Рынок несовершенной конкуренции

Автор: e*********@mail.ru, 24 Ноября 2011 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

Монопольно-конкурентное равновесие похоже на чисто монопольное равновесие в том, что цены превышают предельные издержки производства. Однако при чистой монополии цена может также превышать в долгосрочном плане и средние издержки из-за барьеров для входа на рынок новых продавцов. При монополистической конкуренции свободный вход на рынок предотвращает длительное существование экономической прибыли. Прибыль является приманкой, которая привлекает новые фирмы, и удерживает цены ниже уровня, который существовал бы при чистой монополии, но цены превышают те, которые существовали бы на стандартизированные товары при чистой конкуренции.

Содержание

Введение........................................................................................................................3
1. РЫНОЧНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ...........................................................................4
1.1 Структура и функции рынка..................................................................................4
1.2 Понятие рыночной конкуренции. Состязательность..........................................5
1.3 Условия становления и развития рыночной конкуренции.................................6
2. ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ РЫНКА........................................................................7
2.1 Совершенная и несовершенная конкуренция………………………………....7
2.2 Монополистическая конкуренция………………………………………………8
2.3 Олигополия и теория игр………………………………………………………11
2.4 Монополия……………………………………………………………………….19
3. Группирование фирм. Факторы........................................................20
3.1 Группирование фирм, его необходимость и формы…………………………20
3.2 Факторы, определяющие рыночную власть фирм…………………………23
Заключение..................................................................................................................29
Список использованных источников........................................................................30

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Канапияновой Самал ФР-111.doc

— 280.00 Кб (Скачать)

Содержание 
 

Введение........................................................................................................................3 

1. РЫНОЧНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ...........................................................................4

1.1 Структура и функции рынка..................................................................................4

1.2 Понятие рыночной конкуренции. Состязательность..........................................5

1.3 Условия становления и развития рыночной конкуренции.................................6 

2. ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ РЫНКА........................................................................7

2.1  Совершенная и несовершенная конкуренция………………………………....7

  • 2.2 Монополистическая конкуренция………………………………………………8
  • 2.3 Олигополия и теория игр………………………………………………………11
  • 2.4 Монополия……………………………………………………………………….19 
  • 3. Группирование фирм. Факторы........................................................20
  • 3.1 Группирование фирм, его необходимость и формы…………………………20

    3.2  Факторы, определяющие рыночную власть фирм…………………………23 

    Заключение..................................................................................................................29   

    Список использованных источников........................................................................30 
     
     
     
     
     

    Введение

         Тема данной курсовой работы – «Рынок несовершенной конкуренции».

    Целью написания курсовой являлся тщательный и подробный анализ структуры рынка и изучение основных моделей рынка. В работе дается краткий анализ рыночной организации и функции рынка, а также обращается особое внимание на виды экономической конкуренции.

          Курсовая работа состоит из двух частей, введения и заключения. В первой части приведен общий обзор рыночной конкуренции в современной экономике, в том числе и в переходный период. Вторая часть содержит подробное описание основных моделей рынка, где приведен полный анализ структуры и видов несовершенной конкуренции.

          Развитие  рыночной экономики идет полным ходом, и сейчас очень важно регулировать рыночные отношения, чтобы не допустить ошибок, которые впоследствии могут пагубно сказаться на экономическом состоянии отдельных отраслей, да и всей страны в целом. Здесь, важную роль играет государство, которое ныне пытается создать необходимые условия для нормального функционирования новой экономической системы. Было предпринято много положительных шагов в этом направлении, к примеру, создание антимонопольных комитетов и многое другое.

         Монопольно-конкурентное равновесие похоже на чисто монопольное  равновесие в том, что цены превышают предельные издержки производства. Однако при чистой монополии цена может также превышать в долгосрочном плане и средние издержки из-за барьеров для входа на рынок новых продавцов. При монополистической конкуренции свободный вход на рынок предотвращает длительное существование экономической прибыли. Прибыль является приманкой, которая привлекает новые фирмы, и удерживает цены ниже уровня, который существовал бы при чистой монополии, но цены превышают те, которые существовали бы на стандартизированные товары при чистой конкуренции.

