Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:28, курсовая работа
Цель данной работы заключается в изучении методов оценки качества продукции, реализуемой в торговых предприятиях.
Достижение поставленной цели предполагает в ходе выполнения работы следующих задач:
изучить сущность понятия качества продукции и классификации показателей качества;
ознакомиться с оценкой качества продукции и методами его определения;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА
ТОВАРОВ
1.1 Основные понятия качества………………………………………...5
1.2 Классификация показателей качества и методы их оценки…..…..8
1.3 Методы оценки уровня качества продукции……………………..12
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА УРОВНЯ КАЧЕСТВА ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫМ И КОМПЛЕКСНЫМ МЕТОДОМ
2.1 Оценка уровня качества стиральной машины дифференциальным методом……………………………………………………………………16
2.2 Оценка уровня качества электрочайника комплексным методом...18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….20
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА
ТОВАРОВ
1.1 Основные понятия качества………………………………………...5
1.2 Классификация показателей качества и методы их оценки…..…..8
1.3 Методы оценки уровня качества продукции……………………..12
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА УРОВНЯ КАЧЕСТВА ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫМ И КОМПЛЕКСНЫМ МЕТОДОМ
2.1 Оценка уровня качества стиральной машины дифференциальным методом……………………………………………………………
2.2 Оценка уровня качества электрочайника комплексным методом...18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Качество продукции относится к числу важнейших показателей деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. В современных условиях конкуренция между предприятиями развертывается главным образом на поле качества выпускаемой продукции. Таким образом, выиграет предприятие, имеющее высокий уровень качества при минимальных затратах производства.
Определение качества товаров народного потребления и способы его выражения являются важнейшей проблемой. Это связано с тем, что тема повышения качества продукции многогранна: она охватывает технические, экономические и социальные аспекты. Качество является важнейшим инструментом в борьбе за рынки сбыта, именно оно обеспечивает конкурентоспособность товара.
По определению Европейской организации по контролю качества (ЕОКК), качество изделия – степень удовлетворения запросов потребителя.
Согласно ГОСТ 15467-79 качество продукции – совокупность свойств продукции, обусловливающих способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Объективную оценку качества товаров можно сделать лишь на основе индекса качества, определяемого в соответствии с международными стандартами качества. Он представляет собой сумму баллов, выставленных товару по стандартному набору показателей.
Цель данной работы заключается в изучении методов оценки качества продукции, реализуемой в торговых предприятиях.
Достижение поставленной цели предполагает в ходе выполнения работы следующих задач:
изучить сущность понятия качества продукции и классификации показателей качества;
ознакомиться с оценкой качества продукции и методами его определения;
охарактеризовать методы оценки уровня качества продукции (дифференциальный, комплексный, смешанный);
оценить уровень качества товаров.
Структура работы: работа состоит из двух глав, в которых последовательно решены поставленные выше задачи.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ТОВАРОВ
1.1 Основные понятия качества
Качество – комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг.
Вопросу определения термина «качество» отводится достаточно много места как в нашей, так и в зарубежной научной литературе. Как философская категория качество выражает неотделимое от бытия предмета его сущностную определенность, благодаря которой он является именно данным, а не иным предметом.
Конкретно-экономических трактовок понятия качества существует также достаточно большое количество. В частности, американский профессор Х.Д.Харрингтон пишет, что качество – это удовлетворение ожиданий потребителя за цену, которую он может себе позволить, когда у него возникнет потребность, а высокое качество – это превышение ожиданий потребителя за более низкую цену, чем он предполагает.
Понятие качества продукции имеет очень важное значение в практической деятельности, потому регламентировано ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения». Согласно этому нормативному документу под качеством понимается совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Продукция, реализуемая в торговых предприятиях, имеет много свойств, которые могут проявляться при ее разработке, производстве, хранении, транспортировании, использовании.
Свойством продукции называется ее объективная особенность, проявляющаяся при создании, эксплуатации или потреблении. Совокупность свойств позволяет отличить один вид продукции от другого. Все свойства продукции можно условно разделить на простые и сложные.
К числу простых свойств можно отнести грузоподъемность и скорость автомобиля, мощность двигателя, усилие пресса и т. п. Примером сложного свойства является надежность. Сложные свойства продукции можно разложить на более простые. Так, надежность включает в себя такие свойства (также сложные), как безотказность, ремонтопригодность, долговечность и сохраняемость.
Например, простые свойства ткани – устойчивость к истиранию, устойчивость окраски, белизна, колористическое оформление, структура. Сложные – долговечность (первые три свойства), эстетические (последние три свойства).
Важное значение для производства товаров надлежащего качества и управления качеством имеет контроль качества товаров, представляющий собой процедуру проверки соответствия показателей качества товаров требованиям нормативно-технической документации и договоров поставки. Одной из задач контроля становится выявление дефектов продукции, к которым относится каждое отдельное несоответствие товара требованиям, указанным в документах.
Дефекты продукции могут быть выявлены как при органолептическом, так и при измерительном контроле; а некоторые дефекты могут быть обнаружены только в процессе эксплуатации.
