Государственное регулирование экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 11:34, реферат

Описание работы

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства
представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и
контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными
учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и
приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся
условиям.

Содержание

Введение....................................................................
.............................2
1. Государственное регулирование экономики с точки зрения теории.
Эволюция представлений о роли государства в экономике.................3
Причины и цели государственного регулирования экономики............5
Границы государственного регулирования экономики.........................8
Границы роста дохода
государства.........................................................9
Объекты государственного
регулирования............................................11
Средства государственного регулирования
экономики.........................13
Государственное экономическое
программирование............................16
Возможные теоретические модели осуществления государственного
регулирования...............................................................
...........................18
Механизм государственного регулирования политики цен..................20
Наблюдение и воздействие на
цены........................................................21
Установление фиксированных цен на товары и
услуги..........................22
Налогообложение.............................................................
.........................22
Государственное
предпринимательство...................................................23
2. Реалии государственного регулирования экономики.
Современные представления о государственном вмешательстве в
экономические процессы в
примерах......................................................24
И снова о целях государственного
регулирования...................................24
Регулирование Российской экономики при переходе к рынку: ошибки и
необходимые
меры........................................................................
..............26
Общие
выводы......................................................................
.........................27
Заключение..................................................................
...................................28
Список
литературы..................................................................

Работа содержит 1 файл

Государственное регулирование экономики.docx

— 62.55 Кб (Скачать)

производство,  социальная  политика  и  пр.  приносится  в  жертву  рыночным

преобразованиям.) Ярким  примером подмены целей можно  привести  выдержку  из

Правительственной программы «Реформы и развитие  экономики  в  1995  -  1997

гг.»: «Анализ выполнения программы «Развития реформы  и ... на 93 -  95  гг.»

показывает, что в  РФ были созданы основы рыночной экономики ...  государство

перестало контролировать цены на подавляющее большинство  товаров и услуг.  В

настоящее  время  свободно  формируются  хозяйственные  связи  ...  свободно

определяется  курс  рубля...»  Эти  слова  произносились  в  момент,   когда

обесценивались в  банках  вклады  граждан,  предприятия  лишались  оборотных

средств  и  хозяйственных  связей.  Следует  ещё  раз  напомнить,  что  цели

государственного  регулирования экономики - это  экономический  рост,  полная

занятость, экономическая  эффективность, стабильный уровень  цен  и  т.п.  Для

индикации процессов  в нашей  экономике  следует  установить  так  называемые

критериальные   цели:    развитие    производственных    сил,    интеллекта,

информационной базы,  научно-технического  потенциала,  предпринимательского

таланта, труда, его  мотиваций,  техники,  технологии,  энергетической  базы,

материально-сырьевой  базы,  культурной  среды.  Развитие  рыночных   реформ

должно определяться по  этим  критериям,  а  не  возведением  в  ранг  идола

капитализма без  оглядки на негативные диспропорции, разъедающие экономику  и

государство в целом. 

 Регулирование  Российской экономики при переходе  к рынку: ошибки и некоторые

                              необходимые меры. 

       Продолжить  начатую  тему  можно   множеством   примеров   из   самых

разнообразных  сфер  приложения  государственной   экономической   политики.

Разумеется,  разгосударствление  собственности  предприятий,   реорганизация

банковской  системы,  либерализация  цен  и  другие  решения  направлены  на

создание  условий  для  развития  конкуренции  и   повышение   действенности

рыночных методов  саморегулирования  и  стимулирования  производства.  Однако

поспешность    реализации    программ    приватизации    и    акционирования

госсобственности  привели не к ожидаемому наполнению бюджета  и  появлению  в

России  мощного  класса  государственников  -  собственников,  а  к  продаже

огромного по количеству и стоимости государственного имущества  по  бросовым

ценам  представителям  криминальных  структур  и   теневого   бизнеса.   Это

обусловлено как  отсутствием у населения  реальных  денег,  так  иисторически

сложившимся в стране преобладанием крупных и  очень  крупных  предприятий  с

очень дорогими основными  фондами

     То  же случилось и с банками  - попавшим  в  руки  либо  теневиков,  либо

партноменклатурного  аппарата,  совершенно  не  умеющих  делать  вложения  в

производство, зато прекрасно уловивших способы  и методы  игры  на  повышение

курса доллара, а  так же выгоды  цепочки «экспорт сырья - импорт  ширпотреба»

с оставлением всех излишков валюты за  рубежом.  Коммерческое  использование

инвестиционных денежных средств увеличивало  рублёвые  ресурсы  в  кредитно-

финансовой сфере, откуда их относительный избыток  переводился  на  валютный

рынок, подталкивая  и без того обессиленный рубль  к  экономической  пропасти.

В результате - крах банковской системы, так и не научившейся   инвестировать

развитие производственного  сектора,  однако  научившейся  заводить  частные

коллекции   произведений   искусства.   Между    тем,    создать    реальную

производственную  инвестиционную   активность   предприятий   и   ограничить

отвлечение их денежных средств  в  финансовые  операции  на  денежном  рынке

можно, изменив  критерии  функционирования  денежного  капитала.  Для  этого

следует  восстановить  государственное   регулирование   кредитно-финансовой

инфраструктуры,  сферы  вторичной  по  отношению  к   производству.   Нельзя

допускать, чтобы  банки и другие организации денежного  рынка  обогащались  за

счёт  ограничения   поступления   инвестиционных   финансовых   ресурсов   в

производственную  сферу, угнетения производства.

       В рамках государственной инвестиционной  программы:

o осуществить комплекс  мер  промышленной  политики  по  ускорению  развития

  машиностроения    ,    промышленности    стройматериалов,    капитального

  строительства,  производства товаров народного  потребления;

o придать действенность  амортизационной политике.

