Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 11:34, реферат
Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства
представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и
контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными
учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и
приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся
условиям.
Введение....................................................................
.............................2
1. Государственное регулирование экономики с точки зрения теории.
Эволюция представлений о роли государства в экономике.................3
Причины и цели государственного регулирования экономики............5
Границы государственного регулирования экономики.........................8
Границы роста дохода
государства.........................................................9
Объекты государственного
регулирования............................................11
Средства государственного регулирования
экономики.........................13
Государственное экономическое
программирование............................16
Возможные теоретические модели осуществления государственного
регулирования...............................................................
...........................18
Механизм государственного регулирования политики цен..................20
Наблюдение и воздействие на
цены........................................................21
Установление фиксированных цен на товары и
услуги..........................22
Налогообложение.............................................................
.........................22
Государственное
предпринимательство...................................................23
2. Реалии государственного регулирования экономики.
Современные представления о государственном вмешательстве в
экономические процессы в
примерах......................................................24
И снова о целях государственного
регулирования...................................24
Регулирование Российской экономики при переходе к рынку: ошибки и
необходимые
меры........................................................................
..............26
Общие
выводы......................................................................
.........................27
Заключение..................................................................
...................................28
Список
литературы..................................................................
Сокращение налогов не должно вызвать инфляционные дефициты. Его взгляд
основывался на том, что известно теперь, как кривая Лаффера, которая,
согласно рис. 4 описывает связь между ставками налогов и налоговыми
поступлениями. Основная идея заключается в следующем:
по мере роста ставки налога от 0 до 100 % налоговые поступления будут
расти до некоторой точки максимума, а затем снижаться до нуля.
Налоговые поступления после этой точки падают потому, что более высокие
налоговые ставки, по предположению сдерживают экономическую активность
и, следовательно, сокращают налогооблагаемую базу. Т.е. при условии
нахождения точки ставки налогов выше оптимума снижение ставки налога
приведёт
не к снижению, а к росту
налоговых поступлений.
Механизм государственного
Цены являются объектом постоянного внимания и регулирования со стороны
государства. Цены являются одной из критических точек экономической и
социально-политической жизни, где сталкиваются интересы потребителей и
производителей, импортеров и экспортеров. Воздействие на цены служит
глобальным целям государственного регулирования, целям конъюнктуры и
структурной политики, борьбе с инфляцией, усилению национальной
конкурентоспособности на мировых рынках и смягчению социальной
напряженности. Воздействие государственной экономической политики на другие
объекты регулирования, в свою очередь, отражается на процессах формирования
цен. Конкретные акции в области цен могут иметь краткосрочные или даже
экстренные цели, который могут в данный конкретный момент не совпадать с
другими целями, но они всегда служат генеральной цели государственного
регулирования - оптимизация темпов и пропорций экономического развития и
стабилизации социальной системы.
Классическая политическая экономия рассматривала свободно
складывающиеся на рынке цены как главный элемент механизма поддержания
равновесия между спросом и предложением. Тарифы на услуги государственных
железных дорог, почты, телеграфа, продажа продовольствия из государственных
запасов в неурожайные годы, таможенная политика и косвенное
налогообложение, существенным образом воздействующее на внутренние цены -
вот не полный перечень мер государственного регулирования цен. Попытки
регулировать цены в условиях инфляции и кризиса путем внешнеторговой
политики оказались несостоятельными. К середине 30-х годов во многих
развитых странах с рыночной экономикой были приняты законы, предоставляющие
государству полномочия по воздействию на цены, вплоть до их замораживания,
и государственные мероприятия по воздействию на цены стали составным
элементом государственного регулирования экономики.
Государственные мероприятия по регулированию цен могут носить
законодательный, административный и судебный характер. Принятые
парламентами законы создают правовую основу отношений между хозяйственными
субъектами, а также между ними и государством в сфере ценообразования.
Комплекс этих законов представляет собой ценовое право. На основе этого
права уполномоченные государственные органы
осуществляют административную деятельность по регулированию цен.
Мероприятия по регулированию цен осуществляют министерства экономики,
финансов и Центральный Банк. В каждой стране при правительстве существуют
экспертные комитеты, куда входят известные специалисты. Комитеты призваны
консультировать государственные органы по вопросам цен и выражать свое
мнение по поводу
ценовых законопроектов.
Наблюдение и воздействие на
цены.
Наблюдение за ценами является первичной формой государственной
активности в этой области. В настоящее время наблюдение за ценами служит
основой , на которой базируются все государственные акции в этой области.
