Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 19:08, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение рыночных механизмов деятельности предприятия: влияние эластичности спроса на цену продукции, определение в связи с этим наиболее прибыльного объема производства, рыночное установление зарплаты и численности занятых. Кроме того, на практике происходит уяснение сущности и взаимозависимости категорий микроэкономики: несовершенная конкуренция, эластичность, валовой и предельный доход, валовые и предельные издержки. Так же подробное ознакомление с одной из организационно- правовых форм предприятия – акционерным предприятием, его структурой, принципом работы, на основе предельной производительности работника научиться определять необходимое число занятых при различных объемах производства. На основе полученных данных принять решение относительно наиболее выгодного плана выпуска продукции, цены, необходимости привлечения банковских кредитов.
Введение…………………………………………………………………………...4
1 Конкуренция…………………………………………………………………….5
2Совершенная конкуренция………………….......................................................5
3 Несовершенная конкуренция……………………………………………….….8
3.1 Монополия…………………………………………………………………….8
3.2 Олигополия…………………………………………………………………....9
3.3 Дуополия……………………………………………………………………..10
3.4 Монопсония……………………………….....................................................11
4 .Таблицы………………………………………………………………………..12
4.1Алгоритм расчета……………………….........................................................16
Заключение………………………………………………………………………20
Литература……………………………………………………………………….21
Приложение
3. Несовершенная конкуренция
Общие черты несовершенной конкуренции. Свое название они получили в связи с тем, что конкуренция и стихийные механизмы саморегулирующие действуют на них несовершенно.
Предпосылками
несовершенной конкуренции
1 Значительная доля рынка у отдельных производителей
2 Наличие барьеров проникновения в отрасль
3 Неоднородность продуктов
4
Несовершенство рыночной
Критерием
несовершенной конкуренции
Различают четыре вида монопольного положения:
1 Монополия
2 Олигополия
3 Монопсония
4 Олигопсония
3.1 Монополия
Самой распространенной в настоящее время моделью рынка является монополистическая конкуренция. Монополистическая конкуренция предполагает смещение монополии и конкуренции.
При чистой монополии на рынке всего один продавец.
Характерные черты монополии.
Если одна фирма является единственным производителем и единственным поставщиком, то фирма приобретает качество отрасли. Ее продукция уникальна, не имеет заменителей, и покупатель вынужден обращаться только к ней. Это позволяет фирме осуществлять контроль над ценой и воздействовать на общий объем предложения. Переход других производителей в свою отрасль фирма блокирует. Барьеры могут быть экономическими, техническими или юридическими. Реальными барьерами считаются: эффект масштаба, исключительные права и собственность на важнейшие виды сырья.
Основным инструментом для установления своего господства монополии используют цену. Различают три вида монополистических цен: монопольно высокие, по которым монополии продают свою продукцию покупателям; монопольно низкие, по которым закупают сырье; дискриминационные цены, которые монополии устанавливают на различных рынках применительно к различным группам покупателей по вариантам товаров и услуг. Монополия имеет положительные и отрицательные стороны. С одной стороны крупное производство дает возможность снижать издержки производства и в целом ресурсы Оно меньше подвержено банкротству, сдерживает рост безработицы. С другой стороны монополии препятствуют свободной конкуренции, что не способствует снижению цен, повышению качества продукции. Часто субъекты рынка применяют ценовую и неценовую конкуренцию. Ценовая конкуренция выражается посредством изменения цен на товары. Фирмы-продавцы снижают или увеличивают цену, анализируя кривую спроса на конкурентном рынке. Основное условие ведения успешной конкурентной борьбы с помощью цен – это постоянной совершенствование производства и снижение себестоимости продукции. Выигрывает только тот, кто располагает реальными шансами снижения издержек производства.
При неценовой конкуренции роль цены нисколько не уменьшается, однако на первый план выступают уникальные свойства продукта, его техническая надежность, высокое качество. Именно это, а не снижение цены позволяет привлечь новых покупателей и повысить конкурентоспособность фирмы.
3.2 Олигополия
Олигополистическая конкуренция. Если на конкурентных рынках действует несколько продавцов, то речь идет об олигополии. Например, олигополия включает алюминиевую промышленность, в которой три фирмы имеют тенденции господствовать на всем национальном рынке.
Существует несколько причин, почему определенные отрасли обслуживаются небольшим количеством фирм.
1 Эффект масштаба
Достаточно эффективное производство возможно только при небольшом числе производителей, эффективность требует, чтобы производственная мощность каждой фирмы занимала большую долю рынка; ситуация при которой в отрасли имеется большое число фирм с высокими издержками, каждой из которых не удается реализовать эффект масштаба, является неустойчивой. Эффект масштаба становится труднопреодолимым барьером для вступления в данную отрасль промышленности.
2 Эффект слияния
Поводом
для слияния могут служить
разные причины. Объединение двух или
более конкурировавших фирм может
существенно увеличить их рыночную
долю и дать возможность новой
и более крупной
Олигополии могут быть однородными и дифференцированными, в олигополистической отрасли могут производить стандартизированные или дифференцированные продукты. Сталь, свинец, медь являются стандартизированными продуктами в физическом смысле и производятся в условиях однородной олигополии. Редко какая фирма в условиях олигополистической отрасли в состоянии изменить свою ценовую политику, не попытавшись рассчитать наиболее вероятные ответные действия своих конкурентов. При установлении цены для олигополиста наиболее важным являются данные об издержках и спросе, но к ним нужно добавить и реакцию со стороны конкурентов. Олигополия существует, когда число фирм в отрасли на столько мало, что каждая при формировании своей ценовой политики должна принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов.