В зависимости от возможности выявления дефекты могут быть явными и скрытыми.
Явный дефект товара - это дефект, для выявления которого в нормативной документации, обязательной для данного вида контроля, предусмотрены соответствующие правила, методы и средства. Многие явные дефекты обнаруживаются уже при визуальном контроле продукции.
Скрытый дефект товара - это дефект, для выявления которого в нормативной документации, обязательной для данного вида контроля, не предусмотрены соответствующие правила, методы и средства. Скрытые дефекты обнаруживаются, как правило, при эксплуатации товара (изделия).
По происхождению дефекты можно классифицировать на производственные и непроизводственные.
Производственный дефект образуется в процессе производства товара, как правило, вследствие нарушения технологического режима изготовления изделия, в то время как непроизводственный дефект - это дефект товара, появившийся после завершения процесса производства товара, т. е. при транспортировке, хранении, реализации, эксплуатации или потреблении.
Исходя из возможности устранения дефекты подразделяются на устранимые и неустранимые.
К устранимым дефектам относят дефекты товара, устранение которых технически возможно и экономически целесообразно. Неустранимые дефекты - это дефекты товара, устранение которых технически невозможно и экономически нецелесообразно.
Важна также значимость дефекта, представляющая собой относительную величину, определяемую видом, размером, местонахождением дефекта и характеризующуюся степенью его влияния на уровень качества товара по сравнению с другими дефектами.
По степени влияния на качество предусмотрена градация дефектов на критические, значительные, малозначительные.
Критический - это дефект, при наличии которого использование товара по назначению практически невозможно или недопустимо.
Значительные дефекты товара существенно влияют на возможность использования товара по назначению, на его качество и длительность эксплуатации.
Малозначительные (незначительные) дефекты существенно не влияют на использование изделия по назначению и на его долговечность.
В результате сплошного или выборочного контроля качества продукции выявляется годная продукция и брак. Годная продукция (товар) - это товар, удовлетворяющий всем установленным требованиям. Браком считается продукция, передача которой потребителю не допускается из-за наличия дефектов, недопускаемых нормативными документами.
1.2 Классификация показателей качества и методы их оценки
Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции.
Показатели качества продукции количественно характеризуют пригодность продукции удовлетворять те или иные потребности. Для разных видов продукции один и тот же показатель может являться или не являться показателем качества (например, жаропрочность эмалевого покрытия).
Показатели качества могут быть безразмерными или иметь различные единицы измерения.
По отношению к характеризуемым свойствам показатели качества могут быть единичными и комплексными.
Единичный показатель качества товара относится только к одному из его свойств, например, стойкости запаха духов или любого химиката. К единичным показателям можно отнести также наработку телевизора на отказ, калорийность пищи и др.
Комплексный показатель характеризует совокупность свойств, составляющих качество продукции.
Определяющий показатель качества продукции — это показатель, по которому принимают решение оценивать качество. Например, необходимо оценить качество изделия по совокупности свойств, показатели качества которых выражаются в баллах.
В процессе оценки качества для каждого показателя определяется коэффициент весомости (важности).
Коэффициент весомости показателей качества продукции — это количественная характеристика значимости данного качества продукции среди других ее показателей качества.
Коэффициенты весомости могут определяться социологическими и экспертными методами, а также на основе анализа влияния данного показателя качества продукции на эффективность ее потребления или реализации.
При установлении коэффициента значимости эксперты руководствуются принципом, для какого товара какой показатель качества является наиболее важным.
Определяющий показатель качества находят следующим образом: оценивают в баллах каждый показатель, а затем полученные средние результаты умножают на коэффициент весомости и произведения суммируют.
ГОСТ 22851-77 устанавливает следующую номенклатуру основных 10 групп показателей качества по характеризуемым ими свойствам продукции:
1) Показатели назначения характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена, и обуславливают область ее применения.
В эту группу входят:
а) классификационные показатели, устанавливающие принадлежность изделий к классификационной группировке (классы автомобилей, точности приборов и т.д.);
б) функциональные (эксплуатационные), характериз
результат от эксплуатации изделий (быстродействие компьютера, производительность станка точность измерительного прибора и т.д.);
в) конструктивные, дающие точное представление об основных проектно-конструкторских решениях изделий (двигатели дизельные, бензиновые, электрические и т.д.);
г) показатели состава и структуры, определяющие содержание в продукции химических элементов, их соединений. Показатели этой группы играют основную роль в оценке уровня качества.
2) Показатели надежности характеризуют свойства безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости.
Безотказность – свойство изделия сохранять работоспособность в течение некоторого времени или наработки.
Долговечность – свойство изделия сохранять работоспособность до предельного состояния с необходимыми перерывами для технического обслуживания и ремонта.
Ремонтопригодность – способность продукции подвергаться ремонту.
Сохраняемость – свойство изделий и продуктов сохранять исправное и пригодное к потреблению состояние в течение установленного в технической документации срока хранения и транспортирования, а также после него.