Несовершенная конкуренция

Автор: a********@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 18:48, контрольная работа

Описание работы

Важное место в микроэкономическом исследовании рынка занимает изучение экономического поведения фирмы (предприятия) в процессе экономического выбора. Мотивы ее деятельности, принимаемые решения, предложение товаров, механизм размещения ресурсов тесно связаны с условиями внешней экономической среды, в которой она функционирует. Микроэкономическая теория выделяет различные типы рыночных структур, влияющие на поведение фирм и результаты их деятельности. Классификация рыночных структур базируется на концепции, получившей название «структура – поведение – результат».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Основные типы и причины существования несовершенной конкуренции…...4
Антимонопольная политика государства………………………………………..6
Тесты……………………………………………………………………………….8
Заключение……………………………………………………………………….10
Список использованной литературы………………...…………………………11

Работа содержит 1 файл

План работы.doc

— 68.00 Кб (Скачать)

План  работы 
 

Введение…………………………………………………………………………...3

Основные типы и причины существования несовершенной конкуренции…...4

Антимонопольная политика государства………………………………………..6

Тесты……………………………………………………………………………….8

Заключение……………………………………………………………………….10

Список использованной литературы………………...…………………………11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

   Важное место в микроэкономическом исследовании рынка занимает изучение экономического поведения фирмы (предприятия) в процессе экономического выбора. Мотивы ее деятельности, принимаемые решения, предложение товаров, механизм размещения ресурсов тесно связаны с условиями внешней экономической среды, в которой она функционирует. Микроэкономическая теория выделяет различные типы рыночных структур, влияющие на поведение фирм и результаты их деятельности. Классификация рыночных структур базируется на концепции, получившей название «структура – поведение – результат».

   В современной экономике практически невозможно найти свободный, или совершенно конкурентный, рынок. Рынки, не соответствующие условиям совершенной конкуренции, получили название рынков несовершенной конкуренции.

   Современные рынки совсем иные, однако все они выросли из совершенно конкурентного рынка. Последующая их эволюция сопровождалась теми или иными отклонениями от базовых отношений свободной конкуренции. Поэтому сравнение существующих условий рыночного хозяйства с тем, что имел свободный рынок, отвечает исторической ретроспективе и логике последующих событий.

   Данная работа посвящена общей характеристике и особенностям функционирования рыночных структур несовершенной конкуренции: чистой монополии, олигополии и монополистической конкуренции, а также принципам антимонопольной политики государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Основные  типы и причины существования несовершенной конкуренции 
 

   Несовершенная конкуренция – это экономическая ситуация, в которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции. Фирма в роли несовершенного конкурента обладает определенной властью над ценой.           Таким образом, основное отличие совершенной конкуренции от несовершенной касается характера ценообразования, отсутствия или наличия определенной власти над ценой.

   Рассмотрим характерные черты основных типов несовершенно конкурентных рыночных структур.

   Чистая (абсолютная) монополия – это рыночная структура, в которой:

      1) одна фирма является единственным производителем продукта, поэтому отрасль – синоним фирмы;

      2) производимый и реализуемый продукт не имеет близких заменителей и в этом смысле он уникален;

      3) контроль над ценами значительный. Чистый монополист диктует цену. Он обладает рыночной властью: назначает и контролирует цены, объем поставок товаров на рынок. Неценовой конкуренции почти нет;

      4) заблокированное вступление в отрасль. Для входа в отрасль конкурентов существуют естественные и искусственные барьеры.

   Монополистическая конкуренция:

      1) число производителей и продавцов относительно большое, много мелких фирм;

      2) производится продукция, дифференцированная по качеству, по условиям послепродажного обслуживания, близости к покупателям, по интенсивности рекламы и т. п.;

      3) конкуренция не только ценовая, но и неценовая; ее основное внимание нацелено на качество, рекламу, торговые знаки и т. д.;

      4) главная черта этой модели конкуренции – контроль над ценами в довольно узких рамках;

      5) относительная легкость вступления фирм в отрасль (рынок).

   В данной модели сочетаются монопольная власть над товаром и конкуренция.

   Олигополия:

      1) на рынке доминирует относительно малое число фирм;

      2) производятся однородные и дифференцированные товары. Однородные преобладают на рынках сырья и полуфабрикатов, дифференцированные – на рынках потребительских товаров;

      3) контроль над ценами ограниченный, значительным он может быть только при тайном сговоре. Неценовая конкуренция типичная, особенно при дифференциации продукта;

      4) вхождение фирм в отрасль наталкивается на существенные препятствия.

   Входной барьер при вступлении на рынок – это условие, которое затрудняет вступление фирм-новичков в отрасль, где хозяйствуют «старожилы» данной отрасли. К основным видам входных барьеров относятся следующие:

      1. Правительство наделяет фирму исключительными правами (выдача правительственной лицензии на определенный вид деятельности, например, почтовая служба, кабельное телевидение, транспортные услуги). Многие из такого рода барьеров тесно связаны с деятельностью естественных монополий.

      2. Собственность на невоспроизводимые и редкие ресурсы. Например, профессиональный спортивный клуб препятствует образованию конкурирующих с ним клубов путем заключения долгосрочных контрактов с выдающимися спортсменами.

