Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 18:17, курсовая работа
Цели и задачи.
Целями курсовой работы является:
1. ознакомление с теориями представителей разных экономических направлений
анализ взглядов по данной теме
сформировать и выразить свою точку зрения по выбранной теме курсовой работы.
Введение 3
Глава 1. Начало исследования 5
1.1 Экономическая теория несовершенной конкуренции Дж. Робинсон 5
1.2 Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина 14
1.3 «Абсентеистская собственность» Т. Веблена 23
Глава 2. Современные взгляды 27
2.1 «Эффективная конкуренция» и «эффективная монополия» Й. Шумпетера 27
2.2 Теоретическое обоснование современной конкурентной политики 33
Заключение 41
Литература 43
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Экономический факультет
Кафедра
экономической теории
РЫНОК НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ
(КУРСОВАЯ
РАБОТА)
Выполнила
студентка
1
курса 287 группы
________________________
(ПОДПИСЬ)
Научный руководитель
доцент
Надежда
Васильевна Ярцева
________________________
(ПОДПИСЬ)
Работа
защищена
___________________2009 г.
Оценка__________________
Барнаул 2009
Оглавление
Введение
Актуальность темы.
Как показывает теория и практика, наиболее эффективной на сегодняшнем этапе развития общества является рыночная экономика. Её неотъемлемый элемент – конкуренция, которая, в свою очередь, является катализатором эффективности общественного производства. Она приобретает новые формы, усложняются конкурентные отношения. Однако эти процессы ведут к увеличению числа факторов, влияющих на степень несовершенства конкуренции. Несовершенство конкуренции негативно сказывается на эффективности всей экономики.
В современной экономике совершенно конкурентные рынки встречаются редко – это скорее идеал, к которому можно стремиться, чем реальная действительность. Подавляющее большинство – это рынки несовершенной конкуренции. Своё название они получили в связи с тем, что конкуренция, а значит, и стихийные механизмы саморегуляции («невидимая рука» рынка) действуют на них несовершенно. Наиболее ярким проявлением несовершенной конкуренции является монополия. В условиях монополизации рынка само существование конкуренции может быть признано лишь с большими оговорками. В частности, в России проблема монополизации экономики стоит очень остро.
Степень разработанности.
Многоаспектность
рынка несовершенной
Цели и задачи.
Целями курсовой работы является:
1. ознакомление
с теориями представителей
В соответствии с целями были поставлены следующие задачи:
1. исследовать
и дать характеристику
2. выделить основные моменты этих теорий
3. выделить
проблематику исследуемых
Предметом изучения являются взгляды и теории представителей различных экономических школ по теме работы. Объект изучения – несовершенная конкуренция. Методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Структура.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, содержащих 5 параграфов, заключения, списка литературы. Основной текст изложен на 40 страницах. Литература насчитывает 16 источников.
1.1 Экономическая теория несовершенной конкуренции Дж. Робинсон
Джоан Вайолет Робинсон (1903 – 1983) оставила в западной экономической мысли заметный след. Она была признанным лидером левого кейнсианства - течения, сформировавшегося первоначально в английском Кембриджском университете и оказавшего в условиях кризиса ортодоксального кейнсианства огромное влияние на развитие посткейнсианского направления в буржуазной политэкономии не только Англии, но и других стран.
«Экономическая теория несовершенной конкуренции» была написана в 1933 г. Эта книга, которая сразу же принесла известность молодому автору, не теряет своей актуальности в буржуазной политэкономии и сегодня. Дело в том, что с начала 70-х годов, и особенно со второй половины 80-х, в ряде капиталистических стран стало быстро усиливаться влияние различных неоконсервативных идеологических течений (как в теории, так и в политике), сопровождаемое возрождением неоклассических предпосылок теоретического анализа, в том числе и предпосылки «совершенной конкуренции». Мы считаем, что Дж. Робинсон в свое книге сделала первые шаги к тому, чтобы преодолеть узкие рамки неоклассической школы и устоявшиеся традиции экономического анализа, что позволило лучше понять особенности развития буржуазной экономической теории, дало новый материал для критического анализа западной экономической мысли, позволило лучше разобраться в механизме буржуазной апологетики.
30-е годы были в буржуазной экономической мысли периодом «бури и натиска», направленных против официальной ортодоксии - основных концепций неоклассической школы, обосновывавших механизм автоматического установления экономического равновесия с помощью совершенной конкуренции, а также действия законов предельной полезности и предельной производительности, периодом, завершившимся «кейнсианской революцией» в буржуазной экономической теории. Именно в этот период разительное противоречие между экономической теорией, рисовавшей гармоничную картину функционирования экономического механизма, и реальным положением дел в английской экономике не могло оставаться больше без внимания со стороны трезвомыслящих исследователей.
Однако старое здание неоклассической теории, выросшее на фундаменте былого экономического процветания Англии и служившее одним из оплотов английского консерватизма, пошатнулось не сразу. Вплоть до кризиса 1929—1933 гг. и появления в 1936 г. книги Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» развитие английской экономической мысли можно характеризовать как завершение неоклассической традиции, столь детально разработанной Маршаллом. Важнейшее значение имели дискуссии вокруг основ ценообразования - этой центральной проблемы неоклассической теории, развернувшиеся в середине 20-х гг. под влиянием работы П. Сраффы. «Экономическая теория несовершенной конкуренции» Робинсон и «Теория монополистической конкуренции», написанная Э. Чемберлином (в том же году на противоположной стороне Атлантики - в США), в известной мере подытожили эти дискуссии о характере ценообразования в условиях монополии и о возникновении неценовых форм конкуренции. По сути дела, это были первые работы в буржуазной политэкономии, которые дали теоретическое обобщение (хотя и в крайне абстрактной форме) проблемы господства монополистического капитала и новых рыночных образований, связанных с этим господством. Названные работы стали для буржуазной экономической мысли, особенно для ииституционализма и посткейнсианства, классическими.