         Своеобразным  промежуточным типом несовершенной  конкуренции, наблюдающимся практически  во всех развитых странах, является монополистическая  конкуренция. Монополистическая конкуренция  предполагает наличие множества фирм, производящих дифференцированную продукцию.

         Курсовая  работа предсталяет собой теоретический  обзор рынка совершенной и  несовершенной конкуренции в  мировой экономики. При его создании были использованы сведения методических пособий по изучению экономической теории. 
     
     
     
     
     

    1. РЫНОЧНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ 

  • 1.1 Структура и функции рынка 
  •       Условия, в которых протекает рыночная конкуренция, как  и  ряд  других процессов, обычно называют рыночной структурой.  Она  характеризуется  рядом черт:  числом  и  размером  фирм,  типом  предлагаемого  продукта,  степенью контроля  над  ценами,  условиями  входа  в  отрасль  и   выхода   из   нее, доступностью информации.

          Понятие «рыночная структура»  шире категории  «рынок».  Оно   фактически

    охватывает  многие  моменты   рыночной   организации   всего   национального

    хозяйства, и его нельзя сводить к рынку  в его обыкновенной трактовке.

          Несмотря на многообразие рыночных  структур, обычно выделяют  следующие четыре их типа (модели рынка):  совершенная  конкуренция,  монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.

          Каждая из названных структур  отличается степенью конкурентности  рынка,

    т.е. способность  фирм воздействовать на рынок, и прежде всего на  цены.  Чем

    меньше  это влияние, тем более конкурентным считается рынок.

          Представленная характеристика  типов  рыночных  структур  (табл.1)  при

    сопоставлении с реальной  действительностью  показывает,  что  такие  модели

    рынка, как  совершенная  конкуренция  и  монополия,  фактически  встречаются

    крайне редко, в то время как монополистическая конкуренция и олигополия

    описывают множество реально существующих рынков.

          Первая  и одна из главных функций  рынка  –  ценообразование.  Механизм установления   рыночных   цен   представляет   собой    уникальный    способ коммуникации,   распространения   информации,   других   важных    сведений, необходимых для человека в мире экономики. Все  эти  сведения  и  информация воплощены в ценах. Оперативная, обширная и в  то  же  время  содержащаяся  в ценах, позволяет определить наполненность или  дефицитность  рынков  каждого вида товаров, уровень издержек на их производство, технологии и  направления их совершенствования.

          Другой функцией рынка выступает  конкуренция.  Как  и  ценообразование,

    конкуренция является «собирательной», многосложной функцией. Чаще  всего  ее отождествляют  с  борьбой  «фурий  частного  интереса».  И  это  не   лишено

    оснований, если иметь в виду,  что  в  данной  формуле  воплощена  мотивация

    экономического  поведения людей в рыночной экономике. Однако это  все  же  не полная  характеристика  конкуренции.

            Рынок  и  конкуренция   в  определенном смысле синонимы: одно без другого не существует. Во  всяком  случае,  только рыночная конкуренция может быть,  по  классическому  определению,  процессом открытия новых возможностей, которые  без  обращения  к  ней  оставались  бы неиспользованными  в  экономике.  Рыночный  процесс  указывает  индивидуумам направления  поиска,  хотя  не  дает  никаких  гарантий   относительно   его результатов. В этом одна  из  причин  того,  почему  люди  подчас  возражают против рынка и конкуренции. Однако только  этот  процесс  позволяет  открыть новые и более дешевые товары, а также способы их производства. 

  • 1.2 Понятие рыночной конкуренции. Состязательность 
  •       В  условиях  стремления  каждой  фирмы  к  максимизации   прибыли   и,

    следовательно, к  расширению  масштабов  хозяйственной  деятельности,  фирмы выступают по отношению друг к другу как  конкуренты.  (3,51)  Очевидно,  что возникновения такого феномена,  как  конкуренция,  стало  возможно  лишь  на основе определённого  комплекса  психологических  и  этических  особенностей человеческого поведения.

          Например, если предположить, что  основными  доминантами  человеческого

    поведения  были  бы   пассивность,   смирение   с   судьбой   и   готовность

    ограничиваться   в   жизни   самым   минимумом   всех   благ   (аскетическое

    воздержание),  то  вряд  ли  в  таком  человеческом  обществе  возникли   бы

    конкурентные  схватки.

