Государственное регулирование экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 11:34, реферат

Описание работы

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства
представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и
контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными
учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и
приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся
условиям.

Содержание

Введение....................................................................
.............................2
1. Государственное регулирование экономики с точки зрения теории.
Эволюция представлений о роли государства в экономике.................3
Причины и цели государственного регулирования экономики............5
Границы государственного регулирования экономики.........................8
Границы роста дохода
государства.........................................................9
Объекты государственного
регулирования............................................11
Средства государственного регулирования
экономики.........................13
Государственное экономическое
программирование............................16
Возможные теоретические модели осуществления государственного
регулирования...............................................................
...........................18
Механизм государственного регулирования политики цен..................20
Наблюдение и воздействие на
цены........................................................21
Установление фиксированных цен на товары и
услуги..........................22
Налогообложение.............................................................
.........................22
Государственное
предпринимательство...................................................23
2. Реалии государственного регулирования экономики.
Современные представления о государственном вмешательстве в
экономические процессы в
примерах......................................................24
И снова о целях государственного
регулирования...................................24
Регулирование Российской экономики при переходе к рынку: ошибки и
необходимые
меры........................................................................
..............26
Общие
выводы......................................................................
.........................27
Заключение..................................................................
...................................28
Список
литературы..................................................................

Работа содержит 1 файл

Государственное регулирование экономики.docx

— 62.55 Кб (Скачать)

государственного   сектора   -   это   пакеты   акций   смешанных    частно-

государственных  компаний.  Существование  в  условиях  рыночного  хозяйства

секторов,  которые  в   своей   деятельности   руководствуются   принципами,

отличающимися от принципов  частных фирм,  позволяет  использовать  госсектор

для решения общегосударственных  задач. Активно  используется  госсектор  как

средство государственного регулирования. В условиях  ухудшения  конъюнктуры,

когда частные капиталовложения  сокращаются,  инвестиции  в  государственный

сектор   экономики   растут.   Таким    образом,    государство    стремится

противодействовать  спаду производства и росту безработицы. Госсектор  играет

заметную роль в  государственной структурной  политике.  Государство  создает

новые объекты или  расширяет старые в  тех  отраслях,  куда  частный  капитал

перетекает  недостаточно.  Государственные  фирмы   занимаются   и   внешней

торговлей, вывозом  капитала за  рубеж.  Госсектор,  таким  образом,   служит

целям повышения  эффективности народного хозяйства.

    Также   осуществляется  и  внешнеэкономическое   регулирование.  Это  меры

стимулирования  экспорта  товаров,  услуг,  капиталов,   научно-технического

опыта.  Кредитование  экспорта,   гарантирование   экспортных   кредитов   и

инвестиций за рубежом, введение или отмена пошлин во внешней  торговле;  меры

по привлечению  или ограничению доступа  иностранного  капитала  в  экономику

страны,  привлечение  в  страну  иностранной   рабочей   силы,   участие   в

международных экономических  организациях, интеграционных  межгосударственных

объединениях. Отдельные  инструменты государственной  экономической  политики

могут употребляться  в различных  целях,  в  разных  сочетаниях  и  с  разной

интенсивностью. В  зависимости от характера целей  будет меняться  место  того

или иного инструмента  в арсенале средств  государственного  регулирования  в

конкретный период. 

               Государственное экономическое  программирование. 

      Высшей  формой  государственного  регулирования   экономики   является

государственное экономическое  программирование.  Его  задача  -  комплексное

использование в  глобальных  целях  всех  элементов  регулирования.  По  мере

усложнения  задач  стали  формулировать   краткосрочные,   среднесрочные   и

долгосрочные задачи, определять порядок их решения и  органы,  ответственные

за исполнение этих  решений,  выделять  необходимые  средства  и  определять

порядок финансирования. Объектами таких  целевых  программ  обычно  являются

отрасли;  регионы;   социальная   сфера;   различные   направления   научных

исследований.   Программы   бывают   обычные   и    чрезвычайные.    Обычные

среднесрочные общеэкономические  программы  составляются,  как  правило,  на

пять  лет  с  ежегодным  продлением  на  один  год.  Чрезвычайные  программы

разрабатываются  в  критических  ситуациях,  в  условиях  кризиса,  массовой

безработицы, большой  инфляции. Осуществляются они, как  правило,  средствами

административного регулирования. Практически  во  всех  странах  с  рыночной

экономикой осуществляются целевые программы. Это,  к  примеру,  приватизация

новых земель  Восточной  Германии  после  присоединения  к  ФРГ.  Субъектами

экономического   программирования   являются   государственные   учреждения,

ответственные за составление  программ, их осуществление и  контроль  над  их

исполнением. Программы  разрабатываются специальным  государственным  органом

или  министерствами  экономики  и  финансов.  Министерство  финансов   также

разрабатывает план финансирования программы.  К  разработке  программ  также

широко    привлекаются    представители    центрального     банка,     союзы

предпринимателей,  торгово-промышленные  палаты,  профсоюзы.   Программа   и

финансовый   план   ежегодно   утверждаются   парламентом.   Государственное

экономическое программирование является достаточно эффективным  при  решении

ряда хозяйственных  задач.   В условиях рыночной  экономики  программирование

может быть только индикативным,  то  есть  носить  целевой  рекомендательно-

стимулирующий характер, тем не менее,  оно  является  эффективным  средством

решения  хозяйственных  задач  разного  уровня.   Как   правило,   программы

обеспечивают социально-экономическое  развитие  в  желательном  направлении.