Эти работы были обусловлены необходимостью переосмыслить действие рыночного механизма с учетом роли таких факторов, как ограниченное количество продавцов, дифференциация продукта, издержки сбыта, с учетом значения взаимодействия продавцов на рынке, неценовых форм конкуренции. Мы считаем, что в «Экономической теории несовершенной конкуренции» Робинсон далека от того, чтобы анализировать монополию как особую стадию в развитии капиталистического способа производства, качественно отличную от капитализма свободной конкуренции. Такую теорию, как известно, сформулировал В. И. Ленин. Он определил основные признаки монополистической стадии капитализма: создание монополий на основе концентрации и централизации капитала, слияние банковского капитала с промышленным и образование финансовой олигархии, возрастающее значение вывоза капитала, образование международных союзов капиталистов, завершение территориального раздела мира между крупнейшими империалистическими державами. В. И. Ленин писал: «Монополии, вырастая из свободной конкуренции, не устраняют её, а существуют над ней и рядом с ней, порождая этим ряд особенно острых и крутых противоречий, трений, конфликтов». [См. источник № 1, стр.10]
Монополистическая конкуренция (как и монополистические сговоры и соглашения крупных компаний) составляет неотъемлемый механизм функционирования капиталистического хозяйства. Исследование форм монополистической конкуренции показывает, что она проявляется в самых разнообразных видах: монополистические компании нередко проводят согласованную политику по поддержанию стабильных цен или цен, основанных на «следовании за лидером». Ценовая конкуренция в этих условиях нередко принимает форму тайных скидок и дополнительных услуг покупателю; особенно широкий размах приобретает конкуренция на базе дифференциации продукта, его особенностей и качества, гарантий и услуг, широкой рекламы и т. п. Неизбежным результатом господства монополий является реализация в цене продукции монопольной сверхприбыли. Марксистско-ленинская теория объясняет глубинные истоки монопольной сверхприбыли. Подобно прибыли, главным источником которой является прибавочная стоимость, непосредственным источником сверхприбыли, получаемой монополией, является избыточная прибавочная стоимость, извлекаемая ею вследствие лучших условий производства, а также в результате рыночного перераспределения доходов посредством механизмов ценообразования. Однако и этого аспекта анализа мы в настоящей книге Робинсон не находим, так как автор ее концентрирует внимание на функциональных зависимостях и, по существу, отказывается от рассмотрения тех причинно-следственных связей, которые позволяет исследовать марксистская теория стоимости и вытекающая из нее теория прибавочной стоимости.
Центральная тема книги Робинсон - рыночные аспекты монополизации, механизм формирования цен и реализации монопольной прибыли в условиях несовершенной (по сути дела, монополистической) конкуренции. Основная задача «Экономической теории несовершенной конкуренции» - объяснить процесс установления цены товаров. «Почему производитель продает товар по такой-то цене, а не по иной? Почему покупатель соглашается купить товар по данной цене?» - так формулирует Робинсон проблему. По нашему мнению, новаторство Робинсон состояло в том, что этот процесс рассматривался ею при условии, что каждый производитель выступает как монопольный обладатель своего собственного продукта. Такова важнейшая формальная предпосылка ее анализа.
Но для того, чтобы «монопольное обладание продуктом» реализовалось в подлинной монополии, т. е. цене, способной обеспечить владельцу продукции монопольную прибыль, должны сформироваться еще некоторые дополнительные условия. Важнейшим из них Робинсон считала дифференциацию продукта, отсутствие товаров-субститутов. «Каждый отдельный производитель, - писала она, - располагает монополией на собственную продукцию (и это совершенно очевидно); если множество таких производителей ведут торговлю на совершенном рынке, то создается ситуация, которую мы обычно характеризуем как совершенная конкуренция... Монополия же означает лишь то, что продукция отдельного производителя должна быть, как правило, заметно обособлена от товаров-субститутов». [См. источник №1, стр. 11]
Подобное понимание монополии коренным образом отличается от марксистского ее определения, связывающего монополию с концентрацией и централизацией капитала, крупным производством, властью гигантских корпораций. Но мы думаем, что, было бы неверным считать, что Робинсон «выводит» монополию только из дифференциации продукта. Целый ряд ее высказываний говорит о том, что под монополией она подразумевает крупное производство. «Монополия должна быть гораздо больше, чем оптимального размера предприятие», она должна иметь организацию, «контролирующую цены и распределение выпуска продукции между отдельными производственными единицами». [См. источник №1, стр. 11] Таким образом, монополию Робинсон связывает не просто с рынком, но и непосредственно с производством. «Везде можно наблюдать действие тенденции к монополизации, проявляющейся в форме программ ограничения, систем квотирования, рационализации, роста гигантских корпораций», — писала она. [См. источник №1, стр. 12]
Выдвижение на передний план проблемы дифференциации продукта свидетельствует лишь о том, что анализ автора сфокусирован на рыночных аспектах монополизации; исследованию этих проблем подчинен и весь предлагаемый аппарат анализа. Важно подчеркнуть, что дифференциация продукта – очень важный феномен монополизации рынка. Чем более однородна продукция, тем в большей мере товары способны замещать один другой, тем сильнее конкуренция, и, наоборот, чем более дифференцированы товары, тем меньше конкуренция, тем легче установить на них монопольную цену. Высокий уровень концентрации производства и централизации контроля над предложением товаров в той или иной отрасли еще не тождествен монополизации рынка, хотя и является ее важнейшей предпосылкой.