Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 11:34, реферат
Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства
представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и
контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными
учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и
приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся
условиям.
Введение....................................................................
.............................2
1. Государственное регулирование экономики с точки зрения теории.
Эволюция представлений о роли государства в экономике.................3
Причины и цели государственного регулирования экономики............5
Границы государственного регулирования экономики.........................8
Границы роста дохода
государства.........................................................9
Объекты государственного
регулирования............................................11
Средства государственного регулирования
экономики.........................13
Государственное экономическое
программирование............................16
Возможные теоретические модели осуществления государственного
регулирования...............................................................
...........................18
Механизм государственного регулирования политики цен..................20
Наблюдение и воздействие на
цены........................................................21
Установление фиксированных цен на товары и
услуги..........................22
Налогообложение.............................................................
.........................22
Государственное
предпринимательство...................................................23
2. Реалии государственного регулирования экономики.
Современные представления о государственном вмешательстве в
экономические процессы в
примерах......................................................24
И снова о целях государственного
регулирования...................................24
Регулирование Российской экономики при переходе к рынку: ошибки и
необходимые
меры........................................................................
..............26
Общие
выводы......................................................................
.........................27
Заключение..................................................................
...................................28
Список
литературы..................................................................
необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить
свободу частного предпринимательства. Экономический рост
рассматривается как функция от накопления капитала, которое
осуществляется из двух источников: за счет собственных средств,
т.е. капитализации части прибыли, и за счет заемных средств (кредитов).
Поэтому в соответствии с этой теорией государство должно обеспечить
условия для процесса накопления капитала и повышения производительности
производства.
Главные преграды на этом пути - высокие налоги и инфляция. Высокие
налоги ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожает кредит и
тем самым затрудняет использование заемных средств для накопления.
Поэтому неоконсерваторы предложили осуществление антиинфляционных
мероприятий на базе рекомендаций монетаристов и предоставление
налоговых льгот предпринимателям.
Сокращение налоговых ставок сократит и доходы госбюджета и увеличит
его дефицит, что осложнит борьбу с инфляцией. Следовательно, следующим
шагом станет сокращение государственных расходов, отказ от использования
бюджета для поддержания спроса и осуществления широкомасштабных
социальных программ.
Следующий комплекс мер - реализация политики дерегулирования. Это
означает ликвидацию регламентаций по ценам и заработной плате,
либерализацию (смягчение) антитрестовского законодательства,
дерегулирование рынка рабочей силы и др.
Таким образом, в неоконсервативной модели государство может лишь
косвенно влиять на экономику. Главная же роль в реализации экономического
развития страны
отводится рыночным силам.
Причины и цели
Как уже показано выше, в разные времена участие государства в
экономических процессах по-разному, в различной мере было прямым или
косвенным. В настоящем практически все экономисты сходятся во мнении, что
государство должно регулировать экономику, однако какими методами и в какой
степени - дискуссия не закончена и по сей день, да и вряд ли закончится в
ближайшее время. Очевидно, что после того, как сложилась устойчивая мировая
структура самостоятельных государств, мировое экономическое пространство
разделилось на сферы влияния супердержав, его поддержка, регулирование
экономических процессов внутри страны стало абсолютно необходимым. При этом
усиление на определённом этапе влияния неоклассических подходов в
управлении с ориентацией на саморегулирующие начала рынка совсем не
означает понижения роли государства в экономических процессах. Просто
регулирование становится более тонким, квалифицированным, основанным на
предвидении и точном прогнозировании, планировании ситуации.
