Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 13:28, курс лекций
Как бы нибыла развита современная экономическая наука, однако предвидеть нынешний мировой экономический кризис она не смогла. На встрече год назад с профессорами Лондонской школы экономики английская королева спросила «Как же так случилось?» Пытаясь ответить на этот вопрос, десять профессоров заявили, что причина провала науки коренится в сложившейся системе экономического знания, в том, что экономисты отдают предпочтение математической технике в ущерб глубинному пониманию экономических явлений.
2. Сущность трансакционных издержек
В неоклассической теории, где информация является полной и совершенной, участники взаимодействий рациональны, права собственности полностью определены. Сделки совершаются мгновенно и без потерь, права собственности не нуждаются в защите, поскольку посягательство на частную собственность пресекаются государством.
В реальном же мире осуществление любой сделки не свободно от издержек. Последние неизбежно возникнут на этапе подготовки сделки (сбор информации о возможных партнерах), и на этапе ее реализации (защита исполнения контракта). Не понимая природы этих издержек, невозможно понять отношения между экономическими агентами – ведь они учитывают издержки при принятии определенных решений.
Издержки, сопровождающие взаимоотношения экономических агентов, называют трансакционными.
Возникновение трансакционных издержек связывают с именем Рональда Коуза, который в 1937 году издал статью «Природы фирмы». В ней он задается вопросом – почему существуют фирмы. И отвечает на него следующим образом: функционирование рыночного механизма требует постоянного осуществления издержек по поиску партнеров, информации, составлении контракта, его пересмотра и т.д. Именно наличие таких издержек и объясняет возникновение фирмы: фирмы образуются потому, что перевод трансакций с рынка в рамки фирмы позволяет избежать издержек, свойственных рынку.
В настоящее время трансакционные издержки понимаются подавляющим большинством ученых интегрально, как издержки функционирования системы. Трансакционные издержки – это издержки, возникающие, когда индивиды обменивают свои права собственности в условиях неполной информации либо подтверждают их в тех же условиях. (Подтверждение прав собственности - защита тех прав собственности, которые у вас есть сейчас.) Когда люди обмениваются правами собственности, они вступают в контрактные отношения. Когда они подтверждают свое право собственности, они не вступают ни в какие контрактные отношения (оно у них уже есть), но они защищают его от нападок третьих лиц. Они боятся, что их права собственности будут ущемлены третьей стороной, поэтому тратят ресурсы на защиту этих прав (например, строят забор, содержат полицию, и т.п.).
3. Факторы, определяющие уровень и структуру трансакционных издержек:
Д. Норт называет 4 фактора:
- размер рынка, диктующий степень персонификации отношений. Когда отношения персонифицированы, издержки спецификации и принуждения снижаются. В обезличенных отношениях все происходит наоборот: издержки заключения контракта растут из-за необходимости более тщательной спецификации обмениваемых прав. Кроме того, степень предсказуемости действий контрагента падает с увеличением анонимности взаимоотношений, а, значит, растет необходимость в различных тратах, связанных с обеспечением стабильности и устойчивости отношений.
- необходимость измерений поддающихся оценке характеристик товаров и услуг или действий индивидов в процессе обмена;
- система принуждения (для исполнения контрактов существует специальная система законодательного принуждения, однако она затратна). Права собственности состоят из набора прав; в той степени, в которой мы не можем точно оценить поддающиеся оценке делимые права, которыми обмениваемся, возрастают трансакционные издержки и неопределенность, связанная с трансакциями. Измерение заключается в определении физической величины обмениваемых прав (цвет, количество, вес и т.д.) наряду с величиной обмениваемых прав собственности (права, определяющие использование, отчуждение, извлечение дохода).
- идеологические установки и представления индивидов. Когда индивид ограничен жесткими правилами морали, он менее склонен к оппортунистическому поведению, и издержки контроля его действий и принуждения к исполнению обязательств ниже, чем когда он ведет себя оппортунистически (Под каким девизом живет российский налогоплательщик?)
Если в обществе существует идеология, что оппортунизм – это действие неприемлемое, что нельзя обманывать контрагента, надо вести себя честно, соответственно, издержки, связанные с осуществлением транзакций в таком обществе, падают. Если в обществе существует тенденция платить налоги и насаждается идеология уплаты налогов, то в таком обществе издержки, связанные со сбором налогов очень маленькие.
Также на экономическую деятельность оказывают влияние представления индивидов о правилах игры. Если эти представления разделяются всеми членами группы или общества трансакционные издержки будут ниже, чем в случае наличия разночтений в их понимании и трактовке. В частности, составление контрактов будет связано со сравнительно низкими затратами – одинаково воспринимаемые и принимаемые всеми вещи можно будет не прописывать.
Таким образом, на уровень и структуру трансакционных издержек оказывают влияние как технологические, правовые так и культурные факторы функционирования экономической системы.
4. Виды трансакционных издержек
а) Одна из наиболее известных классификаций трансакционных издержек принадлежит Норту – Эгертссону:
1. Издержки поиска информации (приемлемая цена, информация о качестве товара, о качестве продавца, качестве покупателя).
