Рынки несовершенной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 20:30, реферат

Описание работы

Современный мир невозможно представить себе без рынков, а нормальное функционирование рынков невозможно представить без конкуренции. Но и рынки и конкуренция имеют несколько видов.
Совершенная, свободная или чистая конкуренция — экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Другими словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.

Содержание

Введение 3
1. Монополия 4
2. Монополистическая конкуренция 7
3. Олигополия 9
4. Индекс Херфиндаля 11
5. Государственное регулирование рынков 13
5.1. Причины государственного регулирования 13
5.2. Задачи государственного регулирования 14
5.3. Виды государственного регулирования 15
6. Практическая часть контрольной работы 16
Список литературы 20

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по экономике.docx

— 51.10 Кб (Скачать)

План  работы:

Введение 3

1. Монополия 4

2. Монополистическая  конкуренция 7

3. Олигополия 9

4. Индекс Херфиндаля 11

5. Государственное регулирование рынков 13

5.1. Причины государственного регулирования 13

5.2. Задачи государственного регулирования 14

5.3. Виды государственного регулирования 15

6. Практическая часть контрольной работы 16

Список литературы 20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение

    Современный мир невозможно представить себе без рынков, а нормальное функционирование рынков невозможно представить без конкуренции. Но и рынки и конкуренция имеют несколько видов.

    Совершенная, свободная или чистая конкуренция  — экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Другими словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.

    Признаки  совершенной конкуренции:

  1. бесконечное множество равноценных продавцов и покупателей
  2. однородность и делимость продаваемой продукции
  3. отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка
  4. высокая мобильность факторов производства
  5. равный и полный доступ всех участников к информации (цены товаров)

     В случае, когда хотя бы один признак  отсутствует, конкуренция называется несовершенной. В случае, когда эти признаки искусственно удаляются с целью занятия монопольного положения на рынке, ситуацию именуют недобросовестная конкуренция.

     В некоторых странах одним из широко используемых видов недобросовестной конкуренции является дача взяток в явном и неявном виде различным представителям государства в обмен на различного рода льготы. 

  1. Монополия

 

    Монополия – это господство одного продавца на рынке.

    Кроме монополии, в экономике различают  еще три варианта господствующего положения на рынке:

  1. Олигополия – контроль над рынком осуществляется несколькими крупными независимыми субъектами, обеспечивающими высокий порог входа на рынок и ориентирующимися на ценовую политику друг друга;
  2. Монопсония – единственный или доминирующий на рынке определенного товара покупатель;
  3. Олигопсония – ситуация на рынке, для которой характерно ограниченное число потребителей и большое число продавцов (производителей).

    В монополии существует только один продавец, причём он производит товар, не имеющий близких заменителей. В условиях монополии производитель способен полностью контролировать объём предложения товара, что позволяет ему выбирать любую цену из возможных в соответствии с кривой спроса, рассчитывая при этом получить максимальную прибыль. Поэтому выбор цены из возможных вариантов предопределён величиной прибыли, получаемой от продажи возможного количества товара по данной цене.

    Стремление  монополиста к максимилизаци  прибыли путём установления контроля над ценой и объёмом продаж есть нарушение свободной конкуренции и утверждение особой власти на рынке. "Рыночная власть" означает способность продавца (покупателя) влиять на цену товара.

    Искусственные барьеры для предотвращения проникновения  на монополистический рынок конкурентов представлены юридическими ограничениями в форме:

  1. Лицензий – это право фирмы на исключительное осуществление определённого вида деятельности на данном рынке.
  2. Авторского права – контролирует продажу и распространение оригинального произведения в интересах его автора (книги, музыкального произведения); оно действительно на протяжении всей жизни автора (и ещё в течение 25 лет после его смерти в интересах его наследников).
  3. Товарных знаков – это специальные символы, позволяющие узнавать ("идентифицировать") товар, услугу или фирму; конкурентам запрещается использовать зарегистрированные товарные знаки, подделывать их или применять похожие, путающие потребителя.
  4. Патентной защиты – свидетельство, удостоверяющее исключительные права автора на распоряжение созданным им благом (технологией); если фирма имеет патент на технологию производства какого-либо продукта, то это делает невозможным производство данного продукта другими фирмами в течение срока действия патента. Патентовладелец вправе продать свою технологию или не использовать её вообще.

Виды  монополий:

  1. Естественная монополия – возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе - особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Естественная монополия это предприятия общественного пользования и предприятия, эксплуатирующие уникальные природные ресурсы. Как правило, подобные "естественные монополии" находятся в собственности государства или действуют под его контролем.
  2. Искусственная монополия – возникает на основе сговора или подавления конкурентов.
  3. Случайная монополия – возникает, когда спрос превышает предложение, т.е. фирма в этот момент занята поиском своего сегмента.
  4. Чистая монополия – это ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг.

Формы монополий:

  1. Картель – это монополистическое соглашение о квотах выпускаемой продукции и разделе рынков сбыта.
  2. Синдикат – это монополистическое объединение с целью организации совместного сбыта продукции.
  3. Трест – это монополистическое объединение на основе совместной собственности, общего управления производством и сбытом товара.
  4. Концерн – система предприятий с единым финансовым центром, где выпускается многофункциональная продукция.
  5. Конгломерат – это объединение, основанное на проникновении крупных корпораций в отрасли, не имеющие производственной связи с традиционными сферами деятельности головной фирмы.

