивших в отчетном периоде на операцию, принятую для данного вида изделий при определении величины технологического выхода в качестве начальной операции;

           Δ Hnизменение суммы остатков незавершенного производства на начало и конец отчетного периода, проведенных к начальной операции.

         Тогда величина 100% - Вг.ф будет соответствовать проценту затрат на продукцию, не удовлетворяющую ТУ.

         Обобщающий  показатель качества можно вычислить  по формуле 

                                       Кк=(Сб дr)/Сф    ,                                                           (9)         

                  

         где Кк — коэффициент качества;

         Сбстоимость забракованной продукции в процессе производства, ден. ед.;

         Сд — стоимость дефектной продукции, за которую по рекламациям уплачен штраф, ден. ед.;

         Сr — стоимость продукции, подвергнутой гарантийному ремонту, ден. ед.; Сфстоимость продукции, фактически реализованной за отчетный период, ден. ед.

         Чем ближе величина коэффициента качества к нулю, тем лучше работает предприятие. [9, c.369]

       Обеспечение конкурентоспособности носит комплексный  характер. Поэтому недооценка какого-либо фактора может привести к неудаче  фирмы на рынке. Hи редки случаи, когда товары высокого качества не находят достаточного сбыта.

    Информация о работе Оценка уровня конкурентоспособности продукции и пути ее повышения ( на примере ОАО «Изоляция»)