2. Издержки ведения переговоров
3. Издержки составления контрактов
4. Издержки мониторинга.
5. Издержки принуждения к исполнению контрактов
6. Издержки защиты от третьих лиц (от частных лиц, от государства).
Рассмотрим их более подробно:
1) Search activities (издержки поиска).
Существует четыре вида издержек, которые связаны с поиском:
- приемлемой цены;
- качественной информации об имеющихся товарах и услугах;
- качественной информации о продавцах;
- качественной информации о покупателях.
Количественная информация о продавцах и покупателях первыми двумя позициями уже дана. Под качественной информацией о продавцах и покупателях понимается информация об их поведении - честны ли они, как выполняют свои обязательства, в каких находятся обстоятельствах (может, кто-то из них на грани краха или, наоборот, процветает);
2) Bargaining activities (издержки ведения переговоров). В рыночном смысле вы торгуетесь, чтобы минимизировать издержки. Вы ищете в процессе bargaining activities предельную кривую безразличия вашего партнера (до какой цены он может дойти при торговле). Ведь у каждого из торгующихся есть как некая запросная, так и некая резервная цена. В процессе bargaining activities вы и пытаетесь разными путями подойти максимально близко к предельной - наиболее низкой или наиболее высокой - цене, которую способен дать ваш партнер. Т.е. bargaining activities ведет к выяснению т.н. «true position», которая в экономическом смысле есть предельная кривая безразличия или предельная изокванта (в случае фирмы). Какие издержки и затраты вы несете в процессе bargaining activities?
Если вы индивидуально (а не фирма) торгуетесь с кем-то на рынке, вы тратите время, говоря, что вам это дорого, что у вас мало денег, намекая, что вы – замечательный объект для проведения политики ценовой дискриминации, поворачиваетесь, уходите, демонстративно подходите к другому ларьку.
А каковы издержки фирмы в процессе bargaining activities? Надо отметить, что search activities и bargaining activities – вещи принципиально разные. В search activities вы еще не определили партнеров, вы их только еще выбираете. Кстати, такой деятельностью вы занимаетесь в Интернете (фактически это просмотр, желательно, с минимальными издержками). А bargaining activities предполагает, что вы определили узкий круг ваших партнеров - одного-двух-трех и уже с ними ведете переговоры (переговоры дороги, поэтому нет смысла вести их со всеми). Ваши затраты, как фирмы, в процессе bargaining activities могут быть очень значительными, если вы организуете тендер. Например, Европейская комиссия берет в качестве вознаграждения тендерному агентству 15 % от суммы сделки. Однако затраты необязательно будут велики, если вам удастся купить кого-либо в стане «врага», чтобы узнать резервную позицию партнера. Для этого в наших условиях при невысокой экономической культуре и невысокой стойкости иногда достаточно сводить представителя вашего партнера в хороший ресторан, и за обедом он просто проговорится. Этот же путь получения информации очень часто используется и на Западе. На самом деле в bargaining формально входят представительские расходы на переговоры. Последние несут совершенно определенную функцию: они должны выяснить true position партнера.
3) Contract making activities (издержки составления контракта).
Это ваши затраты на то, чтобы в тексте контракта было записано, как в тех или иных случаях (предвиденных вами) поведет себя ваш партнер и как будут складываться внешние обстоятельства. А применительно к случаям, вами не предугаданным, обычно в контракте формулируется некий механизм. Скажем, устанавливается: если мы не договоримся, судить нас будет Международный арбитражный суд г. Стокгольма (обычная для международных контрактов инстанция). Т.е. специально резервируется некая позиция для непредвиденных обстоятельств. Contract making activities – одна из самых дорогих (5-10 % объема сделки) при инвестициях в специфические активы. Это фантастические деньги! Но в ряде случаев столь велики риски, столько велика ответственность за прописанное в контракте, что вы вынуждены их тратить на юристов.
4) Monitoring (издержки мониторинга).
Пункты 1-3 относились к activities ex ante (к деятельности до появления юридически оформленного контракта). А с пункта 4, когда такой контракт уже появился, начинается activities ex post (деятельность после его появления). И начинается она с мониторинга исполнения контракта каждым из контрагентов. Например, купив машину, вы в течение гарантийного срока можете ремонтировать ее за счет продавца на станции техобслуживания – это и будут затраты на мониторинг при приобретении машины. А по истечении гарантийного срока определенный мониторинг тоже может иметь место, но не в рамках первой сделки (она уже закончена), а в том случае, когда вы хотите продолжить отношения с данным поставщиком, чтобы в 5-летней перспективе опять у него же купить другую машину. Еще пример. Вы заказали на Ташкентском авиазаводе самолет, подписали все необходимые бумаги, перевели заводу часть денег (advance payment), самолет начали делать. В этом случае с мониторингом будет связано возникновение института представителей заказчика: вы пошлете своего представителя на этот авиазавод, и хотя такая командировка – вещь достаточно дорогая, в сравнении с объемом самой сделки она ничтожна.
Заметим, что не все затраты по мониторингу делаются покупателем. Часть их выгодно делать и продавцу. Классический пример мониторинга со стороны производителя дает та же автомобильная промышленность. Регулярно можно прочесть, что, скажем, «Форд» отозвал все свои модели таких-то годов выпуска. Т.е. компания, стремясь не потерять свое имя и позиции на рынке, сама осуществляет мониторинг по случаям тяжелых аварий, отслеживая, как работает ее продукция, что сопряжено для нее с немалыми затратами.
5) Enforcement (издержки на принуждение). Это издержки на принуждение другой стороны к выполнению условий контракта. Поскольку люди стремятся действовать в своих интересах, а информация (по определению) неполна, нередко возникают ситуации, когда контракт не выполняется частично или полностью. Предполагается, что существует система, которая заставляет партнеров соблюдать условия контракта. Такой системой прежде всего является государство, а также в какой-то степени – профессиональные ассоциации и частная юридическая система. Последняя взаимодействует с двумя предыдущими, дополняя их. Но есть и альтернативная система принуждения, которая возникает в слабом государстве и конкурирует с ним. Это – частная система enforcement (не путать с вышеупомянутой частной юридической системой). Сюда относятся мафия, всевозможные «крыши» и т.п. Подчеркнем, что львиная доля затрат на принуждение к исполнению контрактов в нормальных цивилизованных экономиках бесплатна для экономических агентов. Это затраты государства, а оно экономит на масштабе. Ведь каждому из нас дорого а) искать, б) содержать постоянно (когда он еще понадобится!) судебного исполнителя или «человека с ружьем». Государство же, учитывая, что такие случаи регулярно возникают, содержит и арбитражные суды, и обычные уголовные суды, и систему угрозы насилием – тюремную систему, систему судебных агентов, и пр. Естественно, система enforcement в огромной степени финансируется за счет государства (за счет налогов, грубо говоря, так как бесплатного государства не бывает). А общество, которое экономит на налогах, вынуждено тратиться на альтернативную систему enforcement (систему частного правосудия), крайне неэффективную и очень дорогую. Поэтому если контракт не защищен (если вас могут обмануть), вы скорее всего предпочтете его просто не заключать. Неээфективность альтернативной системы enforcement обусловлена, в частности, высокой конкуренцией между бандитами. Скажем, вы «встали под некую крышу», а ее взяли и перестреляли. Т.е. у вас нет гарантий, что избранная вами «крыша» будет надежно работать. Эффективность у нее на микроуровне выше, но в перспективе гораздо ниже, чем у милиции.
6) Protection vs 3d parties (издержки на защиту прав собственности).
Это единственная статическая форма трансакционных издержек, в отличие от динамических издержек, связанных с обеспечением контрактов. Например, вы посадили за 100 км от Москвы картофель для собственного потребления, а не для продажи, но бомжи его выкапывают. Вы либо складываетесь с соседями и нанимаете человека с ружьем, заряженным солью, для охраны, либо вообще отказываетесь сажать картофель, либо теряете до 60 % урожая. И то, и другое, и третье есть конкретные либо позитивные, либо негативные трансакционные издержки, связанные с protection vs 3d parties.
б) Подход Пола Милгрома и Джона Робертса.
В соответствии с ней издержки делят на издержки координации и издержки мотивации.
Издержки координации – это затраты, направленные на то, чтобы обеспечить временное и пространственное соответствие участников трансакции. Они могут возникнуть как вне, так и внутри фирмы. Вне (на рынке) эти издержки обусловлены необходимостью определить цену товара и характеристики потенциальных партнеров и свести их воедино. Внутри фирмы – передачи информации по отделам, выработки эффективного плана и доведения его до сотрудников и пр.
Издержки мотивации – это затраты на обеспечение контроля, мониторинга, сбора информации о соблюдении партнерами взаимных обязательств в рамках контракта и пр. Они также могут возникать на рынке и в фирме.
Данная классификация наиболее удобна для анализа трансакционных издержек, возникающих во внутрифирменных иерархиях.
в) Трансакционные и трансформационные издержки
- трансформационные издержки (PC), т.е. «production costs» - «производственные издержки»;
- и трансакционные издержки (TC), т.е. «transaction costs».
Трансформационные издержки есть издержки, сопровождающие процесс физического изменения материала, в результате чего получается продукт, который обладает определенной ценностью. В эти издержки входят не только издержки обработки материала, но и издержки, связанные с планированием и координацией процесса производства, если последний касается технологии, а не взаимоотношений людей.
Классическим примером экономики, которая не знает трансакционных издержек, а знает только трансформационные, является идеальное натуральное хозяйство Робинзона (Robinson Crusoe Economy). Трансформационные издержки Робинзона могут включать в себя не только издержки вспахивания поля, строительства какого-то жилища, т.е. каких-то физических действий, но и издержки некоторых действий по планированию, некоторых действий предсказательного характера (так, на основе опыта прошлого года Робинзон будет определять, когда ему лучше сеять, и пр.).