Более
точно, среди причин
экономики называют следующие:
o невозможность успешного
её территориального пространства. Интересы предпринимателей,
домохозяйств, любых субъектов экономических отношений реализуются
в конечном итоге через
среде, имеющей чёткую территориальную организацию. Её
определённость гарантируется
Без надёжной вертикали
без единого экономического, информационного и правового
пространства не может быть преуспевающей экономики, а рынок, как
правило, не может
функции государства и в
отладке международных
хозяйства, защите положения
o необходимость формирования и поддержания моральной, этической и
психологической среды,
развития нации,
определение их государством
должен влиять менталитет
фундаментальные духовно-социальные параметры. Оно должно
обеспечивать уважение этих
игнорирование их может привести как к отдельным социальным
протестам, так и к неприятию экономической формации в целом
большинством населения.
o необходимость создания
Недопустимо подчинение государства узким экономико-политическим
интересам отдельной
подтверждено исторической практикой), такое положение вещей
чревато возникновением
государство сметается вместе с «элитой», но ещё раньше в самой
«элите» начинается клановая война, что делает государство
недееспособным.
o необходимость
государственной
неодолимостью законов
как поступательное развитие
производительных сил общества,
возникновение циклических диспропорций между фазами
воспроизводства, между
реформы в мире были направлены на преодоление накопленных
диспропорций в воспроизводстве и создание более действенных
механизмов по их
o необходимость и однозначная
домохозяйствам от динамичного развития инфраструктуры в самом
широком смысле этого слова.
o необходимость как
развития институциональной среды (нормативной базы, институтов
права, систем информации, консалтинга, профессиональной
экспертизы, не политизированного
и высокообразованного
управления и контроля и т.д.).
Собственно, непосредственно из причин государственного вмешательства
в экономические процессы вытекают и цели этого вмешательства. Следует
отметить, что на каждом этапе развития общества они зависят от многих
обстоятельств: степени общей развитости экономики, её существующей и
желаемой структуры, меры включённости в международное разделение труда,
социальной и психологической ситуации в стране. Особенно велико
многообразие целей для экономики, находящейся в неустойчивом, переходном
состоянии. Кроме того, можно выделить текущие и стратегические цели по
предполагаемому времени их реализации.
Особенно важна определённость в выборе экономических целей, нив
коем случае нельзя
допускать подмены целей
вы целитесь в ничто, то вы каждый раз это и получаете», - говорил
Т.Рузвельт.
Самой главной целью государственного регулирования экономики
капиталистических стран является экономическая и социальная стабильность и
укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом. От этой главной
цели возникают множество конкретных целей, без осуществления которых не
может быть достигнута главная. Эти конкретные цели неразрывно связаны с
объектами государственного регулирования. Цель, т. е. выравнивание
экономического цикла, направлена на объект. Совершенствование отраслевой и
региональной структуры хозяйства направлена на секторальную и отраслевую,
региональную структуры. Программы по улучшение окружающей среды направлены
на улучшение, очищение окружающей среды. Чаще всего одна цель не может быть
достигнута вне зависимости от других. Например, обеспечение дополнительных
капиталовложений на модернизацию угольных шахт может быть целью-посредником
для: стабилизации и снижения издержек в отечественной угледобывающей
промышленности; снижения импорта твердого топлива и улучшения топливно-
энергетического баланса; поддержания занятости в отрасли; снятия в этих
районах социальной напряженности; оказания давления на цены нефтяных и
газовых компаний. Из этого следует, что конкретные цели подчиняются главной
цели и взаимодействуют между собой. Среди них следует выделить:
стимулирование экономического роста, достижение полной занятости,
экономической эффективности, справедливого распределения доходов,
экономической свободы, экономической самообеспеченности, экономической
безопасности, торгового
баланса.
Границы эффективности
.
На масштабы, инструменты и эффективность государственного
регулирования экономики решающее воздействие оказали задачи, вставшие перед
экономикой отдельных стран, материальные возможности государства,
отраженные в доле перераспределяемого им ВВП и в абсолютных размерах
средств, которые оно может использовать на госрегулирование, накапливаемый
опыт и успехи в научных разработках проблем государственной экономической
политики в условиях рыночного хозяйства. Наряду с общетеоретическими
работами со второй половины 60-х годов в развитых странах стало
публиковаться все больше конкретных прикладных исследований, посвященные