Институциональная экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 13:28, курс лекций

Описание работы

Как бы нибыла развита современная экономическая наука, однако предвидеть нынешний мировой экономический кризис она не смогла. На встрече год назад с профессорами Лондонской школы экономики английская королева спросила «Как же так случилось?» Пытаясь ответить на этот вопрос, десять профессоров заявили, что причина провала науки коренится в сложившейся системе экономического знания, в том, что экономисты отдают предпочтение математической технике в ущерб глубинному пониманию экономических явлений.

Работа содержит 1 файл

Курс институциональной экономик1-3 лекции.doc

— 271.50 Кб (Скачать)

Передача знаний. Передача знаний происходит путем формального или неформального обучения правилам. Пример формального обучения правилам — институт высшего образования (бакалавриат, магистратура), чьей главной функцией является обучение, которое осуществляется в разных формах посредством конкретных организаций (МГУ, ГУ ВШЭ и т. п.). А пример неформального обучения правилам — институт семьи, одна из функций которого состоит в том, чтобы обеспечить начальную социализацию ребенка (неформальное обучение социальным нормам, принятым в обществе).

Институты наследуются либо в процессе обучения в рамках специально созданной для этого организации (например, вуза), либо непосредственно в процессе деятельности (например, фирмы).

 

Виды институтов

 

2.       Формальные и неформальные институты

Природа правил, составляющих существо институтов, позволяет разделить их на формальные и неформальные. Формальным институтам соответствуют формальные правила, санкции за нарушение которых носят организованный характер. Напротив, неформальным институтам соответствуют правила неформальные, и наказание за отклонение от них реализуется спонтанным образом.

Преимущества и недостатки неформальных институтов.

К преимуществам неформальных институтов можно отнести, во-первых, возможность адаптации к меняющимся внешним условиям, предпочтениям внутри сообщества и иным экзогенным или эндогенным изменениям. Во-вторых, возможность применения разных санкций в каждом конкретном случае (ведь кому-то достаточно строгого предупреждения, а кого-то приходится исключать из группы).

Недостатки неформальных институтов являются продолжением их достоинств. Неформальные институты часто характеризуются неоднозначностью трактовки правил, снижением эффективности санкций, возникновением дискриминационных правил.

Проблема с интерпретациями правил возникает тогда, когда взаимодействуют люди разной культуры, разного опыта, а также тогда, когда информация распространяется с искажениями. Эффективность санкций низка тогда, когда люди не боятся подвергнуться остракизму, оценивая вероятность наказания как незначительную в сравнении с выгодами от девиантного поведения, когда они знают, что осуществление наказания связано с издержками. Кроме того, при функционировании неформальных институтов могут возникать дискриминационные правила в отношении тех или иных групп (например, против рыжих, цыган или низкорослых).

Преимущества формальных институтов.

Во-первых, формализация правил позволяет расширить их нормативную функцию. Кодификация правил, их официальная фиксация и запись в виде предписания или закона дает возможность индивидам экономить на информационных издержках, делает понятнее санкции за нарушение этих правил, устраняет содержащиеся в них противоречия.

Во-вторых, формальные правила представляют собой механизмы решения проблемы безбилетника. Если отношения не являются постоянно повторяющимися, то их участников невозможно принудить неформально к исполнению правила, поскольку механизмы репутации не работают. Чтобы такие отношения были эффективны, требуется вмешательство третьей стороны. Например, будучи членом общества, человек извлекает из такого своего положения определенные выгоды, но он может отказываться нести издержки, связанные с этим положением. Чем многочисленнее общество, тем выше стимулы к проявлению стратегии безбилетника65, что делает данную проблему особенно острой для больших групп с безличными отношениями и обуславливает необходимость внешнего вмешательства.

В-третьих, формальные правила могут противодействовать дискриминации. Институты, спонтанно возникающие внутри группы, часто устроены так, что инсайдеры имеют преимущества перед аутсайдерами. Скажем, главное условие эффективности коммерческих сетей — малое количество участников и эксклюзивность участия за счет высоких барьеров входа. Как показывает опыт, неформальные институты сетевой торговли и финансов способствуют экономическому развитию лишь до определенного уровня, а далее только формальные институты могут обеспечить отдачу от масштаба, ибо только они способны создать атмосферу доверия и дать возможность новичкам свободно входить на рынок66. И подобное вмешательство извне, противодействующее дискриминации и создающее условия для экономического роста, требуется достаточно часто.

