Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 16:30, контрольная работа
Цель данной работы - рассмотреть понятие несовершенная конкуренции, ее влияние на поведение фирмы и на экономику в целом, охарактеризовать различные виды рыночных структур, рассмотреть проблему монополизации экономики страны и определить основные пути решения этой проблемы.
Введение…………………………………………………..……………..…………………3
1. Основные типы и причины существования
несовершенной конкуренции……………………….…………….…….…..…………….4
2. Антимонопольная политика государства….……………………….……………........7
3. Тесты……………………………………………… …………………………………...11
Заключение………………………………………………… ………………...………….13
Список использованной литературы……………………………………………………
Федеральное агентство по образованию
Филиал
Государственного образовательного учреждения
Высшего профессионального
Образования Всероссийского заочно-финансового
экономического института
В г. Туле
Контрольная
работа
По дисциплине «Экономическая теория»
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………..…
1. Основные типы и причины существования
несовершенной
конкуренции……………………….…………….…….
2. Антимонопольная
политика государства….……………………….……………..
3. Тесты……………………………………………… …………………………………...11
Заключение………………………………………………… ………………...………….13
Список
использованной литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Изучая различные виды рынков, мы делим их все, вначале, на два типа: рынки совершенной и несовершенной конкуренции в зависимости от числа экономических агентов на рынке, доли отдельного продавца на рынке, наличия или отсутствия барьеров входа и выхода на рынке, степени рыночной власти продавцов. Но рынки совершенной конкуренции в жизни встречаются довольно редко, а вот с несовершенной конкуренцией мы встречаемся куда чаще. И поскольку продавцы на таких рынках обладают рыночной властью, то цены на их товары выше, чем на рынке совершенной конкуренции. А значит вмешательство государства и регулирование цен зачастую служит интересам покупателей.
Цель данной работы - рассмотреть понятие несовершенная конкуренции, ее влияние на поведение фирмы и на экономику в целом, охарактеризовать различные виды рыночных структур, рассмотреть проблему монополизации экономики страны и определить основные пути решения этой проблемы.
1. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ
И ПРИЧИНЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ
Несовершенная конкуренция - конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят.
В
современной экономике
Если фирма способна существенно влиять на рыночную цену своего выпуска, такая фирма классифицируется как «субъект несовершенной конкуренции».
В
отрасли преобладает
Экономисты подразделяют рынки несовершенной конкуренции на три различных вида рыночных структур.
Монополия.
Сам
термин «монополия» происходит от греческого
«monos polein» - «единственный продавец». При
монополии один продавец полностью контролирует
отрасль. Собственно, он и является единственным
производителем в данной отрасли, кроме
того, не существует отрасли, производящей
близкие товары - заместители. Чистые монополии
в настоящее время редко встречаются.
В самом деле, они обычно могут существовать
лишь при том или ином покровительстве
государства. Например, если фармацевтическая
компания изобретет новое лекарство, она
получит патент, дающий ей исключительное
право продажи этого препарата в течение
нескольких лет. Другой важный пример
монополии — местные коммунальные услуги,
такие как телефон, кабельное телевидение,
газо- и электроснабжение. Здесь действительно
имеется лишь один продавец услуги, для
которой нет близких заместителей. Однако,
современная экономика весьма конкурентна,
и даже «защищенным» монополистам приходится
с этим считаться.
Олигополия.
Термин олигополия буквально означает «мало продавцов». Это могут быть всего две фирмы, а может 10 или 15, а появление новых продавцов затруднено или невозможно. Принципиально важным моментом при определении этого числа является выяснение влияния со стороны отдельных фирм на рыночную цену. Например, в индустрии пассажирских авиаперевозок решение одной из компаний удешевить билеты может привести к ценовой войне, результатом которой будет уменьшение расценок у конкурентов. Сравнительно мало производителей автомашин, хотя на автомобильном рынке продается множество различных моделей. То же самое можно сказать о рынке бытовой техники: магазины заполнены разнообразными моделями холодильников и посудомоечных машин, произведенных небольшим числом компаний.
Монополистическая конкуренция
Последний вид несовершенной конкуренции, ситуация с большим числом продавцов, производящих дифференцированные продукты, называется монополистической конкуренцией. Эта рыночная структура сходна с совершенной конкуренцией в том смысле, что для нее также характерно большое количество продавцов, ни один из которых не обладает значительной долей рынка. Отличие от совершенной конкуренции состоит в том, что продаваемые различными фирмами продукты неидентичны. Так как продукты неодинаковы (хотя бы в незначительной степени), фирмы могут продавать их по разным ценам. Классический случай монополистической конкуренции — рынок розничной торговли бензином. Вы предпочитаете заправляться на станции компании «Эксон», несмотря на несколько более высокие цены по сравнению с ближайшими конкурентами, так как эта станция у вас по пути на работу. Но если разница в ценах станет значительной, вы «переключитесь» на станцию «Мерит», хотя вам и придется делать небольшой крюк.
