Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 11:34, реферат
Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства
представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и
контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными
учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и
приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся
условиям.
Введение....................................................................
.............................2
1. Государственное регулирование экономики с точки зрения теории.
Эволюция представлений о роли государства в экономике.................3
Причины и цели государственного регулирования экономики............5
Границы государственного регулирования экономики.........................8
Границы роста дохода
государства.........................................................9
Объекты государственного
регулирования............................................11
Средства государственного регулирования
экономики.........................13
Государственное экономическое
программирование............................16
Возможные теоретические модели осуществления государственного
регулирования...............................................................
...........................18
Механизм государственного регулирования политики цен..................20
Наблюдение и воздействие на
цены........................................................21
Установление фиксированных цен на товары и
услуги..........................22
Налогообложение.............................................................
.........................22
Государственное
предпринимательство...................................................23
2. Реалии государственного регулирования экономики.
Современные представления о государственном вмешательстве в
экономические процессы в
примерах......................................................24
И снова о целях государственного
регулирования...................................24
Регулирование Российской экономики при переходе к рынку: ошибки и
необходимые
меры........................................................................
..............26
Общие
выводы......................................................................
.........................27
Заключение..................................................................
...................................28
Список
литературы..................................................................
количественному анализу последствий мер государственного регулирования.
Активизировалось и сотрудничество ученых с правительственными органами,
ответственные за принятие экономико-политических решений. Характер и
направление научных исследований в области регулирования экономики за
последние три-четыре десятилетия претерпели существенные изменения. Если в
начале 50-х годов обсуждался вопрос: “ Регулировать или не регулировать
экономику?”, то позднее-” Какова должна быть степень этого регулирования? С
какими целями, в каких направлениях и какими средствами надо
регулировать?”. Однако возможности госрегулирования не безграничны. Его
экономической основой является часть ВВП, перераспределяемая через
государственный бюджет и внебюджетные фонды, и государственная
собственность. Эффективность государственной экономической политики при
прочих равных условиях тем выше, чем выше государственные доходы, чем
большая доля ВВП перераспределяется государством, чем большую роль в
экономике играет государственный сектор. Но у государственных доходов и у
государственного
сектора есть относительные границы
роста.
Границы роста дохода
В 50-х, 60-х годах
государственные доходы в
рыночной экономикой проявляли общую тенденцию к росту более высокими
темпами, чем показатели ВВП и доходы юридических и физических лиц. В
настоящее время наблюдается обратная тенденция, так как дальнейший рост
налогообложения прибылей и капиталов подрывает мотивацию
предпринимательской деятельности, снижает стимулы для инвестиций и может
послужить толчком для оттока капиталов. Повышение налогов и сборов с лиц,
работающих по найму, фермеров и лиц свободных профессий также не может
продолжаться беспредельно. Налоги не могут забирать у населения основную
часть доходов. Государственные доходы без увеличения налогов могут
возрастать даже при некотором снижении налоговых ставок в условиях
хозяйственного подъема. Существуют определенные относительные границы роста
государственных доходов:
o границы
достаточной мотивации
o социальные границы налогообложения лиц, работающих по найму, и средних
слоев;
o границы прироста ВВП .
Ограничены
и возможности
государственный сектор не может расти, захватывая все новые позиции в
ключевых отраслях хозяйства, так как это противоречит интересам частной
собственности.
Определенные
границы имеет и
самофинансирование. Конечной материальной основой самофинансирования
является валовая прибыль - разница между ценой и действительными издержками
производства. Самофинансирование осуществляется как один из вариантов
санкционированного государством использования прибылей, а возможности
присвоения прибылей и их размеры неразрывно связаны с фазой
производственного цикла, в которой находится экономика страны.
