Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 11:34, реферат
Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства
представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и
контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными
учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и
приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся
условиям.
Введение....................................................................
.............................2
1. Государственное регулирование экономики с точки зрения теории.
Эволюция представлений о роли государства в экономике.................3
Причины и цели государственного регулирования экономики............5
Границы государственного регулирования экономики.........................8
Границы роста дохода
государства.........................................................9
Объекты государственного
регулирования............................................11
Средства государственного регулирования
экономики.........................13
Государственное экономическое
программирование............................16
Возможные теоретические модели осуществления государственного
регулирования...............................................................
...........................18
Механизм государственного регулирования политики цен..................20
Наблюдение и воздействие на
цены........................................................21
Установление фиксированных цен на товары и
услуги..........................22
Налогообложение.............................................................
.........................22
Государственное
предпринимательство...................................................23
2. Реалии государственного регулирования экономики.
Современные представления о государственном вмешательстве в
экономические процессы в
примерах......................................................24
И снова о целях государственного
регулирования...................................24
Регулирование Российской экономики при переходе к рынку: ошибки и
необходимые
меры........................................................................
..............26
Общие
выводы......................................................................
.........................27
Заключение..................................................................
...................................28
Список
литературы..................................................................
o прогрессивный налог (в процентном отношении чем выше доход, тем выше
налог).
Представляется, что наиболее справедливым является прогрессивный
налог, однако процентное повышение налога не должно быть значительным,
чтобы не ослаблять стимулы к труду, а следовательно - к большим заработкам.
Как правило,
подоходный налог построен
налоги с продаж и акцизы являются фактически регрессивными, так как они
в большинстве случаев перекладываются на потребителей, в доходе которых
одна и та же сумма занимает различную долю.
Задача государства - собрать налоги таким образом, чтобы обеспечить
потребности бюджета и одновременно не вызвать недовольства
налогоплательщиков. При слишком высоких налоговых ставках начинается
массовое уклонение
от уплаты налогов (см. рис. 4).
Государственное
Оно
осуществляется в тех областях,
природе частных фирм или же требуются огромные вложения средств и риск.
Основное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что
первоочередная цель государственного предпринимательства - не
получение дохода, а в решение социально-экономических задач, таких как
обеспечение необходимых темпов роста, сглаживание циклических колебаний,
поддержание занятости, стимулирование научно-технического прогресса и т.д.
Данная форма регулирования обеспечивает поддержку малорентабельных
предприятий и отраслей хозяйства, которые жизненно важны для
воспроизводства. Это прежде всего отрасли экономической инфраструктуры
(энергетика, транспорт, связь). К проблемам, решаемым государственным
предпринимательством, относится также предоставление населению льгот
в различных областях социальной инфраструктуры, помощь жизненно важным
науко- и капиталоемким отраслям экономики в целях ускорения научно-
технического прогресса и укрепления на этой основе позиций страны в мировом
хозяйстве, проведение региональной политики - строительство в
экономически отсталых районах промышленных предприятий, создание рабочих
мест, охрана окружающей среды путем внедрения безотходных технологий,
строительства очистных сооружений, развитие фундаментальных научных
исследований, производство товаров, являющееся по закону государственной
монополией.
Развитие
государственного
тех сферах, где отсутствует или недостаточно присутствие частного сектора,
а также в этих секторах, если того требует напряжённая социально-
экономическая ситуация. Дело в том, что по сравнению с частными
государственные предприятия являются менее эффективными. Государственное
предприятие, пусть даже наделенное самыми широкими правами и
ответственностью, всегда отстает от частного в степени хозяйственной
самостоятельности и быстроте реагирования на изменения в экономической
конъюнктуре. В деятельности госпредприятия наверняка присутствуют как
рыночные, так и нерыночные, идущие от государства мотивы. Политические
мотивы переменчивы, они зависят от правительства, распоряжений министерств
и т.д. Поэтому госпредприятия часто оказываются в сложной и неясной
обстановке, предсказать которую намного сложнее, чем рыночную конъюнктуру.
Спрогнозировать вероятные колебания спроса и цен гораздо легче, чем
предугадать поведение нового министра или же чиновника, решения
которого зачастую определяют судьбу предприятия. За ними могут стоять
политические цели, которые не имеют никакого отношения к рыночному
поведению (стремление увеличить поступления в бюджет, желание сохранить
штаты и повысить заработную плату и т.д.).
