Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 16:03, реферат
Институциональная структура - это определенный упорядоченный набор институтов, создающих матрицы экономического поведения, определяющих ограничения для хозяйствующих субъектов, которые формируются в рамках той или иной системы координации хозяйственной деятельности.
Реферат: "Институциональная структура экономики"
Раздел: Рефераты по экономике
Институциональная структура экономики
Вольчик В.В.
1. Понятие институциональной структуры
Институциональная
структура - это определенный упорядоченный
набор институтов, создающих матрицы
экономического поведения, определяющих
ограничения для хозяйствующих
субъектов, которые формируются
в рамках той или иной системы
координации хозяйственной
В экономической
литературе понятие «институциональная
структура» имеет множество трактовок.
Часто не проводится различий между
дефинициями «институциональная структура»
и «институциональная среда». Уильямсон
приводит наиболее общее её определение:
«Это основные политические, социальные
и правовые нормы, являющиеся базой
для производства, обмена и потребления»[1]
[1]. Но наличие некоторых, присущих спонтанному
рыночному порядку институтов еще
не является достаточным условием для
становления рыночной институциональной
структуры. Например, создание правовой
базы для частной собственности
не означает, что она действительно
может функционировать в
Очевидно, что институты неоднородны. Их можно разбить на две большие группы – неформальные и формальные. Неформальные институты возникают из информации, передаваемой посредством социальных механизмов, и в большинстве случаев, являются той частью наследия, которое называется культурой. Неформальные правила имели решающее значение в тот период человеческой истории, когда отношения между людьми не регулировались формальными (писаными) законами. Неформальные институты (ограничения) пронизывают и всю современную экономику. Возникая как средство координации устойчиво повторяющихся форм человеческого взаимодействия, неформальные ограничения являются:
1) продолжением,
развитием и модификацией
2) социально
санкционированными нормами
3) внутренними, обязательными для выполнения стандартами поведения.[2] [2]
Фактически роль
неформальных институтов выполняет
хозяйственная этика или
Если существующие
в обществе этические нормы позволяют
субъектам экономики
,
где - основанная на личном примере вероятность, что людям можно доверять; - возможная потеря в случае невыполнения контракта; - возможный выигрыш в случае выполнения контракта[4] [4].
Формальные ограничения, правила и институты возникают, как правило, на базе уже существующих неформальных правил и механизмов, обеспечивающих их выполнение. В структуре формальных институтов выделяются:
1) политические институты;
2) экономические институты;
3) системы контрактации (способы и порядок заключения контрактов, регулируемые правовыми нормами и законами).
Современная экономическая наука уделяет много внимания изучению не только экономических институтов, поскольку политические институты определяют властную иерархическую структуру общества, способы принятия решений и контроля. Эволюция и функционирование формальных политических институтов является предметом анализа в рамках теории общественного выбора[5] [5].
Формальные экономические институты в научной литературе рассматриваются чаще всего в одном контексте с правами собственности, так как они «устанавливают права собственности, то есть пучок прав по использованию и получению дохода от собственности, и отчуждение других лиц от использования имущества или ресурсов»[6] [6].
Институты контрактации определяют условия соглашения между покупателем и поставщиком, которые зависят от трех факторов: цены, специфичности активов и гарантий[7] [7]. Институты контрактации, наряду с правами собственности, являются базовыми институтами институциональной структуры любого экономического порядка (экономической системы). Для эффективного функционирования рыночной экономики свобода заключения контрактов имеет решающие значение. Отход от принципа свободы выбора агента для заключения контракта к принципу «c¢est a prendre ou a laisser» (хочешь - бери, не хочешь - тебе же хуже - фр.), является причиной усложнения процедуры контрактации, что снижает эффективность обмена[8] [8].
Для осуществления функций формальных институтов необходимы специально созданные организации.
2. Иерархия правил и институтов
Правила - общепризнанных
и защищенных предписаний, которые
запрещают или разрешают
Правила, конституирующие институт, имеют смысл только тогда, когда они применяются более чем к одному человеку. С этой точки зрения любой институт — это набор определенных правил, тогда как правила — не всегда институт. Вот почему отделение одной категории от другой обосновано.
Правила могут находиться в отношении соподчиненности, т.к. один тип правил изменить проще, чем другой.
Правила, непосредственно
определяющие альтернативы для формулировки
других правил и поддающиеся изменению
с большими издержками, являются глобальными.
Они формируют
1) Конституционные правила
Они устанавливают
иерархическую структуру
2) Экономические правила
Экономическими
называются правила, определяющие возможные
формы организации
3) Контракты
Контракты следует рассматривать как правила, структурирующие во времени и пространстве отношения между двумя (и более) экономическими агентами на основе спецификации обмениваемых прав и обязательств в соответствии с достигнутым между ними соглашением. В принципе все правила могут быть интерпретированы как контракты. Но и в этом случае пришлось бы выделить несколько уровней, на которых они возникают.
Также в экономической литературе выделяют два типа институтов:
1) Внешние - устанавливающие
в хозяйственной системе
2) Внутренние - которые
делают возможными сделки
3. Институциональная структура и институциональная среда
Институты как таковые по своей природе не однородны. Существуют институты системообразующие, определяющие тип экономического порядка и институты, составляющие ту или иную систему. Следовательно, в дальнейшем мы можем говорить об институтах первого (системообразующих) и второго (составляющих систему) порядков.
Понятия "институциональная структура" и "институциональная среда" были заимствованы экономистами у социологов. Последние зачастую не различают эти два понятия и используют их как синонимы.[9] [9]
Исходя из предпосылки,
что институциональная среда
не является простым набором
Институциональная среда не является простым набором соответствующих ее типу институтов. Она определяет направление и быстроту институциональных изменений. Поэтому мы можем считать ее особого рода институтом (вектором, определяющим направление развития) высшего порядка.
Институциональная
структура является результатом
метаконкуренции, институциональная
среда создает условия и
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ie.boom.ru/
[1] [1] Уильямсон О. Частная собственность и рынок капитала // ЭКО. 1993. №5.
[2] [2] North D.C. Institutions, institutional change and economic performance. Cambridge. 1990. P. 40.
[3] [3] См., например:
Вебер М. Протестантская этика
и дух капитализма // Избранные
произведения. М., 1990, Козловски П.
Этика капитализма. Эволюция и
общество. Спб., 1996, Сен А. Об этике
и экономике. М., 1996, Хайек Ф.А.
Пагубная самонадеянность.
[4] [4] Coleman J.S. Foundations of Social Theory. Cambridge. 1990. P.99.
[5] [5] См., например: Бьюкенен Дж., Таллок Г. Расчет согласия, Бьюкенен Дж. Границы свободы. Между анархией и Левиафаном //Нобелевские лауреаты по экономике. Дж. Бьюкенен. М., 1997.
[6] [6] North D.C. Institutions, institutional change and economic performance. Cambridge. 1990. P. 68.
[7] [7] Уильямсон
О. Экономические институты
[8] [8] Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. М., 1995. С.196-197.
[9] [9] См.Смелзер
Н. Социология. М. 1994.