Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 13:28, курс лекций
Как бы нибыла развита современная экономическая наука, однако предвидеть нынешний мировой экономический кризис она не смогла. На встрече год назад с профессорами Лондонской школы экономики английская королева спросила «Как же так случилось?» Пытаясь ответить на этот вопрос, десять профессоров заявили, что причина провала науки коренится в сложившейся системе экономического знания, в том, что экономисты отдают предпочтение математической технике в ущерб глубинному пониманию экономических явлений.
Институциональная экономика: происхождение понятий
Термин институциональная экономика вошел в научный обиход с конца 10-х гг. XX в., а первым в печати его использовал в своей статье У. Гамильтон14. К 1927 г. термины институциональный подход и институциональная экономика уже широко применялись, а термины институционализм, институционалист впервые появились в печати в 1931 г.
Приверженцы американской институциональной школы сфокусировали свое внимание на институтах, под которыми они понимали определенные устойчивые формы хозяйственной деятельности как на уровне фирм, так и на уровне индивидов. Среди представителей этой школы было немало ярких личностей, однако наибольшее влияние на становление и развитие традиционного институционализма оказали трое ученых: Торстейн Веблен, Джон Коммонс и Уэсли Митчелл.
Для американского институционализма (по крайней мере, за пределами США) Торстейн Веблен — такая же знаковая фигура, как Карл Маркс для научного социализма.
М. Бронфенбреннер15
Первым институционалистом стал Торстейн Веблен. В своих работах он, прежде всего, начинает критиковать принцип рационального поведения — принцип, лежащий в основе неклассической экономической теории. В противовес ему Веблен выдвигает теорию о роли инстинктов в экономико-социальном поведении человека. Он считает, что поведение человека зависит от инстинктов и привычек. Причем инстинкты человека, которые он наследует подсознательно, отличаются от инстинктов животных. Веблен выделяет инстинкты труда, мастерства, праздного любопытства, родительский инстинкт, инстинкт себялюбия, а также инстинкт подражания.
Инстинкты труда и мастерства отделяют людей от животных. Инстинкт мастерства побуждает человека добиваться совершенства при изготовлении любого предмета. Инстинкт праздного любопытства лежит в основе игр и, в частности, по Веблену, в основе обмена. Праздному любопытству мы обязаны и всеми научными открытиями, ибо ученые руководствуются именно этим инстинктом. Родительский инстинкт, согласно Веблену, порождает коллективизм, а инстинкт себялюбия — индивидуализм, что позволяет ученому легко уйти от ответа на вопрос, почему в обществе мы наблюдаем проявления как индивидуализма, так и коллективизма.
Возникновению институтов, закрепляющих устойчивые образцы поведения в обществе, способствует инстинкт подражания. Веблен утверждает, что людям в огромной мере свойственно стадное чувство, которое и определяет их экономическое поведение. Отсюда характерное для людей демонстративное потребление, присущее им тем больше, чем они богаче16. Люди, по мнению Веблена, производят значительное количество трат просто потому, что кто-то их уже произвел. Они тратят огромные деньги на совершенно бессмысленные вещи, следуя определенному примеру, моде. Так, если бы люди среднего достатка не делали глупостей в течение своей жизни, они могли бы построить себе дом, а не жить в наемной квартире. Однако люди максимизируют не благосостояние, а собственный престиж в глазах других.
Но если определяющую роль в поведении человека играют инстинкты и привычки, то экономика должна быть наукой эволюционной. Понять, почему люди ведут себя сейчас именно так, а не иначе, можно, лишь зная, как они вели себя в прошлом. Именно в этом, с точки зрения Веблена, заключается основной недостаток неоклассической теории, которая исследует текущий выбор человека без учета прошлого. А без него понять настоящее невозможно.
Основные положения критики Вебленом неоклассической теории можно свести к следующему.
Эта теория не рассматривает характерные для поведения человека аспекты эволюционных изменений. Соответственно, при анализе поведения игнорируются такие важнейшие факторы, как приобретенный социально-экономический опыт, знания и навыки.
Эта теория, игнорируя любые формы социального влияния на предпочтения индивидов, сводит самих индивидов к машинам, которые механически действуют по вложенным в них программам потребления в соответствии с заданной функцией полезности.
Эта теория представляет собой систему логических и математических выводов из стилизованных фактов, взятых из бизнеса и психологии, не всегда аккуратных, а иногда просто ошибочных. Опора на эти факты при выборе базовых предпосылок приводит к некорректным прогнозам поведения индивида.
Однако критикуя неоклассическую теорию, Веблен практически ничего не предлагает взамен. Подобно другим ранним институционалистам, он дает лишь философское объяснение изучаемого феномена и не выдвигает никакой модели, которая позволила бы, подставив в нее конкретные данные, предсказать динамику развития того или иного института.
Еще один яркий представитель традиционного институционализма — Уэсли Митчелл. Он известен как активный сторонник использования эконометрических методов в экономических исследованиях. Митчеллу принадлежит фундаментальное исследование циклов деловой активности19. Связывая их с существующими в обществе институтами, он утверждал, что стандартизация поведения, которая обусловлена институтами, на макроуровне позволяет увидеть регулярность динамики экономики в целом, т. е. увидеть эти циклы. С точки зрения Митчелла, циклы связаны с динамической природой любой экономики. По Митчеллу, стремление предпринимателей к максимизации прибыли лежит в основе циклического развития рыночной экономики. Ценовые сигналы, влияющие на объем производства, не всегда синхронизированы, то есть в реальной экономике действуют так называемые эффекты опережения или запаздывания, например, розничных цен с оптовыми или цен на сырье и готовую продукцию. В результате происходят изменения в реальном выпуске.
Таким образом, рыночный механизм несовершенен и требуется вмешательство государства для сглаживания циклических колебаний деловой активности. Как и многие другие экономисты У.Митчелл предсказал Великую депрессию и предлагал еще в середине 1920-х годов усилить роль государства в экономике, в частности, путем создания общественных работ.
Джон Коммонс – американский историк-экономист, юрист и социолог. Автор книги «Институциональная экономическая теория», а также целого цикла работ, связанных с рабочим и профсоюзным движением.
Коммонс представлял социально-правовую разновидность институционализма и являлся основателем теорий соглашений (контрактов). По роду своей деятельности он был тесно связан с американскими профсоюзами, служил консультантом Американской федерации труда. В центр интересов Коммонса попадает теория сделок (трансакций). Трансакции он считает базовыми институтами общества. Согласно Коммонсу трансакция – это не обмен товарами, а отчуждение и присвоение прав собственности и свобод, созданных обществом.
Джон Коммонс разделяет трансакции на три вида: рыночные, управленческие и рационирующие. Рыночная трансакция – это единственный вид трансакции, предполагающий одинаковый правовой статус участников. Обмен правами собственности в рыночной трансакции происходит на основе добровольного соглашения обеих сторон.
Управленческая трансакция предполагает правовое преимущество одного из контрагентов, обладающего правом принятия решения. Для структур, использующих этот вид трансакций (фирм, госучреждений) характерна иерархия: начальник-подчиненный.
Рационирующая трансакция сходна по сущности с управленческой трансакцией, поскольку тоже предполагает ассиметрию правового статуса контрагентов. Однако специфика ее состоит в том, что стороной, наделенной исключительными полномочиями принятия решений, является некий коллективный орган, выполняющий функцию спецификации прав собственности. Этим органом является государство. Типовыми примерами рационирующей трансакции выступают налоги и судебные решения.
Таким образом, по Коммонсу, понятие сделки включает в себя три элемента:
1) конфликт, т.е. столкновение интересов участников сделки;
2) взаимозависимость или взаимообусловленность интересов участников конфликта;
3) порядок и завершение конфликта и заключение сделки.
Коммонс полагал, что с помощью сделки- юридического соглашения – можно уладить любые социальные противоречия, все зависит от эффективности судебных норм – работающих правил, которые постоянно изменяются под воздействием конкретных судебных решений и или посредством соответствующих государственных решений.
Академическая карьера Коммонса складывалась не столь гладко, как карьера Веблена или Митчелла. Коммонс не был таким ярким лектором, как Веблен, и имел сравнительно мало учеников в тех университетах, где ему довелось работать22. Поэтому его идеи распространялись, главным образом, через печать. До 1924 г. никаких упоминаний о нем в контексте институционализма нет (в начале карьеры он активно занимался проблемами рынка труда). Однако после публикации в 1924 г. работы «Правовые основы капитализма» он тут же был отнесен к институционалистам23.
В этой работе Коммонс говорит о том, что из-за редкости ресурсов участники взаимодействия сталкиваются не только с задачей их распределения между конкурирующими способами использования (чем, собственно, занимается неоклассическая теория), но и с необходимостью кооперироваться друг с другом, что неизбежно приводит к конфликту интересов. Для их гармонизации или, по крайней мере, для создания возможностей кооперации необходимы коллективные действия.
По Коммонсу, коллективные действия контролируют действия индивидуальные через физические, моральные или экономические санкции. Таким образом, коллективные действия выступают в качестве ограничителей действий индивидуальных. Но их ограничительная функция — не единственная. Коллективные действия могут также расширять рамки индивидуальных действий.
Организованные формы коллективного действия (в терминологии Коммонса — going concern), к которым относятся государство, политические партии, суды, профсоюзы, фирмы, церковь и пр., а также всевозможные правила, нормы, обычаи и законы, которые регулируют деятельность индивидов и фирм, носят название рабочих правил.
Окружающие условия постоянно меняются, поэтому для эффективной работы экономики модификация и подстройка рабочих правил неизбежна. В силу этого экономика — эволюционная наука. Например, с точки зрения Коммонса, переход от феодализма к капитализму обусловлен постепенным появлением новых практик и, соответственно, новых рабочих правил. Формулировали правила (с учетом прошлого опыта) суды, которые решали, какие практики выгодны в новых условиях, и легализировали их. В этом смысле позиция Коммонса сходна с позицией Веблена. Однако в отличие от Веблена он не отвергает неоклассику, а лишь говорит о необходимости дополнить анализ институциональными факторами.
Работа Коммонса опирается на англосаксонскую систему права. В этой традиции право является прецедентным, и, следовательно, роль судей здесь необычайно велика — ведь от них зависит, какое правило применить и каким образом. Именно поэтому анализ Коммонса годится лишь для стран с той же системой права.
Коммонс полагал, что наиболее важными задачами экономического исследования являются изучение влияния структуры существующих рабочих правил на поведение индивида и изучение механизмов эволюционной селекции правил во времени (поведение отдельных коллективов, судов, правительств). Что же касается его взглядов на будущее американского капитализма, то они были весьма оптимистичны. По его мнению, для решения накопившихся проблем было достаточно лишь незначительной корректировки и институциональных реформ в некоторых областях. Капитализм как систему Коммонс под сомнение не ставил. В этом он отличался от Веблена, который считал коренные реформы необходимыми. Во многом такую разницу в позициях можно объяснить социальным происхождением ученых: Коммонс был из семьи первопоселенцев Америки, а Веблен — сыном эмигрантов.
В самых общих выражениях можно описать исследовательскую программу институционализма как набор следующих положений: социальные и правовые институты играют центральную роль в определении экономического поведения и экономических показателей (посредством формальных и неформальных стимулирующих и сдерживающих факторов и воздействия на общепринятый образ мыслей и действий); с течением времени эти институты эволюционируют, они способны меняться и могут быть изменены через политическое вмешательство; деятельность существующих институтов необязательно направлена на достижение социального блага; действовавшие прежде формы контроля бизнеса (в частности, конкурентные рынки) устарели, в новых технологических и экономических условиях необходим социальный контроль.
М. Резерфорд (2000) 26
Для традиционного институционализма характерны анализ дисфункций и несовершенств экономической системы, внимание к эмпирической составляющей исследований и междисциплинарность.
Анализ дисфункций и несовершенств экономической системы. Традиционных институционалистов интересовало в первую очередь не построение теории институциональных изменений, а анализ насущных проблем современной экономики (циклы деловой активности, трудовые отношения, деятельность монополий, регулирование сектора общественных услуг), новейшие достижения в технологическом, организационном и правовом ее развитии, а также провалы рынка. Ученые анализировали случаи неспособности институтов организовать деловую активность социально эффективным образом. Внимание исследователей концентрировалось на существовавших тогда практиках. Была принципиально расширена сфера экономических исследований. Традиционные институционалисты отказались от предпосылок неоклассики и, соответственно, вырвались из круга явлений, описываемых совершенным рынком.