Формальные правила обычно действуют в виде конституций, кодексов, законов и иных писаных норм поведения людей и организаций, они утверждаются конкретными полномочными органами и документально фиксируются в виде правовых актов, или коммерческих контрактов (на уровне компаний). В отличие от них неформальные правила выступают в виде традиций, обычаев, привычек и общепринятых стереотипов поведения. Они чаще всего документально не оформлены и соблюдение их в большей степени опирается на «…социальный капитал, имеющий в своей основе доверие и репутацию участников рынка»[1].

Неформальные правила часто непрозрачны для наблюдателей и нередко остаются вне поля зрения. Они гораздо более глубоко пронизывают  экономические отношения, чем нормы писаного права и отношения собственности. По словам Д. Норта: «…даже  в самых развитых экономиках формальные правила составляют небольшую (хоть и очень важную) часть той совокупности ограничений, которые формируют стоящие перед нами ситуации выбора…. Наше поведение в огромной степени определяется неписаными кодексами, нормами и условностями»[2].

Полагаем, что в России, где всегда было очень сильно влияние идеологических, религиозных, морально-этических факторов на личность и хозяйственную деятельность, значение неформальных правил еще более значимо.

Фундаментом неформальных правил выступают культурные традиции и обычаи, прочно укорененные в сознании людей и «основанные на памяти прошлого». Воспроизводство устойчивых практик поведения на этом институциональном уровне во многом связано с особенностями стиля жизни, способами восприятия информации, религиозными убеждениями и многим другим.

Формальные правила допускают резкую одномоментную ломку путем принятия соответствующих политических и юридических решений (российская практика убедительно свидетельствует об этом). Неформальные же институты, отражающие социокультурную сущность и специфику экономических отношений акторов, меняются чрезвычайно медленно. Люди и организации стремятся, как правило, сохранять устоявшиеся стереотипы, стиль своего поведения в изменяющейся экономической среде, создаваемой новыми формальными нормами и ограничениями. Резкое изменение экономической среды, не сопровождаемое усилиями по легитимизации новых правил и обеспечению их поддержки широкими слоями населения, неизменно приводит к появлению «институциональных разрывов» и, как следствие, ухудшению  общей экономической ситуации[3].

Совокупность действующих в обществе институтов формирует специфическое институциональной поле. Причем для каждой социально-экономической системы, имеющей свойственное лишь ей одной институциональной поле, характерна собственная траектория развития[4].

 

2. Вертикальные и горизонтальные институты

 

Институты можно разделять по конституирующему признаку (локализация гаранта в той или иной иерархии отношений, существующих в обществе).

Характерным признаком вертикальных институтов является принадлежность их гарантов к более высокому слою иерархии, чем тот, на котором располагаются адресаты соответствующего правила. К этому типу относятся, например, все законы, поскольку их гарант – государство занимает лидирующее позицию во властной иерархии. При этом конфликты, возникающие по ходу функционирования вертикальных институтов, разрешаются третьей стороной – судом.

Для вертикальных институтов характерен также специфический порядок их установления: они вводятся агентами более высокого уровня иерархии для регулирования поведения агентов, занимающих нижестоящие уровни. В силу такого порядка введения вертикальные институты обладают часто значительными перераспределительными последствиями, возлагающими на адресатов издержки, являющиеся для тех непроизводительными. Выгоды при этом концентрируются на уровне гарантов таких институтов. Тем самым исполнение предписаний вертикальных институтов практически всегда сопряжено со значительными издержками гарантов, направляемыми на мониторинг поведения адресатов, выявление нарушений, установление нарушителей и пр., что может привести к тому, что не только совокупный экономический эффект института, но и его эффект для гаранта оказывается отрицательным. Пример: сегодня издержки по администрированию налога на имущество граждан, по оценкам экспертов, превышают доходы бюджета от его поступления.

В горизонтальных институтах гарант относится к тому же уровню иерархии, что и адресаты. Примеры горизонтальных институтов – прежде всего контракты.

 

3. Наднациональные, национальные и локальные институты.

От широты охвата множеств агентов институты делят на эти три группы.