Как правило, государственные предприятия не готовы к рыночному
соперничеству, поскольку рассчитывают не только на себя, но и на особое
отношение со стороны властей (дотации, налоговые льготы, гарантии сбыта в
рамках госзаказов). У государственных предприятий нет обязательств перед
акционерами, банкротство им обычно не грозит. Все это негативно
сказывается на динамике затрат и цен, скорости освоения новых технологий
качестве организации
производства и т.д.
2. Реалии государственного
Современное положение с государственным вмешательством в экономические
процессы на примере отдельных стран.
Экономисты США называют экономическое устройство своей страны
«смешанным капитализмом». Лишь в последние десятилетия государство
постепенно сдаёт свои позиции в регулировании экономики, но только в
определённых областях согласно вышеописанному направлению стимулирования
предложения. В настоящее время на долю налогов в США приходится около 30 %
ВВП. В то же время отлаженное антимонопольное, простое налоговое и детально
проработанное законодательство по социальному обеспечению, а также
лидирующее внешнеполитическое и экономическое положение страны сопутствуют
успешному функционированию и развитию рыночного хозяйства.
Во Франции с 1945 года, в соответствии с провозглашённым принципом
«дирижизма» происходило постоянное глубокое регулирование экономических
процессов государственными органами. Лишь в середине 80-х годов произошла
либерализация цен, и вмешательство государства перестало нести на себе
основную нагрузку по поддержанию темпов экономического роста. По сути, в
этом находит своё отражение неоклассическая модель, согласно оценкам
французских экономистов, дающая при реальном применении неплохие
результаты.
В России до последнего момента преобладал в государственном
регулировании принцип монетаризма. Однако применение именно этого метода
отнюдь не было подкреплено наличием необходимых для его успешного
применения условий, что , в общем, и привело к столь плачевным
экономическим результатам. Управляемость экономики государственными
структурами в настоящее время критически низка. Однако, нередки случаи,
когда государство, стремясь быть сильным и проявить политическую волю,
навязывает основной массе субъектов рынка и населению спорную линию
поведения, отвечающую
фактически интересам лишь одного слоя
общества.
И снова о причинах и целях
государственного
Особенностью России, усугубляющей её и без того сложное экономическое
положение, является неоднородность экономического пространства, различие
условий перехода регионов к рыночному хозяйству, включая аспекты природно-
экономического неблагополучия. Поэтому необходима оптимальная связь
процессов территориального развития с целями и задачами государственной
стратегии регионального развития. Центробежные силы в государстве,
проявление сепаратистских настроений в некоторых регионах угрожают, в
частности, единству экономического пространства России, как необходимому
фактору стабильности жизни населения, что требует немедленного
вмешательства государственной власти. Нарушение федерального бюджетного
законодательства следует рассматривать, как посягательство на устои
бюджетного федерализма и конституционного единства государства, и
автоматически прибегать к экономическим, административным и политическим
санкциям в отношении органов власти соответствующего субъекта Федерации. В
этом свете недавние решения некоторых губернаторов не перечислять налоги в
Федеральный бюджет, создание административных препятствий свободному
перемещению грузов по территории РФ требуют немедленного и самого жёсткого
вмешательства государственной власти.
Существуют и другие, сугубо Российские проблемы:
o огромные территории страны, обязывающие государство ради сохранения
целостности жёстко держать в руках транспорт, единую энергосистему
страны, системы связи. Отдельным предприятиям и предпринимателям явно не
под силу организовать
заселение пустующих
разработку новых
месторождений на Дальнем
не под силу им управлять Единой, не допускающей расчленения
энергосистемой,
и так уже значительно
o большая часть сельхозугодий находится в зоне рискованного земледелия,
однако не
следует «выбрасывать на
комплекс как
минимум в целях достижения
продовольственной
страны.
o огромный, неповоротливый,
умирающий оборонный
помощи государства по реформированию и нахождению рынков сбыта. По
оценкам российских специалистов, до 70 - 80 % денежных средств,
выделенных на конверсию, не дошло до ВПК, осев на счетах коммерческих
банков. К 92 - 94-х
гг. Конверсия приобрела
характер, что привело к срыву разработанных конкретными предприятиями ВПК
мер по выходу из кризиса.. В данной плоскости государство должно решить
как задачу
обеспечения
социального взрыва в самом незащищённом секторе госэкономики.
- вот лишь
некоторые важнейшие причины
экономику, среди которых ещё не указаны и общие для всех стран
теоретические предпосылки.
Целевая направленность в госрегулировании России недостаточно ясна.
Нередко в политических заявлениях цели подменяются средствами (реформы в
экономике проводятся ради стабилизации и роста экономики, а не