Олигополистический рынок состоит из небольшого числа продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Товары могут быть схожими (сталь, алюминий), а могут быть и несхожими (автомобили, компьютеры) Небольшое количество продавцов объясняется тем, что новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок. Каждый продавец чутко реагирует на стратегию и действия конкурентов. Если какая-то сталелитейная компания снизит свои цены на 10%, покупатели быстро переключатся на этого поставщика. Другим производителям стали придётся реагировать либо тоже снижением цен, либо предложением большего числа или объёма услуг. Олигополист никогда не испытывает уверенности, что может добиться какого-то долговременного результата за счёт снижения цен. С другой стороны, если олигополист повысит цены, конкуренты могут не последовать его примеру. И тогда ему придётся либо возвращаться к прежним ценам, либо рисковать потерей клиентуры в пользу конкурентов.
3.3 Дуополия
Дуополия. Лучше понять закономерности несовершенной конкуренции поведения фирмы на олигополистическом рынке позволяет анализ дуополии то есть простейшей олигополтстической ситуации, когда на рынке действуют только две конкурирующие между собой фирмы. Главная особенность моделей дуополии состоит в том, чтобы выручка, и следовательно прибыль, которую получит фирма, зависит не только от ее решений, но и от решений фирмы конкурента, так же заинтересованного в максимализации прибыли. Процесс принятия решения на олигополистическом рынке напоминает домашний анализ отложенной шахматной доски, где игрок ищет самые сильные ответы на возможные варианты хода своего противника.
3.4 Монопсония
Монопсония – рыночное пространство одного покупателя. Единственный работодатель противостоит здесь многочисленным независимым наемным рабочим.
К основным признакам относится
1 Сосредоточение основной части (или даже всех) занятых в сфере определенного вида труда на одной фирме
2 Полное
отсутствие мобильности
3 Установление
монопсонистом контроля за
4 Таблицы
На рынке действует акционерное предприятие, выпускающие однородную продукцию. Оно управляется следующими подразделениями: а)собрание акционеров (СА), б) отдел маркетинга (ОМ), в) бухгалтерия (Б), г) отдел труда и заработной платы (ОТ). Необходимо в соответствии с конъюктурой определить оптимальный объем выпуска продукции, ее цену, издержки на средства производства, количество привлекаемых работников, зарплату, прибыль, дивиденды, объем займов в банке. Фирма является несовершенным конкурентом, т.е. обладает значительной долей производства в отрасли и может влиять на цены.
Поэтому при росте выпуска продукции фирма
все больше насыщает рынок своей продукцией,
происходит уменьшение спроса и , следовательно,
цены. В таких условиях увеличение производства
сверх определенного уровня приведет
к падению прибыли.
4.1 Входная информация
Таблица №1 - Информация отдела маркетинга.
Показатель | Наименование показателя, единицы измерения | |||||||
К | Количество продукции,тыс.шт. | 4 | 7 | 10 | 13 | 16 | 19 | 22 |
Ц | Цена ед-цы продукции, ден.ед | 80 | 65 | 50 | 35 | 20 | 5 | - |
Э | Эластичность спроса, тыс.шт/ден.ед. | 0,2 |
Таблица№2- Информация бухгалтерии.
Показатель | Наименование показателя, единицы измерения | |||||||
К | Количество продукции,тыс.шт | 4 | 7 | 10 | 13 | 16 | 19 | 22 |
ИСП | Издержки на средства производства, тыс.ден.ед | 150 | 210 | 220 | 230 | 240 | 260 | - |
+ИСП | Прирост издержек на ср-ва производства,тыс.ден.ед | - | 60 | 10 | 10 | 10 | 20 | - |
Таблица №3 - Информация отдела труда.
Показатель | Наименование показателя, единицы измерения | |||||||
К | Количество продукции,тыс.шт | 4 | 7 | 10 | 13 | 16 | 19 | 22 |
Пт | Производительность
труда,шт./чел |
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Ц | Цена ед-цы продукции, ден.ед. | 80 | 65 | 50 | 35 | 20 | 5 | - |
Зп | средняя зарплата одного человека, ден.ед | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 | 35 | - |
+Зп | - | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | - |
Таблица №4 - Информация собрания акционеров.
Показатель | Наименование показателя, единицы измерения | |||||||
КП | Кол-во продукции, выпущенной за прошлый период,тыс.шт | 7 | ||||||
ЦП | Цена за одну штуку продукции за прошедший период, ден.ед | 70 | ||||||
К | Количество продукции,тыс.шт | 4 | 7 | 10 | 13 | 16 | 19 | - |
Ц | Цена ед-цы продукции, ден.ед. | 80 | 65 | 50 | 35 | 20 | 5 | - |
ВИ | Валовые издержки, тыс.ден.ед | 190 | 315 | 420 | 685 | 560 | 355 | - |
Н | Ставка налога на прибыль, % | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | - |