Внешние эффекты в институциональной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 16:19, контрольная работа

Описание работы

Иногда рыночный механизм не позволяет достичь взаимно-эффективного размещения ресурсов. В силу ряда причин могут возникать ситуации, называемые провалами (или несостоятельностями) рынка, в которых рынок не справляется со своими функциями и либо вообще не может обеспечить производство блага, либо не может обеспечить его производство в эффективном объеме. Именно подобная неспособность рынка обеспечить эффективность обычно рассматривается в качестве основания для государственного вмешательства в экономику.

Работа содержит 1 файл

к.р. по инст. экономике.doc

— 73.00 Кб (Скачать)

      Иногда  рыночный механизм не позволяет достичь  взаимно-эффективного размещения ресурсов. В силу ряда причин могут возникать  ситуации, называемые провалами (или несостоятельностями) рынка, в которых рынок не справляется со своими функциями и либо вообще не может обеспечить производство блага, либо не может обеспечить его производство в эффективном объеме. Именно подобная неспособность рынка обеспечить эффективность обычно рассматривается в качестве основания для государственного вмешательства в экономику.

     В данной работе мы рассмотрим происхождение, последствия и способ преодоления одного из типов несостоятельности рынка - внешних эффектов.

     Внешние эффекты.

      Причиной  существования внешних эффектов является то обстоятельство, что все  люди живут в одном мире и используют одни и те же ресурсы. Каждый человек может преследовать свои цели, при этом его действия могут иметь побочный результат (не входящий в его цели), который оказывает воздействие на состояние других лиц.

      На  языке экономической теории это  означает, что потребление или производство какого-то блага может оказывать побочное воздействие на потребление или производство другого блага. Такие воздействия и называются внешними эффектами.

      Внешние эффекты, или экстерналии представляют собой издержки и выгоды, которые связаны с производством или потреблением блага, но выпадают на долю лиц, не участвующих в данной рыночной сделке. Внешние эффекты могут производиться как при производстве, так и при потреблении благ. Таким образом, внешние эффекты показывают разность между социальными издержками (выгодами) и частными издержками (выгодами):

MSC = МРС  + МЕС, где

MSC - предельные  общественные издержки (marginal socialcost);

МРС - предельные частные издержки (marginal private cost);

МЕС - предельные внешние издержки (marginal external cost).

      При этом внешние эффекты могут быть как отрицательными, так и положительными.

      Положительные внешние эффекты являются выгодой третьих лиц, не участвующих в сделке, но которая производится экономическими агентами. Они имеют место, когда потребление или производство одного субъекта приводит к увеличению полезности каких-либо других потребителей или увеличению прибыли каких-либо других фирм. Например, на рынке платных медицинских услуг делают прививки от гриппа. В этом случае выигрывают не только потребители этой услуги, но и другие люди, поскольку в итоге общее число заболевших гриппом уменьшается.

      Отрицательные внешние эффекты возникают в том случае, когда действия лиц, участвующих в сделке, оказывают негативное воздействие на третьих лиц. То есть они имеют место, когда потребление или производство одного субъекта приводит к сокращению полезности каких-либо других потребителей или уменьшению прибыли каких-либо других фирм. Наиболее очевидным примером отрицательных эффектов является загрязнение окружающей среды. Если химический завод сбрасывает свои отходы в реку, это приводит к росту заболеваемости людей из-за ухудшения качества воды. Если же потребители хотят очистить воду, это требует расходов. И в том и другом случае происходят увеличение денежных затрат потребителей и (или) уменьшение их уровня полезности. В институциональной экономике рассматривают отрицательные внешние эффекты.

      По  направлению действия внешние эффекты  могут быть разделены на следующие  четыре группы.

1) "Производство - производство". Отрицательный внешний эффект: химический завод спускает в реку свои отходы, которые мешают производству расположенного ниже по течению реки пивоваренного завода. Положительный внешний эффект: расположенные рядом пасека пчеловода и яблоневый сад производителя фруктов оказывают друг на друга благоприятное воздействие (сбор меда зависит от числа яблонь, и наоборот).

2) "Производство - потребление". Отрицательное воздействие: жители прилегающих районов страдают от вредных выбросов в атмосферу промышленных предприятий. Положительное воздействие: завод в маленьком поселке ремонтирует дорогу, по которой "заодно" ездят и местные жители.

3) "Потребление - производство". Отрицательный эффект: в результате семейных пикников возникают лесные пожары, которые вредят лесному хозяйству. Положительный эффект: забор предприятия не нужно охранять, если рядом проходит людная улица и ни один воришка не может перелезть незамеченным.

4) "Потребление - потребление". Отрицательный эффект: полезность индивида уменьшается, если его сосед ночью включает на полную громкость музыку. Положительный эффект: если вы разбили цветник перед домом, то полезность ваших соседей от созерцания красивых цветов будет расти.

      Таким образом, одни субъекты хозяйства (фирмы  или потребители), преследуя свои цели, могут одновременно наносить ущерб или приносить выгоду другим субъектам. Справедливо сделать так, чтобы лицо, порождающее внешний эффект, считалось с внешними затратами или получало вознаграждение за внешние выгоды.

      Существуют три подхода к решению этой проблемы: интернализация внешних эффектов, введение корректирующих налогов и субсидий и закрепление прав на все ресурсы в соответствии с теоремой Коуза.

Интернализация  внешних эффектов

      Один  из способов заставить лицо считаться  с теми внешними эффектами, которые оно порождает своей деятельностью, заключается в интернализации внешних эффектов (от лат. internus - внутренний). Под интернализацией понимается превращение внешнего эффекта во внутренний. Возможным путем интернализации является объединение субъектов, связанных внешним эффектом, в одно лицо.

      Представим, что химический и пивоваренный заводы из приведенного выше примера объединяются в одно предприятие. При этом внешний  эффект, который раньше создавал химзавод, исчезает, так как теперь одна фирма вынуждена иметь дело с обоими производствами и ни на кого извне она влияния не оказывает. Теперь затраты в виде уменьшения выпуска пива она воспринимает как свои собственные и будет стремиться их минимизировать.

      Точно так же, если вы надоедаете своей соседке веселой музыкой, а потом женитесь на ней, то в дальнейшем снижение ее полезности будет восприниматься вашей ячейкой общества как общее снижение полезности, и, следовательно, вы будете принимать в расчет это воздействие.

      Однако  интернализация далеко не всегда возможна или желательна. В использованном выше примере нет смысла объединяться химическому и пивоваренному заводам (если, конечно, не считать саму интернализацию, которая никогда не была бы главной причиной объединения). В некоторых случаях объединение двух производств может грозить потерей эффективности за счет отрицательной экономии от масштаба. Что касается примера с соседкой, невозможно создать семью со всеми людьми, с которыми вас связывают внешние эффекты.

      Корректирующие налоги и субсидии

      Существует  другой способ побудить лицо, являющееся источником внешних эффектов, считаться  с затратами, которые эти эффекты  порождают, - заставить его оплатить эти затраты. Если производитель  внешних затрат будет вынужден с  ними считаться, он будет пытаться оптимизировать соотношение затрат и выгод, а это путь ко взаимо-эффективности.

      Но  кто может это сделать? Только тот, кто обладает властью в хозяйстве  и может назначить плату за ограниченный ресурс, который не имеет  собственника. А.С. Пигу в качестве решения данной проблемы предложил использовать корректирующие налоги и субсидии.

     Корректирующий налог - это налог на выпуск товара, позволяющий уравнять предельные частные и предельные общественные затраты. Каждый агент, который создает отрицательные внешние эффекты, должен платить налог Пигу, величина которого достаточна для устранения созданных им негативных последствий. Т.е. налог Т равный предельным внешним издержкам Т = МЕC, может приблизить рыночное равновесие к эффективному.

      Корректирующие  налоги и субсидии не могут решить полностью проблем, возникающих благодаря существованию внешних эффектов. Во-первых, в реальной практике довольно трудно точно исчислить предельные издержки и выгоды. Во- вторых, размеры ущерба определяются в ходе юридических и политических дискуссий весьма приблизительно. И наконец, отнюдь не последнюю роль играет то обстоятельство, что корректирующие налоги, которые платят производители благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами, не всегда достигают поставленной цели. Все это предопределило критику корректирующих налогов и субсидий и попытки нахождения принципиально новых путей решения проблемы. Они связаны прежде всего с работами Р. Коуза.

Теорема Коуза.

      Р. Коуз исходил из того, что рассматриваемая проблема носит обоюдоострый или, как он говорит, “взаимообязывающий” характер: “При избегании ущерба для В мы навлекаем ущерб на А. Действительный вопрос, который нужно решить, это - следует ли позволить А наносить ущерб В или нужно разрешить В наносить ущерб А. Проблема в том, чтобы избежать более серьезного ущерба”.

      Ответ не очевиден до тех пор, пока не удалось  определить ценность того, что мы в результате этого приобрели, и ценность того, чем пришлось ради этого пожертвовать. Таким образом, в случае отрицательных внешних эффектов нужно не искать виновного, а задать вопрос: какую сторону надо заставить изменить поведение, чтобы максимизировать общественную выгоду.

      Суть  теоремы Коуза заключается в том, что, «если права собственности всех сторон, тщательно определены, а трансакционные издержки равны пулю, конечный результат (максимизирующий ценность производства) не зависит от изменений в распределении прав собственности». Эту же мысль Дж. Сгиглер выразил следующим образом: “...в условиях совершенной конкуренции частные и социальные издержки равны”.

      Сравнение системы ценообразования, включающей ответственность за ущерб от отрицательных внешних эффектов, с системой ценообразования, когда такой ответственности нет, привело Р. Коуза к парадоксальному на первый взгляд выводу о том, что если участники могут договориться сами, и издержки таких переговоров ничтожно малы (трансакционные издержки равны нулю), то в обоих случаях в условиях совершенной конкуренции достигается максимально возможная ценность производства.

      Р.Коуз приводит следующий пример. По соседству  расположены земледельческая ферма  и скотоводческое ранчо: земледелец выращивает пшеницу, а скотовод разводит скот, который время от времени  стравливает посевы на соседних землях. Налицо экстернальный эффект. Однако, как показывает Р. Коуз, эта проблема может быть yспешно решена без участия государства. Если скотовод несет ответственность за ущерб, возможны два варианта: “либо скотовод уплатит фермеру за необработку земли, либо он решит сам арендовать землю, заплатив фермеру за необработку земли чуть больше, чем платит сам фермер (если фермер сам арендует ферму), но конечный результат будет тем же и будет означать максимизацию ценности производства”. Если нет ответственности за ущерб, размещение ресурсов оказывается таким же, как и раньше. Различие состоит лишь в том, что теперь платежи будет осуществлять фермер. Однако “конечный результат (который максимизирует ценность производства) не зависит от правовой позиции, если предполагается, что ценовая система работает без издержек”. При нулевых трансакционных издержках и у фермера, и у скотовода будут экономические стимулы увеличения ценности производства, так как каждый из них получит свою долю в приросте дохода.

      Экспериментальные исследования показали, что теорема  Коуза верна для ограниченного  числа участников сделки (двух-трех). При возрастании численности  участников резко увеличиваются  трансакционные издержки и предпосылка о их нулевом значении перестает быть корректной.

      В реальной жизни трансакционные издержки редко бывают равными нулю, чаще всего они высокие. Это препятствует решению проблемы отрицательных  внешних эффектов.

      Теорема Коуза помогает выработать правильную стратегию в борьбе с загрязнением окружающей среды. Эффективная политика в области контроля за загрязнением окружающей среды - это такая политика, которая позволяет сбалансировать предельные общественные выгоды контроля с предельными общественными издержками, необходимыми для его проведения в жизнь. Существуют три основных пути сокращения вредных выбросов в окружающую среду:

1) установление  норм или стандартов по вредным выбросам;

2) введение  платы за выбросы; 

3) продажа  временных разрешений на выбросы.

     Стандарты по вредным выбросам (emissions standards) – это установленные законом пределы концентрации вредных веществ в промышленных отходах. Такие стандарты приняты во многих странах. В США, например, за их выполнением следит Управление по охране окружающей среды. Превышение установленных правительственными органами стандартов влечет крупный штраф или уголовное наказание.

Информация о работе Внешние эффекты в институциональной экономике