Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 11:34, реферат
Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства
представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и
контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными
учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и
приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся
условиям.
Введение....................................................................
.............................2
1. Государственное регулирование экономики с точки зрения теории.
Эволюция представлений о роли государства в экономике.................3
Причины и цели государственного регулирования экономики............5
Границы государственного регулирования экономики.........................8
Границы роста дохода
государства.........................................................9
Объекты государственного
регулирования............................................11
Средства государственного регулирования
экономики.........................13
Государственное экономическое
программирование............................16
Возможные теоретические модели осуществления государственного
регулирования...............................................................
...........................18
Механизм государственного регулирования политики цен..................20
Наблюдение и воздействие на
цены........................................................21
Установление фиксированных цен на товары и
услуги..........................22
Налогообложение.............................................................
.........................22
Государственное
предпринимательство...................................................23
2. Реалии государственного регулирования экономики.
Современные представления о государственном вмешательстве в
экономические процессы в
примерах......................................................24
И снова о целях государственного
регулирования...................................24
Регулирование Российской экономики при переходе к рынку: ошибки и
необходимые
меры........................................................................
..............26
Общие
выводы......................................................................
.........................27
Заключение..................................................................
...................................28
Список
литературы..................................................................
Государственное регулирование
экономики
(Это моя курсовая)
Введение......................
.............................2
1. Государственное
регулирование экономики с
Эволюция представлений
о роли государства в экономике.......
Причины и цели государственного
регулирования экономики.......
Границы государственного
регулирования экономики.......
Границы
государства...................
Объекты
регулирования.................
Средства
государственного
экономики.....................
Государственное
программирование..............
Возможные теоретические модели осуществления государственного
регулирования.................
...........................18
Механизм государственного регулирования политики цен..................20
Наблюдение и воздействие на
цены..........................
Установление фиксированных цен на товары и
услуги........................
Налогообложение...............
.........................22
Государственное
предпринимательство...........
2. Реалии государственного регулирования экономики.
Современные представления
о государственном
экономические процессы в
примерах......................
И снова о целях государственного
регулирования.................
Регулирование Российской экономики при переходе к рынку: ошибки и
необходимые
меры..........................
..............26
Общие
выводы........................
.........................27
Заключение....................
..............................
Список
литературы....................
......................29
Государственное
регулирование экономики в
представляет собой
систему типовых мер
контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными
учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и
приспособления существующей
социально-экономической
условиям.
По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись
экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены
автоматически на базе частной собственности. Появилась необходимость
значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения
частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в
национальных масштабах. Отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая
безработица, инфляция, нарушения в денежном обращении, обострившаяся
конкуренция на мировых рынках требовали государственного вмешательства в
экономические процессы.
Объективная возможность государственного регулирования экономики
появляется с достижением определенного уровня экономического развития,
концентрации производства и капитала. В современных условиях
государственное регулирование является составной частью процесса
воспроизводства. Оно решает различные задачи, например: стимулирование
экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных
сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта.
Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования
определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той
или иной стране в
конкретный период.
1. Государственное
регулирование экономики с
Эволюция представлений о роли государства в экономике.
История государственного регулирования экономики восходит к концу
средневековья. В то время основной экономической школой была школа
меркантелистов. Она провозглашала активное вмешательство государства в
экономику. Меркантелисты утверждали, что главный показатель богатства
страны - количество золота. В связи с этим они призывали поощрять экспорт
и сдерживать импорт, запрещать вывоз капиталов за границу кроме целей
межгосударственных
спекуляций.
Классическая теория.
Следующей ступенью развития представлений о роли государства стала
работа А.Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов", в
которой утверждается, что "свободная игра рыночных сил (принцип "laissez
faire") создает гармоничное устройство".
В соответствии
с классическим подходом
безопасность жизни человека и его собственность, разрешать споры, иными
словами, делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить
самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системы
рыночной экономики Адам
Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих
частных интересов является главной движущей силой экономического развития,
увеличивая в конечном итоге благосостояние как его самого, так и
общества в целом.
Главное заключалось в том, что для всех субъектов хозяйственной
деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы, а
именно свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода
торговли.
Кейнсианская теория.
В 30-е года нашего века, после глубочайшего спада экономики США,
Дж.Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он опроверг взгляды классиков на
роль государства. Теорию Кейнса можно назвать "кризисной" так как
он рассматривает экономику в состоянии депрессии. По его теории,
государство должно активно вмешиваться в экономику по причине
отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящему
обеспечивали бы выход экономики из кризиса. Кейнс считал, что
государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса,
так как причина капиталистических кризисов - перепроизводство товаров.
Он
предлагал несколько
политика, новая бюджетно-финансовая политика и др. Гибкая кредитно-денежная
политика позволяет перешагнуть через один из серьезнейших барьеров -
неэластичность заработной платы. Это достигается, считал Кейнс, путем
изменения количества денег в обращении. При увеличении денежной массы
реальная зарплата уменьшится, что будет стимулировать инвестиционный
спрос и рост занятости. С помощью бюджетно-финансовой политики Кейнс
рекомендовал государству увеличить налоговые ставки и за счет этих
средств финансировать нерентабельные предприятия. Это не только уменьшит
безработицу, но и снимет социальную
напряженность.
Главными чертами кейнсианской модели регулирования являются:
o высокая доля национального дохода, перераспределяемая через
госбюджет;
o создание обширной зоны государственного предпринимательства на
основе образования государственных и смешанных предприятий;
o широкое использование бюджетно-финансовых и кредитно-финансовых
регуляторов для стабилизации экономической конъюнктуры, сглаживания
циклических
колебаний, поддержания
уровня занятости.
Модель государственного регулирования, предложенная Кейнсом,
позволила ослабить воздействие циклических колебаний на экономику в
течение более чем двух послевоенных десятилетий. Однако примерно с начала
70-х гг. стало проявляться несоответствие между возможностями
государственного регулирования и объективными экономическими условиями.
Кейнсианская модель могла быть устойчивой только в условиях высоких
темпов роста. Высокие темпы роста национального дохода создавали
возможность перераспределения без ущерба накоплению капитала. Однако в
70-е года условия
воспроизводства резко
результате роста цен на нефть. Был опровергнут закон Филлипса, согласно
которому безработица и инфляция не могут расти одновременно. Кейнсианские
пути выхода из кризиса только раскручивали инфляционную спираль. Под
воздействием этого кризиса произошла кардинальная перестройка системы
государственного
регулирования и сложилась
регулирования.
Неоклассическая теория.
Теоретической основой неоконсервативной модели послужили концепции
неоклассического направления экономической мысли. Трансформация модели
государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на
воспроизводство через спрос, а вместо этого - использование косвенных
мер воздействия на предложение. Сторонники экономики предложения считают