Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 11:34, реферат
Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства
представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и
контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными
учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и
приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся
условиям.
Введение....................................................................
.............................2
1. Государственное регулирование экономики с точки зрения теории.
Эволюция представлений о роли государства в экономике.................3
Причины и цели государственного регулирования экономики............5
Границы государственного регулирования экономики.........................8
Границы роста дохода
государства.........................................................9
Объекты государственного
регулирования............................................11
Средства государственного регулирования
экономики.........................13
Государственное экономическое
программирование............................16
Возможные теоретические модели осуществления государственного
регулирования...............................................................
...........................18
Механизм государственного регулирования политики цен..................20
Наблюдение и воздействие на
цены........................................................21
Установление фиксированных цен на товары и
услуги..........................22
Налогообложение.............................................................
.........................22
Государственное
предпринимательство...................................................23
2. Реалии государственного регулирования экономики.
Современные представления о государственном вмешательстве в
экономические процессы в
примерах......................................................24
И снова о целях государственного
регулирования...................................24
Регулирование Российской экономики при переходе к рынку: ошибки и
необходимые
меры........................................................................
..............26
Общие
выводы......................................................................
.........................27
Заключение..................................................................
...................................28
Список
литературы..................................................................
государственного сектора - это пакеты акций смешанных частно-
государственных компаний. Существование в условиях рыночного хозяйства
секторов, которые в своей деятельности руководствуются принципами,
отличающимися от принципов частных фирм, позволяет использовать госсектор
для решения общегосударственных задач. Активно используется госсектор как
средство государственного регулирования. В условиях ухудшения конъюнктуры,
когда частные капиталовложения сокращаются, инвестиции в государственный
сектор экономики растут. Таким образом, государство стремится
противодействовать спаду производства и росту безработицы. Госсектор играет
заметную роль в государственной структурной политике. Государство создает
новые объекты или расширяет старые в тех отраслях, куда частный капитал
перетекает недостаточно. Государственные фирмы занимаются и внешней
торговлей, вывозом капитала за рубеж. Госсектор, таким образом, служит
целям повышения
эффективности народного
Также осуществляется и внешнеэкономическое регулирование. Это меры
стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, научно-технического
опыта. Кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и
инвестиций за рубежом, введение или отмена пошлин во внешней торговле; меры
по привлечению или ограничению доступа иностранного капитала в экономику
страны, привлечение в страну иностранной рабочей силы, участие в
международных экономических организациях, интеграционных межгосударственных
объединениях. Отдельные инструменты государственной экономической политики
могут употребляться в различных целях, в разных сочетаниях и с разной
интенсивностью. В зависимости от характера целей будет меняться место того
или иного инструмента в арсенале средств государственного регулирования в
конкретный период.
Государственное экономическое
программирование.
Высшей формой государственного регулирования экономики является
государственное экономическое программирование. Его задача - комплексное
использование в глобальных целях всех элементов регулирования. По мере
усложнения задач стали формулировать краткосрочные, среднесрочные и
долгосрочные задачи, определять порядок их решения и органы, ответственные
за исполнение этих решений, выделять необходимые средства и определять
порядок финансирования. Объектами таких целевых программ обычно являются
отрасли; регионы; социальная сфера; различные направления научных
исследований. Программы бывают обычные и чрезвычайные. Обычные
среднесрочные общеэкономические программы составляются, как правило, на
пять лет с ежегодным продлением на один год. Чрезвычайные программы
разрабатываются в критических ситуациях, в условиях кризиса, массовой
безработицы, большой инфляции. Осуществляются они, как правило, средствами
административного регулирования. Практически во всех странах с рыночной
экономикой осуществляются целевые программы. Это, к примеру, приватизация
новых земель Восточной Германии после присоединения к ФРГ. Субъектами
экономического программирования являются государственные учреждения,
ответственные за составление программ, их осуществление и контроль над их
исполнением. Программы разрабатываются специальным государственным органом
или министерствами экономики и финансов. Министерство финансов также
разрабатывает план финансирования программы. К разработке программ также
широко привлекаются представители центрального банка, союзы
предпринимателей, торгово-промышленные палаты, профсоюзы. Программа и
финансовый план ежегодно утверждаются парламентом. Государственное
экономическое программирование является достаточно эффективным при решении
ряда хозяйственных задач. В условиях рыночной экономики программирование
может быть только индикативным, то есть носить целевой рекомендательно-
стимулирующий характер, тем не менее, оно является эффективным средством
решения хозяйственных задач разного уровня. Как правило, программы
обеспечивают социально-
Программирование позволяет использовать все средства ГРЭ и избежать
противоречивости и несогласованности регулирующих мероприятий отдельных
государственных органов. Государственное финансовое стимулирование, заказы
и закупки в рамках экономических программ оказывают заметное и
неравномерное влияние на конкурентоспособность отдельных предприятий,
положение отраслей, регионов, социальных групп и вызывают сопротивление
тех, чьи интересы были ущемлены. Поэтому на государственные программирующие
органы оказывается всевозможное влияние, отражающее противоречивые интересы
отдельных групп.