Программирование  позволяет  использовать  все  средства  ГРЭ   и   избежать

противоречивости  и  несогласованности  регулирующих  мероприятий  отдельных

государственных органов. Государственное финансовое  стимулирование,  заказы

и  закупки  в   рамках   экономических   программ   оказывают   заметное   и

неравномерное  влияние  на  конкурентоспособность   отдельных   предприятий,

положение отраслей, регионов,  социальных  групп  и  вызывают  сопротивление

тех, чьи интересы были ущемлены. Поэтому на государственные  программирующие

органы оказывается  всевозможное влияние, отражающее противоречивые  интересы

отдельных групп. 

        Возможные теоретические модели  осуществления государственного

                               регулирования. 

   В  настоящее   время,  как  основные,  рассматриваются   следующие  модели:

кейнсианство  и  монетаризм.  Для  иллюстрации  этих  моделей  приведём  два

рисунка (см. рис. 1 и 2).

В первом случае нахождение макроравновесия между спросом  и  предложением  в

точке  N1  соответствует  неполной  занятости.  Полная  занятость  при  этом

находится в точке N3. Достижение макроравновесия в  точке  N3  возможно  при

условии стимулирования совокупного спроса согласно теории  Д.Кейнса  -  т.е.

увеличению расходов государства, стимулирование инвестиций и т.д. Во  втором

случае макроравновесие  находится правее точки полной занятости N2.  В  точке

N2 спрос превышает  предложение. 

Рис 1                                                                 Рис 2

[pic] 

    Достижение  равновесия возможно за счёт  снижения  спроса.  Это  означает,

что государство  проводит рестриктивную политику сдерживания  экономики,  т.е.

политику урезания государственных расходов  и  повышения  налогов.  Типичные

меры  монетаризма  -   сокращение   бюджетного   дефицита   (секвестирование

государственных инвестиций, социальных расходов, субсидий, повышение  цен  на

продукцию в государственном  секторе экономики  и  т.д.),  ограничение  роста

заработной платы  трудящихся,  ограничительная  кредитно-денежная  политика,

введение лимитов  на эмиссию денег и на государственные  займы  в  Центральном

Банке, увеличение  процентной  ставки,  ослабление  контроля  над  ценами  и

экспортными операциями, поощрение  перелива  капитала  в  экспортный  сектор

экономики, девальвация  денег для  оздоровления  платёжного  баланса.  Однако

для    результативного    применения    монетаристской,    так    называемой

«ортодоксальной»  программы необходимы следующие  условия:

o высокая эластичность  цен по отношению к денежной  массе,

o достаточная эластичность  цен внутреннего рынка к общемировым,

o достаточная эластичность  предложения (производства товаров   и  услуг)  по

  отношению к  ценам,

o значительная взаимозаменяемость  народнохозяйственных ресурсов  в  связи  с

  быстрым изменением  предложения.

      Современные   кейнсианцы   считают,   что    спад    производства    в

постсоциалистических  странах вызван  чрезмерным  увлечением  монетаризмом  -

нарушением  совокупного  спроса  в  результате  ограничительной   финансовой

политики.  Ключевая  проблема   по   их   понятиям   -   преодоление   спада

производства,  а  главная  угроза  для   правительства   -   безработица   и

значительное сокращение  инвестиций  в  социальную  сферу,  снижение  уровня

жизни населения. Бюджетный  дефицит,  с  которым  борются  монетаристы,  они

рассматривают в  качестве возможного позитивного стимулятора  конъюнктуры.

        Монетаристы  в  свою  очередь   замечают,   что   в   годы   расцвета

кейнсианства инфляция была невысока, а безработица велика.

         С  конца  70-х  гг.  Формируется   новое  течение  в  направленности

государственного  регулирования  экономики  -  концепция  предложения.   Она

исходит из недостаточности  использования одной лишь  финансовой  и  денежной

политики, воздействия  на  спрос  и  включение  механизма  целенаправленного

воздействия на предложение. Делается ставка на  меры  по  снижению  издержек

производства, что  приведёт к уменьшению инфляционных  ожиданий  населения  и

предпринимателей. Тем  самым снижение темпов инфляции будет  достигнуто не  за

счёт увеличения безработицы,  а  в  результате  поведения  субъектов  рынка,

ориентированных на снижение издержек. Среди типичных мер  по  стимулированию

предложения:

o сокращение подоходного  налога,

o расшивка узких  мест в производстве (в  том   числе  улучшение  маркетинга,

  повышение качества  профессионального образования),

o создание служб  трудоустройства,

o сдерживание ставок  заработной платы вплоть до  замораживания при  снижении

  налогов,

o  создание  благоприятной   атмосферы  для  предпринимательства,   особенно

  инновационного.

При условии снижения издержек кривая предложения сместится  вправо вниз  (см.

рис. 3), что означает и снижение инфляции, и рост производства. 

                                              Рис. 3

                                                [pic] 

    Использование  в качестве антиинфляционной  меры  снижение  налогов  было

подвергнуто критике  в плане сокращения налогов в  годы  инфляции.  Кейнсианцы

и другие экономисты однозначно утверждали, что  сокращение  налогов  вызовет

крупный бюджетный  дефицит,  который  в  свою  очередь  вызовет  новый  виток

инфляции.

    Однако  А.Лаффер  установил,  что  более   низкие  ставки  налогов  вполне

совместимы  с  прежними  и   даже   возросшими   налоговыми   поступлениями.

Информация о работе Государственное регулирование экономики