Индекс  Лернера.

L = (P-MC)/P, где P – цена продукции, а МС – предельные издержки.

    Значение  индекса Лернера всегда находится  между 0 и 1. Этот индекс отражает монопольную  власть: чем больше индекс Лернера, тем больше монопольная власть. 
 
 
 

  2. Монополистическая конкуренция

 

    Монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры  несовершенной конкуренции. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции.

    Монополистическая конкуренция является не только наиболее распространённой, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено точной абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое здесь зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и стратегию развития производителя, предсказать которые практически невозможно, а также от природы стратегического выбора, имеющейся у фирм данной категории.

    Примерами монополистических конкурентов  служат небольшие сети магазинов, ресторанов, рынок сетевой связи и тому подобные отрасли. 

Свойства  монополистической конкуренции:

    Рынок с монополистической конкуренцией характеризуется следующими особенностями:

  1. Наличие множества продавцов и покупателей (рынок состоит из большого числа независимых фирм и покупателей), но не большего, чем при совершенной конкуренции.
  2. Невысокие барьеры для вступления в отрасль. Это не означает, что открыть монополистическую конкурентную фирму легко. Такие сложности, как проблемы с оформлением регистраций, патентов и лицензий имеют место быть.
  3. Чтобы выжить на рынке в долгосрочном периоде, монополистически конкурентной фирме необходимо производить разнородную, дифференцированную продукцию, отличающуюся от той, предлагаемой фирмами-конкурентами. Причем продукты могут отличаться один от другого по одному или ряду свойств (например по химическому составу);
  4. Совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка;
  5. Преимущественно неценовая конкуренция, крайне незначительно может влиять на общий уровень цен. Рекламирование продукции важно для развития.
  1. Олигополия
 

    Олигополия  – тип рыночной структуры несовершенной  конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм. Примерами олигополий можно назвать производителей пассажирских самолетов, таких как «Боинг» или «Эйрбас», компьютерных технологий, например, «Microsoft» и «Apple», производителей автомобилей, таких как «Mercedes-Benz», «BMW» и др. Другим определением олигополистического рынка может являться значение индекса Герфиндаля, превышающее 2000. Олигополия с двумя участниками носит название дуополии. Олигополистический рынок состоит из небольшого числа продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Товары могут быть схожими (сталь, алюминий), а могут быть и не схожими (автомобили, компьютеры). Небольшое количество продавцов объясняется тем, что новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок. Каждый продавец чутко реагирует на стратегию и действия конкурентов.

Свойства  олигополии:

  1. Доминирование на рынке небольшого количества продавцов-олигополистов
  2. Очень высокие барьеры для вступления в отрасль
  3. Чтобы выжить в долгосрочном периоде, фирме-олигополисту не обязательно производить дифференцированную продукцию
  4. Решение каждой фирмы влияет на ситуацию на рынке, и одновременно зависит от решений других фирм: принимая решение, фирма-олигополист учитывает возможную реакцию других участников рынка. По этой причине на олигополистическом рынке весьма велика возможность сговора
  5. Небольшое количество товаров-заменителей продукции олигополистов
  6. Олигополист может быть как прайс-мейкером, так и прайс-тейкером на рынке
  7. В качестве количественного описания этой формы, может быть использовано следующее соотношение — доля четырех фирм-лидеров отрасли должна быть больше 40 %.
  1. Индекс  Херфиндаля
 

    Индекс  Херфиндаля или Индекс Херфиндаля-Хиршмана (также известен, как Индекс Герфиндаля-Гиршмана) используется для оценки степени монополизации отрасли, вычисляется как сумма квадратов долей продаж каждой фирмы в отрасли.

,

где S1,S2 — выраженные в процентах доли продаж фирм в отрасли, определямые как отношение объёма продаж фирмы к объёму всех продаж отрасли

    В случае чистой монополии, когда отрасль  состоит из одной фирмы, индекс Херфиндаля-Хишмана будет равен 10000. Для двух фирм с равными долями H = 502 + 502 = 5000, для 100 фирм с долей в 1% H = 100. Индекс Херфиндаля-Хиршмана реагирует на рыночную долю каждой фирмы в отрасли.

    Индекс  Херфиндаля ограничен сверху 10000 (причем это значение достигается только в случае чистой монополии одной фирмы) и снизу, где n – количество фирм в отрасли (причем данное значение достигается в случае равного распределения долей продаж между фирмами в отрасли).

    С 1982 г. в США HHI сделан законодателем  важным показателем при оценке допустимости слияний и поглощений в рамках «антитрестовского» законодательства: при HHI<=1000 слияния и поглощения допускаются беспрепятственно; при 1000 < HHI < = 1800 – требуется проверка Департамента юстиции; при 1800<HHI слияния и поглощения допускаются, если ΔHHI<=50, и требуется проверка Департамента юстиции, если Δ HHI>100.

Информация о работе Рынки несовершенной конкуренции