Государственное регулирование при помощи самофинансирования базируется на
возможности искусственно
увеличивать стимулы для
Но деятельность государства в этой области ограничена возможностями
бюджета. В условиях ухудшения конъюнктуры, когда бюджетные доходы
сокращаются, а расходы на поддержание экономики растут, оно вынуждено
предоставлять фирмам дополнительные инвестиционные льготы для
самофинансирования и тем самым еще больше сокращать свои доходы. Составной
частью самофинансирования являются нераспределенные прибыли. Поощрение
роста доли нераспределенных прибылей в ущерб дивидендам тоже не
беспредельно. На пути к этому стоят интересы акционеров. Одним из важнейших
и действенных средств госрегулирования экономики и главным элементом
самофинансирования является ускоренное амортизационное списание основного
капитала. Но и этот действенный инструмент сам оказывается в сильной
зависимости от состояния конъюнктуры. В период кризиса или депрессии
сокращается загрузка производственных мощностей и выпуск продукции, а
правительство разрешает списывать все большую часть основного капитала в
амортизационный фонд. Но издержки и без того растут -затрудняются платежи
покупателей, разоряются поставщики, растут затраты на хранение и сбыт
продукции. Даже если амортизационные отчисления рассчитывать по прежним
нормам списания, они раскладываются на меньшее число единиц продукции в
связи с сокращением производства. Возможности роста цен в кризисной
ситуации если не исключены, то существенно ограничены по сравнению с
периодами благоприятной конъюнктуры. Уменьшение валовых прибылей может
привести к такому положению, когда возможности укрытия прибылей в
амортизационный фонд в целях их дальнейшего использования для
финансирования инвестиций будут исключены, то есть правительственные
разрешения на увеличение доли списания основного капитала не будут
использованы, так как разрешенные списания окажутся больше действительной
прибыли.
Государственное регулирование экономики через налоги и ставки
амортизационных отчислений с основного капитала имеет границы:
o бюджетные, вытекающие
из пределов возможного отказа
от бюджетных доходов;
o социальные, связанные с готовности физических и юридических лиц мириться
с налоговым гнетом;
o границы прибыльности, определенные ростом издержек производства единицы
продукции по мере сокращения производства и достижения предела
амортизационных
отчислений для данной
образом в рамках самофинансирования средства инвестировать в условиях
недогрузки мощностей невыгодно. Эффективность регулирования через
государственные расходы ограничена тем, что потребности в финансировании
государственных
регулирующих мер резко
возможности
мобилизации средств для
Главная
граница государственного
несовпадение его целей с частными интересами собственников капитала в
условиях относительной свободы принятия хозяйственных решений. Частный
капитал только в том случае участвует в осуществлении государственной
программы, если государство гарантирует ему прибыли более высокие, чем он
мог бы получить, отказавшись от сотрудничества с программой. Государство
может гарантировать определенную норму и массу прибыли частному капиталу в
меру своих финансовых возможностей, а они ограниченны.
Перечисленные границы госрегулирования в условиях рыночного
хозяйства носят относительный характер. В этих границах оно продолжает
развиваться и доказывать в самых разных обстоятельствах свою эффективность.
Его механизм постоянно совершенствуется. В современных условиях практика
регулирования оказалась достаточно результативной, чтобы не допустить
всеобщих кризисов и социально-опасных масштабов безработицы в наиболее
развитых странах
с рыночным укладом экономики.
Объекты государственного
Объекты
государственного
регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни
страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не
разрешаемые автоматически или разрешаемые лишь в отдаленном будущем при
помощи рыночных механизмов, в то время как снятие этих проблем настоятельно
необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания
социальной стабильности.
Основные
объекты государственного
o экономический цикл;
o секторальная, отраслевая
и региональная структура
o условия накопления капитала;
o занятость;
o денежное обращение;
o платежный баланс;
o цены;
o условия конкуренции;
o социальные отношения, социальное обеспечение;
o подготовка и переподготовка кадров;
o окружающая среда;
o внешнеэкономические
связи.
Суть
государственной
хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и
депрессии стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и
занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные
финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В
условиях длительного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные
явления - рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение
платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу предложением и отсюда
необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации задача
регулирования - притормозить рост спроса, капиталовложений и производства,
чтобы по возможности притормозить перепроизводство товаров и перенакопление
капиталов.
В области отраслевой и территориальной структуры государственное
регулирование также играет значительную роль. Здесь при помощи финансовых
стимулов и государственных капиталовложений, обеспечиваются
привилегированные условия отдельным отраслям и регионам. В одном случае
поддержка оказывается тем отраслям и единицам хозяйства, которые находятся