Наблюдением за ценами занимаются центральные статистические управления.
Самостоятельные исследования движения цен часто проводят научно-
исследовательские центры профсоюзов, специальные комиссии по заданиям
международных организаций.
Главная
цель наблюдения за ценами
со стороны государственных
их социальных партнеров - измерение роста стоимости жизни для определения
индекса ежегодного номинального повышения заработной платы и пенсий, а
также для выяснения влияния роста цен на издержки производства и
национальную
на цены, вводя или отменяя количественные и таможенные ограничения во
внешней торговле, вступая в интеграционные союзы, изменяя учетную ставку,
варьируя налоги, осуществляя эмиссию денег. Косвенное влияние на цены
оказывают, по существу, все государственные регулирующие акции, какой бы
цели они ни служили.
Государственное вмешательство осуществляется путем санкционированного
правительственными органами завышения издержек производства через включения
в себестоимость завышенных амортизационных списаний и отчисления в другие
фонды. В результате этого в целых отраслях возникают ситуации, когда “
издержки подпирают цену “, то есть расчетные ( а не действительные )
издержки производства оказываются на всех предприятиях отрасли в результате
объявленных правительством льгот настолько высоки, что повышение цен
становится разумеющимся явлением, а так как льготы распространяются на всю
отрасль, то внутриотраслевая конкуренция в условиях благоприятной
конъюнктуры не может быть достаточным препятствием для роста цен.
Прямым
государственным
является государственная политика установления цен на так называемые
акцизные товары. Непосредственное воздействие на формирование цен оказывают
государственные субсидии. Один из видов таких субсидий - ценовые -
предусматривает снижение цен путем специальных доплат производителю или
потребителю. Прямое воздействие на цены и лидерство в ценах имеет место в
отраслях, где доля
государства в потреблении
например, в военных отраслях промышленности, в ряде подотраслей
строительства. Правительственные органы, являясь постоянными покупателями
или заказчиками определенных видов товаров и услуг у частных фирм,
устанавливают по договоренности с партнерами “конкретные цены”, которые
становятся затем базовыми ценами для отрасли.
Эффективным средством регулирования цен является налог на добавленную
стоимость. Этот налог производители включают в цену товара или услуги, и
дифференцированные изменения ставок этого налога непосредственно
воздействуют на цены. Особым направлением государственной экономической
политики является государственное воздействие на внешнеторговые цены.
Государственное поощрение экспорта, освобождение экспортёров от налогов , а
в некоторых странах -экспортные субсидии, предоставление льготных кредитов
и транспортных тарифов существенным образом отражаются на условиях ценовой
конкуренции на мировом
рынке.
Установление фиксированных
Установление цен на минеральное сырье, добываемое в государственных
шахтах, на электроэнергию с государственных электростанций и
железнодорожные, почтово-телеграфные тарифы - пример фиксации цен на товары
и услуги госсектора. Эти искусственно заниженные цены и тарифы способствуют
снижению издержек производства в частном хозяйстве и повышению национальной
конкурентоспособности за счет искусственно пониженной рентабельности или
дефицитности этих объектов государственной собственности. Фиксация цен или
установление пределов их повышения в негосударственном секторе - типичное
средство административного хозяйственного регулирования. Применяется оно
редко и, как правило, в условиях рыночного хозяйства является неэффективным
в долгосрочном и даже среднесрочном аспекте. Используется чаще всего в
исключительных случаях в качестве средства ослабления социальной
напряженности. Контроль над ценами на определенные виды товаров
осуществляется национальными органами.
Другим важным инструментом
налогообложение .
Налоги - основной источник бюджетных средств. В государствах с
рыночной экономикой взимаются различные виды налогов. Одни из них носят
видимый характер, например подоходный налог, другие не столь очевидны,
поскольку накладываются на производителей сырьевых ресурсов и
воздействуют на домохозяйства косвенным путем в виде более высоких цен на
товары. Налоги охватывают как домохозяйства, так и фирмы. В виде налогов
в бюджет попадают значительные суммы (например в США около 30 процентов
всей стоимости производимых товаров и услуг).
Одна из основных проблем - справедливость распределения налогового
бремени. Существует три основные системы, основанные на понятии
прогрессивности налогообложения - отношения суммы, взимаемой в виде
налога с дохода
конкретного работника к
o пропорциональный
налог (сумма налога
o регрессивный налог (в процентном отношении налог взимается тем ниже,
чем выше доход работника);