Несовершенная конкуренция существовала всегда, но особенно обострилась в конце XIX – начале XX в. в связи с образованием монополий. В этот период происходит концентрация капитала, возникают акционерные общества, усиливается контроль за природными, материальными и финансовыми ресурсами. Монополизация экономики явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации промышленного производства под воздействием научно –технического прогресса. Профессор П. Самуэльсон особо подчёркивает это обстоятельство: « Экономике крупного производства, возможно, присущи определённые факторы, ведущие к монополистическому содержанию организации и бизнеса. Это особенно наглядно проявляется в быстро меняющейся области технологического развития. Ясно, что конкуренция не смогла бы долго просуществовать и быть эффективной в сфере бесчисленного множества производителей».
Почему в одних отраслях наблюдается состояние, близкое к совершенной конкуренции, тогда как в других доминируют несколько крупных фирм? Большинство случаев несовершенной конкуренции можно объяснить двумя основными причинами. Во-первых, есть тенденция к уменьшению количества продавцов в тех отраслях, для которых характерны значительные экономии от масштаба и уменьшаются издержки. В этих условиях крупным фирмам производство обходится дешевле, и они могут продавать свои продукты по более низкой цене, чем мелкие, что приводит к "вытеснению" последних из отрасли.
Во-вторых,
рынки имеют тенденцию к
2.
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Антимонопольная политика государства - экономическая политика государства, опирающаяся на антитрестовское законодательство и законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции.
Антимонопольная
политика государства, запрещающая
антиконкурентное поведение и предотвращающая
образование монопольных
Кроме
ограничения поведения
На антимонопольную политику в большой степени повлияло развитие экономической мысли за последние два десятка лет. В результате антимонопольная политика 1980-х гг. была сфокусирована почти полностью на повышении эффективности, и игнорировала популистские беспокойства по поводу крупных размеров фирм как таковых. Более того, по мнению многих специалистов, в современной экономике - с интенсивной конкуренцией с иностранными производителями и в дерегулируемых отраслях - антимонопольная политика должна главным образом концентрироваться на предотвращении сговоров, таких, как например, сговор о фиксировании цен.
Нет и не может быть эффективной, базирующейся на современных научно- технических достижениях, социально ориентированной экономики без активной роли государства. За государством всегда сохраняются классические функции, такие, как: обеспечение свободы предпринимательства, стимулирование деловой активности и борьба с монопольными тенденциями.
Обобщая обзор истории законодательства Российской Федерации, регулирующего развитие конкуренции, предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, следует констатировать, что к середине 1999 г. его формирование в основном завершилось. Сегодня можно с полным основанием утверждать, что в стране складывается новая комплексная отрасль законодательства — конкурентное законодательство.
Об остроте проблемы свидетельствует практика антимонопольных законов. Принятый в 1995г. Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР», «О конкуренции и антимонопольной деятельности на товарных рынках» устанавливает перечень жестких запретов на действия государственных и местных органов управления, направленных на ограничение конкуренции дает ГКАП (Государственный Комитет Антимонопольной Политики) России широкие права и полномочия по контролю за соблюдением норм антимонопольного законодательства.
Анализ деятельности антимонопольных органов России показывает, что только за 1996 год они приняли к рассмотрению около тысячи заявлений по нарушению антимонопольного законодательства.
Во
многих регионах Российской Федерации
сохраняется практика необоснованного
препятствования
Антимонопольные органы работают по контролю за реализацией федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции». При этом выявлены многочисленные нарушения не только производителей, незаконно сбывающих фальсифицированные вино-водочные изделия, но и организаций исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в виде установления дополнительных сборов на продажу ликероводочных изделий).
Так,
в большинстве
В соответствии с Законом о конкуренции (ст. 3) государственную политику по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции проводит федеральный орган исполнительной власти — федеральный антимонопольный орган. Таким образом, федеральный антимонопольный орган фактически действует в двух основных направлениях.
Во-первых, он проводит государственную политику, направленную на демонополизацию экономики Российской Федерации на федеральном уровне, в отдельных отраслях и регионах, на формирование, развитие и эффективное функционирование товарных рынков в их многообразных продуктовых и географических границах.