Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 20:30, реферат
Современный мир невозможно представить себе без рынков, а нормальное функционирование рынков невозможно представить без конкуренции. Но и рынки и конкуренция имеют несколько видов.
Совершенная, свободная или чистая конкуренция — экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Другими словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.
Введение 3
1. Монополия 4
2. Монополистическая конкуренция 7
3. Олигополия 9
4. Индекс Херфиндаля 11
5. Государственное регулирование рынков 13
5.1. Причины государственного регулирования 13
5.2. Задачи государственного регулирования 14
5.3. Виды государственного регулирования 15
6. Практическая часть контрольной работы 16
Список литературы 20
План работы:
Введение 3
1. Монополия 4
2. Монополистическая конкуренция 7
3. Олигополия 9
4. Индекс Херфиндаля 11
5. Государственное регулирование рынков 13
5.1. Причины государственного регулирования 13
5.2. Задачи государственного регулирования 14
5.3. Виды государственного регулирования 15
6. Практическая часть контрольной работы 16
Список литературы 20
Современный мир невозможно представить себе без рынков, а нормальное функционирование рынков невозможно представить без конкуренции. Но и рынки и конкуренция имеют несколько видов.
Совершенная, свободная или чистая конкуренция — экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Другими словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.
Признаки совершенной конкуренции:
В случае, когда хотя бы один признак отсутствует, конкуренция называется несовершенной. В случае, когда эти признаки искусственно удаляются с целью занятия монопольного положения на рынке, ситуацию именуют недобросовестная конкуренция.
В
некоторых странах одним из широко
используемых видов недобросовестной
конкуренции является дача взяток в явном
и неявном виде различным представителям
государства в обмен на различного рода
льготы.
Монополия – это господство одного продавца на рынке.
Кроме монополии, в экономике различают еще три варианта господствующего положения на рынке:
В монополии существует только один продавец, причём он производит товар, не имеющий близких заменителей. В условиях монополии производитель способен полностью контролировать объём предложения товара, что позволяет ему выбирать любую цену из возможных в соответствии с кривой спроса, рассчитывая при этом получить максимальную прибыль. Поэтому выбор цены из возможных вариантов предопределён величиной прибыли, получаемой от продажи возможного количества товара по данной цене.
Стремление монополиста к максимилизаци прибыли путём установления контроля над ценой и объёмом продаж есть нарушение свободной конкуренции и утверждение особой власти на рынке. "Рыночная власть" означает способность продавца (покупателя) влиять на цену товара.
Искусственные барьеры для предотвращения проникновения на монополистический рынок конкурентов представлены юридическими ограничениями в форме:
Виды монополий:
Формы монополий:
Индекс Лернера.
L = (P-MC)/P, где P – цена продукции, а МС – предельные издержки.
Значение
индекса Лернера всегда находится
между 0 и 1. Этот индекс отражает монопольную
власть: чем больше индекс Лернера,
тем больше монопольная власть.
Монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции.
Монополистическая конкуренция является не только наиболее распространённой, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено точной абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое здесь зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и стратегию развития производителя, предсказать которые практически невозможно, а также от природы стратегического выбора, имеющейся у фирм данной категории.
Примерами
монополистических конкурентов
служат небольшие сети магазинов, ресторанов,
рынок сетевой связи и тому
подобные отрасли.
Свойства монополистической конкуренции:
Рынок
с монополистической
Олигополия – тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм. Примерами олигополий можно назвать производителей пассажирских самолетов, таких как «Боинг» или «Эйрбас», компьютерных технологий, например, «Microsoft» и «Apple», производителей автомобилей, таких как «Mercedes-Benz», «BMW» и др. Другим определением олигополистического рынка может являться значение индекса Герфиндаля, превышающее 2000. Олигополия с двумя участниками носит название дуополии. Олигополистический рынок состоит из небольшого числа продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Товары могут быть схожими (сталь, алюминий), а могут быть и не схожими (автомобили, компьютеры). Небольшое количество продавцов объясняется тем, что новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок. Каждый продавец чутко реагирует на стратегию и действия конкурентов.
Свойства олигополии:
Индекс Херфиндаля или Индекс Херфиндаля-Хиршмана (также известен, как Индекс Герфиндаля-Гиршмана) используется для оценки степени монополизации отрасли, вычисляется как сумма квадратов долей продаж каждой фирмы в отрасли.
,
где S1,S2 — выраженные в процентах доли продаж фирм в отрасли, определямые как отношение объёма продаж фирмы к объёму всех продаж отрасли
В случае чистой монополии, когда отрасль состоит из одной фирмы, индекс Херфиндаля-Хишмана будет равен 10000. Для двух фирм с равными долями H = 502 + 502 = 5000, для 100 фирм с долей в 1% H = 100. Индекс Херфиндаля-Хиршмана реагирует на рыночную долю каждой фирмы в отрасли.
Индекс Херфиндаля ограничен сверху 10000 (причем это значение достигается только в случае чистой монополии одной фирмы) и снизу, где n – количество фирм в отрасли (причем данное значение достигается в случае равного распределения долей продаж между фирмами в отрасли).
С 1982 г. в США HHI сделан законодателем важным показателем при оценке допустимости слияний и поглощений в рамках «антитрестовского» законодательства: при HHI<=1000 слияния и поглощения допускаются беспрепятственно; при 1000 < HHI < = 1800 – требуется проверка Департамента юстиции; при 1800<HHI слияния и поглощения допускаются, если ΔHHI<=50, и требуется проверка Департамента юстиции, если Δ HHI>100.