Возможные теоретические
регулирования.
В настоящее время, как основные, рассматриваются следующие модели:
кейнсианство и монетаризм. Для иллюстрации этих моделей приведём два
рисунка (см. рис. 1 и 2).
В первом случае нахождение макроравновесия между спросом и предложением в
точке N1 соответствует неполной занятости. Полная занятость при этом
находится в точке N3. Достижение макроравновесия в точке N3 возможно при
условии стимулирования совокупного спроса согласно теории Д.Кейнса - т.е.
увеличению расходов государства, стимулирование инвестиций и т.д. Во втором
случае макроравновесие находится правее точки полной занятости N2. В точке
N2 спрос превышает
предложение.
Рис 1
[pic]
Достижение равновесия возможно за счёт снижения спроса. Это означает,
что государство проводит рестриктивную политику сдерживания экономики, т.е.
политику урезания государственных расходов и повышения налогов. Типичные
меры монетаризма - сокращение бюджетного дефицита (секвестирование
государственных инвестиций, социальных расходов, субсидий, повышение цен на
продукцию в государственном секторе экономики и т.д.), ограничение роста
заработной платы трудящихся, ограничительная кредитно-денежная политика,
введение лимитов на эмиссию денег и на государственные займы в Центральном
Банке, увеличение процентной ставки, ослабление контроля над ценами и
экспортными операциями, поощрение перелива капитала в экспортный сектор
экономики, девальвация денег для оздоровления платёжного баланса. Однако
для результативного применения монетаристской, так называемой
«ортодоксальной» программы необходимы следующие условия:
o высокая эластичность цен по отношению к денежной массе,
o достаточная эластичность
цен внутреннего рынка к
o достаточная эластичность
предложения (производства
отношению к ценам,
o значительная
быстрым изменением предложения.
Современные кейнсианцы считают, что спад производства в
постсоциалистических странах вызван чрезмерным увлечением монетаризмом -
нарушением совокупного спроса в результате ограничительной финансовой
политики. Ключевая проблема по их понятиям - преодоление спада
производства, а главная угроза для правительства - безработица и
значительное сокращение инвестиций в социальную сферу, снижение уровня
жизни населения. Бюджетный дефицит, с которым борются монетаристы, они
рассматривают в качестве возможного позитивного стимулятора конъюнктуры.
Монетаристы в свою очередь замечают, что в годы расцвета
кейнсианства инфляция была невысока, а безработица велика.
С конца 70-х гг. Формируется
новое течение в
государственного регулирования экономики - концепция предложения. Она
исходит из недостаточности использования одной лишь финансовой и денежной
политики, воздействия на спрос и включение механизма целенаправленного
воздействия на предложение. Делается ставка на меры по снижению издержек
производства, что приведёт к уменьшению инфляционных ожиданий населения и
предпринимателей. Тем самым снижение темпов инфляции будет достигнуто не за
счёт увеличения безработицы, а в результате поведения субъектов рынка,
ориентированных на снижение издержек. Среди типичных мер по стимулированию
предложения:
o сокращение подоходного налога,
o расшивка узких мест в производстве (в том числе улучшение маркетинга,
повышение качества
профессионального образования)
o создание служб трудоустройства,
o сдерживание ставок заработной платы вплоть до замораживания при снижении
налогов,
o создание благоприятной
атмосферы для
инновационного.
При условии снижения издержек кривая предложения сместится вправо вниз (см.
рис. 3), что означает
и снижение инфляции, и рост производства.
Использование в качестве антиинфляционной меры снижение налогов было
подвергнуто критике в плане сокращения налогов в годы инфляции. Кейнсианцы
и другие экономисты однозначно утверждали, что сокращение налогов вызовет
крупный бюджетный дефицит, который в свою очередь вызовет новый виток
инфляции.
Однако А.Лаффер установил, что более низкие ставки налогов вполне
совместимы с прежними и даже возросшими налоговыми поступлениями.