     Экономисты  сходятся во мнении, что для  обвального освобождения  цен   не

было  реальных  экономических  предпосылок:  конкуренции,   антимонопольного

регулирования, инфраструктуры рынка и пр. Отпустив, а точнее,  бросив  цены,

правительство   фактически   нарушило   собственное    «О    государственном

регулировании цен  и тарифов на 1992 - 1993 гг.»  Следствием  данных  решений

стал резкий скачёк  инфляции,  лишивший  предприятия  оборотных  средств,  а

население - сбережений. В условиях отсутствия конкуренции  цены из  свободных

мгновенно превратились в произвольно диктуемые продавцами, ничуть  при  этом

не стимулируя экономический  рост производства, а,  наоборот,  являясь  одной

из причин неплатежей и сокращения его объёмов.

Получилось  так,  что  цена,  являющаяся  важнейшим  экономическим   рычагом

рыночного механизма  стимулирования и регулирования  производства,  в  течение

ряда лет фактически  не  выполняя  своих  функций.  Соответственно  и  рубль

последовательно   уступал   свои   позиции   доллару.    Мировая    практика

хозяйствования свидетельствует, что при приверженности к свободе  импорта  и

экспорта, закреплённой в международных договорах и  декларируемой на  словах,

развитые страны не задумываясь вводят меры  государственного  протекционизма

при малейшей  угрозе  собственному  производителю.  И  практически  ни  одно

государство  не  допускает  при   товарообороте   хождения   внутри   страны

иностранной валюты, причём более сильной и  поэтому  более  привлекательной.

Эффект «инвестирования  России в экономику США» проявляется  в  том,  что  за

реальные  нефть,  газ,  лес  мы  получаем  необеспеченную  бумагу,   которая

навсегда останется  по большей части под подушкой или замороженной  в  банке.

Необходимость отвлечь  деньги из долларовых вложений,  собственно,  послужила

одной из причин возникновения  ГКО - попытки составить  доллару  конкуренцию,

как средству сбережения.  Инфляцию  в  наибольшей  мере  стимулирует  именно

хождение на внутреннем рынке  более  предпочтительного  средства  платежа  и

накопления. Кроме  того, многое  свидетельствует  о  том,  что  искусственная

слабость рубля - огромный подарок игрокам «сырьё - ширпотреб», а  также  для

США и других развитых стран в плане сказочной дешевизны  для  них  проведения

и поддержки любых  акций внутри РФ, выгодных им. Следовательно, без  жёсткого

удаления  доллара  административным  путём  и  замещения   его   собственным

платёжным средством  невозможно рассчитывать на успех реформ.

    В качестве  промышленной политики государства  на первое место для  вывода

экономики из  кризиса  ставится  перевод  на  дотацию  государства   цен  на

энергоносители и  железнодорожные транспортные перевозки. В  агропромышленном

комплексе необходим  сложнейший  набор  мер  стимулирования,  кредитов,  цен,

дотаций и  т.д.  В  общем  виде  вмешательство  государства  в  экономику  в

максимально возможном  виде необходимо  для  преодоления  глубокого  кризиса,

поразившего все  сферы нашей жизни. 

                                Общие выводы. 

     1.  Минимально  необходимые  границы  регулирования   реального   рынка

определяются организацией  денежного обращения,  производством  общественных

товаров и устранения  внешних  эффектов.   Максимально   допустимые  границы

вмешательства  государства  в  экономику   определяются   перераспределением

доходов,   обеспечением  некоторого  уровня   занятости,    противодействием

монополизму и инфляции, развитием фундаментальных исследований,  проведением

региональной  политики,  реализацией  национальных   интересов   в   мировой

экономике.

     2. Государство   выполняет  свои  функции,   применяя  экономические   и

административные  методы.  Они  взаимосвязаны и  вместе с тем  противоположны.

Существуют области, где применение административных методов  эффективно и  не

противоречит рыночному  механизму.

      3.  Предоставляемые   государством   общественные   товары    призваны

удовлетворять  коллективные  потребности,   которые  невозможно  измерить  в

денежной форме  и  которые  в  связи  с  этим  не  может  произвести  рынок.

Общественные товары связывают с одной стороны, коллективные  потребности,  с

другой - налоговую  и  бюджетную  политику  государства.   Для  производства

общественных товаров  государство  осуществляет  налогообложение,  которое  в

соответствии   с   критерием    Виксселля    должно     формироваться     по

прогрессивной шкале.  Структура бюджетных  расходов  должна  соответствовать

структуре спроса на общественные товары.

     4. В  некоторых  ситуациях  рыночный  механизм  не  может  автоматически

обеспечить равновесие  из-за  внешних  эффектов,   возникающих  в  процессах

рыночного производства и потребления. Государство вмешивается  в экономику  и

обеспечивает  псевдорыночное  равновесие.  Через  специальный  налог  (налог

Пигу)  оно осуществляет перераспределение доходов в  пользу  тех,  кто  несет

не учтенный рынком ущерб.  Государство вмешивается  в ценообразование,  чтобы

цена на товары и  услуги учитывали внешние эффекты. 
 

                                 Заключение. 

      Государство   может  проводить  экономическую   политику  только  в  тех

интервалах,  в  каких  она  соответствует  интересам  налогоплательщиков.  В

демократическом   обществе   неприемлема   ситуация,   когда   правительство

существует  благодаря  только  лоббированию   интересов   наиболее   сильных

обладателей финансового  капитала. В этом ракурсе весьма  симптоматичной  для

настоящего момента  является попытка создания  «параллельного  правительства»

Информация о работе Государственное регулирование экономики