            Однако   возникновение   конкуренции   имеет   как    социально    –

    психологические, так и экономические  причины.  Кроме  того,  конкуренция  в

    значительной  степени  связана  с  ограниченностью   ресурсов,   порождающей

    соперничество за право их использования для  быстрого  достижения  наивысшего уровня  собственного  благосостояния.  На  основании  этого  можно  раскрыть понятие о конкуренции.

          Конкуренция – это экономическое  соревнование между гражданами, фирмами и  странами,  направленное  на  то,  чтобы  получить  в  своё   расположение наибольшее количество (или лучшие виды) ограниченных ресурсов и добиться  от их использования максимальной выгоды. 

          Как   правило,   конкуренция   играет   в   экономической   жизни   общества положительную  роль,  побуждая  граждан, фирмы и страны  искать  наиболее рациональные способы получения и использования  ограниченных  ресурсов  всех видов. Однако конкуренция может принимать  и  такие  формы,  которые  нельзя отнести к числу продуктивных. Порою  эти  формы  носят  негативный  и также разрушительный характер.

          Если распределение ограниченных  ресурсов осуществляется не рынком,  то

    это влечёт за собой  ряд  последствий,  хорошо  известных  в  нашей  стране:

    очереди, ривелегии, блат, взяточничество (как  способ обойти  конкурентов  за

    счёт  подкупа  чиновников)  и   другие   уголовные   методы   распределения,

    подменяющие рыночную конкуренцию  за  ограниченные  ресурсы.  Конкуренция  в этих  формах  распределяет  ресурсы   неэффективно,   ведет   к   разрушению экономики,  природы,  нравственности,  а  в  конечном  счете  к   разрушению  человеческой личности и общества.

          Рыночная конкуренция,  то  есть  наличие  большого  числа   независимых

    продавцов и покупателей,  обладающих  свободой  войти  или  покинуть  рынок,

    ограничивает  разрушительную  и   сохраняет   созидательную   силу   личного

    интереса,  личной  выгоды.  Тем  самым  конкуренция  выступает  как  главная

    регулирующая  система в рыночной экономике. Чем  выше конкуренция,  тем  лучше потребителям – гражданам страны.

          Отношения состязательности в плановой экономике  характеризуется  двумя основными   особенностями.   Во-первых,   поскольку    главным    субъектом, распределяющим  ограниченные  ресурсы,  является  здесь   государство,   оно становится  непосредственным  участником  состязаний  за  них.   Предприятия состязающиеся   друг  с  другом  через  взаимодействие  с   государственными органами хозяйственного  управления.  В  органах  управления  материально  – техническим  снабжения  предприятия  борются  за  прикрепление  к   надёжным поставщикам сырья, за высокие фонды и лимиты за поставку  сырья,  материалов и оборудования. В органах ценообразования они ведут борьбу за повышение  цен на свою продукцию и снижения цен на потребляемые ими средства  производства.

          Во-вторых, поскольку одним из основных признаков  командной  экономики является  тотальный  дефицит  товаров  и  услуг,  состязательность  в  сфере товарного  обращения   выступает   здесь   в   форме   соперничества   между покупателями.  Не  продавцы  товаров  и  услуг  борются  за  покупателя,   а покупатели борются друг с другом за обладание товарами.  Формы  этой  борьбы многообразны,  начиная  с  традиционного  стояния  в   очередях   и   кончая противозаконными действиями, с целью добиться расположения производителя (или продавца) товаров.

          Для рыночного хозяйства хорош принципиально  иной тип  состязательности – конкуренция. Ареной состязания является здесь рынок.  Соперничество  между предприятиями в производстве, в сфере послепродажного обслуживания  клиентов и т. п. имеет цель получения преимуществ на рынке. Государство  также  может принимать непосредственное участие  в  рыночной  конкуренции,  но  не  через органы  хозяйственного  управления,  а  как  субъект   рынка,   в   качестве покупателя или продавца товаров и услуг. 

    Информация о работе Рынок несовершенной конкуренции