Если в качестве адресатов правила выступают индивиды и организации, действующие в разных странах – то институты являются наднациональными (международные конвенции, киотский протокол, правила ВТО и пр.)

Национальные – это институты, адресатами которых выступают все индивиды той или иной страны (Налоговый кодекс, конституция и пр.)

Локальные – институты, адресатами которых служит лишь часть категории агентов страны (законы субъектов РФ, уставы компаний и пр.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2. ………

 

Тема 3. Трансакции и трансакционные издержки

 

1. Определение трансакций и признаки, их характеризующие

Теория трансакционных издержек является составной частью нового направления в современной экономической науке - неоинституционализма. Ее разработка в первую очередь связана с именами двух экономистов - Р. Коуза и О.Уильямсона.

Базовой единицей анализа в теории трансакционных издержек признается акт экономического взаимодействия, сделка, трансакция. Категория трансакции понимается предельно широко и используется для обозначения обмена как товарами, так и юридическими обязательствами, сделок как краткосрочного, так и долговременного характера, как требующих детального документального оформления, так и предполагающих простое взаимопонимание сторон. При этом затраты и потери, которыми может сопровождаться такое взаимодействие, получили название трансакционных издержек.

В определении трансакции прибегнем также к подходу Джона Коммонса.  Согласно ему, трансакция – это базовая единица анализа деятельности индивидов. Она отвечает принципам конфликта, взаимной зависимости и порядка.

Принцип конфликта. В любом обмене важно достичь гармонии между обменивающимися. Если обмен (сделка) состоялся, то это и есть точка реализации конфликтующих интересов собственности.

Принцип взаимной зависимости. В отношениях индивидов всегда присутствует взаимозависимость.  ЕЕ степень определяется рядом факторов (например, наличием права принуждения к исполнению обязательств у одной из сторон). Без взаимозависимости нет смысла вступать в сделку.

Принцип порядка. Предпочтения индивидов стабильны. Поэтому множество совершаемых сделок носит повторяющийся характер и более того, индивидя ожидают повторения текущих сделок. Следовательно. Единица анализа должна содержать в себе реализуемость ожиданий.

Итак, трансакция – это не просто обмен товарами между индивидами или их группами, это отчуждение и приобретение индивидами прав собственности и свобод, созданных обществом.

По мнению О.Уильямсона, трансакции различаются по трем главным признакам - степени их специфичности, повторяемости и неопределенности. С его точки зрения, чем более общий, краткосрочный и однозначный характер носит сделка, тем больше оснований либо вообще обходиться без ее юридического оформления, либо ограничиваться составлением простейших контрактов. Напротив, чем более специальный, повторяющийся и неопределенный характер она имеет, тем выше трансакционные издержки и тем сильнее стимулы к установлению долговременных отношений между участниками.

Первый признак – степень специфичности трансакции. Ему О.Уильямсон придает особое значение. Деление ресурсов на общие и специальные восходит к работам Г.Беккера (см. статью Человеческого капитала теория). Общий ресурс представляет интерес для множества пользователей и его цена мало зависит от того, где он используется (пример - бензин стандартной марки). В отличие от этого специальный ресурс приспособлен к условиям конкретной сделки и вне нее не имеет большой ценности (пример - станок, произведенный по индивидуальному заказу). Согласно Уильямсону, специальным может быть как физический капитал (оборудование), так и человеческий (квалификация и знания). Специфичность ресурса может вызываться его местоположением (электростанция, построенная вблизи угольной шахты), а также предназначенностью для единственного покупателя при отсутствии спроса со стороны кого-либо еще.

Как показал О.Уильямсон, в результате инвестиций в специфические активы предпринявший их агент оказывается "заперт" в сделку со своим нынешним партнером. Если до этого у него мог быть выбор среди достаточно большого числа примерно равноценных контрагентов, то теперь их круг сужается до одного. Разрыв отношений становится равнозначен потере капитала, воплощенного в специфических активах, так как они приспособлены к особенностям данного партнера и имеют малую ценность для всех остальных. Это превращение исходной конкурентной ситуации в конечную монопольную О.Уильямсон назвал "фундаментальной трансформацией", которая расценивается им как одно из главных препятствий на пути рыночного обмена.

Информация о работе Институциональная экономика