      3. Авторские права и патенты. Фирма, чья деятельность защищена патентом, обладает исключительным правом на продажу лицензий, а это дает ей монопольные преимущества. Нередко такой тип монополии называется закрытой монополией, в отличие от открытой монополии, не имеющей защиты от конкуренции в виде патентов, авторских прав или преимуществ естественной монополии.

      4. Эффект масштаба, т. е. преимущества крупного производства, позволяющие снижать издержки, наращивая объем выпуска продукции. Так, на рынок автомобилестроения нелегко войти новым фирмам, не обладающим значительными капиталами для создания крупномасштабного производства.

      5. Вступлению в отрасль могут  препятствовать и нелегальные  методы борьбы с новыми потенциальными  конкурентами, вплоть до угрозы  физического уничтожения (мафиозные  структуры).

Входные барьеры помогают лучше понять, почему так различна концентрация рынка в различных сферах хозяйственной деятельности, а также6 причины отклонения от идеальной модели совершенной конкуренции, где действует множество атомизированных фирм.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Антимонопольная политика государства 

   

   При всех неоспоримых достоинствах совершенной конкуренции у нее есть существенный недостаток: спонтанное развитие рыночных процессов может сопровождаться монополизацией тех или иных сфер хозяйственной жизни. Совершенная конкуренция, будучи «предоставленной самой себе», превращается в конкуренцию несовершенную. А это означает, что под удар ставится экономическая демократия, которая, в свою очередь, является основой политической демократии. Поэтому еще в конце XIX в. в промышленно развитых странах Запада и, прежде всего, в США была осознана необходимость поставить определенный заслон деструктивным силам монополизации.

   Монополия  означает определенную степень  власти над ценой. А эта власть  может базироваться на различных  предпосылках: концентрация рынка, тайные и явные соглашения о разделе рынков и уровне цен, создание искусственных дефицитов и др. Антимонопольное законодательство призвано не допустить развертывания разрушительной для эффективности экономики ограниченной деловой практики. Под последней понимают действия, направленные на ограничение конкуренции на рынке.

   Антимонопольная политика государства – комплекс мер, разработанных государством, по ограничению власти монополий на рынке.

   Целью  антимонопольной политики государства является пресечение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, т.е. деятельности, направленной на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

   Антимонопольное  регулирование включает в себя  два направления: 

      • структурное направление, связанное с регулированием 

структуры отрасли  с целью препятствия возникновению  или 

усилению доминирующего  положения хозяйствующего

субъекта;

      • функциональное направление,  нацеленное на содействие развитию  конкуренции на товарных рынках, запрещение действий хозяйствующих субъектов, направленных на ограничение конкуренции, ущемление интересов конкурентов или потребителей продукции.

   В рамках  структурного направления антимонопольной  политики проводится контроль  за деятельностью предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке. По российскому законодательству доминирующим признается предприятие, если его доля на рынке превышает 65%. Такие предприятия заносятся в реестр монополистов. Предприятия, включенные в реестр, должны декларировать увеличение или снижение цены и объемов производства; они не могут необоснованно уменьшать объем продаж на данном рынке.

   Антимонопольные органы осуществляют контроль за слияниями и поглощениями предприятий. Если объединяются несколько предприятий, совокупная доля которых на рынке составляет более 35%, то министерство вправе запретить подобное слияние. Для пресечения деятельности монополиста может быть применено принудительное разукрупнение предприятий.

   Проводится  также политика поощрения развития предпринимательства: создание условий, обеспечивающих выход на рынок новых товаров, в том числе за счет импорта.

   В рамках  функционального направления антимонопольного  регулирования запрещаются действия  фирм, направленные на ограничение конкуренции: изъятие фирмой товаров из обращения с целью создания дефицита или повышения цен; необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями; установление монопольно высоких (низких) цен и т.д.

   Применяется  контроль за деятельностью фирм, использующих рычаги нечестной конкуренции (препятствия для вхождения новых фирм на рынок, искажение информации о товаре, некорректное сравнение товаров конкурирующих фирм, незаконное использование интеллектуальной собственности и др.). При обнаружении недобросовестной конкуренции дело передается в суд. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тесты 

  

Естественная  монополия – это:

       а) отрасль, в которой продукт  может быть произведен одной  фирмой при более низких средних  издержках, чем если бы его  производством занималась не одна, а несколько фирм;

      б) отрасль, в которой государство  регулирует цены и объем производимой  продукции;

      в) фирма, которая вытеснила  всех своих конкурентов с рынка  благодаря лучшему качеству производимой  продукции;

     г) фирма, которая связана с производством товаров широкого потребления.

   Ответ:  а. 

   Это значит, что одной крупной фирме производить  дешевле, чем нескольким мелким. Примерами естественных монополий  могут служить: железная дорога, телефонная компания, фирмы – поставщики природного газа и электричества.

   Естественные  монополии подлежат общественному  регулированию. Оно может быть  различным в зависимости от  цели регулирования. Цель регулирования  – общественно оптимальная цена. Эта цель состоит в достижении эффективного распределения ресурсов и достигается путем установления цены на уровне предельных издержек: Р = МС. 

    

Монополист, максимизирующий  прибыль, будет увеличивать выпуск продукции, если:

      а) средние издержки падают;

Информация о работе Несовершенная конкуренция